Сейчас
трудно сказать, какие селения находились в окрестностях верхнего течения реки
Яузы в XI - XIII веках, когда здесь расселялись славяне около оживленного
торгового пути. Но до нашего времени дошли документы, которые проливают свет на
существующие здесь селения в XV веке, а возникли они, конечно, намного раньше.
Это
подтверждают
и археологические раскопки на Тайнинском селище, с
результатами которых читатель уже познакомился.
Обратимся
к документу, связанному с именем Андреяна Ярлыка, в
свое время высокопоставленного чиновника. За время службы у
великого
князя Василия II , а затем у митрополита он приобрел земельные владения в
разных уездах. В частности, селения в верховьях Яузы он выменял или купил у
самого великого князя.
Перейдя
в старости в монашество, Ярлык в 1458-1459 годах завещал Чудову монастырю 'свои
деревеньки в Московском стану, на Яузскоммытище: Кнутова деревня, Олексеевская деревня,
Орининская деревня, Дягилеве-кий
починок...' Следует заметить, что в документе 'Яузскими
Мытищами' названа местность, на которой
располагались
упомянутые деревни, а населенного пункта с названием 'Мытищи' еще не было.
Из
текста завещания Василия II выясняется и примерное расположе-ние
упомянутых Ярлыком деревень: 'Хлуденевская земля
княжа Борисова Васильевича на сей стороне по реку по Яузу, до Костиной гати, а Кнутовс-кая земля по оной стороне за рекою, от мытища по реку же по Яузу, до Костиной же гати..., а об сю сторону реки Яузы, меж Олексеевские
и Хлу-деневские , и Обуховские земли...' На этом прервем цитирование и сделаем
вывод, что на правой стороне Яузы
находилась
земля деревни Хлуденево, принадлежавшая сыну Василия
II Борису, а на противоположной стороне - земля деревни Кнутово.
Другие
селения также располагались на правой стороне Яузы. Из других документов
становится известно, что по прошествии нескольких лет деревня Орининская и Дягилевский починок
были покинуты людьми по каким-то причинам и превратились в пустоши. Эти пустоши
Чудов монастырь продал некоему Борису Никифоровичу
Павлову. Он же эти заброшенные земли 'роспахал и лес россек, и хоромы на них поставил'. Прошло еще какое-то
время, архимандритом Чудова монастыря стал Геннадий, и он посчитал выгодным
вновь вернуть проданные Павлову земли около Яузы. Взамен ему была предложена
деревня Чекмаковская, располо-женная
где-то около Клязьмы. Эта сделка состоялась, что и
нашло отражение в писцовых книгах за 1573-1574 годы, где упоминается: 'Чудова
монастыря село Борисовское на речке, на Мытищах...'
Село Борисовское являлось не чем иным, как хоромами
Бориса Павлова, а под 'Мытищами' опять-таки упоминается местность скорее всего
у слияния речки Работни с Яузой, где когда-то собирали
мыто.
Это цитаты из книг
"Прошлое земли мытищинской" и "Наше прошлое: далекое и
близкое" известного краеведа Князева Юрия Августовича.