Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости сайта "Машинное отделение" #060


Новости "Машинного отделения"



Три компакт-диска, которые показались достойными внимания в этом месяце. "Analekta" - великолепный альбом английского гитариста Джона Расселла. Четыре долгих трека, записанных ветераном импровизационной музыки в сотрудничестве с земляками и коллегами. "Несвоевременная музыка" - продукт деятельности виолончелиста и гитариста Влада Макарова. Несвоевременность этой музыки заключается в её инфернальной, совершенно нездешней энергетике. В качестве противоядия можно рекомендовать компакт-диск молодого японского музыканта Наоки Ишида "Tone Redust" - великолепный образец звукового дизайна, умело сочетающего электронные и акустические инструменты с полевыми записями и компьютерным процессингом.

По адресу machine-room.livejournal.com открыт параллельный ресурс Машинного Отделения. Цель - размещение материалов сайта, общение с единомышленниками и конструктивная критика.


John Russell

"Analekta" - CD
2007, Emanem, 4138

John Russell - Analekta
Третий сольный диск Джона Рассела содержит три дуэта и одну пьесу, исполненную коллективом QUAQUA. Все записи сделаны в 2006 и 2004 годах, так что слушатели могут составить адекватное представление о дне сегодняшнем одного из ветеранов свободной музыки. Впервые появившись на публике в 1973 году, Расселл быстро переключился на акустическую гитару, и в 80-е годы стал одним из центральных персонажей британской сцены. В его активе - как работа в постоянных составах, так и участие в разовых проектах, среди которых грандиозная сессия, известная под названием "Strings with Evan Parker". Несмотря на то, что молва заклеймила Джона Рассела как наследника Дерека Бейли, на мой взгляд, адепт акустической гитары обладает уникальной манерой и техникой звукоизвлечения. Академическая скованность, упрямство, переходящее в занудство - всего этого у Расселла нет. Его музыка напоминает гремучую смесь неидиоматической импровизации, кантри и сельского блюза. Она неуклюжа и расхлябана, иронична и необязательна, пропитана непередаваемым очарованием лузерства. Когда Джон играет, он кряхтит, напевает себе под нос обрывки мелодий, колотит по деке, скребет и царапает струны.

Пьеса, открывающая "Analekta" - это дуэт Расселла с саксофонистом Гарри Тоддом. Лидирующий тенор-саксофон тянет за собой размякшую гитару, которая следует за ним только из вежливости. При этом она постоянно поглядывает по сторонам, исчезает тогда, когда саксофон уходит на второй план, и заявляет о себе в полный голос, когда её настойчиво просят молчать. Последний раз Расселл и Тодд участвовали в записи пластинки, изданной лейблом Incis в далеком 1975 году. "Blart" - великолепный дуэт с джазовым трубачом Генри Лоутером. Полное взаимопонимание и теплая, дружеская атмосфера. Бархатный звук трубы и оттеняющая его прохлада гитары. Расселл моментально реагирует на игру партнера, жонглируя тембрами и аккордами. Третья пьеса сыграна с дамой. Её зовут Чефа Алонсо. Играет она на сопрано-саксофоне и перкуссии. Их восемнадцатиминутный дуэт - бриллиант альбома.

Завершают компакт-диск 24 минуты, сыгранные ансамблем из девяти человек. В состав QUAQUA Расселл отбирает тех музыкантов, с которыми ему не доводилось играть ранее. Помимо самого гитариста, старую гвардию представляют специалист по электронным инструментам Стив Бересфорд и скрипач Филипп Вочсманн. Остальные - рекруты, набранные из состава участников фестиваля Freedom Of The City. Результат выглядит, как неровная, трещащая по швам композиция, сотканная из пассажей лидера коллектива, причитаний вокалистов, незримого вкрапление электроники и хруста струн.


