Сегодня разговор
наш о буквице. Всем понятно, что текст довольно часто нуждается в различных
украшениях - они не только делают его праздничным и запоминающимся,
но и помогают ему быть структурированным. И вот одним из таких украшений
является буквица. Применяться она начала задолго до начала книгопечатания:
у тогдашних переписчиков книг не было под рукой сегодняшнего количества
шрифтов, да и почетная профессия книжного иллюстратора еще не появилась,
и монахи, дабы несколько разнообразить процесс переписывания и украсить
текст, превращали первую прописную букву на странице в настоящее произведение
искусства, а свой маленький шедевр ласково называли "буквицей".
Существует три вида
буквиц: поднятые, опущенные и висячие. Они уже не настолько шедевральны,
как прежние, монашеские, но да ведь и делать их гораздо проще. Особенно
средствами PageMaker.
Поднятые
буквицы
Нет
ничего проще. Просто увеличиваете кегль первой буквы абзаца, но значение
интерлиньяжа устанавливаете фиксированное - необходимое для основного
текста. Поднятая буквица зрительно увеличивает отбивку перед абзацем,
что вполне оправданно, потому что она оформляет не простые абзацы, а
логические разрывы в тексте, и поэтому чаще всего встречается в начале
колонки или страницы.
Опущенные
буквицы
Самые простые из
них создаются дополнением Создать буквицу (меню Сервис)
- здесь вам будет достаточно указать, чему будет равна ее высота в строках.
Если вы хотите, чтобы буквица была оформлена какой-то особо декоративной
гарнитурой, сделайте это до запуска дополнения. А после того, как буквица
будет создана, обратите внимание на переносы в этом абзаце, потому что
дополнение отключает режим переноса, вставляя вместо переносов знак
перехода на новую строку (Shift + Enter). Кроме того, это дополнение
увеличивает кегль буквицы, смещает ее базовую линию вниз, справа от
буквицы устанавливает позицию табуляции. Все это я вам говорю, чтобы
вы могли откорректировать результаты всех этих действий, если они покажутся
вам не слишком "симпатишными".
Висячие
буквицы
Они находятся слева
от текста абзаца, как бы уже на поле, и делаются так же, как и висячие
знаки пунктуации: перед будущей буквицей вставляется пробел, для него
и следующего символа выполняется кернинг с помощью клавиш Alt+стрелка
влево, и первая буква абзаца оказывается как бы "вытянутой"
из текста. Ее кегль увеличивается и базовая линия, если вы того хотите,
может быть смещена вниз.
Часть
вторая, общеразвивающая
Продолжаем давно начатый
разговор о шрифтах. Как и обещано, сегодня рассмотрим шрифты, формирующие
стандарт. Все они были разработаны до появления компьютеров, но по сей
день широко используются в издательском деле. Не претендуя на полноту
охвата, представлю семь основных шрифтов:
Baskerville
многие считают одним из самых красивых шрифтов. Он был создан приблизительно
в 1760 году Джоном Баскервиллем, британским каллиграфом, и имеет сегодня
много версий. В отличие от современного ему шрифта Caslon, Baskerville
олицетворял движение вперед. Это шрифт переходного стиля, более точный,
чем романские шрифты "старого стиля". Baskerville
- широкий шрифт и поэтому требует большего интерлиньяжа. Выглядит лучше
на гладкой бумаге.
Caslon
- самый известный из прямых шрифтов "старого стиля". Многие
печатники считали, что Caslon, разработанный в XVIII веке англичанином
Вильямом Каслоном, является в печатном деле шрифтом номер один. Существовало
правило: "Если сомневаешься, используй Caslon". Его прописные
буквы очень широкие, а часть вершины заглавной "А" срезана,
что считается главной отличительной особенностью этого шрифта, который
до сих пор используется очень широко.
Bodoni
- красивый, уравновешенный, немного строгий, с заметной разницей в толщине
штрихов и с четкими засечками. Шрифт выглядит лучше на глянцевой бумаге
и должен быть отпечатан очень тщательно. В большом количестве читать
его трудновато, а полужирном начертании - еще и некрасиво.
Clarendon
впервые появился в Англии в середине XIX века. Он занимает позицию между
шрифтами с прямоугольными засечками и романскими шрифтами "старого
стиля". Засечки тяжелые, как у египетских шрифтов, и соединены
с основным штрихом плавной изогнутой линией, как у романских шрифтов
"старого стиля".
Garamond
был назван в честь своего создателя - француза Клода Гарамона, жившего
в конце XVIII века. Несмотря на нестандартные засечки, шрифт красив
и удобочитаем. Он довольно узкий, с маленькой высотой строчных букв,
и текст им может набираться довольно плотно.
Helvetica.
В 1957 году в Европе были созданы сразу три знаменитых готических шрифта:
во Франции - Universe (Адриан Фрутигер), в Германии - Folio (Конрад
Бауэр и Уолтер Баум) и в Швейцарии - Helvetica (Макс Майдингер и Эдвард
Хоффман). Эти шрифты, четкие и даже немного резкие, очень похожи друг
на друга, но убористость Helvetica приобрела наибольшую популярность.
Как и у всех новых готических шрифтов, окружности символов этого шрифта
имеют слегка квадратную форму, а разница в толщине штрихов минимальна.
Times
Roman,
называемый также Times New Roman или New Times Roman, был разработан
Стэнли Моррисоном в Лондоне в 1931 году специально для газеты The Times
и использовался ею до 1975 года. Он считается шрифтом XX века и подходит
для всех дизайнерских работ, хотя является скорее шрифтом основного
текста, а не выделительным. Это романский шрифт с четкими засечками,
относящийся к шрифтам переходного стиля. Большая высота строчных букв
шрифта требует увеличенного интерлиньяжа. Times Roman был первым газетным
шрифтом, но сейчас чаще используется в качестве книжного и журнального.
Наверное, связано это с тем, что Times Roman требует качественного оттиска,
а много ли газет могут этим похвастаться?
Так что, как сами видите,
каждый шрифт имеет свое лицо, характер и историю.
Вот, собственно, и все.
По-прежнему жду ваших писем
и благодарю за отзывы.