Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.09.04.17: про 'Тони Эрдманна' (фильм)


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]

выпуск 09.04.17: 1 фильм

Неожиданно для себя обнаружил, что знаком почти со всеми номинантами на «Оскар за лучший фильм на иностранном языке» этого года…

Про датский фильм «Моя земля» (режиссер, автор сценария: Мартин Зандвлиет) писал.

Про получившего «Оскара» иранского «Коммивояжера» режиссера Асгар Фархади тоже.

Про шведский фильм «Вторая жизнь Уве» (режиссер Ханнес Холм) по одноименной книге Фредрика Бакмана... И фильм посмотрел, и книгу прочитал – ни фильм не понравился, ни книга. Тема «ворчливых, даже злых стариков, но на самом-то деле…» кажется изъезженной. Но а так, фильм и книга полны событий и вызывают тепло и доброжелательность, хотя, на мой взгляд, слишком прямолинейно: в общем, что бы ни происходило, надо любить окружающих, жить и наслаждаться маленькими радостями.
Отдельно писать не буду.

Есть еще австралийский номинант, но его пока нигде не нашел.

В этом выпуске «КМ» подробно про того номинанта, кому я бы отдал «Оскар»:

«Тони Эрдманн»
Toni Erdmann   
Режиссер, сценарий: Марен Аде
В главных ролях: Сандра Хюллер, Петер Симонишек
Германия, Австрия, 2016

Аннотация с кинопоиска.ру: «Бывший учитель музыки, весельчак и выдумщик Винфред, решает наладить отношения с дочерью, успешным бизнес-консультантом одной из престижных корпораций. Чтобы завладеть ее вниманием, он выдает себя за эксцентричного бизнесмена Тони Эрдманна. Своими уморительными и шокирующими выходками он надеется изменить ее представление о жизни и завоевать место в ее сердце».

К «весельчак и выдумщик» и «уморительный» стоит относиться осторожно. Юмор у Винфреда особый. Поначалу и вообще его выходки кажутся неуклюжими розыгрышами. Если и юмор, то скорее как альтернативный – в духе Энди Кауфмана (для тех, кто смотрел «Человека с Луны» с Джимом Кэрри в главной роли).

Как бы в утешение, что «Оскар» достался другому фильму, отмечу, что «Тони Эрдманн» – «Лучший фильм года по версии Премии Европейской академии 2016», а еще в Голливуде будет сниматься ремейк с Джеком Николсоном и Кристен Уиг (но так как мне не нравится Николсон, то, получается, новость для меня не до конца воодушевляющая).

Впрочем, какая разница, какие награды у фильма (что, конечно, важно для маркетинга, продвижения, без которых про фильм вообще можно было бы не узнать), когда у большого количества хороших фильмов нет громких наград?!.. И наоборот.

Но о фильме.

Сюжет у «Тони Эрдманна» не особо примечательный – отец, видя, в какой психологический тупик загнала себя его дочь, зацикленная на работе, с разбитой личной жизнью, превратившаяся, с эмоциональной точки зрения, в ледышку, – пытается ей помочь. Снова начать жить. Использует оригинальные приемы, чтобы ее освободить. Однако сюжет не главное.

Для меня главный критерий интересного кино, магии искусства – смотрибельность. Способность фильма захватить, увлечь, загипнотизировать. (Понятно, что во многом это индивидуально.)
И у «Тони Эрдманна» для этого изначально вроде бы никаких шансов.
Фильм идет почти три часа(!).
Фильм немецкий – не могу сразу вспомнить ни одного интересного немецкого фильма не то что за последние годы, а вообще.
Про сюжет уже сказал. Добавлю только, что никакого особого фабульного динамизма нет…
Главные герои не симпатичные, часто даже отталкивающие.
Юмор такой, что на него не сразу настроишься…
Никаких операторских изысков.
Но вот как сел в 11 вечера, так только к двум часам ночи и очнулся

В поведении героев много странного, алогичного. Но удивительно – это не вызывает отторжения. Не возникает ощущения неубедительности. А в финале, когда идет уже вроде бы полный сюр, испытываешь радость и восторг!..

В чем загадка, Тайна фильма, не понятно. Обязательно посмотрю другие фильмы Марен Аде.

Рекомендовать к обязательному просмотру не буду – знаком с достаточным количеством отрицательных отзывов. То есть на любителя. Нужно попасть.

В избранное