Сегодня мы продолжаем прогулку по Ораниенбауму совместно с компанией AudioGid.ru. Начало смотрите в архиве предыдущих выпусков.
Павильон Катальная Горка
Павильон Катальная Горка — одно из самых своеобразных и эффектных сооружений, построенных в российских парках за все XVIII столетие. Возведенный в 1762—1774 годах в характерном для Ринальди промежуточном стиле между барокко и строгим классицизмом, павильон кажется громадным и затейливым, и в то же время легким, почти воздушным. Эффектно расположенный на краю литоринового уступа, он доминирует над окрестностями и по своим размерам, а также убранству
больше напоминает дворец.
Сохранявшаяся до XIX века двухскатная лестница, спускавшаяся с высокого уступа, зрительно делала павильон еще больше. Фрагмент ее мы можем видеть и сейчас — перед западным фасадом павильона в земле сделано углубление, позволяющее лицезреть основание ныне засыпанной лестницы. И все же павильон играл лишь второстепенную роль по сравнению с ныне не сохранившейся, некогда приставленной к нему катальной горкой протяженностью
в 532 м, давшей название всей постройке. С XIX века на месте горки устроен длинный луг, но фундамент горки мы можем увидеть и сейчас, так как в дальнем конце луга ведутся археологические раскопки.
Горка, как ни странно, была предназначена для катания только в летнее время, на специальных тележках. Она имела свои отечественные прообразы –горки в Царском селе и в подмосковном селе Покровском. Обе построены по проекту Франческо Бартоломео Растрелли с участием механика Константина Нартова. Эти горки не сохранились. В XIX веке разобрали и Ораниенбаумскую катальную горку, а ведущую вниз с естественной гряды лестницу засыпали.
Но она всегда была самой большой катальной горкой в России.
Во время Великой Отечественной войны павильон пострадал от снарядов. В результате из его некогда многочисленных интерьеров сохранились лишь отделанные по проекту Антонио Ринальди Западный Охотничий кабинет и Центральный зал. Но и их пока не воссоздали до конца. Ныне подновили только фасады. Недавно покрашенные и потому весьма яркие стены могут на первый взгляд показаться непривычными, так как до этого павильон был более
светлого оттенка.
Напротив павильона Катальной Горки внизу, за шоссе виднеются полуразрушенные каменные одноэтажные дома. Эти дома были возведены в 1821—1822 годах по проекту русского архитектора В.П. Стасова в качестве казарменного комплекса для солдат 6-й гвардейской инвалидной роты – ветеранов войн с Наполеоном Бонапартом, затем приставленных для охраны парка и города.
Однако поселение на этом месте сформировалось еще в 1750-х годах. В 1756 году с постройкой церкви Святой Троицы (перестроена в 1903 году по проекту Игнатия Платоновича Горленского) поселение получило сохранившееся до наших дней название Троицкая слобода. С тех же самых пор при церкви было учреждено и дошедшее до наших дней городское кладбище. Первоначально жителями Троицкой слободы были дворцовые крестьяне – строители
Ораниенбаума, с XIX века здесь появилась та самая 6-я рота. В 1861 году по указу Елены Павловны возле кладбища построили сохранившуюся до наших дней женскую богадельню.
Во время Великой Отечественной войны долетающими с оккупированной территории осколками снарядов был нанесен большой урон и слободе, и кладбищу. До сих пор большинство зданий в слободе находится в руинах, а на запущенном кладбище почти не осталось дореволюционных захоронений.
К западу от павильона Катальной Горки простирается дикая часть парка, единственная достопримечательность которой – извилистая Английская аллея, украшенная нарочито грубыми каменными скамьями. Трудно поверить, но это не слегка подправленная рукой человека древняя природа, а результат деятельности садовых мастеров XIX столетия. До этого западная окраина парка представляла собой серию разрозненных регулярных ансамблей, об
облике которых дает представление сохранившийся генеральный план Собственной дачи, выполненный Ринальди и опубликованный после смерти его племянником.
Согласно этому плану, в северной части западной окраины Собственной дачи было несколько разрозненных регулярных парков, а в южной части располагалось озеро, большая часть которого была, по-видимому, вне Ораниенбаума. В парковой части озеру оставили естественные изрезанные береговые очертания, однако с севера сделали искусственный мыс в виде геометрически четкой спирали. То, что весь этот грандиозный архитектурный проект
был реально воплощен в жизнь, подтверждают слова самого Ринальди о том, что все было в Ораниенбауме выполнено по его замыслу.
Но в XIX веке, по воле великой княгини Елены Павловны была осуществлена коренная реконструкция Собственной дачи, и в частности, ее западной окраины. Пруд засыпали, причем полностью, включая и ту его часть, которая была за пределами парка. Регулярные ансамбли подверглись демонтажу, вместо прежних прямых, как стрелы, аллей, были проложены отвечающие пейзажному стилю кривые дороги, в частности – в западной части бывшей Собственной
дачи – извилистая Английская аллея. Современники восторженно приветствовали устройство в Ораниенбауме единого паркового пейзажного массива. Петр Андреевич Вяземский, перефразируя «Песню Миньоны» немецкого поэта В.А. Гете, даже написал целое стихотворение:
Ты знаешь край, где фимиамом чистым
Упоены воздушные струи,
Где по холмам прохладным и тенистым
Весна хранит сокровища свои?
Где негой роз и блеском их румянца
Ковры лугов пестреют и цветут,
И где срослись и злато померанца,
И зелени душистый изумруд?
Теперь обратимся к главному сооружению Собственной дачи – Китайскому дворцу с прилегающими к нему микроансаблями.
Спасибо за предоставленный материал компании AudioGid.ru - www.audiogid.ru Продолжение - в следующих выпусках!
Хорошего настроения!
PS: Приглашаю Вас в "Школу Природного Голоса" - www.goloslogos.ru - где каждый человек, независимо от возраста, пола, предварительных навыков и знаний может возродить свой чудесный природный голос - красивый, сильный, с широким диапазоном. Заходите www.goloslogos.ru