Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

СообЧа. PageMaker.

  Все выпуски  

СообЧа. PageMaker. Буквица. Шрифты


Информационный Канал Subscribe.Ru


СообЧа. PageMaker

# 46
30.04.02

 Буквица. Шрифты


Всем привет!

    Сегодня разговор наш о буквице. Всем понятно, что текст довольно часто нуждается в различных украшениях - они не только делают его праздничным и запоминающимся, но и помогают ему быть структурированным. И вот одним из таких украшений является буквица. Применяться она начала задолго до начала книгопечатания: у тогдашних переписчиков книг не было под рукой сегодняшнего количества шрифтов, да и почетная профессия книжного иллюстратора еще не появилась, и монахи, дабы несколько разнообразить процесс переписывания и украсить текст, превращали первую прописную букву на странице в настоящее произведение искусства, а свой маленький шедевр ласково называли "буквицей".

    Существует три вида буквиц: поднятые, опущенные и висячие. Они уже не настолько шедевральны, как прежние, монашеские, но да ведь и делать их гораздо проще. Особенно средствами PageMaker.


    Поднятые буквицы

    Нет ничего проще. Просто увеличиваете кегль первой буквы абзаца, но значение интерлиньяжа устанавливаете фиксированное - необходимое для основного текста. Поднятая буквица зрительно увеличивает отбивку перед абзацем, что вполне оправданно, потому что она оформляет не простые абзацы, а логические разрывы в тексте, и поэтому чаще всего встречается в начале колонки или страницы.

    Опущенные буквицы

    Самые простые из них создаются дополнением Создать буквицу (меню Сервис) - здесь вам будет достаточно указать, чему будет равна ее высота в строках. Если вы хотите, чтобы буквица была оформлена какой-то особо декоративной гарнитурой, сделайте это до запуска дополнения. А после того, как буквица будет создана, обратите внимание на переносы в этом абзаце, потому что дополнение отключает режим переноса, вставляя вместо переносов знак перехода на новую строку (Shift + Enter). Кроме того, это дополнение увеличивает кегль буквицы, смещает ее базовую линию вниз, справа от буквицы устанавливает позицию табуляции. Все это я вам говорю, чтобы вы могли откорректировать результаты всех этих действий, если они покажутся вам не слишком "симпатишными".

    Висячие буквицы

    Они находятся слева от текста абзаца, как бы уже на поле, и делаются так же, как и висячие знаки пунктуации: перед будущей буквицей вставляется пробел, для него и следующего символа выполняется кернинг с помощью клавиш Alt+стрелка влево, и первая буква абзаца оказывается как бы "вытянутой" из текста. Ее кегль увеличивается и базовая линия, если вы того хотите, может быть смещена вниз.


    Часть вторая, общеразвивающая

    Продолжаем давно начатый разговор о шрифтах. Как и обещано, сегодня рассмотрим шрифты, формирующие стандарт. Все они были разработаны до появления компьютеров, но по сей день широко используются в издательском деле. Не претендуя на полноту охвата, представлю семь основных шрифтов:

  • Baskerville многие считают одним из самых красивых шрифтов. Он был создан приблизительно в 1760 году Джоном Баскервиллем, британским каллиграфом, и имеет сегодня много версий. В отличие от современного ему шрифта Caslon, Baskerville олицетворял движение вперед. Это шрифт переходного стиля, более точный, чем романские шрифты "старого стиля". Baskerville - широкий шрифт и поэтому требует большего интерлиньяжа. Выглядит лучше на гладкой бумаге.
  • Caslon - самый известный из прямых шрифтов "старого стиля". Многие печатники считали, что Caslon, разработанный в XVIII веке англичанином Вильямом Каслоном, является в печатном деле шрифтом номер один. Существовало правило: "Если сомневаешься, используй Caslon". Его прописные буквы очень широкие, а часть вершины заглавной "А" срезана, что считается главной отличительной особенностью этого шрифта, который до сих пор используется очень широко.
  • Bodoni - красивый, уравновешенный, немного строгий, с заметной разницей в толщине штрихов и с четкими засечками. Шрифт выглядит лучше на глянцевой бумаге и должен быть отпечатан очень тщательно. В большом количестве читать его трудновато, а полужирном начертании - еще и некрасиво.
  • Clarendon впервые появился в Англии в середине XIX века. Он занимает позицию между шрифтами с прямоугольными засечками и романскими шрифтами "старого стиля". Засечки тяжелые, как у египетских шрифтов, и соединены с основным штрихом плавной изогнутой линией, как у романских шрифтов "старого стиля".
  • Garamond был назван в честь своего создателя - француза Клода Гарамона, жившего в конце XVIII века. Несмотря на нестандартные засечки, шрифт красив и удобочитаем. Он довольно узкий, с маленькой высотой строчных букв, и текст им может набираться довольно плотно.
  • Helvetica. В 1957 году в Европе были созданы сразу три знаменитых готических шрифта: во Франции - Universe (Адриан Фрутигер), в Германии - Folio (Конрад Бауэр и Уолтер Баум) и в Швейцарии - Helvetica (Макс Майдингер и Эдвард Хоффман). Эти шрифты, четкие и даже немного резкие, очень похожи друг на друга, но убористость Helvetica приобрела наибольшую популярность. Как и у всех новых готических шрифтов, окружности символов этого шрифта имеют слегка квадратную форму, а разница в толщине штрихов минимальна.
  • Times Roman, называемый также Times New Roman или New Times Roman, был разработан Стэнли Моррисоном в Лондоне в 1931 году специально для газеты The Times и использовался ею до 1975 года. Он считается шрифтом XX века и подходит для всех дизайнерских работ, хотя является скорее шрифтом основного текста, а не выделительным. Это романский шрифт с четкими засечками, относящийся к шрифтам переходного стиля. Большая высота строчных букв шрифта требует увеличенного интерлиньяжа. Times Roman был первым газетным шрифтом, но сейчас чаще используется в качестве книжного и журнального. Наверное, связано это с тем, что Times Roman требует качественного оттиска, а много ли газет могут этим похвастаться?
  • Так что, как сами видите, каждый шрифт имеет свое лицо, характер и историю.


    Вот, собственно, и все.

По-прежнему жду ваших писем и благодарю за отзывы. 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное