Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям

  Все выпуски  

Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям // Mir s salamandrami // Muzeon Beth Ha'Shoah Bat Yam


Юрий Ляховицкий

 

"А все потому, что вы, мои милые,
вечно хотите воевать либо еще что-нибудь в этом роде.
Боитесь за свои денежки, вот что. А это, сэр, называется -
кризис".

 

 

     «Израильские» страницы русскоязычных (точнее - русско-еврейских) американских газет («Новое русское слово», «Еврейский мир», «Новый меридиан», «В новом свете» и др.) напоминают  военные сводки. То ли потому, что бесконечно мелькает набранное аршинным кеглем слова «Война в Газе, то ли из-за необычного формата тамошнего газетного листа. Обсуждаемые новости – одна страшнее другой: «Израиль ликвидирует Палестинскую автономию?». «Дни Махмуда Аббаса сочтены?». «Норвежские соглашения аннулируются?» «Война до победного конца?» (Напомним, справедливости ради, что почти в таких же оборотах нетерпеливо делает страшные глаза и израильская пресса в связи с неспешной подготовкой американской операции  в против Северной Кореи).

      Причина, конечно, одна и та же: недостаток объективной информации. И поскольку район действия израильской армии, как правило,  объявляется закрытой военной зоной для иностранных журналистов, информационный вакуум, как водится,. замещается газетным скупом.

      Между тем, судя по израильской прессе, официальная оценка ситуации выдерживается почти в чапековском духе: враг злодейски обстреливает наши самолеты, мирно сбрасывающие бомбы (порой, весом  под тонну) на его город.

      Какова же на самом деле политическая подоплека  израильских военных инициатив, как далеко намерено зайти правительство в «уничтожении инфраструктуры террора» и что, собственно, подпадает под это определение? Ведь не приходится сомневаться, что этот самый террор базируется на идеологической основе и потому является ее средством, а не первопричиной.

      Чтобы понять это, следует исходить из следующих логических предпосылок:

       1) что нынешняя ситуация – это очередное обострение (может быть, беспрецедентное) израильско-арабской проблемы, существующей с момента вторжения арабских армий в 1948 году;

       2) что ключом к пониманию проблемы является отношение к самому решению о разделе Палестины на два государства;

       3) что положить конец полувековому конфликту с палестинцами невозможно в принципе, и именно попытка «завершить» его привела к нынешней ситуации;

       4)  что любая однозначная оценка израильской политики оккупации – и полное одобрение как реакции на арабское вторжение 1948 года, и полное осуждение с оправданием  любых средств сопротивления оккупации – не более  чем упрощение и заблуждение.

       С большой долей уверенности можно предположить далее, что если бы и удалось решить все проблемы, которые возникли после 1967 года (и Западного берега, и поселений, и Иерусалима) и даже – в случае образования палестинского государства, - останется  одна изначально неразрешимая проблема: проблема беженцев 1948 года. Так что вынужденным, по-видимому,  стратегическим выбором Израиля в нынешней ситуации является эвакуация поселений и интенсификация переговоров о промежуточных соглашениях.

       Вообще же, по мнению политологов, трудно уловить политический  смысл нынешней военной тактики Израиля, ее связь с происходящими терактами и ее стратегическую перспективу. Захватить все территории и отправить Арафата в... куда? Управлять вместо него тремя миллионами палестинцев? Или вообще изгнать их? Нельзя не согласиться, что вряд ли после этого Израиль  - в качестве продолжающегося «проекта  № 181» ООН от 29.11.1947 г. (к тому же – находящемуся в вопиющем расхождении с представленным им  собственным «уставным документом» - Декларацией независимости!) - останется легитимным  в глазах мирового сообщества или хотя бы тех же американских евреев. Не говоря уже о том, что, в самом деле (по Жаботинскому),  это «невозможно осуществить... это безнравственно и... такого удара государство просто не переживет». Столь же глупыми и нелепыми представляются им и недавние игры  с Абу Мазеном (как ранее – а Арафатом) в Рамалле, как и вообще навязчивая идея  сменить его: Абу Мазен, как  и его предшественник - воленс-ноленс является безусловным лидером, чей политический статус в полестинском обществе, полномочия – и даже  международная одиозность – ничем не уступали израильским лидерам.  Такого же мнения,  как известно, придерживается и американская администрация.

      В общем, можно с грустью констатировать, что несмотря на всю внешнюю драматичность событий (и их подлинную внутреннюю трагичность – ведь продолжают гибнуть израильские солдаты и ни в чем не повинное гражданское население с обеих сторон), в нынешней ситуации нет принципиально новых элементов.        Налицо -  очередное обострение тяжелой  проблемы из известной связки, пожалуй, неразразрешимых проблем Израиля, порожденных его неисправимо-дефектной законодательной системой («государство – партии – религия»), которая, вообще говоря, противоречит стандартному понятию государства.

      Между тем, ООН,  учредив в ноябре 1947 года два новых государства в подмандатной Палестине, одновременно взяла на себя обязанность контролировать и содействовать процессу их конституционно-законодательного и демократического строительства. Этот процесс, как известно, был прерван арабо-израильскими войнами и для палестинцев не был начат вообще. Но другим печальным результатом этой ситуации  является как раз сработанное в Израиле и невиданное в  мире расово-общинное законодательство.

      По всему видно, что теперь ООН намерена вернуться к своим учредительно-контролирующим обязанностям по отношению к будущему палестинскому государству. Было бы весьма и весьма целесообразно, чтобы этот процесс, как это и было предусмотрено изначально, был ею распространен и на Израиль. С тем, чтобы оба участника «проекта № 181» ООН, обреченные на добрососедство, получили бы, наконец, из рук международного сообщества сходные и полноценные конституционно-законодательные пакеты, апробированные американо-европейской демократией.

      Лучше которой, как известно,  несмотря на все ее несовершенства, в мире пока ничего не существует.

      Во всяком случае, это предпочтительнее, чем, пусть и гипотетический, роспуск «антисемитской ООН» вкупе с «антисемитской Европой» (если в умопомрачении согласиться с этими эпитетами) вышедшего из-под их контроля «проекта № 181».

    Автор – директор  Института изучения Катастрофы и политической истории (IHAPR) - «Музеон Бейт ха-Шоа бэБат-Ям», действительный член Нью-Йоркской академии наук   

 18.11.2017

Другие рассылки

Музей Бейт ха-Шоа беБат-Ям
(Бат-Ям,
  Рамат ха-Наси, ул. Симтат Мецада, 7 "б",

въезд со стороны ул. Эли Коэн, 17, во дворе – б. детсад).
Дни и часы посещений:
воскресенье-четверг 7:30-15:30,
Ост. дни
 - по предварительному согласованию.
Для справок:
факс: 1-533-657-0364, 03-5534005
тел: 03-6570364
Для писем:
P. O. Box 7055,

Bat Yam 59170

e-mail: bethshoah@013.net.il

Сайты:

http://www.bat-yam.muni.il/show_item.asp?levelId=57933

http://forum.israelinfo.ru/viewtopic.php?t=8303

 

 


В избранное