Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Живопись Николая Рериха

  Все выпуски  

Живопись Николая Рериха: Сошествие во ад. Генисаретское озеро . Выпуск 68


ЖИВОПИСЬ НИКОЛАЯ РЕРИХА

Составитель О.А. ОЛЬХОВАЯ

«...НОВАЯ  ЭПОХА  БЛЕСНЁТ НОВЫМ  ОСОЗНАНИЕМ  УЧЕНИЯ  ХРИСТА»*

Окончание

Н.К. Рерих. Сошествие во ад. 1933

Н.Рерих. Сошествие во ад

«По общецерковному учению, история взаимоотношений Бога и диавола восходит ко времени сотворения мира. Диавол был сотворён как существо благое и совершенное, но отпал от Бога вследствие гордости. Однако диавол не всесилен: его возможности ограничены Богом, и он может действовать только в тех рамках, в которых это попускается Богом.

Сотворив людей и поставив их в ситуацию, когда для них стал возможен выбор между добром и злом, Бог взял на Себя ответственность за их дальнейшую судьбу. Бог не оставил человека один на один с диаволом, но Сам вступил в борьбу за духовное выживание человечества. Для этого Он посылал к людям пророков и учителей, а затем Сам стал человеком, претерпел крестные страдания и смерть, сошёл во ад и воскрес, дабы разделить с человеком его судьбу» (Митрополит Иларион (Алфеев)).

Картина Н.К. Рериха «Сошествие во ад» представляет индивидуальное видение мастером события, описанного в апокрифическом Евангелии от Никодима, — сошествия Иисуса во ад, сокрушения его врат и исхода в рай из адских глубин всех ветхозаветных праведников, включая прародителей Адама и Еву. Также приводится рассказ о вхождении в рай раньше всех праведников разбойника Дисмаса, который, будучи распятым рядом с Христом, покаялся и попросил Иисуса помянуть его в Царстве Божьем.

На картине Николая Константиновича золотое сияние, подобное солнечному, обрамляет всю фигуру Христа. Иисус медленно спускается по уступам скалы, навстречу Ему устремляются чудовищные рыбы, среди которых серой тенью является фигура диавола.

Безобразные морды рыб олицетворяют человеческие пороки. Стоит подумать: не так ли выглядят люди в отдельные периоды своей жизни, когда, в минуты опасности или под давлением обстоятельств, обнажается их внутренняя сущность?

Учение Живой Этики указывает, что «нет более мощного Чистилища, нежели жизнь земная, если напряжены все потенциальности духа. Также нет мощнее Ада, нежели земные заразы духа»18. Символическое изображение человечества в виде рыб на картине Рериха не случайно. Известно, что христиане в своих священных мистериях называли себя «малыми рыбами», в то время как Иисус Христос был назван РЫБОЮ.

Вопрос существования ада, или чистилища, интересовал не только служителей культа, но и многих писателей и художников, и каждый по-своему отображал его. Данте в своей «Божественной комедии» описал все девять кругов ада, через которые должна пройти душа человека. Е.П. Блаватская писала: «Борьба за душу человека идёт постоянно между силами добра и зла и не имеет пощады... Неудача же в этой борьбе означает позорное мученичество, поскольку падший становится жертвой вожделения, гордыни, скупости, суетности, эгоизма, трусости или любого другого из этих низших пристрастий, — это действительно позорно, если исходить из стандарта истинного человечества».

В ряде картин, посвящённых Иисусу Христу и написанных Рерихом в 1933 году, наряду с Христом на полотнах присутствует и сатана. Вот он с поникшей головой на картине «Сошествие во ад», изображается то в виде оскаленного чёрного черепа на картине «Христос в пустыне», то предлагающим власть и все богатства мира в «Искушении Христа». Некоторые исследователи полагают, что, возможно, написание всего этого цикла картин именно в 1933 году не случайно. Ведь этот год вошёл в историю человечества как год прихода к власти в Германии Гитлера, впоследствии названного во всех религиозных конфессиях Антихристом. Это было время сильнейшей активизации сил зла. Мы знаем, что именно России выпала судьба нанести основной и окончательный удар по Гитлеру и его приспешникам.

