Географические новости

Географические новости

Цифровые библиотеки и аудиокниги на дисках почтой от INNOBI.RU

Новости

Геология 11.07.2017 (Геология) Новосибирские ученые повторили процессы, происходящие в верхней мантии Земли Ученые использовали установку для электронно-лучевой сварки для воспроизведения условий, в которых находятся горные породы под действующими вулканами.

Климат, Красота природы 10.07.2017 (Климат, Красота природы) Сталагмиты из иранской пещеры сохранили летопись климата за тысячи лет Ученые из Университета Майами и Национального института океанографии и наук об атмосфере Ирана получили данные о климатических изменениях за тысячи лет, проанализировав состав сталагмитов из пещеры Кале-Корд на северо-западе Ирана.

Геология, История Земли 30.06.2017 (Геология, История Земли) В современных островных базальтах нашли следы первичного вещества, из которого образовалась Земля Известно, что Земля слоистая: она состоит из ядра и окружающих его оболочек: нижней мантии, верхней мантии, земной коры. Но всегда ли она была такой? Когда, на каком этапе земной истории произошло это расслоение, и полностью ли оно завершилось к настоящему времени?

Геология 28.06.2017 (Геология) Ученые создали карту тектоники плит, охватывающую 500 миллионов лет Земная кора — важнейший источник информации о прошлом планеты. Изучая породы, из которых состоит твердая оболочка Земли, ученые делают выводы о различных геологических процессах и ходе эволюции живых организмов. При этом изучать, как менялась кора на протяжении миллиардов лет существования Земли, очень трудно: причина — в самом строении коры. Ее крупные участки постоянно движутся. В зонах субдукции одни блоки коры постепенно погружаются под другие, уходя в горячую мантию Земли. Участки плит, погрузившихся в мантию, уже недосягаемы.

Вулканология 28.06.2017 (Вулканология) Создан новый метод прогнозирования извержений вулканов с помощью GPS Остановить извержение вулкана людям не под силу, однако современные технологии позволяют прогнозировать вероятность извержения. Вовремя распознав «сигналы» вулкана, можно выиграть время для подготовки и эвакуации.

Климат 28.06.2017 (Климат) «Позеленение» Земли ускоряет потепление в холодных районах и тормозит в засушливых Европейские климатологи во главе с Джованни Форциери (Giovanni Forzieri) из Объединенного исследовательского центра Европейской комиссии, изучая спутниковые снимки, обнаружили необычную связь между позеленением планеты, идущим из-за глобального потепления, и изменением средних температур в зонах засушливого и умеренного климата. В умеренном климате позеленение, как и ожидалось, ведет к ускорению роста температур. Неожиданным оказался другой вывод работы: распространение растительности в засушливых зонах тормозит там дальнейшее потепление.

История Земли 23.06.2017 (История Земли) Столетнее исследование первичной сукцессии на Аляске показало важность начальных условий Американские экологи продолжили начатое в 1916 году и прервавшееся в 1980-е годы исследование первичной сукцессии — зарастания освобожденных от ледника территорий в Глейшер-Бей на Аляске. За прошедшее столетие растительное сообщество полностью изменилось, став из травяного кустарниковым и лесным. Кроме того, в противоположность исходным ожиданиям и некоторым теоретическим представлениям о закономерностях сукцессий, траектории развития сообществ на близких территориях оказались расходящимися. Выяснилось, что видовой состав на них зависит в первую очередь от близости к источникам семян: в точках, удаленных от входа в залив, ивы существенно опередили в заселении другие древесные породы и смогли образовать плотный покров, предотвративший развитие конкурентов. При этом обобщенные характеристики сообщества изменялись согласованно: число видов выросло, однако большинство из них остались малочисленными.

Гляциология 23.06.2017 (Гляциология) Образцы горного ледника Боливии сохранят в Антарктиде Гора Ильимани – вторая по высоте в Боливии. На её вершине покоятся снега и ледники, которые здесь величают вечными. Однако специалисты говорят: им угрожает изменение климата. В будущем горные ледники могут растаять, поэтому интернациональная группа учёных решила сохранить их образцы.

История Земли 20.06.2017 (История Земли) Лазер позволит геологам заглянуть на миллиарды лет назад В лаборатории геохронологии и геодинамики ТГУ появилась установка для проведения радиоизотопного датирования. Этот метод является самым надежным для определения возраста объектов в сотни миллионов и даже миллиарды лет.

