Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эволюция сознания

  Все выпуски  

Эволюция сознания - Психофизические качества человека Эволюции


Фонд

Психофизические качества человека Эволюции (Перевод Е.Лугова)

Дорогие друзья, сегодня я хочу осветить некоторые аспекты психологии и психофизики человека, который движется по эволюционному пути восхождения в беспредельность.

Первичная матрица сознания человека подобна божественной душе, ибо создана для работы в мирах иерархической системы Вселенной. Для понимания феномена сознания я хочу наглядно разобрать текст ведического источника – Мандукья Упанишад. Она рассматривает Абсолют как АУМ, имя бога. В пределах Аума у всего проявленного имеется четыре уровня сознания. Для примера человек также описывается, как имеющий четыре типа сознания. Эти типы расширяются, вкладываясь один в другой, пока наконец три не растворяются в последнем. И последний есть Абсолют. Абсолют – Атман - Парабрахман примерно описан как Сат-Чит-Ананда (безграничное сознание – полная истина – нескончаемое блаженство). За пределы АУМа выходи пятый уровень, что недостижим для любых существ проявленной Вселенной.

Интересно, что в своем существовании мы используем девятнадцать органов восприятия. Пять Джнянендрияс (центров восприятия информации) – наши органы чувств: видение, слушание, обоняние, осязание, плотные касания. Пять Кармендрияс (двигательные органы) – две руки, две ноги и голова. Пять разделов космической энергии - Праны в теле (прана, вьяна, удана, самана, апана). Четыре уровня нашего сознания. Всего девятнадцать «органов восприятия».

Вот они четыре уровня сознания человека, что были обнаружены и изучены древними йогами:

Уровни сознания План – индивидуальный - Микрокосм План – Всеобщий - Макрокосм Божественный звук АУМ (одна из форм)
1. Обычное действующее сознание. Мир иллюзорен и в то же время реален, потому что он есть действующая активность Бога. физическое существование объекта - Вайшванара физическая Вселенная - Вират
А
2. Сон со сновидениями. Наполненность мыслительными формами и постоянное мышление. Включает в себе 1. тонкий мыслительный уровень - Тейджаса Космическое сознание Вселенной – Хираньягарбха
У
3. Глубокий сон без снов и желаний. Включает в себя 1. и 2. Подсознательный уровень мудрости – Праджня Господь Бог – первопричина - Ишвара
М
4. Превосходящее все, Атман – Брахман – Недвойственность – Адвайта. Включающий все планы в себе и неописуемый, неизменяемый, вечный. Турья Включающий все планы в себе и неописуемый, неизменяемый, вечный.
Беззвучный АУМ

Наша главная задача – достичь четвертого уровня сознания, вечного и неподверженного смерти и разрушению. Рождающиеся существа могут достичь Турьи. Но есть еще пятый уровень, который запределен для всех существ Вселенной. Он назван Атхитам, Это понимается как необусловленный, бескачественный ниргуна Брахман.

Теперь перейдем к рассмотрению той возможной структуры человека, что он совершенствует и приобретает в процессе кармического опыта в жизнях. Структура его не сразу становится совершенной и божественной, а путем длительного существования в разных условиях набора опыта. Этот опыт кристаллизуется в блоки памяти и откладывается на кармическом теле – матрице души. Когда качество вибраций человека растет, вместе с этим растет его знание и сила. Он концентрирует вокруг себя все больше чистых и высоких качеств. Мы называем это тренировкой Духовного тела.

Для подробного понимания процессов, происходящих в человеке, нам можно обратиться к описанию Восмиступенчатой йоги святого Патанджали – Аштанга йоги. Его характеристика этапов восьми уровней овладения совершенством йоги описывает критерии для достижения. Это не обязательно значит, что любой человек сможет в одной жизни пройти все восемь ступеней. Для иных может потребоваться множество воплощений, прежде чем они смогут выйти хотя бы на вторую ступень. В то же время, те, кто уже ранее в рождениях наработал качества ступеней, может быстро совершенствоваться и в одной жизни.

Тем не менее, достигнуть восьмой ступени – Самадхи очень и очень непросто. Однако другого выбора у нас нет. Нам надлежит осознать, что человеческая эволюция дает нам только этот вектор позитивного творчества. «Йога сутры» Патанджали - это древний и классический текст, детально описывающий искусство йоги. Он состоит из четырех глав. В первой говорится о самадхи – как высшем этапе человеческого развития. Вторая глава перечисляет и подробно описывает восемь ступеней как процесса роста любого человека. Третья глава о вибхути – силах, которых достигает йог. Четвертая рассматривает философию освобождения от иллюзии самсары – кайвалья (мокша).

Итак, давайте сначала, перечислим эти восемь ступеней достижений в йоге, которые выражают ступенчатое обретение нами высших и утонченных качеств Бога.

