Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Записки предпринимателя

  Все выпуски  

Бизнес и общество


качество
Я постоянно сталкиваюсь с низким качеством (например, здесь). Не думаю, что у меня завышенные требования, вокруг полно подтверждений. Далее несколько мыслей о возможных причинах.

Низкая культура производства – некоторые люди считают хорошее отношение к работе чем-то постыдным. Официантка приняла заказ, потом принесла его, а улыбаться и делать мелкие жесты вежливости не обязательно – это не входит в должностные обязанности. Рабочий криво приклеил стикер – команду выполнил, точных размеров ему не указали, а что выглядит некрасиво, так ему плевать. Причем когда начальник спрашивает за такие мелочи, это считается придирками.

Отголоски высокого спроса – до кризиса большое предложение денег раздуло спрос до невообразимых величин. На качество в такой ситуации никто не смотрел, все брали количеством и расширением рынков. Потерять клиента никто не боялся, на его место тут же приходило десять новых.

Финансовая политика предприятий – почти все предпочитают снижать издержки за счет качества и конкурировать ценой. Никто не понимает, что это тупиковый путь – всегда найдется предприниматель, который будет либо демпинговать для захвата рынка, либо использовать ворованное сырье, либо химичить с налогами. И предложит цену еще ниже. В результате никто не заработает. В России очень мало компаний, которые идут противоположным путем – дорого продают качественный товар.

Отсутствие управленческих технологий – в любой книжке по менеджменту описаны простейшие способы мониторинга качества. Почему-то они практически никогда не используются в малом и среднем бизнесе. Более того, людей с управленческим образованием (хотя бы начальным) очень мало. Очень велико влияние человеческого фактора, я уже писал об этом в постах о малом и крупном бизнесе.

Неэффективная судебная система – нормальному человеку трудно защитить свои права в суде. Это требует времени и денег, компании могут легко менять юридические лица, адвокаты редко берутся за мелкие дела. Да и не верят люди в справедливый суд, отсюда и нежелание связываться.

Низкая экономическая грамотность – люди в массе не способны сравнить несколько альтернативных вариантов, легко ведутся на рекламу и технологии продаж. Тем самым поддерживают низкое качество, предприниматели концентрируют усилия на продажах, а не на качестве.

Коррупция – часто у предпринимателя есть возможность договориться с надзорными органами, чтобы те закрыли глаза на отдельные нарушения. Иногда это никак не отражается на качестве, а иногда очень сильно.

Что меня радует, так это изменения к лучшему – кризис резко уменьшил спрос и предприниматели стали конкурировать не только ценой, но и качеством.

Ведущий рассылки justsoblogger, автор одноименного блога.

В избранное