Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Проблемы современного воспитания Выпуск 7


Информационный Канал Subscribe.Ru

ГосНИИ семьи и воспитания

Выпуск 7

Сегодня в выпуске 1 статья


РОЛЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И «УЛИЦЫ» В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ РЕБЁНКА
М.Б. Зыков
ведущий научный сотрудник ГосНИИ семьи и воспитания


В момент перехода России от одной общественно-экономической формации к другой вопрос формирования новой гражданственности приобретает исключительно важное, даже решающее значение. Особенно, если речь идёт о формировании будущего гражданина России. Необходимая стандартизация в данном случае предполагает:

1.Создание образов идеального гражданина и идеальной гражданки в качестве целей, к которым должны стремиться работники образовательных учреждений.

2.Выбор учебного материала, создание необходимых учебных пособий.

3.Создание необходимых условий для воспитания будущих граждан.

4.Создание необходимых условий для их образования.

Нет сомнения, что основой образов идеальных гражданина и гражданки должна быть действующая Конституция Российской Федерации. Именно она определяет «правовой» коридор, в который должен «вписаться» завтра сегодняшний школьник. Однако здесь возникает вопрос: является ли «извлечённый из Конституции» образ жизнеспособным человеком? Не есть ли он просто теоретическая химера? Вопрос предполагает два ответа: «Да», «синтетический» гражданин вполне жизнеспособен; «Нет», «синтезированный» гражданин есть нечто нежизнеспособное. К этому вопросу следует отнестись со всей возможной серьёзностью. Ведь формальное юридическое законодательство, в силу сложившихся исторических обстоятельств, может разойтись («раскрывающиеся правовые ножницы» по Л.И. Петражицому) достаточно далеко с моральными нормами гражданского общества. Насколько нам известно, подобные проверки текста действующей Конституции на «жизненность» пока проведены не были. Факт же стремительного «раскрывания» «правовых ножниц» в современной России - налицо. Это обстоятельство не позволяет, к сожалению, использовать простейшую методику гражданского воспитания - постоянно поощрять воспитуемого за соответствие «конституционному идеалу» и наказывать за несоответствие. Здесь есть проблема.

Вопрос об отборе необходимого учебного материала также является весьма сложным. Естественно привлечение текста действующей Конституции РФ. Однако, его юридическая форма мало пригодна для непосредственного использования в учебном процессе. Материал должен быть адаптирован к нуждам детей разного возраста, социального и имущественного положения. Однако этим материалом не отделаешься. Слишком широк спектр детских интересов, велико разнообразие человеческих индивидуальностей. Острым является и вопрос о дидактике обучения гражданственности. В современной педагогике принято считать, что презентация учебного материала должна опираться на вопросы, возникающие в душе ученика. В случае материала граждановедческого характера рассчитывать на то, что такие вопросы станут основой ведения нормального учебного процесса, конечно же, не приходится.

Вопрос о воспитании будущего гражданина совсем не прост. Если придерживаться взгляда на воспитание как на формирование адекватных привычек в поведении, то следует создать реальную среду, которая такие поведенческие проявления предполагала бы с самого начала воспитательной работы с детьми до совершеннолетия. Взять хотя бы семью, где формируются первые привычки гражданского поведения. Каким образом можно реально проконтролировать наличие адекватной поведенческой среды в семье каждого ребёнка? Как можно повлиять на неё, её скорректировать? Каким образом можно убедить родителей взвалить на свои плечи первые шаги в гражданском воспитании собственного ребёнка? Не должно ли правительство каким-то образом компенсировать связанные с этим трудовые и иные усилия родителей? Существуют ли необходимые организации гражданского общества и средства массовой информации, помогающие родителями стать первыми серьёзными воспитателями собственных детей? Наконец, даём ли мы гражданское воспитание в такой манере, которая автоматически превратит сегодняшних учеников в завтрашних родителей-воспитателей, или применяемые нами методы навсегда отобьют охоту у детей кого-либо и когда-либо воспитывать?

Особняком стоит вопрос о реорганизации школы таким образом, чтобы превратить её в систему последовательного «шлюзования» ребёнка на пути из «счастливого наивного» детства во взрослую жизнь. С переходом в каждый следующий класс ребёнок должен становиться активным соучастником всё более взрослой жизни, тренироваться в ней, вырабатывая необходимые жизненные привычки, в том числе и привычки, убеждения гражданского поведения. Но как этот сделать, если из бесчисленных видов человеческого труда в современной российской школе прописан лишь один - учебный, да и тот на «птичьих правах»?

