Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости сайта "Машинное отделение" #043


Информационный Канал Subscribe.Ru

Новости "Машинного отделения"



Три богатыря электронной музыки - Масами Акита, Петер Реберг и Риодзи Икеда. Матёрые мужичищи, культовые фигуры. Три мировоззрения, три подхода к созданию звука, три эпохи.

MERZBOW после шага вперед отступает на два пункта назад - его "Sha Mo 3000" демонстрирует отказ от чистого компьютерного саунда и готовность идти на компромиссы со своим прошлым. Акита пытается подружить Макинтош с гитарой и древними синтезаторами, и, нужно признать, на бразильской пластинке это получается у него весьма недурно.

По прошествии двух лет Пита сподобился издать третью часть своей "Get…" серии. Любопытно, что компакт-диск вышел не на Mego, а на крошечном шведском лейбле Häpna. Новое имя издателя на обложке альбома стало самым радикальным отличием "Get Off" от его старших братьев. Все прочие нововведения мизерны и малоубедительны.

Риодзи Икеда осчастливил поклонников ограниченным тиражом книги и DVD "Formula", документирующих его концертную и оформительскую деятельность. В подборку вошли фрагменты самых известных инсталляций, а также инженерно-техническая часть, ранее скрытая от внимания публики.


MERZBOW

"Sha Mo 3000" - CD (ltd. 999)
2004, Essence Music, ESS003

Merzbow - Sha Mo 3000
Бразилия - идеальный плацдарм для появления на свет альбомов Масами Акиты. Там, как нигде более, бесконечные сериалы подготовили народ к восприятию непрерывного потока его релизов. "MERZBOW против латиноамериканских кино-концернов", - вот где была бы битва титанов. Отрадно, что помимо меня факт сей осознали люди, стоящие у руля молодого лейбла Essence Music.

Материал этого компакт-диска (на ещё боле лимитированной версии присутствует добавочный live-трек "Brazil") инспирирован двумя вещами: японской игрой Shamo и бразильской психоделической группой MÓDULO 1000. Но интересен альбом отнюдь не этим, а тем, что на нём отчетливо проявилась очередная тенденция генезиса MERZBOW - переход от чистого дигитального саунда к компромиссному варианту. Помимо компьютера на "Sha Mo 3000" Масами Акита играет на гитаре и аналоговом EMS-синтезаторе, чем, должен признать, изрядно оживляет приевшиеся лэптоп-ландшафты. Тот факт, что в этот же период появилась целая стайка таких "синтетических" альбомов, позволяет нам констатировать следующее: развитие голого цифрового Мерцбау-саунда завершено. Вдали маячат новые горизонты.

Альбом очень хорош. Не монотонный, не однообразный, созданный, как единый массив, он именно таким и воспринимается. Меня позабавил первый трек этой пластинки ("Suzunami"): на старте он практически один в один повторяет Galakthorrö-саунд времен "Children of God". Виновен в этом не автор, а уже упоминавшийся синтезатор EMS - машина имеет настолько характерное звучание и так неповоротлива, что выдать на ней нечто эдакое практически невозможно. Все (пять) пьесы выдержаны в лучших традициях psychedelic structured noise: приглушённая перкуссия, загнанная в тесные петли; перегруженные гитары; куриный гвалт и плотные текстуры. Это месиво с треском и шипением тяжело протискивается сквозь картон рупоров громкоговорителей. Всё в целом звучит как пластинка LED ZEPPELIN, прослушиваемая на предельной громкости и на разных скоростях через слабые динамики, как MUSLIMGAUSE, увлёкшийся хард-роком.

Обложка "Sha Mo 3000" позволяет говорить о том, что эта работа стала продолжением японских "Куриных историй". Голоса двух домашних питомцев Акиты - Yoshino и Yonosuke - также в обязательном порядке присутствуют в фонограмме альбома. В том, что продолжение не заставит себя ждать, никто не сомневается.


PITA

"Get Off" - CD
2004, Häpna, H.19

Pita - Get Off
Имя Петера Реберга (Peter Rehberg), скрывающегося за псевдонимом PITA, хорошо известно в мире актуальной электронной музыки. После того, как в 1995 году он влился в коллектив лейбла Mego, эта маленькая австрийская контора стала одним из центров по производству саунда, позже не очень убедительно обозначенного терминами microwave, glitch или laptop music. В отличие от жёстко детерминированного техно, в так называемой "пост-дигитальной" продукции ключевым моментом стала игра на нюансах. Помехи, щелчки, треск жёстких дисков и нарочито упрощённые структуры были фирменным знаком Mego и тех музыкантов, которых лейбл вывел в люди: FENNESZ, HECKER, FARMER MANUAL, MASSIMO, GENERAL MAGIC, RADIAN, etc. В отличие от своих коллег, которые за десять лет успели разбрестись по дружественным конторам, Петер до последнего момента хранил верность своему детищу, отдавая на сторону лишь треки для компиляций. Именно на Mego вышла львиная доля его пластинок в составе таких проектов, как Rehberg & Bauer, DACM, POP.

