Давайте я сегодня поговорю о некоторых правилах верстки и, в частности, о применении их к "черточкам" ≈ как некоторые (совсем неправильно, кстати) называют дефисы и тире.
Увы, для некоторых является сюрпризом ≈ надеюсь, что все-таки приятным :-))) ≈ сам факт существования определенных правил верстки. А если вы все-таки еще не успели обрадоваться, попробуйте найти массу положительных сторон в этом деле. Например:
во-первых, эти правила, как и все другие, можно нарушать (чем многие с удовольствием занимаются);
во-вторых, когда вы все-таки их будете соблюдать, это принесет ни с чем не сравнимое удовольствие всем читателям и почитателям ваших трудов на верстальном поприще;
в-третьих,...
Э-э, нет, остальные положительные стороны придумайте сами. :-)))
Раньше за соблюдением правил верстки во всех уважающих себя издательствах день и ночь следил штат корректоров и технических редакторов, но сейчас, похоже, на всех их хватать перестало и приходится пользоваться услугами "дизайнеров". Конечно, уж так устроен человек, что очень важно подать ему материал красиво и разноцветно, но что делать, если читателя начинает раздражает неудачный выбор кегля, гарнитуры, интерлиньяжа, огромное количество переносов подряд? Неужели вы думаете, что, кроме вашей продукции, он не найдет себе почитать ничего более приятного для зрения? Скажу больше: иногда создается ощущение, что многие издательства просто задались маниакальной целью изничтожить читателя как класс. Совершенно забывая при этом, что если у него от обилия самых разных цветов, шрифтов и прочей не поддающейся описанию "красоты" глаза на лоб вылезут и на свое место вернуться не захотят ни за какие коврижки, его можно смело считать потерянным для чтения человеком. И никакие очки не !
помогут. А разве эту цель мы преследуем? Я вот почему-то думала, что прямо противоположную.
Напомню: есть такое слово, как удобочитаемость. Кто не знает, что оно означает, пусть попробует догадаться сам. :-)))
Печально, что раньше обязательные для всех, сейчас правила набора и верстки носят рекомендательный характер. Но если вы заботитесь об этой самой удобочитаемости и реноме издания, наверное, соблюдать их все-таки надо.
Вступление будем считать законченным.
Теперь собственно о "черточках".
Итак, черточки бывают: дефисами, длинными тире и короткими тире (оно фактически является знаком "минус"). Не мешало бы их различать и называть своими именами, которые для того и придуманы. :-))
Дефис. Кто не знает, как дефис выглядит, может ликвидировать свою безграмотность, посмотрев на знак переноса. :-)) С дефисом все просто: он пробелами от слова не отбивается и пишется там, где это предусмотрено языком. Можно только позавидовать тем, кто этих правил не знает: им открываются просто огромные просторы для самосовершенствования. :-))))
Короткое тире, или знак "минус", ставится обычно между цифрами для обозначения периода "от и до": 1990√2000 гг., и пробелами не отбивается. Здесь, вообще-то, раньше полагалось тире, но теперь допускается и "минус", тем более, что с ним вся эта конструкция выглядит гораздо компактнее и симпатичнее. Но только помните, что если имеется в виду не "от и до", а "примерно", то ставится не короткое тире, а дефис: "2-3 штуки".
Длинное тире, в отличие от короткого, ставится между словами и, в отличие от дефиса, пробелами с обеих сторон отбивается. Но чтобы оно вместе с полагающимися ему пробелами не расползалось на полстроки, можно использовать "тонкую шпацию", то есть пробел малой ширины. Или неразрывный пробел, который вообще является очень полезным знаком и особенно уместен перед тире, учитывая тот факт, что в середине предложения тире не должно переходить на следующую строку и начинать ее.
Как "сделать" шпацию? Это, кстати, может пригодиться и при верстке формул, где cos "чего-то там" положено разделять тонкой шпацией.
"Тонкой шпацией" принято называть пробел, равный 25% основного кегля.
"Полукруглой шпацией" называют пробел, равный 0,5 (или 50%) основного кегля.
"Круглой шпацией" называют пробел, равный кегельной.
В PageMaker для этого предусмотрены "горячие" клавиши, я их привела ниже.
Если же необходимо вставить минимальный пробел, то можно использовать такой прием: вставляем неразрывный пробел и делаем из него надиндекс или подинденкс. Как правило редактора это вполне удовлетворяет.
Конечно, использовать эти знаки правильно ≈ это значит обрекать себя поначалу, пока не привыкнете, на легкую головную боль. Уж куда проще использовать одни дефисы! Заголовки, правда, смотрятся довольно дико и появляются мысли о некоторой косорукости наборщика, но стоит ли обращать внимание на такие мелочи? :-)))
Критерии удобочитаемости текста формировались веками. Печатный знак, слово, предложение, абзац, страница имеют сложившийся образ, стереотип восприятия, который читатель хочет распознавать легко, без ненужных дополнительных усилий. Набор и верстка должны создавать такой образ, а не разрушать его разными отклонениями от стандарта: они только отвлекают и мешают сосредоточиться на содержании. Удобочитаемость текста выражается легким переходом глаза со строки на строку, быстрым отысканием нужного абзаца или главы, хорошей различимостью знаков шрифта. При этом глаз не утомляется, скорость чтения становится выше, восприятие содержания приближается к оптимуму.
Вот, собственно, пока и все. Если у вас есть какие-либо мнения по поводу всего вышесказанного или вопросы ≈ пишите. Адрес: emly@mail.ru.
Эта рассылка является составной частью проекта "СообЧа - СООБщество ЧАйников". Сайт находится по адресу http://www.soobcha.com/. Там можно подписаться, пообщаться, позадавать вопросы и найти еще что-нибудь полезное, потому что настоящий чайник всегда и везде найдет что-нибудь полезное для себя. :-))) Или почти всегда и везде. А когда вы узнаете что-то новое, то приобретаете дополнительную возможность сохранить за собой гордое звание "чайника".