Из всех бесчисленных человеческих отношений в школе практикуются лишь несколько, причём совершенно не типичных для взрослой жизни. Здесь есть серьёзная проблема. Например, сегодня трудно сказать что-то определённое о деятельности нового министра образования, выпускника Гарвардского университета Андрея Фурсенко. Им начата уже в спешном порядке «реструктуризация» сельской школы. Практически уничтожаются малокомплектные школы, детей переводятся в учреждения интернатного типа в районные центры. Но возникают многочисленные вопросы. Например, школа остаётся в настоящее время, практически, последним культурным центром сельского поселения. Если из этого поселения она будет удалена, кто возьмётся за поддержание необходимого уровня современной культуры в сельской глубинке? Или: в сельской местности каждый ребёнок «на учёте» в домашнем быте с многочисленными, в том числе и сезонными, работами по домашнему хозяйству. Если ребёнка «заберут» в районный интернат, кто будет исполнять в домашнем хозяйстве его работу? Например, делить с родителями заботу о младших братишках и сестричках? Смотреть за скотиной? Казалось бы, именно здесь, дома вырабатываются жизненные привычки будущего сельского гражданина. А его в интернате городского типа перекуют в городского гражданина. Захочет ли выпускник районного интерната вернуться в родной дом и продолжить образ жизни и труды селянина?

Совсем жестоко стоит вопрос о гражданском образовании в современной России с переходной экономикой и непонятным будущим. Обычно теперь термин «образование» используется для адресной характеристики той сферы, «где учатся дети». Однако, русский язык не случайно упорно удерживает в себе все три термина: и обучение, и воспитание, и образование. Удерживает для того, чтобы характеризовать все три ортогональных вектора «пространства» взросления подрастающего поколения. Обучение - даёт знания, воспитание - привычки адекватного поведения для взрослой жизни, образование - общий уровень развития, включая общий уровень развития способностей, чувств и адекватного эпохе мировоззрения.

В «пространстве взросления» можно было бы, пользуясь ортогональной системой координат: «обучение, воспитание, образование», вычертить объёмную индивидуальную траекторию гражданского развития для каждого ребёнка. Для каждого ребёнка России. В конце концов, не так уж и много у нас российских детей, можно и нужно каждому нашему ребёночку оказывать почёт и уважение, в то же время спрашивая по всей строгости то, что с них по возрасту причитается.

Нами предложена простая методика количественной оценки всех трёх составляющих гражданского взросления для каждого ребёнка любого возраста. Если бы удалось добиться применения этой методики в российской образовательной системе, создалась бы уникальная возможность осуществления не только индивидуального, но и группового, регионального мониторинга гражданской зрелости подрастающего поколения. Это, в свою очередь, позволило бы вносить необходимые коррекции там и тогда, где и когда это необходимо. Методика основана на следующем.

Известно, что высшая нервная деятельность, проявляющаяся в поведении человека, есть «уравновешивание организма с внешней средой» (И.П. Павлов). Для того чтобы такое «уравновешивание» было возможно, к моменту совершения поведенческого акта в памяти субъекта деятельности в состоянии оперативной готовности должно наличествовать мировоззрение как итог всего предшествующего жизненного познания человеком (организмом) окружающей среды. Только при этом условии текущая мотивация и наличные потребности организма смогут адекватно реализоваться в эмоциональной, мыслительной и мышечной деятельности, увенчаться достижением желаемого результата.

Такое цельное описание функциональной роли мировоззрения в поведении и жизни человека предполагает необходимость более детального раскрытия внутренней структуры мировоззрения и закономерностей возникновения и системного функционирования составляющих его элементов.

Принято считать, что мировоззрение ребёнка формируется в процессе перерастания его собственных представлений во взгляды, а взглядов в убеждения. Формирующиеся представления, укрепляясь, становятся взглядами; эти последние, укрепляясь, превращаются в убеждения. Однако, такая схема слишком упрощена. Необходимо ввести в рассмотрение ряд других понятий и закономерностей. Если предположить, что существенная часть представлений, взглядов и убеждений у учащихся формируется в процессе школьного обучения, воспитания и образования, то следует попытаться различить отношение этих трёх последних понятий к понятию «мировоззрение».