Вулканология 16.06.2017 (Вулканология) Магма оказалась похожей на мороженое Извержения вулканов случаются нечасто, но приносят огромный ущерб. По оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта, во время извержения исландского вулкана Эйяфьядлайёкюдль в 2010 году авиаперевозчики потеряли около 1,7 миллиарда долларов. Многие стихийные бедствия становятся неожиданностью для сейсмологов, поэтому разрабатываются новые методики изучения активности вулканов. Эти методики в дальнейшем могут стать основой технологий прогнозирования извержений.

Вулканология 16.06.2017 (Вулканология) Гигантские кратеры на дне Баренцева моря образовались в результате взрывов метана Первые кратеры на дне Баренцева моря были обнаружены в 90-х годах прошлого века. С тех пор стало ясно, что подобные структуры самых разных размеров, вплоть до гигантских диаметром более 1 километра, имеют широкое распространение. Норвежские ученые, исследовавшие эти загадочные структуры с помощью комплекса геофизических методов и компьютерного моделирования, пришли к выводу, что их формирование было связано с процессом высвобождения метана из залежей газогидратов на шельфе арктических морей в период отступления последнего оледенения 11–15 тысяч лет назад. Вероятно, подобные процессы идут в Арктике и сейчас.

Гидросфера 30.05.2017 (Гидросфера) Талое озеро в Хакасии меняет минеральный состав в зависимости от времени года Талое озеро в Хакасии меняет минеральный состав в зависимости от сезона. Обнаружили это ученые и студенты геолого-географического факультета Томского государственного университета. Кроме того, в озере найдено небольшое превышение уровня урана. По мнению исследователей, это может свидетельствовать о возможной близости урановых залежей.

Атмосфера, Красота природы 25.05.2017 (Атмосфера, Красота природы) Первый в России каталог полярных сияний выпущен в Томске Монография ученого, публициста и писателя Виктора Лойша «Полярные сияния в Российской империи и на сопредельных пространствах. Каталог: 305-1945 годы нашей эры (в юлианской датировке)» выпущена издательством Томского политехнического университета.

Вулканология 16.05.2017 (Вулканология) Раскрыта тайна Ключевских вулканов Группа российских геофизиков изучила взаимосвязь между глубинными длиннопериодными и приповерхностными землетрясениями, зафиксированными под вулканами на Камчатке.

Гидросфера 10.05.2017 (Гидросфера) Тихий океан поглотил пять островов Из-за повышения уровня Тихого океана в архипелаге Соломоновы острова за последние 70 лет полностью скрылись под водой пять коралловых островов.

Гидросфера 05.05.2017 (Гидросфера) Миллионы лет назад Амазония была морем Добыты новые доказательства того, что на месте амазонских лесов миллионы лет назад существовало обширное море.

Вулканология, Геология 04.05.2017 (Вулканология, Геология) Ученые рассказали, как создавались Гавайские острова Ученые из Австралии, изучавшие следы геологических процессов, имевших место в далекой древности, узнали, как образовались Гавайские острова — архипелаг, на котором сосредоточено колоссальное количество действующих и дремлющих вулканов.

Геология 04.05.2017 (Геология) Составлена карта «подземного мира» Геологи из Нидерландов представили первую в истории науки 'карту подземного мира', в которой присутствуют тектонические плиты Земли, еще в древности погрузившиеся в недра нашей планеты.

Атмосфера 24.04.2017 (Атмосфера) Неизвестное явление в небе назвали Стивом Исследователи Канадского университета изучают феномен, который зафиксировали ученые и фотографы в небе.

Гляциология 18.04.2017 (Гляциология) NASA обнаружило трещину в крупнейшем леднике Гренландии Американское аэрокосмическое агентство NASA обнаружило крупную трещину, проходящую через крупнейший в Гренландии ледник Петермана.

Атмосфера, Геология 15.04.2017 (Атмосфера, Геология) Горы Омана помогут сократить объёмы СО2 в атмосфере Геохимик Питер Келемен едет вдоль красных гор Хаджар в Омане. Он верит: именно эти горы могут избавить человечество от избытка СО2 в атмосфере. Он и ещё более 40 учёных из разных стран принимают участие в правительственном проекте бурения.

Геология, История Земли 05.04.2017 (Геология, История Земли) На Алтае нашли следы трех сильных древних землетрясений Ученые обнаружили следы трех древних землетрясений на Алтае, не уступающих по своей силе Чуйскому землетрясению 2003 года.

Геология 05.04.2017 (Геология) Brexit 450 тысяч лет назад Геолог из Имперского колледжа в Лондоне Санджив Гупта (Sanjeev Gupta) и его коллеги опубликовали статью, в которой рассматривают причины отделения Британии от Европы, которое случилось около 450 тысяч лет назад.

