Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Морское административное право Украины 'Бланкетные нормы закона – путь к узурпации власти'


Морское административное право Украины.

Избранные параграфы из учебника.


 

На проходящем 21-22 октября на Морвокзале в Одессе Международном Черноморском транспортном форуме я выступил с докладом об узурпации власти.

Коллеги, предлагаю ниже текст этого доклада.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МОРСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Бланкетные нормы закона – путь к узурпации власти

В церковном праве цепь передачи полномочий определена в рукоположениях. Священники посвящаются в сан, т.е. наделяются полномочиями путём наложения рук. И так цепь рукоположений идёт от Иисуса Христа уже около 2 тыс. лет. И не прерывается. В Церкви никто не может присвоить себе полномочия без формального обряда посвящения. А вот в светской системе, в органах исполнительной власти, оказывается, вполне можно присвоить себе полномочия и пользоваться ими (полномочиями) весьма активно.

Морское административное право — это совокупность установленных государством правовых норм, регулирующих общественные отношения между органами государственной власти на морском транспорте и различными физическими и юридическими лицами. Или, как можно выразиться иначе, морское административное право – способ реализации властных полномочий в сфере морепользования, право государственного управления морским хозяйством.

Естественно, что источником суверенитета, носителем власти и основой любого права является народ Украины (ст.5 Конституции Украины). Народ Украины, делегируя полномочия по управлению государством своим избранникам, таким образом, наделяет Верховную Раду полномочиями устанавливать границы правомерного поведения лиц в сфере морепользования – материальные нормы права в виде Законов Украины. Верховная рада, в некоторых случаях, делегирует часть полномочий по регулированию некоторых аспектов функционирования морской индустрии Правительству Украины или напрямую какому-то Министерству или другому государственному органу (например, Облгосадминистрации).

Правительство Украины, в свою очередь также своим постановлением может делегировать некоторые уже делегированные полномочия министерствам или другим государственным органам, которые уже сами тоже могут устанавливать некоторые материальные нормы в отношении функционирования морской индустрии. Акты этих ведомств, изданные в передал делегированных полномочий составляют законодательство Украины.

Это – теория. А теперь давайте взглянем на практическое воплощение вышеописанного через призму общественного контроля за властью. Первое, с чего мы начали – это то, что народ Украины через своих избранников устанавливает материальные нормы для различных сфер жизни общества и государства в виде законов. Здесь всё ясно – общество контролирует своих избранников, они отчитываются перед своими избирателями. Всё происходит публично и гласно.

Однако, как только в тексте закона появляется отсылочная норма с таким, к примеру, текстом «устанавливается Кабинетом Министров Украины», как тут же мы получаем разрыв в полномочиях и ответственности. Народ Украины – носитель суверенитета прямым голосованием избирает депутатов. Депутаты ответственны перед своими избирателями. Правительство народ не избирает. Правительство назначается Верховной Радой по представлению правящей коалиции (и Президента). Перед кем ответственно Правительство? Не перед обществом! Перед Верховной Радой и Президентом, т.е. в цепь полномочий добавляется дополнительное звено, которое лишено прямого общественного контроля.

К чему это приводит любой член морского сообщества имел счастие наблюдать хотя бы на примере подготовки и принятии Правительством «Стратегии развития морских портов Украины на период до 2015 года». Во-первых, подготовка проекта этой Стратегии велась в условиях секретности и текст Стратегии не был известен до момента её опубликования. Во-вторых, в сопроводительных документах к проекту этой Стратегии иезуитски утверждалось, что, дескать, общественное обсуждение этой Стратегии не требуется. И, в-третьих, якобы одобренная на заседании 4 июня 2008 года Стратегия так и не была опубликована. А вместо неё 16 июля 2008 года было опубликовано решение Правительства об одобрении Стратегии, которая взялась уже совсем непонятно откуда и текст которой сочинялся в каком-то закрытом от народа порядке. Что хотелось бы особо отметить; такая организация работы, когда принятие решений Правительством лишено общественного контроля – это первый шаг к узурпации власти чиновниками.

