Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Программирование на Delphi с нуля: Алгоритмы и программы, Pascal


Программирование на Delphi с нуля :: Выпуск третий

Прочитать выпуск на сайте
Здравствуйте, друзья!
От авторов

Дорогие читатели! Мы опять рады Вашей активности! Нам прислали решения 225 человек!
Настал судный час Maillist: т.к. на нём почти нет читателей, мы перестаём его использовать (сегодня последний выпуск). Всем пользователям Maillist необходимо зарегистрироваться на content.mail.ru (ссылка откроется в новом окне).
Убедительная просьба ко всем читателям: пригласите своих друзей, знакомых, родственников (короче, всех, кого знаете) подписаться на нашу рассылку! Мы Вам будем очень благодарны!

Новости сайта

Внимание! На нашем сайте произошли проблемы с форумом: часть пользователей была удалена. Из них несколько восстановлены. Если Ваш аккаунт не восстановлен, зарегистрируйтесь заново.
Форум Регистрация

Статистика подписчиков

content.mail.ru : 529
subscribe.ru : 36
maillist.ru : Больше не используем!!!!!
Данные на момент выхода рассылки (23.06.2006 21.00)

Основы Информатики.
Урок 3.Алгоритмы и программы. Правила их написания.

Алгоритм - это понятное и точное предписание действий, направленных на достижение указанной цели или решение поставленной задачи.

    Свойства алгоритма
  1. Понятность
  2. Дискретность (несколько шагов)
  3. Определённость (каждый шаг однозначен)
  4. Результативность (шаг приводит к какому-либо результату)
  5. Массовость (применяется для ряда задач)
    Способы представления алгоритма
  1. На языке (естественном [разговорном])
  2. Графическое (блок-схема)
  3. На специальном языке (языке программирования)

Программа - это алгоритм, записанные на специальном языке.
К правилам написания программ мы вернёмся позже. А сейчас:

Основы языка Pascal.

Мы долго думали, как начать эту тему и решили: сразу после программ и алгоритмов. Приступим!
Историю языка Pascal рассказывать не будем - это займет больше времени и сил. К тому же, если Вам интересно, Вы можете прочитать её в интернете. Скажем одно: это один из самых простых языков программирования, который сейчас постоянно используется, НО для него всё таки есть некоторые правила.

