Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Выбить из колеи

Сверхзадача наших дорог – оттачивать водительское мастерство. Эдуард Коноп прокатился по колеям.

Канавокопатели

Не секрет, что дороги сплошь и рядом не выдерживают нынешних нагрузок. Подтверждением тому колеи на твердом покрытии. Летом бесчисленные колеса давят теплый асфальт как тесто – он становится еще податливей и все больше напоминает море с полотен Айвазовского.

Глубже прочих мнут асфальт шины тяжеловозов – обычно в правых полосах. На середине колеи редки: разметку соблюдают лишь чудаки, потому асфальт раскатан ровно. Но левей свободу ограничили барьером, и вдоль него тоже колеи – тут по встречке не поедешь!

Под нагрузкой от тяжелых машин часто проседает само основание дороги, к современной жизни тоже не готовое. Особенно жуткие следы могучих колес в окрестностях "великих строек" – провалы, бугры, складки, трещины. Водителям легковых машин с малым дорожным просветом тут худо – расход валидола на смятенную душу выше всяких норм. Разрушение дороги ускоряет вода, стекающая в трещины, – особенно накануне мороза. Лед пучит и взламывает даже бетон.

Зимой дорога страдает и от шипов. Часто видно, что свежий, уложенный осенью, асфальт к весне источен насквозь.

Картина особенно рельефна на левой полосе, где больше господ на мощных машинах. Края таких колей из-за слабой связи разных слоев асфальта выкрашиваются – они неровные.

Путь к конюшне

Согласно анекдоту из достаточно глубокой колеи машина не выскочит – можно бросить руль и заняться другим делом. Не советуем: это возчику средь полей не грех вздремнуть с бодуна (кобылка не заблудится – интеллектом она превосходит иного "драйвера"), автомобилю же только дай волю – увезет неведомо куда!

Силы, действующие на колесо в колее
Водитель пытается ехать левым колесом по борту колеи. G – вертикальная нагрузка на колесо, N – ее нормальная составляющая, от которой зависит сила сцепления шины с покрытием, Т – сила, сталкивающая колесо с колею, О-О – ось поворота управляемого колеса.

Допустим, оба передних колеса катятся по левым бортам колей. Каждая шина несет весовую нагрузку G. Умножив ее составляющую N на коэффициент сцепления φ, получим силу сцепления шины с покрытием Nφ, а вот составляющая Т банально толкает колесо вглубь колеи. Чем круче борт, тем меньше Nφ и больше Т. Но пока Т не "пересилит" Nφ, шина не соскальзывает с наклонной поверхности: при некотором уводе она "держит дорогу". На сухом асфальте значение φ близко к 0,8 – выходит, предельный уклон, с которого шина не соскользнет, около 80%, или 38,5 градуса. Мокрый, грязный, обледенелый асфальт неизмеримо коварнее – тут и едва заметные колеи опасны. При разгоне, торможении, в поворотах запаса сил сцепления не хватает – колеса соскальзывают туда, где ниже!

Дурные наклонности

Как известно, ось поворота колеса наклонена назад. Угол ее наклона (кастер) – одно из средств динамической стабилизации машины на заданном курсе. Но наклон-то был подобран для ровной дороги, а в примере на рисунке сила Т, приложенная к колесу позади оси поворота, толкает его в колею справа, но одновременно пытается повернуть влево! Сильней это ощущается на машинах с большим кастером (обычно заднеприводных). Переднеприводные послушней – кастер у них мал, к тому же тяговая сила, деформируя шину, несколько смещает пятно контакта вперед. Для кого объяснение сложновато, пусть просто вспомнит, что в колеях машина неустойчива: руль может потянуть в одну сторону – и тут же бросить в другую! Еще хуже, если возникнут нарастающие колебания: например, съехав с левых кромок колей, колеса ударились в правые, еще сильней отскочили обратно – так недолго вовсе вылететь с дороги.

Если расстояние между колеями такое же, как между колесами, силы Т работают в унисон – и удержать машину трудней. Но не измерять же рулеткой колеи – держите надежней руль. Кстати, колеи передних и задних колес часто разные, что тоже вносит свои помехи в устойчивость машины.