Когда наша общественная организация (КЮМП) обратилась в суд с иском о нарушении процедуры разработки и принятия такого важного регуляторного документа, затрагивающего интересы членов громад морских городов, представители Правительства и Минтранса убеждали суд в том, что Стратегия, дескать, не затрагивает интересов членов нашей общественной организации, а распространяется только на т.н. «работников отрасли». К «работникам отрасли», по-видимому, чиновники относят только работников подведомственных Минтрансу предприятий. Могу сказать, что суд встал на сторону чиновников и отказал КЮМП в удовлетворении иска. КЮМП обжаловала это решение в апелляционном административном суде. Так что те, у кого есть желание присоединиться к апелляции – имеют возможность это сделать. Тем более, что шаги, принятые Минтрансом после утверждения Стратегии явно показывают общее направление их политики – всяческое игнорирование интересов местных громад и дальнейшую узурпацию власти в своих руках вне сферы общественного контроля.

Правда, можно возразить, что всё же имеется некоторый контрольный механизм над Правительством, который, в частности прописан в Законе Украины о «Кабинете министров Украины». Этот механизм заключается в том, что Правительство ограничено полномочиями, предоставленными ему законами Украины. Это означает, что Правительство не может выйти за рамки, предписанные законами, которые, в свою очередь, приняли полномочные представители народа. Если в законе прописаны полномочия Кабинета министров по установлению тех или иных норм – это означает, что Правительство не вправе эти полномочия кому-то передоверять.

Что касается полномочий, то здесь Правительство часто не только превышает делегированные ему полномочия, далеко выходя за рамки, установленные законами Украины, но также делегирует свои делегированные законами полномочия уже другим субъектам, которые вообще лишены всякого общественного контроля. Но, об этом, чуть позже.

Кроме того, в качестве контрольного механизма можно указать на Регламент работы Кабинета Министров Украины, в котором чётко расписана процедура принятия решений Правительством при соблюдении прав граждан (в том числе и контроля в виде общественной экспертизы важных проектов решений). Но, как мы уже видели на примере принятия Стратегии, этот Регламент легко обходится одной фразой, которую записывает разработчик документа «Проект не требует общественного обсуждения». Почему «не требует» и кто решил, что «не требует» – это для меня загадка и по сей день.

Возьмём одну из самых насущных на сегодня тем – причалы в портах. Причалы это – гидротехнические сооружения, транспортная инфраструктура. Как осуществляется правовое регулирование использования этих гидротехнических сооружений? Давайте, используя изложенную выше матрицу, посмотрим на цепь властных полномочий, касающихся использования причалов. Есть ли какой-то закон Украины, который бы устанавливал нормы правомерного поведения при использовании причалов в портах? Первое, что приходит на ум – Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМУ). Статья 3 этого закона даёт полномочия на регулирование торгового мореплавания центральному органу исполнительной власти в области транспорта. Заметьте, не Правительству, а напрямую – Минтрансу. Но! Статья 1 этого закона сильно ограничивает сферу применения норм закона, давая определение термину «торговое мореплавание». Так вот, согласно ст.1 КТМУ, торговое мореплавание – деятельность, связанная с использованием судов, которая, в свою очередь – лицензируется (ст.2 КТМУ). Причалы, таким образом, к «торговому мореплаванию» имеют весьма посредственное отношение только в разрезе «обеспечения безопасности» (п.2 ст.75 КТМУ).

Давайте теперь посмотрим на нормотворчество Министерства транспорта и связи Украины в отношении причалов. Вот, в том, что касается темы нашего сегодняшнего форума об опыте развития транспортной инфраструктуры, имеется приказ Минтранссвязи от 27.05.2005 г. №257 «Об утверждении правил технической эксплуатации портовых гидротехнических сооружений». В преамбуле – никаких ссылок за законодательные полномочия, нормативные основания для издания таких правил. Просто, приказываю и всё!

ОКОНЧАНИЕ ДОКЛАДА ЗДЕСЬ

 

До встречи !

С уважением,

(C) C.Горчаков, 2009


В избранное