Атмосфера 29.03.2017 (Атмосфера) Метеорологи признали двенадцать новых разновидностей облаков Всемирная метеорологическая организация выпустила очередное издание «Международного атласа облаков» (International Cloud Atlas). Атлас, впервые выпущенный в 1896 году, предлагает единую для всех метеорологов мира классификацию облаков и набор латинских терминов для их описания. На этот раз впервые за последние тридцать лет в классификацию были внесены дополнения: ученые официально признали 12 разновидностей облаков. Атлас снабжен красочными фотографиями всех выделенных в нем типов облаков.

История Земли 24.03.2017 (История Земли) Зеленая Сахара Около 7000 года до нашей эры в Северной Африке начался влажный период, которому ученые дали название «неолитический субплювиал». Нынешняя пустыня Сахара в то время представляла собой саванну, а площадь озера Чад составляла около 400 000 квадратных километров, то есть превышала современную площадь Каспийского моря. Уровень воды в озере Чад был выше нынешнего на 30 метров. По покрытым густой травой равнинам бродили многочисленные стада антилоп. Там, где сейчас лежат пески, встречались слоны, носороги, страусы. В реках и озерах жили бегемоты и крокодилы.

Геология, История Земли 17.03.2017 (Геология, История Земли) В Канаде найдены остатки первичной земной коры На территории Канады ученым удалось обнаружить породы, которые содержат остатки первичной земной коры.

Вулканология 15.03.2017 (Вулканология) Опубликована карта мощнейших супервулканов Земли Международный коллектив геофизиков, включающий специалистов из Томска (Россия), представил карту наиболее крупных из когда-либо действующих на Земле супервулканов.

Климат 09.03.2017 (Климат) Чаще всего молния бьет по Африке Климатологи из США и Бразилии назвали 500 областей Земли, где частота ударов молний превышает 50 ударов в год на квадратный метр. Почти половина этих мест - в Африке.

Гидросфера 08.03.2017 (Гидросфера) 16 любопытных фактов о реках Казалось бы, реки - природный объект, в котором ничего особенного быть не может. Ещё со школьной парты все знают про исток, устье и пороги, а летом у бабушки на каникулах многие проводили на реке дни напролёт. Однако на самом деле с реками связано много интересных фактов, о которых и пойдёт речь в этом обзоре.

История Земли (История Земли) 1987 Гаврилов В.П. Путешествие в прошлое Земли В популярной форме изложена история развития Земли с момента возникновения ее как планеты Солнечной системы. Описаны геологические процессы, обусловившие изменение ее внешнего облика. Кратко освещена эволюция животного и растительного мира. Во втором издании (1-е изд.- 1976) в значительной степени обновлены и дополнены все главы с учетом последних достижений науки и техники, приведен дополнительный иллюстративный материал. Рассмотрены современные представления о причинах и механизме тектонических движений, меняющих лик Земли.

Вулканология (Вулканология) 1990 Рудич К.Н. Плутон бежит из ночи В популярной форме описано одно из грандиозных природных явлений нашего века - рождение в результате длительного извержения трещинных Толбачинских вулканов на Камчатке. Рассмотрены некоторые примеры других сходных извержений вулканов, показано пагубное воздействие вулканических извержений на окружающую природу, в то же время рассказано о благотворных последствиях извержений. Во втором издании (1-е изд.- 1980) приведены новые данные о происходящих во время вулканической деятельности процессах рудообразования, возникновении новых минералов. Для широкого круга читателей, интересующихся науками о Земле, может быть рекомендована учащимся старших классов общеобразовательных школ.

Красота природы (Красота природы) 1979 - Сары-Челекский заповедник Сары-Челекский государственный биосферный заповедник — это особо охраняемая природная территория Киргизии, которая располагается на Чаткальском и Ат-Ойнокском хребтах в Джалал-Абадской области. В 1979 году заповедник был включен в международную сеть биосферных заповедников ЮНЕСКО.

Гидросфера (Гидросфера) 1986 Ерофеев П.Н. Рожденный вулканами Автор книги - известный ученый-океанолог. Участвовал во многих экспедициях в различных районах Мирового океана. Книга пронизана стремлением обобщить и осмыслить современный научный материал о Мировом океане, его роли в жизни человечества, рассказывается об использовании океанографических исследований в интересах народного хозяйства. Строго научные данные автор дополняет личными наблюдениями и впечатлениями о богатстве и красоте океана, о людях, исследующих его. Книга предназначена для широкого круга читателей.