Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.29.04.17: Чарлз Тодд 'Поиски в темноте'


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]

выпуск 29.04.17: 1 книга

Чарлз Тодд
«Поиски в темноте»

Search the Dark
Перевод с англ.: А. Кровякова
Центрполиграф, 2014
320 стр.

Аннотация от издателя: «Проезжая мимо небольшого городка в Дорсетшире, бывший солдат Берт Моубрей увидел на платформе свою жену и детей, погибших во время бомбежки. Решив, что они живы и жена его обманула, солдат разыскивает их, угрожая убить. Спустя несколько дней в окрестностях находят труп женщины с изуродованным лицом. Все улики указывают на помешавшегося от горя солдата. Инспектор местной полиции Хильдебранд убежден в том, что потерпевшая – жена Моубрея. В его виновность не верит только инспектор Скотленд-Ярда Иен Ратлидж. Преодолевая сопротивление и неприязнь Хильдебранда, Ратлидж упорно ищет настоящего виновника преступления...»

Одно время я много читал Чарлза Тодда (для тех, кто не в курсе, это творческий псевдоним американского литературного дуэта матери и сына).

Не всё нравилось. Иногда сюжет книг заходит в какие-то псевдо-психологические-частно-бытовые дебри из очень большого количества информации о подозреваемых (явных подозреваемых нет, а поэтому в их круг попадает большое количество персонажей). Это следствие как бы особой техники погружения инспектора Ратлиджа в атмосферу, внутри которой произошло преступление, и в то же время проявление литературного приема автора, чтобы читатель до самого последнего момента не понимал, кто же может быть преступником, когда никаких явных улик и подозревать можно всех.
Необычность методики Ратлиджа еще и в том, что своим появлением, проведением расследования, бесконечными расспросами одних и тех же людей он провоцирует преступника на самораскрытие. И отсюда тоже постоянное хождение по кругу. В какой-то момент хочется спросить: ну сколько можно?!..
Иногда автору, на мой взгляд, изменяет чувство меры: деталей очень много, а по опыту чтения его книг понимаешь, что все эти нагромождения могут не иметь никакого смысла для раскрытия преступления, а просто ложная линия, увод в сторону, чистая литературная манипуляция.

Но когда без чрезмерности, когда книга на грани между детективом и психологическим романом, то необычно и затягивает. Тем более если вы поклонник старой доброй Англии, ретро начала прошлого века: постоянные чаепития, безукоризненные манеры, внешне холодные, но с внутренним психологическим надрывом леди (обязательно стройные) и немного высокомерные, бывающие еще и надменными и грубыми, джентльмены...

В последнее время не везет на книги. Читаю и бросаю. И решил не рисковать с очередным новым автором, а взять проверенное.

«Поиски в темноте» (кстати, названия у книг какие-то безликие, очень общие), в общем, не хуже и не лучше того, что читал. Все вышеперечисленное есть. Есть и брошенные линии, да.
В общем, даже как-то и выделить нечего. Прочитал очередную книгу Чарлза Тодда.
Разве что, несмотря на то, что долго не читал, сразу все вспомнил, а поэтому интрига была не такая сильная. Не в смысле, понятно, кто убийца, а понятно, что автор тебя водит за нос. Но ты сам как-то не очень против этого. Однако если хочется динамичности, то напрягает.
И к этой книге накопилось раздражение по поводу «реалистичности»: инспектор из Лондона едет в глушь и полностью занимается раскрытием только одного преступления в течение долгого времени – как же в такое поверить?!..

У серии про инспектора Ратлиджа есть одна проходящая через все книги сюжетная линия – Ратлидж внутри себя регулярно (но в книгах не раскрывается причина, почему тот появляется в тот или иной момент) общается со своим покойным сослуживцем, который погиб во время боевых действий, будучи подчиненным Ратлиджа, и он считает себя виновным в его гибели. Психологическая травма Ратлиджа понятна, и это сильная деталь портрета главного героя, а вот необходимость такого персонажа в детективе, сколько читаю книги Тодда, так и остается непонятной. Не прояснили и «Поиски в темноте».

В итоге, закончив «Поиски…» (когда преступник нашелся, то «боже мой, кто же мог подумать!»:0) и не получив большого удовольствия от чтения, я тем не менее для себя так и не решил, буду ли еще читать книги этого автора.
Окончательно крест не ставлю. Что-то вот все-таки такое есть.

В избранное