Неформальная рассылка студентов и преподавателей ЧГУ
СИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ!
16 апреля 2003 года. наряду с
традиционной научной конференцией в ИЭИ
ЧГУ пройдет т.н. студенческий форум под
названием "Сильное решение", на
котором будут рассматривается различные
вопросы жизни студентов этого института
как внутри него, так и во взаимодействии с
внешними партнерамии заинтересованными
группами. Вот некоторые публикации с этого
форума. Если у кого-то из читателей есть
свои соображения по этому поводу - пусть
поделяться!
Доклад на студенческом
форуме ИЭИ
Перваямысль, которая приходит ко мне в голову,
строчка из известной песни Олега Митяева «Как
здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
Она отражает мое эмоциональное состояние,
связанное с тем, что мой призыв,собраться всем, кто заинтересован в
жизни и судьбе института, услышан. Вторая
мысль, которая мучила меня немного ранее и
продолжает мучить: «А зачем, собственно, мы
сегодня собрались?»
Вот
на этот второй вопрос я и постараюсь
ответить в своем коротком сообщении, перед
выступлениями представителей нашей
администрации и перед началом работы наших
секций, или, как их еще называют, рабочих
групп.
Итак,
зачем?
Прежде
всего, за тем, что по моему мнению, мнению
тех студентов и представителей
администрации, которые приняли участие в
подготовке этого мероприятия, наш институт
обладает достаточно большим и серьезным
потенциалом, чтобы «играть значительную
скрипку» как в жизни университета, так и в
жизни города. Однако, увы, этот потенциал,
несмотря на всю его серьезность,
используется далеко не в полной мере. И это,
в полной мере, касается и наших студентов.
Качество профессиональной подготовки
наших студентов в вузе, качество самой их
жизни: учебной, научной, общественной,
культурной, далеко от их истинных
возможностей
Можно
при этом говорить о нехватке финансовых
средств, времени, большой физической и
умственной загруженности студентов,
преподавателей, администрации, но изменить
все составляющие сферы нашей жизни к
лучшему, более оптимальному и современному
состоянию, можно только в результате
глубокой заинтересованности в этом. А
глубокая заинтересованность в позитивных
изменениях может возникнуть только на
основе такого социально –
психологического феномена как творческая
инициативность. Последняя же, в свою
очередь, возникает на основе активных
межличностных коммуникаций и
взаимодействий, в результате использования
в практике работы вуза эффективных
организационных и организационно –
психологических технологий, в создании
таких форм жизни и институтских
образований, которые бы в значительно
большей степени, чем уже существующая
формальная организация всех процессов в
вузе учитывает личную заинтересованность
студента, его актуальные, созревшие вопросы
сегодняшнего дня, более чутко относится к
его будущему.
Сегодняшняя
наша встреча, сегодняшние наши
коммуникации и обмен мнениями, как раз и
представляют собой такую форму, такую
технологию вашей жизни, которая направлена
на ее проектирование, на организацию
эффективной совместной деятельности
студентов и всех заинтересованных в их
процветании других групп, как внутри, так и
вне университета. Мы специально «для
затравки» пригласили на нашу встречу
представителей администрации вуза,
преподавателей, бизнесменов,
представителей муниципальной власти,
молодежных организаций университета и
города. У всех них может быть совершенно
разные взгляды на студентов и ожидания от
взаимодействия с вами. Но они для вас
являются той важной ресурсной базой (идей,
экспертных суждений, оргтехнологий,
финансов), опираясь на которые вы сможете
реализовать те проекты и программы, которые
могут родиться у вас уже сегодня или
некоторое время спустя.
Итак,
наша сегодняшняя с вами сверхзадача
заключается в том, чтобы рассмотрев в
работе секций те или иные стороны жизни
студентов в университете, попробовать на
основе различных ценностей и видений
существующих у вас и у представителей
других групп, выстроить некое желаемое,
ожидаемое будущее ИЭИ хотя бы на год-два
вперед, а также посмотреть каким образом
можно перейти от сегодняшнего состояния
ИЭИ к его светлому завтра.