Н.К. Рерих. Генисаретское озеро. 1935 – 1936

Н. Рерих. Генисаретское озеро.

Эта картина, выполненная в необыкновенных фиолетово-розовых тонах, — для многих одна из самых любимых. Она написана Николаем Рерихом на один из евангельских сюжетов, повествующих о том, как Христос проповедовал на Генисаретском озере.

Генисарет — место на западном берегу Галилейского озера, отчего озеро иногда называют Генисаретским. Это те места, в которых прошла основная подвижническая жизнь Христа. Здесь Он накормил людей хлебами (духовная пища) и рыбой, являющейся символом рождения Христа и Новой Эры, Эры Рыб. Здесь Он встретил рыбаков, впоследствии ставших апостолами. Многое произошло на этом озере.

На картине справа — лодка с пятью рыбаками, тянущими из воды снасти. А на берегу, на возвышении, опираясь на посох, стоит Христос, взирая на рыбаков и будто благословляя их. А возможно, что это тот самый описанный в Евангелии момент, когда рыбаки после первого неудачного лова по совету Иисуса вновь забросили сети и вытащили их полными рыбы.


Завершим обзор шести картин Николая Константиновича Рериха стихотворением Наталии Дмитриевны Спириной:


Дух Христа веет через пустыни жизни.
Листы Сада Мории. Зов, 3.09.1921

Дух Его веет через пустыни жизни,
А люди думают, что Он только в храме;
Они ставят перед Ним свечи,
Бьют земные поклоны
И плачут перед Его иконой.

Они думают, что Он где-то
На небе, в каком-то загробном мире;
Что Он — одно, а они — другое,
И между ними общего нет.

Кто сказал людям эту ложь?!
Кто отнял у них самое дорогое,
Чем возвышается дух человека,
Самое святое — сознание Единства?!

И люди стали как звери,
Потому что решили,
Что Он — одно, а они — другое,
И между ними общего нет.

И люди смешались с пылью
И погрузились в трясины,
Потому что решили,
Что они от земли, а Он от Неба,

И Ему можно лишь поклоняться,
Пресмыкаясь и ползая в прахе,
И бессильно молить о пощаде,
О благоденствии и времени мирном,
Попутно совершая подлость
И спокойно убивая друг друга…

Но теперь настаёт время Человека,
А не двуногого и не зверя;
А «человек» это «чело веков»,
Над которым выдумка-смерть не имеет
                             власти, —
Непреходящее, вечное, неразрушимое «Я».

И это «Я» знает своё единство со Вселенной
И с Теми Лучшими, Которые приходили
С лучших планет на нашу малую Землю,
Чтобы пробудить это «Я»,
Погружённое в плотные слои материи,

Это «Я», которое есть часть Их Самих
И часть Космоса и вечного Огня Жизни,
Который веет через все пустыни,
И возносится в стебле каждого цветка,
И сверкает в каждой звезде на небе.


Литература

1. Шустова А.М. Христос и христианство // Серебряная чаша. Вып. 3. М., 2009.
2. Сергеева-Тютюгина Н.В. Образ Христа в творчестве Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов периода Центрально-Азиатской экспедиции // Электронная библиотека МЦР.
3. Митрополит Иларион (Алфеев). Догмат о сошествии во ад и теодицея. http://azbyka.ru/dictionary/17/ilarion_hristos_pobeditel_ada_18-all.shtml

* Из письма Е.И. Рерих от 26.05.1936. Письма Елены Рерих. Т. 2. Рига, 1940. С. 208.
18 Мир Огненный. III. 69.

 
Сибирское Рериховское Общество. Новосибирск. sibro54@mail.ru
При воспроизведении материалов обязательно согласование с СибРО.

В избранное