Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

HobbyGid. Энциклопедия современных хобби.


  Занимаясь своим любимым хобби, вы становитесь более счастливыми

и получаете одно из главных удовольствий в жизни!

  HobbyGid: что написано на лице

Архив

Какое ваше любимое хобби? Что вы чувствуете, когда занимаетесь им? Если нет, то, какие сложности возникают при его поиске? Чего не хватает? Что еще вы хотите узнать? Пишите

Давайте сделаем энциклопедию еще интереснее и толще! :) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Физиогномика Запада

Это учение об определении характера и душевных свойств людей по их лицу. Разнообразие лиц бесконечно. Среди миллионов людей нельзя найти двух человек с абсолютно одинаковыми лицами.

Тем не менее, как показали исследования, выражение определенных переживаний подчинено объективным закономерностям. Это позволяло опытным врачам древности по выражению лица судить о состоянии здоровья.

Творцом западной физиогномики считают Пифагора (427-347 гг. до н.э.). Известно, что он принимал к себе учеников только после того, как тщательно осматривал их в буквальном смысле слова с головы до ног. Из этого осмотра знаменитый греческий ученый делал заключения о характере, наклонностях и способностях молодого человека и сообразно с этим принимал или не принимал его.

Древним грекам и римлянам было известно учение о линиях лица, однако уже тогда к ней порой относились скептически. Однако, несмотря на некоторое недоверие, физиогномика процветала в античном мире.

Первый физиогномический трактат, дошедший до нас от греков, приписывается Аристотелю (384-322гг. до н.э.). В нем говорится, что физиогномисты, устанавливая правила определения характера человека по его лицу шли тройным путем:

  • путем сравнения животных и людей
  • путем наблюдения различных рас
  • путем наблюдения за выражением ощущений и страстей

Поэтому первоначальный принцип, что красивое лицо говорит о хорошем характере, а некрасивое – о дурном, у Аристотеля дополняется сравнением с животными. Правда, здесь же высказываются и соображения о ненадежности этих правил.

В дальнейшем почти все последующие гадатели начинают рассматривать физиогномику в связи с астрологией. Считая, что каждый человек от рождения находится под доминирующим влиянием того или иного из созвездий или планет, они создали «планетарную классификации» человеческих лиц и свойственных им характеров. 

Взрыв интереса к физиогномике приходится на конец XVIII – начало XIX века, когда вышла нашумевшая книга К.Лафатера «Искусство распознавать людей по их физиономии».

Иногда, по Лафатеру, люди сами «вырабатывают» свою внешность в зависимости от того, какое общественное положение они занимают, поэтому существуют характерные черты юриста, врача, военного, государственного деятеля и другие. Он утверждал, что каждый класс общества, каждая профессия обладает своей физиономией.

Кроме того, он высказал несколько оригинальных мыслей о том, что можно восстановить лицо человека. никогда не виденного, по его действиям, убеждениям, сочинениям. Эту мысль он пытался применить к изображению Иисуса Христа.

Отдал дань этому интересу и А. С. Пушкин. В его библиотеке сохранилось 10-томное издание сочинений Лафатера, снабженное большим числом миниатюр. Ссылки на него мелькают и в произведениях Пушкина.

По-настоящему изучение зависимости между внешностью человека и его внутренними качествами началось лишь в XIX веке с работ английского естествоиспытателя Ч.Дарвина, который пришел к выводу, что многие проявления чувств в жестах и мимике (страх, гнев, удивление, радость) - результат эволюционного процесса.

Физиогномика Востока

На Востоке искусство чтения лица сложилось раньше, чем на Западе и существенно отличается от нее. Искусству чтения лица, как и любому другому виду искусства на Востоке учатся настойчиво, терпеливо и долго.

Родиной его считается Древний Китай. Признанными мастерами в этой области считались конфуцианские моралисты. Их система этики предполагала ряд качеств, наличие или отсутствие которых они старались обнаружить на лицах. Со временем стали создаваться специальные трактаты, которые распространялись по разным странам.

Существует несколько школ чтения лица, каждая из которых базируется на своей системе. Методам восточной медицины обучают в институтах. Так, японцы обычно делят лицо на три зоны: верхнюю, среднюю и нижнюю: 

  • верхняя – это в основном лобная часть. Она наглядно отражает весь жизненный путь человека. По этой зоне поучают информацию за период от 15 до 30 лет, а также в глубокой старости. Идеальный лоб (правильная форма и здоровый цвет кожи) свидетельствует о прекрасном состоянии тела и духа
  • средняя зона – от бровей до кончика носа – отражает годы жизни от 35 до 50 лет. Гармоничная сбалансированность этой зоны свидетельствует об упорядоченности психики
  • нижняя зона – верхняя губа. Челюсти. Рот, подбородок – дает информацию от 51 до 77 лет, а также о преклонном возрасте. Правильные формы этой зоны говорят об уравновешенности характера.

Кроме того, принимается во внимание состояние пяти жизненных черт: бровей, глаз, носа, рта, ушей. При составлении общего впечатления о лице учитываются еще особенности лицевых костей, форма челюстей и подбородка. 

В оценке характера и судеб людей глаза занимают центральное место, поэтому чтение лица рекомендуют начинать с глаз. В Японии различают до 40 типов глаз. Все они отождествляются с глазами животных. Поведение, характерное для такого животного, приписывают обладателям соответствующего типа глаз.

Чтение лица осуществляется двумя способами: путем наблюдения со стороны и в процессе беседы. Второй способ предпочтительнее. В обоих случаях сначала определяется форма лица (продолговатая, треугольная, трапецевидная, квадратная и круглая).

Кроме того, японская физиогномика базируется на системе возрастных позиций. Как основные жизненные черты, так и формы лица оцениваются через призму возраста. Вместе с тем требуется учитывать и тот факт, что у человека могут измениться некоторые участки лица (операция, шрамы, косметика.

Здесь помогают приемы оценки динамики поведения изучаемого человека. Считается, что следует обращать внимание на улыбку, жесты и позу. Улыбка помогает проникнуть за маску лица японца и увидеть скрытые за ней черты характера. Жесты открывают перед наблюдателем конкретные переживания людей и дополняют сведения об их характере. Поза часто сигнализирует о более глубинных особенностях психики человека.

Так, японцам издревле удавалось по лицу определять намерения и даже судьбу любого человека. С этим связано их стремление скрывать выражение своего лица, поэтому у них оно, как правило, спокойное и безмятежное, независимо от внутренних эмоций.

Внешнее лицо – это маска, татэмаэ, буквально: остов, каркас, основа. За маской скрывается хоннэ (затаенное, истинное). Внешнее лицо – для всех, внутреннее – для себя и близких. Стремление японцев скрывать внутреннее лицо вылилось в увлечение изготовлять маски.

Лицо является, пожалуй, главной характеристикой внешности человека. На протяжении веков к лицу было разное отношение. В подражание моде его уродовали и украшали, открывали и скрывали от посторонних глаз.

Но во все времена у всех народов люди интуитивно догадывались, что в выражении лица запрограммированы закономерности душевных переживаний, внутренний мир человека и конечно же состояние его здоровья.

Поэтому уже сегодня возникла необходимость создания атласа лица. Кодирование стандартизированных фотопортретов дало бы возможность использовать в целях диагностики компьютерную технику.

До встречи в следующем выпуске...

Copyright © 2012 "Энциклопедия Современных Хобби" Все права защищены. Использовать тексты рассылки можно только при обязательном указании ссылки на нее.

В избранное