Ага, а не все, оказывается, отсыпаются
и оттягиваются на праздники, которых в январе как никогда много. Оказывается,
некоторые в перерывах еще и рассылку читают. И даже шлют свои замечания,
пожелания и заказы. И вот, выполняя просьбу, давайте сегодня я расскажу
о правилах оформления стихотворного текста. Я думаю, сие будет довольно-таки
полезно, ибо текст такой относится к сложным и специальным видам. Оформлять
его, следовательно, тоже надо сложно и специально.
Итак, стихотворения.
Разбивка
на строки
Состоят стихотворения из строф, это то же самое, что
куплеты в песнях. Каждая строчка стихотворения называется стихом.
Это чтоб вы знали и не пугались, когда я эти слова употреблять начну.
Как-то сложилось в стихотворной традиции, что каждый стих начинается
с большой буквы. Правда, в последнее время это, как вы сами видите,
не так однозначно и стоит лишний раз свериться с оригиналом, но по отношению
к классике все же действует.
Начальная строка стихотворения в подавляющем большинстве случаев набирается
без абзацного отступа. Хотя случаи, как и авторы, бывают разные, поэтому
если в оригинале на сей счет есть спецуказания, следуйте им. Вот, например,
строфы стихотворения Ф. Г. Лорки "Как улитка отправилась путешествовать
и кого она встретила в пути" начинаются с абзацным отступом:
Воздух
тихого утра
как-то по-детски нежен,
протягивают деревья
руки свои к земле.
Колеблющимся туманом
покрылись поля и посевы,
и в воздухе ткут шелковинки
пауки для своих сетей -
сверкающие дорожки
на голубом стекле.
И,
естественно, ложка дегтя
Как я уже говорила, строфы состоят из стихов. Обычно строфа имеет такой
вид, словно все строки в ней начинаются от воображаемой вертикальной
линии. Но в конечном счете внешний вид строфы определяется автором.
Может быть так:
Нежнее нежного лицо твое,
Белее белого твоя рука,
От мира целого ты далека,
И все твое - от неизбежного.
(О.
Мандельштам)
Или так:
Сидел рыбак веселый
На
берегу реки,
И перед ним по ветру
Качались
тростники.
(М.
Лермонтов)
Или вот так:
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном
сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые
облака.
(С.
Есенин)
Иногда рифмованная (или не очень) стихотворная строка размещается в
двух, трех и более типографских строках уступами или просто все больше
сдвигаясь от общей левой вертикальной линии (флаговое расположение).
Классический пример - это стихи Маяковского, но, позвольте, я буду цитировать
не их:
Вот так:
Чем я плачу за улыбку твою,
я любопытству людей
не
отвечу.
Лишь содрогнусь
и
глаза притворю,
если лицо мое
в
зеркале встречу.
(Б.
Ахмадулина)
Или так:
Слушай, сын, тишину -
эту мертвую зыбь тишины,
где идут отголоски ко дну.
Тишину,
где немеют сердца,
где не смеют
поднять лица.
(Ф.
Г. Лорка. Тишина)
И
даже так:
Люб-
(Руки
разбросаны.
Губы
закушены.
Волосы
скомканы.)
лю!
(Стены
расходятся.
Звезды,
качаясь,
врываются
в комнаты.)
(Р.
Рождественский)
Если в середине стиха начинается прямая речь, обычно ее переносят на
следующую строку, которую начинают от правого края предшествующей. Да
вот, смотрите сами:
Промолвил первый:
-
Вот моя рука,
но все ж не пейте столько коньяка -
И встал второй и попросил прощенья.
(Б.
Ахмадулина)
Если прямая речь заканчивается в середине стиха, поступают точно так
же:
Достаточно дешевизн:
Рифм, рельс, номеров, вокзалов...
- Любовь, это значит: жизнь. -
Нет, иначе называлось
У древних...
-
Итак? -
Лоскут
Платка в кулаке, как рыба.
(М.
Цветаева. Поэма конца)
Разбивка
на строфы
Между собой строфы не должны сливаться. Они могут отделяться друг от
друга:
пробелами размером с основной кегль (возможны колебания от 0,5 до
1,5 кегля при технической необходимости);
смещением строф по вертикали - влево или вправо. В этом случае можно
обойтись и без отбивки строф друг от друга. Но помните, что размер
втяжки и разница в отступах должны быть не меньше кегельной;
отделением строф цифрами (римскими или арабскими) или звездочками.
Евгения Онегина, надеюсь, все помнят? Только помните, что эти цифры
или звездочки должны сверху отбиваться больше, чем снизу.
Иногда нумеруются и отдельные строки. Это, конечно, не то чтобы очень
традиционный способ, но он бывает необходим в длинных стихотворениях,
особенно когда в конце книги помещены комментарии или примечания к ним.
Нумеруется обычно каждый пятый стих в своем начале цифрой без точки
самого маленького кегля.
Расположение
вообще...
Стихи обычно располагаются по центру страницы. Вернее, на ее центральной
оси. Оговариваюсь для того, чтобы вы не вздумали выравнивать их по центру.
Это, может, и будет довольно симпатично, но не совсем верно. И даже,
не побоюсь этого слова, совсем не...
Если стихотворение находится внутри прозаического текста, оно обычно
отбивается пустыми строками сверху и снизу. Достаточно будет отбивания
на одну пустую строку.
Если стихотворение не умещается в заданном формате, это совсем даже
не беда: то, что не уместилось, просто переносится на следующую строку
(только целыми словами, конечно) и располагается у правого края набора.
Если есть такая необходимость, строфы можно переносить со страницы
на страницу, но только если на первой странице осталось не меньше двух
строк.
...
и в частности
Вообще-то я имею в виду расположение фамилий автора, переводчика, указаний
даты и места написания стихотворения.
Если фамилия автора находится после стихотворения, то она располагается
обычно под последней строкой справа.
Фамилия переводчика при этом ставится слева.
Дата и место указываются под последней строкой слева перед фамилиями
автора и переводчика.
Вот, собственно, пока и все. Надеюсь, что не очень сильно надоела и
очень сильно пригодилась. Письма принимаются все
там же.
Эта рассылка является составной частью проекта "СообЧа - СООБщество
ЧАйников". Сайт здесь: http://www.soobcha.nsk.su.
Кто не видел, обратите внимание. Там, кстати, снег сыплется. Кое для
кого это, может, ничего и не значит, а я вот тут зимую, как говаривал
Вишневский, "снега белого не видя". Так что если вдруг проникнитесь
идеей и захотите помочь, например, сообчество только обрадуется.
Поздравляю со всеми возможными и невозможными праздниками.
Желаю всем удачи, счастья и побольше чувства юмора по отношению к себе.