Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Усилители интеллекта: теории, эксперименты, технологии


Усилители интеллекта: теории, эксперименты, технологии

Фрактальный интеллект

article91944.jpg

Люблю наблюдать удивлённо, как в детстве когда-то,
Боясь шевельнуться, пока интерес не исчез –
Мороз на оконном мольберте в багрянце заката
Узором фракталов рисует свой сказочный лес… / И.Лукина

Уважаемые любители интеллектуальных программ!

У человека - и не только - мышление самоподобно, фрактально. в том числе - и на самых нижних уровнях. принцип обратной связи от слоёв распознавания к слоям восприятия. Психолог Терри Маркс-Тарлоу в книге "Вуаль души" (США, 2006) утверждает, что субъективная граница человеческого сознания, его "психе" имеет фрактальные свойства. То есть, граница "Я" человека не похожа на гладкие и округлые стенки пузыря, каким его изображают экстрасенсы, а имеет изрезанную фрактальную поверхность - конечно, если можно говорить о "поверхности сознания". Свою идею она подкрепляет обширным изложением примеров из своей психотерапевтической практики, прослеживая, как пациенты оперируют понятием "Я", как они различают в своей психике "свое" и "чужое". Маркс-Тарлоу объясняет фрактальность границ сознания способностью людей к рефлексии: мы знаем, что нас воспринимают другие люди и стремясь понять, что именно они о нас думают, мы создаем в своем сознании модель сознания другого человека, в котором присутствует отражение нашей собственной личности. Это отражение фрактально подобно всей нашей личности. Далее можно выйти на очередной виток рефлексии - и мы получим еще один каскад взаимных отражений и т.д. В совокупности получается сложная фрактальная структура личности. Маркс-Тарлоу считает, что из-за сложности этой структуры человек в ней может буквально запутаться, что приводит к личностным и психическим расстройствам.

В 2001-м году психолог Гилден опубликовал статью, в которой анализировал типичные шумы, возникающие в любых когнитивных экспериментах на скорость восприятия и распознавания. Например, испытуемым показывают перевернутую букву и замеряется время, необходимое человеку на правильное распознавание. До сих пор эти шумы списывались на случайные, не представляющие интерес факторы - то есть, они считались белым шумом. Гилден пригляделся к ним внимательно и обнаружил, что шумы в психологических экспериментах не белые, а розовые, то есть, имеют спектр, очень близкий к 1/f.    

В 1975 году исследователи Восс и Кларк опубликовали работу, в которой излагались результаты исследования спектра различных звуков, порожденных человеком - речи и музыки. Идея такого исследования принадлежала Ричарду Воссу, который еще будучи студентом занимался разработкой и проверкой генераторов шума. Однажды он в воткнул в анализатор спектра вместо генератора шума провода от обычного радиоприемника. И с удивлением обнаружил, что усредненный спектр (речь, музыка) соответствует 1/f, то есть, является розовым шумом.
Дальнейшие исследования показали, что розовый спектр имеет музыка множества различных стилей - от классической и русской народной до джаза и группы Битлз.

Восс объяснял соответствие спектров тем, что музыка как вид творчества отражает природу (так считали древние греки). И если для природы и мира естественно изменение во времени со спектром 1/f, то таким же спектром должна обладать и порожденная людьми музыка.

Роман Уфимцев: "Определенно, складывается впечатление, что розовый шум весьма характерен для человеческого сознания. И с точки зрения теории самоорганизующейся критичности в этом нет ничего странного: человек и его сознание представляют собой, возможно, сложнейшую самоорганизующуюся систему в природе. А поскольку такие системы стремятся к критическому состоянию, человек и его сознание также стремятся к нему (если не мешают физические и психические расстройства). Это приводит к вездесущим проявлениям розового шума в человеческом разуме и поведении.
Но если розовый шум настолько характерен для индивидуального сознания, то если коллективное сознание реально существует, оно также должно генерировать розовый шум в различных своих проявлениях. Может быть, этим и объясняется 1/f-спектр в динамике продаж и, например, в колебаниях интенсивности городского дорожного движения? Может быть, эти и другие розовые спектры колебаний в социальных системах являются результатом действия коллективного сознания - реально существующего, наделенного своим разумом, своим сознанием? ...