Все
вы можете пойти на дискуссию в ту секцию,
которая вам больше по сердцу. Результатом
работы группы мы будем считать некий проект
(или совокупность проектов) и программ
деятельности в той сфере жизни студентов
ИЭИ и самого ИЭИ, которую бы будете
рассматривать.
Мы
собираемся….
Проект «Центр развития
карьеры»
Проблема. Процесс профессиональной
подготовки в университете в целом
представляет собой формально
организованный, достаточно жесткий,
технобюрократизированный процесс, в
котором нередко теряется и автономия, и
моральное стимулирование истудентов и преподавателей. Жесткая,
чрезмерно требовательная (и в то же время
безличная, противоречивая) система
обучения провоцирует студентов на
всевозможные личностные кризисы, потерю
или деградацию таких важнейших для жизни в
обществе функций, как целеполагание,
рефлексия, осмысленность существования.
Лишает и их, и студенческое сообщество в
целом т.н. «точек роста», сдерживает
проявление ими творческой инициативы,
обедняя, в то же время, и организационное
развитие университета в связи с
искусственным сдерживанием и
игнорированием возможных потенциальных
поведенческих ресурсов.
Решение. В
качестве относительного решения проблемы,
смягчения чрезмерного давления базовой
технобюрократической системы управления и
организации жизни университета,
предлагается направить усилия
администрации и общественности ЧГУ на
всемерной развитие таких форм общественно
– организационной жизни, которые бы были
более личностно направлены, более
демократичны, подразумевали бы личную и
групповуюинициативу студентов,
стимулировали бы их к осмыслению тех
образовательных процессов, в которых они
участвуют, а также в целеполагании, в
развитии ими реально востребованных рынком
труда личных умений и навыков. Это общее
решение может, конкретизоваться, в создании
на базе института, но, однако, относительно
автономного т.н. Центра развития карьеры, целью
которого было бы комплексное сопровождение
личного и профессионального развития
студента, начиная от старших классов школы
и кончая его полноценным закреплением на
рабочем месте или созданием им
собственного дела.
В задачи
это Центра могло бы входить:
-профессиональная диагностика,
профессиональное самоопределение студента,
помощь в целеполагании и выстраивании
индивидуальной карьеры;
-дополнительное обучение по программам
лидерского и иного плана, которые бы
развивали у них те реальные навыки и умения,
которые не предоставляет академическая
среда вуза.
-создание активной социально –
профессиональной среды, в которой бы
студенты могли бы быстрее развиваться и
получать обратную связь;
-участие в реальных, коммерчески и
общественно значимых проектах, позволяющих
студентам овладевать уникальными
компетентностями;
-организация и проведение крупных
мероприятий, стимулирующих студентов к
росту и развитию;
-непосредственный выход на предприятие
и в организации, организация практик истажировок, и т.п.
Направления
деятельности:
-Профориентация и профсамоопределение
школьников и студентов;
-Экономическая занятость студентов;
-Предпринимательская и управленческая
деятельность студентов;
-Социально – психологическая и
психологическая компетентность студентов;
-Языковая компетентность;
-Самоуправление студентов;
-Обучение;
-Пресса и PR,
маркетинг выпускников;
-Организация зимних и летних
профессиональных школ, практик и
стажировок;
В
юридическом плане нам представляется, что
Центр РК должен быть самостоятельным
юридическим лицом (некоммерческое
партнерство) учредителями которого могли
бы стать администрация ЧГУ, институты,
Корпоративный университет АО «Северсталь»,
ряд предприятий и организаций города, мэрия,
а также наиболее заинтересованные и
подготовленные к такой деятельности
частные лица.
Структура ЦРК на наш
взгляд могла бы выглядеть следующим
образом:
Деятельность ЦРК при относительно
небольшой формальной структуре будет
носить проектный характер для чего внутри
его подразделений (клуб, школа, учебный
центр) будут создаваться проектно-матричные
структуры для решения задач краткосрочного
и среднесрочного плана.
Создать Центр можно на
основе инициативной деятельности
инициаторов, согласовав этот вопрос со
всеми возможными заинтересованными
ресурсными центрами, используя, прежде
всего базу университета. Решение об идее
создании ЦРК можно донести до всех
заинтересованных лиц 16 апреля во время
студенческого форума в ИЭИ ЧГУ.