Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.12.10.16: про роман Эммы Донохью 'Падшая женщина'


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]

выпуск 12.10.16: 1 книга

+ссылка: фото

Эмма Донохью
«Падшая женщина»

Перевод: А. Г. Гусева
Центрполиграф, 2014 г.
413 стр.

Аннотация от издательства: «Действие романа происходит в Лондоне в середине восемнадцатого века.
Жизнь Мэри Сондерс, девочки из бедной семьи, сера и безрадостна. Ее невинное желание иметь хоть что-нибудь яркое — например, красную ленту — приводит к необратимым последствиям. В совсем еще юном возрасте Мэри становится проституткой и неожиданно узнает, что такое настоящая свобода, недоступная добродетельным женщинам. И все же опасность, которой она подвергается, заставляет девушку искать прибежища в небольшом городке Монмуте. Мэри становится служанкой, а затем и помощницей швеи в семье Джонс. Миссис Джонс питает к ней искреннюю привязанность, однако Мэри, движимая мечтами о лучшей доле и желанием скопить побольше денег, тайно возвращается к прежнему ремеслу. Она руководствуется тремя правилами, выученными на улицах Лондона: никогда не расставайся со своей свободой, женщину делает одежда и одежда — это самый большой обман на свете. В конце концов именно тяга к красивым платьям и приводит ее к катастрофе.
Для возрастной категории 16 +»

Начало понравилось. Читаешь, как книгу из популярной серии «Повседневная жизнь…» английской проститутки середины восемнадцатого века.
То есть много любопытных историко-культурологических подробностей в, скажем так, пикантном соусе. Вроде как даже на документальной основе написано.

Кстати, в оригинале роман называется Slammerkin – вычитал, что это термин, обозначающий и свободную женщину, и женщину свободных нравов. (Слава нашим переводчикам!) Тема одежды, да, важная в книге, но образности одежды как метафоры характера я не уловил.

В середине – после переезда главной героини в Монмут – автор как будто решила начать писать другую книгу. То есть Мэри Сондерс по-прежнему в центре внимания, но помимо нее описывается жизнь и многих других обитателей ее нового дома. Странный авторский ход – если до этого читатели видели жизнь только глазами Мэри, то теперь и их глазами тоже – так и хочется отметить – зачем-то.

В целом, написано безликим слогом, психологически часто неубедительно, много происходящего-вдруг или случайно, при том, что это «случайно» приводит к серьезному повороту сюжета; изменения в умонастроениях не постепенно вытекают из происходящего, а раз! и проявляются.
Молодая девушка, хоть и сексуально уже взрослая, но размышляет как пожившая, умудренная женщина. Конечно, бывают такие высокомерные молодые, «уже все про жизнь знающие и понимающие», но и у них пролезает детство, а тут явно, что у девушки чужое сознание (придуманное и красиво сформулированное автором)…
И что-то особенного ощущения свободы я у героини не почувствовал. Как говорится, только с ее слов.

Вроде интересный момент, когда еще в Лондоне Мэри попадает в приют для таких, как она, заблудших, ее начинают перевоспитывать (причем очень гуманными методами), и вроде бы, несмотря на внутреннее сопротивление, начинает происходить ломка, ей там начинает нравиться, но вдруг(!) она бунтует и опять уходит на улицу.

То же и в Монмуте. Начинает привыкать к жизни в добропорядочной семье, вроде терпеливо, без особенного внутреннего ропота, сносит тяготы новой жизни, а потом опять вдруг…

Не свободы захотелось, а чего-то взбрело в голову!..

Но тех, кто не гонится за психологической глубиной, может, и устроит.

Я еле дочитал.
В общем, книга явно не для меня.

У Эммы Донохью, не только писателя, но и драматурга и сценариста, вышло много книг. Пробовал другие ее романы. Не пошли. Точно не мой автор.
В 2015 году фильм «Комната» по ее одноименному роману был четырежды номинирован на «Оскар», в том числе за «лучший адаптированный сценарий», но получил только за лучшую женскую роль.
ссылки
Работы финалистов конкурса Сomedy Wildlife Photography Awards
Фото.

В избранное