1. Яма – этические заповеди, общие для всех людей. Главных принципов пять:

I. Ахимса – ненасилие, в том числе к людям, животным, всем живым существам. Конечно, по возможности надо отказываться от насилия, стремиться сохранять жизнь других существ. Однако, в случае собственной опасности или для защиты других необходимо проявлять разумное насилие. Наша задача в жизни останется невыполненной, если мы уйдем из нее от насилия по отношению к нам. Ахимсе сопутствует абхая – свобода от страха и акродха – свобода от гнева. Конечно вы видите, что этим уровнем очень и очень непросто овладеть, ибо лишь мудрый, познавший Бога и Космос естественно свободен от таких тяжелых омрачений.

II. Сатья – истинность. Это высшее правило внутренней нравственности и внешнего поведения. Ваша естественная искренность должна идти изнутри вас. Махатма Ганди – отец современной Индии кговорил: «Истина есть Бог, и Бог есть истина». Истинность позволяет нам постоянно улучшать человеческие качества в божественные. В конечном итоге, открывая Бога в себе. Наша истинность и искренность должна распространяться на мысли в первую очередь, слова и дела. Человек, твердый в истине получает все, что ему нужно гораздо проще, чем другие. Бог – сама истина и любовь, и покровительствует нам всегда. Откройте себя его любви и искренне общайтесь с ним.

III. Астея – неворовство. К этому принципу относится незаконное присваивание чужого, нарушения доверия, неправильное употребление или бездумное использование тех ресурсов, что получены от других людей, и от природы. При практике астеи мы автоматически становимся гармоничными в нашей деятельности, ограничивая свои потребности необходимым и удобным.

IV. Брахмачарья – духовное целомудрие. Здесь мы понимаем не насильственные запреты, но разумное поведение в любовных отношениях, с партнером, в семье. Согласно йоговской науке мужское семя имеет огромную силу, и потеря его ведет к укорочению жизни и уменьшению активности. Конечно мы рекомендуем иметь одного постоянного партнера, общую карму и семью. Грихастха (семейная жизнь и воспитание детей) – обязательный этап жизни мирян. Кроме того, имеются некоторые йоговские методы психофизического подъема энергии семени вверх по сушумне. Это иногда именуется тантрой, но вообще тантра – гораздо более обширный раздел знаний и практик, чем просто плотская любовь мужчины и женщины. Практика методов увеличения жизненной силы не может проходить отдельно от всего комплекса эволюционного роста человека. Это естественный этап для обретения силы и мудрости. Практика Брахмачарьи дарует силы и продлевает жизнь, дарует любовь земную и божественную. Наш заряд Духа растет и помогает нам направлять наши физические, эмоциональные и интеллектуальные силы для блага и развития людей.

V. Апариграха – свобода от накопительства. При такой практике мы становимся довольными, счастливыми, что бы с нами ни произошло. Есть ли у нас избыток или недостаток чего, на нас не влияют эти внешние иллюзорные условия. Мы естественно упрощаем свою жизнь, избегаем ненужных действий и накоплений временных и иллюзорных вещей, и соответственно освобождаемся от кармических накоплений. Только необходимое нам на Пути в беспредельность интересует нас, только то, что помогает нам становиться лучше и чище. Это также относится и к отношениям с людьми. Лучше дружить и общаться с обществом духовно развитых и истинных людей. Избегать людей лукавых и нечестных. Таким образом, мы обретаем свободу от иллюзии самсары, направляем свои силы на действительный опыт божественного состояния просветления.

2. Нияма – правила индивидуального поведения, которых тоже пять.

Шауча – очищение, включая чистоту тела, мыслей, слов, пищи, окружения и места для жизни.

Сантоша – удовлетворенность и спокойствие, это состояния нашего сознания. Их надо воспитывать. Удовлетворенному человеку легче совершать любое духовное действие или практику, ибо он спокоен и устойчив изнутри, его не волнуют волны смятения и раздоров извне.

Тапаса – пламенная устремленность к совершенству. Перед нами стоит достойная цель, Всю науку воспитания нашего характера мы рассматриваем как практику тапаса. При любых обстоятельствах все качества мы направляем только на достижение этой главной цели – окончательного слияния с Вселенной - Богом. Тапаса имеется три вида. Каика тапаса- относится к телу (воздержание и ненасилие). Вачика тапаса – относится к речи (правдивость, прославление бога, поощрение и благодарность другим людям).

Манасика тапаса – к сознанию. Мы культивируем сознательную установку на скорейшее достижение освобождения (мокша), на благо всех живых существ.

Свадхьяя – постижение себя. Самообразование, фактически предназначено для извлечения наилучшего из себя и постижения внешнего мира. В результате человек осознает единство жизни и приходит к Божественному сознанию, напитываясь силой всей вселенной. Мы постоянно и сосредоточено постигаем себя во взаимосвязи с Богом. Практики и методы достижения божественного естества таковы, что человек учится всю и каждую жизнь. Мы изучаем наши священные духовные книги и философскую мудрость различных земных религий. Известный ведический афоризм гласит: «У невежества нет начала, но есть конец. У знания есть начало, но нет конца». Постигнуть себя полностью совсем непросто, почти невозможно, хотя это может быть вами и непонятно. Человеческое тело, сознание уже давно распилено на составные части и изучается многими учеными, в различных научных учреждениях и клиниках. Тем не менее, ни один из них не смог постигнуть всего человека. Мы есть гораздо большее, чем вы думаете.

Ишвара пранидхана – преданность Богу и всей божественной иерархии. Мы дети Бога и посвящаем всю свою жизнь, свои дела и стремления Богу. Все вокруг – божественное творение и наши помыслы направлены к Мировой пользе и общему Благу.

3. Асана – специальная поза тела, упражнения. Совершенствование в асанах дает отличное здоровье, бодрость, позитивный настрой в жизни, силу, спокойствие духа. Мы знаем, что тело – инструмент духа. С асанами мы ставим тело под управление сознания, чтобы иметь лучшие возможности развития духа. Все составные части тело, сознание, дух – аспекты единого Космического сознания.

4. Пранаяма – наука управления дыхания. Она помогает сделать токи космической энергии – праны – нашими токами, превратить наше тело в аппарат восхождения духа. Прана в нашем теле (дживатма) – часть космического дыхания Вселенной (Параматма). Практика пранаямы – соединение нашей праны с космическим дыханием Вселенной. Составные части нашего дыхания так описаны Шанкарачарьей (святым учителем нашей линии 7 века): «Освобождение ума от всех иллюзий – вот истинная речака (выдох). Осознание того, что Я есть Атма – вот истинная пурака (вдох). Удержание сознания в этом состоянии Атмы – вот истинная кумбхака (задержка). Это истинная пранаяма». Контроль дыхания успокаивает ум, чувства, желания.
Прана Ваю – энергия воздуха. Эта жизненная энергия напитывает и человеческое тело. Есть пять категорий (ваю) праны:
Собственно Прана – в области сердца и легких, отвечает за дыхание.
Удана – вверху груди и шее управляет принятием воздуха и пищи.
Самана – в области желудка разжигает пищеварительный огонь.
Апана – внизу брюшной полости и в области таза, отвечает за выделение.
Вьяна – пропитывает все тело, распределяет энергию, получаемую из космоса, дыхания, пищи.

5. Пратьяхара – контроль за чувствами. На этом этапе мы достигаем ваирагьи – бесстрастия ко всем внешним и внутренним объектам. Постижение Бога – Вселенной – это лишь одно главное движет нами.

Известно, что энергия всего проявленного описывается тремя качествами - гунами. Саттва – божественность, просветление, милосердие, доброта, любовь, чистота. Раджас – труд, активность, подвижность, страсть. Тамас - невежество, апатия, инерция, Из смеси этих гунн и состоит все многообразие проявленного мира. Пратьяхара – этап самопроверки и искоренения всех затемняющих и ограничивающих нас качеств. Это работа по преодолению притяжения трех гун. Нам надо постоянно расти и накапливать в себе Саттва-гуну, постепенно растворяя сначала Тамас-гуну, затем и Раджас-гуну. Когда в нас остается лишь Саттва – мы уже близко к конечной цели единства с Богом. Следующим этапом достигается бесстрастие, и мы уже не захватываемся притяжением пар противоположностей: рождением и смертью, страданием и удовольствием, добром и злом, победой и поражением. Мы выходим за пределы гун, и таких йогов зовут гунатитой – преодолевшим притяжение гун.

6. Дхарана - сосредоточение на божественном, погруженность. Когда тело развито асанами, сознание очищено пранаямой, чувства обузданы пратьяхарой, мы достигаем качеств дхараны. Погружаясь в служение Богу и направляя все свое существо к этому единству с Богом, мы отказываемся от всего иллюзорного и негармоничного. Мы используем пранаву (молитву) АУМ, и произносим мантры - имена Бога. Мы используем символы и изображения божеств-идамов, чьими качествами наполнен Единый. Такой практикой и наполняемся его благими вселенскими качествами, постигаем его любовь и силу, разлитую повсюду.
Пять состояний сознания предшествуют постижению этой ступени.
Кшипта – беспорядок и небрежение.
Викшипта – волнение и эмоции.
Мудха – растерянность и неуверенность.
Экаграта («один-главный») – внимательность и правильное средоточение на главной цели.
Нируддха – служение Единому Богу, здесь ум-манас, интеллект-буддхи и эго-ахамкара направлены на Божественное Благо, Истину.

7. Дхияна – медитация. Когда состояние сосредоточения на Высшем непрерывно и устойчиво, йогин поргужается в дхияну – восприятие божественного сознания. Это божественное сознание окружает йога постоянно, воспринимается отовсюду. Все вокруг становится самим Богом. Все обычнае чувства уступают место божественной эйфории.

8. Самадхи – просветление. На вершине медитации йог достигает высочайших качеств, какими только может обладать человек на земле. Здесь заканчиваются качества личности, прекращается мысль, исчезает любая форма. Это будет полнейшим всепропитывающим блаженством, кое нельзя описать. Йог расстается с материальным миром самсары и выходит в Вечность Бога. Самадхи – экстаз, любовь, покой, истина, безмятежность, радость. Это истинное состояние нашей Атмы – души.

Дорогие друзья, таковы качества йога - человека эволюции!

www.cosmoenergy.ru


В избранное