Владимир Гайворонский / Николай Рубанов / Владислав Макаров

"Несвоевременная музыка" - CD-R
2001, Mak-Art, 009

Владимир Гайворонский / Николай Рубанов / Владислав Макаров - Несвоевременная музыка
Весьма вероятно, что трубач Гайворонский, саксофонист Рубанов и виолончелист Макаров опубликовали своё видение процесса снятия Семи Печатей. Так оглушительно и неистово ни до, ни после они не звучали. 13 пьес "Несвоевременной музыки" - это выход за все мыслимые границы и пороги. С открывающего шабаш глиссандо и до финальной оргии слушатель становится соучастником инфернальных мистерий. Педанту Ксенакису или макабрическому шуту Зорну такое не под силу. Запись была сделана 11 декабря 2000 года в Галерее Экспериментального Звука. В сопроводительном тексте обещан некий срез свободного джаза и импровизационной музыки, но, на самом деле, заявленные стилевые рамки чрезвычайно узки. Слишком много ингредиентов оказалось в тигле. Слишком далеко зашла в своих играх эта троица.

То, что скучно не будет, было ясно сразу. Не будучи поклонником Рубанова, я ошибочно полагал, что он всё испортит. Но именно гул и утробный рёв его саксофонов да виолончель Влада и формируют те вихревые потоки, что в течение часа бушуют на компакт-диске. Интеллигентная труба Владимира Гайворонского вяло солирует, чаще разбавляя "жесть" и развлекая коллег то свободным джазом, о котором шла речь в буклете, то почти диксилендом. Атмосферу сгущают звуки электронного происхождения, которые отчетливо слышны на записи. Однако откуда они взялись и кто за них ответственен - сказать не берусь. Кроме того, если бы на обложке Влад не сжимал в объятьях акустическую виолончель, я бы бился об заклад, что слышу midi-инструмент. За долгие годы смоленский виртуоз настолько овладел нюансами звукоизвлечения, что умудряется с равной долей успеха воссоздавать и басовое клацанье a la Гизи Батлер, и гнусавое занудство ситара.

Серьезный минус альбома - несколько крупных пьес без видимых на то оснований были порезаны на мелкие ломти, тогда как импров хорош, когда подается большими кусками. Оформление "Несвоевременной музыки" не отражает её несвоевременности - апокалиптические гравюры Густава Доре были бы куда уместнее.


Naoki Ishida

"Tone Redust" - CD
2006, Quasi Pop Records, QPOP CD 044

Naoki Ishida - Tone Redust
Это очень японская, экологически чистая, уравновешенная музыка. Её автор - музыкант Наоки Ишида - типичный продукт своего времени. Он обеспокоен состоянием окружающей среды и диктатурой транснациональных корпораций. Он прошел теми же тропами стилистических исканий, что и десятки молодых людей его возраста. Среди влияний значатся импровизационный рок, свободный джаз, электронная музыка. Инструменты - гитара, синтезатор, диктофон и компьютер. Он сплетает воедино городской гам, шум лесов, меланхоличные гитарные партии, ласковые клавишные и приглушенный компьютерный хруст. Итог - звуковые дорожки к детским снам и романтическим грезам. Что-то похожее играют Андрей Кириченко, FONICA, FENTON, Kazumasa Hashimoto. Нечто подобное издают Plop, Tomlab, Nexsound, Kompakt.

Ключевое слово, которое характеризует альбом - необязательность. О нём необязательно знать, его необязательно покупать, тем более необязательно слушать. Но если этот компакт-диск попадёт в ваш проигрыватель, то покинет он его не скоро. Он до краёв наполнен каким-то неуловимым очарованием, с первых секунд звучания пробуждает симпатию и привязанность. Как летний день, он проходит незамеченным, оставляя на душе покой и умиротворение. Будто теплый дождь, уносит с собой печали и тревоги. Словно близкий друг, остаётся с вами надолго.

Ссылки:
Naoki Ishida (официальный сайт) - http://www.kitten-recordz.com
Naoki Ishida (краткая информация) - http://www.quasipop.org/artists/29/
John Russell - http://efi.group.shef.ac.uk/musician/mrussell.html
Владислав Макаров - http://www.letov.ru/makarov
Emanem - http://www.emanemdisc.com
Quasi Pop Records - http://www.quasipop.org



http://machine.radionoise.ru



В избранное