Когда одно колесо в колее, а другое на ровном покрытии, реакции на руле слабей. Снижает их и усилитель, но чересчур мощный неинформативен: излишне легкое управление мешает понять, куда толкают колесо законы физики, и даже богатый опыт не всегда спасает. Мы потому акцентируем на этом ваше внимание, что при управлении современным автомобилем – комфортабельным, послушным, устойчивым – иной водитель легко переоценивает и возможности техники, и собственные. Чем мощней, динамичней машина, тем легче оказаться за гранью допустимого, а с физикой не поспоришь – ее законы действуют независимо от наших настроений!

Знатоки могут возразить: вы, мол, даете упрощенную картину... Не станем отрицать. Поведение машины зависит от великого множества нюансов – старайтесь изучить ее слабые и сильные стороны. Во многих ситуациях автомобили даже одной схемы и класса ведут себя, мягко говоря, по-разному. Ведь здесь важны малозначительные на первый взгляд нюансы. А представьте-ка, что в дело вмешивается качество шин, особенности подвески! При сравнении же совершенно разных автомобилей у вас будет еще больше вопросов.

Особые случаи

Из сухих колей выехать как будто несложно. Но когда борт колеи крут и выщерблен – берегись! Если шина резко зацепится краем протектора или боковиной за какую-нибудь выбоину, то возникшая в первый миг сила Р создаст на плече Н момент, который дополнительно "клинит" протектор в выбоине. Плечо Н в этот миг уподобится большому плечу обката – в зависимости от характера выбоины руль может дернуть так, что не каждый атлет справится! Любители ездить по бордюрам это подтвердят. Так можно и шину порвать, и машину упустить.

Силы, действующие на колесо в колее
Плечо обката колеса на ровном покрытии – h. При ударе в выбоину сила Р приложена на плече Н относительно оси поворота О-О.

В грязной или ледяной колее шине не за что зацепиться – оттого и выехать трудно, особенно если ширина колей на дороге и у автомобиля одинаковая. Тут выехать из них плавно, под острым углом не получится: колеса скользят – и вместе, парой, на горку не поднимутся. Не зря же альпинисты в связке поочередно помогают друг другу! Поступим иначе: энергично прижмем передние колеса к одной стороне колей, затем бросим к другой – и возьмем горку за счет инерции машины. Освобождать из колей задние колеса тоже лучше инерцией, не давая им проскальзывать. Увы, теорию надо дополнить моралью: эти приемы небезопасны – будьте внимательней!

Особой заботы на колейной дороге заслуживают велосипедисты, мотоциклисты, скутеристы. Здесь водителю двухколески крайне неуютно – и ехать рядом с ним на автомобиле, как минимум, неразумно – а вдруг упадет?!

Если колеи залиты водой, уже при скоростях 60–70 км/ч въезд в них требует осторожности: колесо, ухнувшее в воду первым, резко тормозит машину, грозя ее развернуть, – держите руль крепко. Под водой есть риск не заметить какой-нибудь сюрприз, а при высоких скоростях возможно и аквапланирование, когда неуправляемая машина скользит как глиссер. Но трассой пользуются не только добрые люди – вас могут просто вынудить съехать в воду. Поэтому напомним: по любой дороге, даже не залитой водой, стоит ехать с разумной скоростью!

Ссылки в тему:
Ставим на черное
Водить машину расчетливо и экономно
Перестала работать ABS
Финишная операция
Не трясите, колеса!
Не справился с управлением. Шины
Не потеряй колесо!
О балансировке
Для балансировки колес
Балансировка на столе
О давлении в шинах
Углы установки колес
На подвеске вместо опоры
Дорожный ремонт шины
Не дадим украсть колесо
Как затягивать колесные болты
Шпилька крепления колеса
Гайка ступицы переднего колеса
Разбортовка колеса
Проверка регулировки схождения
Защита покрытия колесных дисков
Окраска колесных дисков
Ключ для регулировки схождения колес
Для сохранения шин
Если вулканизируешь камеру
Накачать бескамерную шину
Разбортовка колеса
Чтобы не застрять
Без запаски
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное