Можно
выделить несколько направлений
деятельности органов ученического
самоуправления:
·представительское
направление – участие ученического
совета в обсуждении школьных проблем и
принятии решений, выработка мнения
учеников по вопросам школьной жизни,
участие в работе органов общешкольного
самоуправления
·разрешение
конфликтов – посредничество в
разрешении внутришкольных конфликтов на
принципах добровольности (см. описание
работы школьных служб примирения во
второй главе)
·информационное
направление – информирование
школьников о школьных проблемах и путях их
решения, деятельности ученического совета
·шефское
направление – организация шефства
старших над младшими
·внешние
связи – организация взаимодействия с
внешкольными структурами, органами
самоуправления соседних школ, привлечение
внешних ресурсов к решению проблем
учеников и школы в целом
·организаторское
направление – поддержка досуговых,
социально-значимых и иных инициатив
школьников
·правозащитное
направление – защита прав учеников в
школе
Приведенный
список не является исчерпывающим. Тем более,
он не означает, что в органе ученического
самоуправления нужно обязательно
создавать структурные подразделения,
подобные секторам или штабам в «старых
добрых» учкомах. Возможно, ученическое
самоуправление в данной конкретной школе
будет вести только одно направление
деятельности. Ученический совет может
вести и два-три направления работы, при этом
делая всю работу единой командой – как
правило, небольшой группе активистов
продуктивнее работать в качестве единого
целого, нежели дробиться на более мелкие
группы.
Правозащитное
направление деятельности ученического
самоуправления интересно тем, что, в
отличие от других направлений, оно
подкреплено минимально необходимой
законодательной базой. Представительный
орган ученического самоуправления не
нуждается в том, чтобы школа признала его
полномочия по защите прав учеников – они
уже есть в действующем законодательстве.
Обратимся к тексту Закона «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации».
Из Федерального
закона
«Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации»
(N 124-ФЗ от 24 июля 1998
г.)
Статья
9. Меры по защите
прав ребенка при осуществлении
деятельности в области его образования и
воспитания
3.
Обучающиеся, воспитанники
образовательных учреждений, за
исключением дошкольных учреждений и
учреждений начального общего образования,
соответствующих им подразделений иных
образовательных учреждений вправе
самостоятельно или через своих выборных
представителей ходатайствовать перед
администрацией указанных учреждений о
проведении с участием выборных
представителей обучающихся,
воспитанников дисциплинарного
расследования деятельности работников
образовательных учреждений, нарушающих и
ущемляющих права ребенка.
Если
обучающиеся, воспитанники не согласны с
решением администрации образовательного
учреждения, они вправе через своих
выборных представителей обратиться за
содействием и помощью в уполномоченные
государственные органы.
Комментарий: Приведённые нормы Закона
дают органам ученического самоуправления
право выступать инициатором проведения
дисциплинарного расследования и
участвовать в его проведении. В случае
несогласия с решением, принятым по
результатам расследования, органы
ученического самоуправления могут
обратиться в вышестоящие органы. Это
означает, что органы ученического
самоуправления законодательно наделены
полномочиями по защите прав ребенка в школе.
При этом, данный закон (статья 6) трактует
понятие «права ребенка» расширительно,
включая в него не только права детей,
провозглашённые Конвенцией о правах
ребенка, но и весь объём прав человека в
целом, закрепленный Конституцией,международными договорами и российским
законодательством.
Продолжение
теста закона:
Обучающиеся,
воспитанники указанных образовательных
учреждений могут проводить во внеучебное
время собрания и митинги по вопросам
защиты своих нарушенных прав.
Администрация образовательного
учреждения не вправе препятствовать
проведению таких собраний и митингов, в
том числе на территории и в помещении
образовательного учреждения, если
выборными представителями обучающихся,
воспитанников выполнены условия
проведения указанных собраний и митингов,
установленные уставом образовательного
учреждения. Такие собрания и митинги не
могут проводиться в нарушение
установленных законодательством
Российской Федерации требований
соблюдения общественного порядка и не
должны препятствовать образовательному и
воспитательному процессам.