Pita
Альбом "Get Off" произведен в Швеции. Это заключительная часть трилогии (две первые - "Get Out" (Mego 029) и "Get Down" (Mego 049)). Музыка, как и прежде, изготовлена на компьютере. Сухой, ломкий звук, время от времени сползающий в органический гул. Голые, ничем не прикрытые, постоянно крошащиеся структуры. При всём, этом альбом содержит массу элементов, ранее Петеру не свойственных. Например, коллажи. Должен признать, обращение Питы к этой технике стало для меня полной неожиданностью. Пьеса "Babel" - очень короткий трек, в котором жёстко сочленены несколько разнородных кусков. Другой характерной чертой альбомов венского музыканта была любовь к петлям. Загнанные в лэптоп отрывки могли повторяться от одной до десяти минут, постоянно модифицируясь и приобретая новую окраску. Медленное воспроизведение фрагментов делало музыку похожей на эмбиент, быстрое - на техно. В "Get Off" этот подход не так бросается в глаза, не столь прямолинеен, оттого менее навязчив. Но вместе с повторами ушло и изящество в обращении со звуком. Новый альбом стал одномерным. Варварский саунд. Композиция "Like Watching Shit on a Shelf" - остатки былой роскоши.

Диск оставляет странное ощущение. То ли Петер слишком много уделяет внимание лейблу и сторонним проектам, то ли, по примеру своих бывших и нынешних коллег, с головой ушел в инди-поп, но его программный документ выглядит неряшливым и незаконченным. Совсем скоро на Mosz должен появится новый диск Питы: как знать, быть может, он расставит всё по местам.


Ryoji Ikeda

"Formula" - book + DVD (ltd. 3000)
2004, Forma

Ryoji Ikeda - Formula
Риодзи Икеда (Ryoji Ikeda) - не просто музыкант. Это человек, изготовивший из минимал-техно hi-tech продукт, который не стыдно демонстрировать и в художественных галереях, и на фестивалях компьютерной музыки. Он - аудио-кутюрье, саунд-дизайнер или, более ёмко, саунд-артист. Начавший свою карьеру в составе перформанс-группы DUMB TYPE, во второй половине девяностых Икеда зарекомендовал себя как один из наиболее интересных музыкантов, работающих в эстетике микроволны. Его альбомы выходят с перерывами в два-три года, тогда как львиная доля внимания классика "тестовых сигналов и цифровых щелчков" направлена на живые выступления. Как правило, это перформансы и инсталляции, требующие сложной предварительно подготовки, немалых инвестиций и точного следования инструкциям мастера. "Formula" - переизданные для европейской аудитории книга и DVD, запечатлевшие эти акции. Целесообразность такого шага не вызывает сомнений: не отличающийся демократичностью и всеядностью фестивальной братии, Икеда играет лишь на статусных мероприятиях, отчего число людей, видевших его за работой, невелико. Первый тираж книги и диска был доступен лишь японской аудитории, и вот теперь 3000 копий благодаря лейблу Touch попали в руки прочих страждущих. Упакованные в идентичные обложки, они являют нам две ипостаси музыканта.

Книга - это сборник инструкций, чертежей и схем, позволяющих оценить, сколь скрупулёзным и тщательным делом является каждое выступление Икеды. Впрочем, не только выступления: помимо работы в традиционных залах, японский музыкант изготавливает и камеры для индивидуального приема аудио/видео ванн. Последние имеют место в специально оборудованных контейнерах, где на слушателя низвергаются потоки ультразвука и низкочастотного гула. К каждой из инсталляций прилагается подробная инструкция. Прописано всё: от размеров помещения и обивки стен до мощностей и даже производителей аудио-систем и усилителей. Риодзи Икеда - это Штокхаузен минимал-техно. Тотальный контроль на всём мыслимом пространстве.

Час информации, записанной на DVD, разделён на две части. Первые полчаса - аудио-треки инсталляций (см. выше), остальное - видео, позволяющее оценить взаимодействие музыканта с его партнёрами, отвечающими за зрительные образы. Пожалуй, это самый ценный сегмент релиза. Описывать происходящее на экране бессмысленно. Это нужно видеть. Это нужно слышать. Впрочем, спустя минут пять, перестаешь соображать, что и где. Слух и зрение сливаются в какой-то третьей точке и начинают функционировать другим, ранее неизвестным способом. Аудио-составляющая представлена композициями, знакомыми по альбомам Икеды "Headphones", "+/-", "Matrix" - микроволна, насаженная на техно-манекен и расшитая тесьмой нойза.

Ссылки:
Merzbow (official site) - http://www.merzbow.net
Digital Merzbow Page - http://www.hut.fi/~omertalo/Merzbow.html
The Incomplete Merzbow Discography - http://www.oppositerecords.com/artists/merzdiscog.html
Pita - http://www.mego.at/pita.html
Ryoji Ikeda - http://brainwashed.com/ryoji
Essence Music - www.essence-music.com
Häpna - http://www.hapna.com
Mosz - http://www.mosz.org
Forma - http://www.forma.org.uk



http://machine.radionoise.ru



Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.machine
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное