Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Модная культура от Алексея Фанталова. 'Вперед в прошлое'.


"Вперед в прошлое".

 

 

Недавно прошли думские выборы, на которых, в частности, с треском провалился "Союз Правых Сил". В связи с чем не могу не вспомнить одно позднеосеннее мероприятие СПС в ДК Ленсовета (Петербург).

Большинство присутствовавших в зале по возрасту могут быть отнесены к шестидесятникам (либо чуть моложе). Полудиссидентский феномен данного поколения объясняется, отчасти тем, что многие его представители не сумели своевременно вписаться в правящий класс (страдавший в брежневскую эпоху от засилья геронтократов). А как они желали когда-то мировой революции (у многих шестидесятников в родословной присутствовали комиссарские – в основном, троцкистские корни)! Но не дали порулить, Брежнев сделал ставку на «разрядку» и «мирное сосуществование». И тогда шестидесятники совершили разворот на 180% и превратились в записные антикоммунисты. Любовь к Октябрю обернулась ненавистью.

Эта эволюция хорошо прослеживается на примере недавно усопшего Александра Яковлева («прораба перестройки»), а в литературе – братьев Стругацких (и многих иных). Фактически, антагонизм между «демократами» и «коммунистами» в девяностые – это продолжение антагонизма между «старыми большевиками» и сталинской номенклатурой. Старой Россией тут и не пахнет ни с одной стороны, несмотря на всю мимикрию (да и осталась ли она где-нибудь после катаклизмов двадцатого века?).

Впрочем, метаморфоза сия – часть современного мейнстрима. Так, большинство неоконсерваторов США, духовно окормлявших Джорджа Буша Младшего, в молодости грешили троцкизмом.

Но в принципе, критика застойных порядков, насаждаемых номенклатурой, не может не приветствоваться. Вот в ДК Ленсовета показывали новый документальный фильм Юрия Хащеватского "Вперед в прошлое" (в Москве, он, кажется, демонстрировался под названием "Back in USSR").

«Хащеватский прославился своими остро социальными кинолентиами.  Так в 1996 году он снял фильм "Обыкновенный президент", посвященный политике Лукашенко. Картина получило несколько наград, в том числе премию имени Сахарова и гран-при Human Rights Watch. Помимо кинематографа, Хащеватский занимается общественной деятельностью. В Белоруссии он возглавляет гражданскую инициативу "Антифашистское действие"».

Вначале ребята из СПС полчаса не могли запустить диск. Наконец заработало.

  После просмотра состоялось обсуждение фильма. Режиссер просил «задавать неудобные вопросы», и действительно – таких вопросов поступило много. Большинству из выступавших фильм не понравился (это как обычно – те, кому понравилось, обычно молчат – «молчаливое большинство»). Мне, как и многим, "Вперед в прошлое" показался просто нарезанным из современных документальных кадров вперемешку с отрывками из фильмов сталинской эпохи салатом. Хотя отдельные документальные кадры впечатляют. Например, пресловутая ткачиха со съезда Единой России – это просто жесть! Я не смотрю телевизор, поэтому раньше лишь слышал о ней. Но Хащеватский тут ни при чем.

Один из выступавших спросил, на какую аудиторию рассчитан фильм. Юрий Хащеватский сказал, что на людей определенного возраста и культурного уровня (например, кто смотрел фильм Эйзенштейна «Иван Грозный). Тогда материализовался следующий вопрос: «Каким способом предполагается распространять картину?». Режиссер сказал, что на российские экраны и ТВ она вряд ли попадет, и будут задействованы возможности Интернет.

Здесь я (в силу исконного своего правдорубства) не утерпел, и указал на логическое несоответствие. Авторы распространять фильму хотят через Всемирную паутину, а адресуют смысловой и видео- ряд поколению шестидесятников. А как большинство последних дружат с компьютером, мы могли убедиться на самом показе.

Режиссер, естественно, не согласился, и сказал, что в Белоруссии фильм о Лукашенко разошелся «на 200000 человек». Я сказал, что не знаю как в Белоруссии, а у нас его мало кто скачает, даже если СПС напряжет свою сеть агитаторов по стране. Главное - "Вперед в прошлое" начисто лишен всякого драйва, в отличие от клипа «Корейских ледчиков» про «План Путина».

Кстати, одним из последних выступил некий руководитель из Народно-трудового союза и сказал то же, что и я, только более грамотно, сославшись на «Корейских ледчиков» как на пример удачной контрпропаганды.

Но из присутствовавших мало кто слышал про этот клип. Шестидесятники - им бы все Окуджава, «Дети Арбата», Ахматова-Цветаева, Пастернак-Мандельштам, Бродский, «разруха в головах» и пр. Впрочем, любая субкультура развивается по определенным законам, будь-то субкультура панков или российских менеджеров (с их тренингами,  корпоративными пьянками, астрологией, икеа, ашанами и фэншуями).

Потом, режиссеру, видимо, не так уж и важно, сколько народу посмотрит фильму. Деньги он получил, на презентациях и тусовках выступил – чего же боле? Такой подход, вообще, типичен для большей части людей, работающих с грантодателями (неважно – отечественными или зарубежными).

Масса вопросов из зала («группа удавов интересуется») относилась к текущим проблемам СПС и «как там Анатолий Борисыч Чубайс?, его все, конечно, ненавидят, но в глубине души – любят» (вот уж, действительно, любовь с ненавистью и страхом отлично уживаются вместе, а вот любовь с иронией – ни в какую). На что присутствовавший Леонид Гозман (правая рука Чубайса) поведал, что Анатолий Борисович сейчас занят чрезвычайно важным делом – реформой РАО ЕЭС России (то есть разрубанием единого энергетического червя на конкурирующие между собой сегменты - прямо, «Чужой» какой-то) И что это чудо – экономика в целом движется по пути к социализму, а РАО ЕЭС, ее основа – к капитализму!

Забавно было видеть, как все присутствующие старались сделать в своей пропаганде упор на разжигание боязни возврата советских порядков. Да, страшно далеки они от народа, большинство из которого мечтает о таком возвращении. Причем мечтают не только семидесяти-, но и пятнадцатилетние. Недавно, одна девочка сказала, что по ее мнению, советские фильмы более правдивы, чем современные. То есть она не представляет советской фальши, но вранье всех этих «Моих прекрасных нянь» видит четко.

         Другое дело, что мы получаем не реставрацию, а имитацию совдепа, похожую на образец не более чем лакированный макет танка из папье-маше похож на старую, но мощную боевую машину.

         После обсуждения присутствовавшие были приглашены в зал на фуршет, где раздавалась бесплатно новая книжка правозащитника Юрия Вдовина (активного питерского деятеля эпохи Собчака) «Элиты секонд хэнд или маргинализация демократии». Довольно скучный текст, впрочем. Зато колбаса на фуршете была хорошая, истинно твердого копчения (не какая-нибудь химическая дрянь).

  Но мне интереснее были присутствовавшие. Вот посмотрел я на них, и показались они сильно похожими на представителей «патриотических тусовок», несмотря на всю «полярность идеологий». Типологически это – одно и то же явление, замкнутое на себя и свои внутренние проблемы (Чубайс не в счет). У нас вот принято ругать Зюганова и КПРФ, что те, дескать, и не стремятся к власти (а пришли бы невзначай – так не знали бы, что с ней делать), им комфортнее быть в оппозиции. Так и Эспеэсовцам комфортнее.

Кстати, мелькали в зале и нескольтко пиджакастых юношей, более уместных в рядах какой-нибудь «Молодой гвардии» Единой России. Впрочем, каждый начинает карьеру, где может.

 

Алексей Фанталов.

fantalov@mail.ru

 

Туризм. Ладога 2007.

Фестиваль Инлакеш.

Водный туризм. Вуокса.

Линия Маннергейма.

Пейнтбол 2007.

 


В избранное