Синтаксис языка Pascal
  • Некоторая последовательность действий выделяется зарезервированными словами begin...end
    Зарезервированными называются слова (операторы), которые нельзя использовать в качестве названий переменных. В редакторе Delphi они выделяются жирным чёрным цветом.
    Переменная - ячейка (область) памяти, в которой хранятся какие-либо данные.
  • После почти всех операторов (комманд) ставится точка с запятой ( ; )
  • В начале программы объявляются переменные, которые будут использованы в программе
  • Имена переменных могут состоять из английских букв, цифр, знака подчёркивания ( _ ) и начинаться не с цифры.
    Подробнее о правилах записи будем говорить позже.
    Основные операторы
    Мы не будем рассматривать написание программ на языке Pascal, только его основы. Написание начнём изучать сразу в Delphi.
  • var - раздел объявления переменных (зарезервированное слово)
  • begin - начало блока каких-либо действий (зарезервированное слово). После begin точка с запятой НЕ ставится!
  • end - конец блока каких-либо действий (зарезервированное слово). После end точка с запятой ставится, если закончился блок действий; если конец программы - ставится точка!
  • / Деление
  • * Умножение
  • + Сложение
  • - Вычитание
  • div челая часть от деления: 5 mod 3 = 1, (зарезервированное слово)
  • mod остаток от деления: 5 mod 3 = 2, (зарезервированное слово)
    Основные функции
  • Тригнометрические: sin(angle), cos(angle). angle - переменная, в которой находится число. Ф-ции определены только до 180 градусов!
  • sqrt(number) - квадратный корень, sqr(number) - квадрат числа. number - переменная с числом.
    Типы переменных
      Список основных типов (для Delphi)
    1. integer, int64 - целочисленные (целые числа)
    2. real, extended - вещественные (нецелые числа)
    3. string - строка (зарезервированное слово)
    Подробнее о типе string мы будем говорить через несколько уроков. А пока - объясним разницу integer и real.
     integer   Cardinal   int64   real   extended 
    Нецелые числа нет нет нет ДА ДА
    Значения -2 147 483 648..2 147 483 647 0..4 294 967 295 -2^63..2^63-1 5.0 x 10^-324 .. 1.7 x 10^308 3.6 x 10^-4951 .. 1.1 x 10^4932
    Значащие цифры --- --- --- 15-16 19-20
    Внимание! Значения указаны для Delphi, а не Pascal'я. Более подробную информацию можно посмотреть в справке (если нет проблем с английским языком).
    Из таблицы понятна разница в максимальных значениях и свойствах типов.
    Теперь несколько слов о том, как использовать какие типы.
    В параметрах для большинства функций (с числами) можно указывать нецелые, НО div и mod работают ТОЛЬКО с целыми числами! Их синтаксис также несколько отличен: для большиства ф-ций используются параметры в скобках, но эти записываются так: 12 mod 7. Т.е. до и после ставятся пробелы.
    Тригонометрическим функциям и функциям корень квадратный и квадрат в скобках можно указывать любые из этих пяти (даже больше) типов. Результат этих функций - вещественное число.
    Но как тогда из нецелого сделать целое? Конечно, есть округление!
  • round - округляет по правилам округления
  • trunc - отбрасывает дробную часть
    В скобках для обеих ф-ций указывается вещественное число.
    Оператор присваивания
    Для присваивания переменной значения используется оператор присваивания -  :=   - двоеточие равно. Пишется слитно (без пробела между : и =)
    Объявление переменных
    Просто покажем пример - из него всё ясно.
    var
        VariableName1 : integer;
        VariableName2 : real;
        ...
        VariableNameN : string;
    Т.е. пишется var, затем (можно на той же строчке через пробел) имя переменной, двоеточие, тип переменной. Можно группировать переменные по типам (var a,b,c : real;). После типа ставится точка с запятой; сразу после неё можно писать новые переменные, но это неправильно (через несколько уроков объясним).

    Заключение

    На сегодня всё! Можно было бы рассмотреть примеры, но мы не стали связывать среду разработки с языком (что оказалось довольно сложно). В следующий раз рассмотрим среду разработки Delphi и некоторые её визуальные компоненты. Наверно, напишем небольшую программку.
    Если у Вас стоит Delphi 7 - ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!
    Если более ранние, но старше Delphi 4 - нормально (я работал с Delphi5, Delphi6, Delphi7, немного с Delphi4 и представляю их интерфейс).
    Если у Вас Delphi 2005 или Delphi 2006 (BDS 2006) - очень не хорошо, если Вы не работали с предыдущими версиями. Учить мы будем по более ранним версиям. Рекомендуем поставить.
    Скачать неполную версию Delphi7 можно здесь: ftp://ftpd.borland.com/download/delphi/d7/Delphi7TrialInstall.exe (170 MB; полная - 210 MB)
    По поводу ключа пишите сюда: admitr@yandex.ru. Тема: "Delphi7Keygen".
    Внимание! Это не знакомый нам человек. Просто увидели где-то его объявление и взяли на заметку. Ключ высылает рабочий (у меня версия с рынка, но к скачанной ключ тоже подходит).
    Внимание! Следующий выпуск выйдет 3 или 4 июля!

    Задание #3

    Задание на сегодня - запомнить материал и задать нам вопросы!! Обязательно напишите нам в гостевую, нужны ли задания и понятны ли Вам уроки! Заранее благодарны!

    Решение задания #2

    1. Максимальное число: 3999=MMMCMXCIX
    2. 444=CDXLIV
    3. 793=DCCXCIII
    4. 3275=MMMCCLXXV
    5. 1888=MDCCCLXXXVIII
    6. 396=CCCXCVI
    7. MM=2000
    8. CD=400
    9. LXXVII=77
    10. CXXXI=131
    11. CLX=160


    Если Вы нашли ошибку (орфографическую или ещё какую-нибудь), убедительная просьба написать нам.
    Прочитать выпуск на сайте
    ©TheDelphi Team, 2006. При использовании материалов ссылка на http://thedelphi.t35.com обязательна!

  • В избранное