В "Опусе 1/F" была вскользь затронута тема оптимального состояния сознания человека. Это критическое состояние сложной системы, каковой является наш разум. Следует думать, что именно оно обладает максимальной эффективностью - не случайно нормально работающий мозг стремится к нему. И такое состояние отличается 1) спектром динамики параметров 1/f, и 2) фрактальной организацией.
Упоминавшиеся нами Восс и Кларк, которые обнаружили, что классическая и народная музыка часто имеет спектр 1/f, проделали занятный эксперимент. Они написали компьютерную программу, которая порождала "музыку", последовательность нот определенной высоты. Выяснилось, что когда ноты распределялись в соответствии с белым шумом музыка казалась испытуемым слишком хаотичной, неприятной. Когда ноты распределялись в соответствии со спектром коричневого шума, музыка казалась слушателям слишком тривиальной, скучной, нудной. И лишь тогда, когда ноты распределялись в соответствии с розовым спектром, музыка казалась похожей на настоящую - в меру живой и разнообразной, но не хаотичной.
Наше мышление - это тоже своего рода музыка. Оно может быть слишком хаотичным и бессистемным, а может быть слишком тривиальным, предсказуемым и нудным. Золотая середина - "розовое мышление".
Белое мышление - это хаотическая смена впечатлений, идей, образов - не это ли называют "творческими исканиями" или "образным мышлением"? Коричневое мышление - это случайное блуждание по дорожкам логики - не это ли именуют "аналитическим мышлением"? Но максимально продуктивное состояние разума - это розовое мышление и оно, как мы выяснили, не является простой суммой белого и коричневого, и даже не является светло-коричневой суммой двух модальностей - образной и аналитической. Это особое состояние разума, в котором действует скрытая системность и самоорганизация. Тогда каждый следующий шаг мыслей кажется неожиданным, неочевидным, нетривиальным, но при этом мышление не теряет связности и цели. Вот истинно продуктивное состояние ума!
Как же его достичь?
Ответ был дан в нашем "Опусе": разум тогда приближается к критическому состоянию, когда в нем возникают самоподобные фрактальные структуры. Это значит, что любая идея должна находить отражение и в большом и малом: не должно быть разделения между "бытовыми мыслями" и мыслями "о высоком", не должно быть важного и не важного - всякое подобное разделение идей разрушает наиболее эффективную самоподобную организацию разума. Ищите в созерцании былинки на ветру идеи об устройстве всей вселенной. Умейте видеть в мелком обстоятельстве признаки важных событий - вот что такое критическое состояние разума. Его правила мы называем органической логикой. И это не просто смесь образного и аналитического мышления - также как наш мозг это не сумма правого и левого полушарий, а единый сложнейший мыслящий организм.
Внимайте шумы сложных систем, которые находятся в критических состояниях - внимайте ушами или глазами. Слушайте классическую и народную музыку, очень полезен шум водопада вблизи - это почти чистый розовый шум. Открывайте ум для картин живой природы - они также в среднем имеют распределение 1/f. Наконец, чаще наблюдайте за живым огнем или течением облаков, ведь и пламя и облака - это проявление систем в критических состояниях. Они фрактальны и обладают спектром розового шума.

С помощью основанного на спектре 1/f алгоритма мы синтезировали абстрактное изображение, которое может помочь вам приблизиться к критическому состоянию разума. Для этого его можно поместить на рабочий стол. Мы приготовили его в теплой и холодной цветовой гамме - выбирайте на свой вкус:

Кликните, чтобы увеличить

Кликните, чтобы увеличить".

По материалам сайта Когнитивист

* * *

Игра-тренинг двухполушарного мышления
http://prikarnaz.narod.ru/index.html

* * *

Вопросы и замечания mailto:feod@narod.ru

До новых встреч!
Юлий Феодоритов


В избранное