Комментарий:
Закон даёт право органам ученического
самоуправления беспрепятственно проводить
во внеучебное время собрания и даже митинги,
посвященные защите прав учеников. Как
правило, уставы школ не содержат каких-либо
условий проведения собраний и митингов. Это
означает, что, по запросу органа
ученического самоуправления,
администрация школы обязана предоставить
место и выделить время для проведения
собрания или митинга.
Права
человека и права ребенка, на защите которых
стоит орган ученического самоуправления,
изложены в Конституции России (глава 2) и
Конвенции ООН о правах ребенка. Для начала,
школьным активистам необходимо
познакомиться с этими документами. Они
являются широко доступными – их можно
найти практически в каждой библиотеке.
Конечно же, для более глубокого понимания
содержания прав человека и прав ребенка
школьным активистам необходимо пройти
специальную подготовку.
Отдельно
остановимся на правах учеников. Некоторые
из них закреплены в Законе «Об образовании».
Из Закона Российской Федерации
«Об
образовании»
Статья
15. Общие
требования к организации
образовательного процесса
6.
Дисциплина в образовательном учреждении
поддерживается на основе уважения
человеческого достоинства обучающихся,
воспитанников, педагогов. Применение
методов физического и психического
насилия по отношению к обучающимся,
воспитанникам не допускается.
Статья
50. Права и
социальная защита обучающихся,
воспитанников
4.
Обучающиеся всех образовательных
учреждений имеют право на получение
образования в соответствии с
государственными образовательными
стандартами, на обучение в пределах этих
стандартов по индивидуальным учебным
планам, на ускоренный курс обучения, на
бесплатное пользование библиотечно-информационными
ресурсами библиотек, на получение
дополнительных (в том числе платных)
образовательных услуг, на участие в
управлении образовательным учреждением,
на уважение своего человеческого
достоинства, на свободу совести,
информации, на свободное выражение
собственных мнений и убеждений.
14.
Привлечение обучающихся, воспитанников
гражданских образовательных учреждений
без согласия обучающихся, воспитанников и
их родителей (законных представителей) к
труду, не предусмотренному
образовательной программой, запрещается.
15.
Принуждение обучающихся, воспитанников к
вступлению в общественные, общественно-политические
организации (объединения), движения и
партии, а также принудительное
привлечение их к деятельности этих
организаций и участию в агитационных
кампаниях и политических акциях не
допускаются.
16.
Обучающиеся, воспитанники гражданских
образовательных учреждений имеют право на
свободное посещение мероприятий, не
предусмотренных учебным планом.
Согласно
Закону «Об образовании», права и
обязанности обучающихся определяются
уставом школы и теми локальными актами, на
которые ссылается школьный устав (например,
таким локальным актом может быть Положение
о правах и обязанностях учеников). Школьные
активисты должны хорошо знать устав своей
школы и использовать его при защите прав
учеников.
Закон
«Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» обязывает
администрацию школы разместить устав школы
на видном месте.
Из Федерального
закона
«Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации»
(N 124-ФЗ от 24 июля 1998
г.)
Статья 9. Меры
по защите прав ребенка при осуществлении
деятельности в области его образования и
воспитания
4.
В образовательных учреждениях и иных
осуществляющих образовательный и
воспитательный процессы учреждениях, а
также в местах, доступных для детей и
родителей (лиц, их заменяющих),
вывешиваются тексты уставов, правил
внутреннего распорядка таких учреждений;
списки органов государственной власти,
органов местного самоуправления и их
должностных лиц (с указанием способов
связи с ними) по месту нахождения
указанных образовательных и иных
учреждений, осуществляющих контроль и
надзор за соблюдением, обеспечением и
защитой прав ребенка.
Комментарий:
Таким образом, в каждой школе в доступном
для учеников и родителей месте должен быть
вывешены тексты устава школы, правил
внутреннего распорядка и контактная
информация органов по защите прав ребенка.
Добиться выполнения этой нормы закона –
первое действие по защите прав школьников,
которое может предпринять ученический
совет.