Примем, что обучение есть передача, приём, переработка, запоминание и усвоение информации. Воспитание есть формирование умений, навыков и привычек адекватного поведения во внешней среде. Образование есть общее развитие задатков, способностей и чувств ребёнка, формирование его мировоззрения, то есть такой внутренне упорядоченной системы, которая, являясь «спрессованным» во времени накопленным опытом взаимодействия ребёнка с окружающей его внешней средой, обеспечивает его моментальное реагирование на возникающие жизненные коллизии по механизму эмоционального, а не рационального самоуправления, интеллекта. Моментально, потому что именно незамедлительность реагирования выявляет собственно мировоззрение. Если дать человеку «как следует», то умный человек и поступит «как следует», а не потому, что у него так «сердце лежит». То есть рассудочно. В этом смысле можно утверждать, что учащийся субъектно и одновременно участвует во взаимопересекающихся процессах обучения, воспитания и образования, а обучающий так же субъектно и так же одновременно учит, воспитывает и образовывает своих подопечных учащихся. Причём, процесс гражданского взросления ребёнка происходит во всех сферах его взаимодействия с внешней ему средой - в семье, в школе и на «улице».

Обозначим слабую степень обученности, воспитанности и образованности цифрой 3, среднюю степень цифрой 4, высшую степень цифрой 5 (понятно, что «тройка» означает, что данный ребёнок обучен, воспитан и образован хуже, чем в среднем полагается для его возраста с учётом требований, предъявляемых к гражданам действующей Конституцией РФ; «пятёрка» же обозначает, что он вполне «на уровне»). Такие возрастные нормативы по обученности, воспитанности и образованности должны быть составлены, опубликованы и всегда находиться под рукой учителя, родителя и других заинтересованных лиц.

Тогда можно вообразить себе такую ситуацию. Пусть в наших учебных заведениях введены три новые «академические» оценки, каждая от 3 до 5 баллов, - по обученности, по воспитанности и по образованности. Например, оценку обученности на первых порах можно отождествить со средней журнальной оценкой. Оценка «воспитанности» ребёнка - очевидна каждому воспитателю. Оценка «образованности» легко даётся и учителю, и родителю. И тот и другой, не задумываясь выделяют «способного» ребёнка.

При этом комплексная классификация наших учеников и выпускников включит такие типы: 333 (совсем плохо!), 334, 335. 343, 344, 345, 353, 354, 355, 433, 434, 435, 443, 444 (совсем хорошо!), 445, 453, 454, 455, 533, 534, 535, 543, 544, 545, 553,554, 555 (совсем отлично!). Всего 27 типов. Если вспомнить, что самые распространённые в мире типологии человека включают от 24 до 32 типов, будем считать, что предлагаемая нами новая типология, по крайней мере, не так уж плоха, так как, в отличие от всех остальных, построена на сравнительно твёрдых, по крайней мере, качественно-количественных показателях.

Заметим также, что обучением, воспитанием и образованием занимаются не только учебные заведения всех типов, но и два других очень важных социальных института - семья и общество. Причем, в отличие от учебных заведений, всю жизнь, до «гробовой доски». Поэтому школа может стараться как угодно, а ученик дома и на «улице» получает такие «обучение», «воспитание» и «образование», что все «внутришкольные» попытки повлиять на него в лучшую сторону обречены на неудачу. Поэтому идея и практика школоцентризма, на которой сейчас настаивают и Министерство образования, и Российская академия образования, не выдерживает серьёзной критики. Что же тогда реально можно предпринять?

Спасительная весть приходит от наук, занимающихся эмоциональной стороной жизни человека. Хорошо известно и экспериментально доказано, что любой познавательный и поведенческий процесс начинается с ориентировочной (эмоциональной!) реакции. Переход информации из краткосрочной в среднесрочную и долгосрочную форму хранения в центральной нервной системе осуществляется с обязательным участием двух основных эмоциогенных биохимических систем мозга – серотонинергической (эмоционально положительной) и норадреналиновой (эмоционально отрицательной). Больше того, в эволюционном развитии эмоциональный аппарат организма и социума сформировался не только для необходимого в выживании организма опережающего отражения действительности (по П.К. Анохину и др.), то есть виртуального моделирования предстоящих жизненных коллизий, но и для эффективной подготовки организма человека и социума в целом к адекватному реагированию (вспомним, что на тесной ассоциации эмоций и действий зиждется «органическая теория» теория эмоций Джемса-Ланге) по механизму эмоционального интеллекта, выдающего моментальную реакцию, а не рационального и «длительного» размышления.

Теперь вернёмся к необходимости подготовки молодого человека к взрослой жизни. Для этого он должен быть обучен, воспитан и образован. В обучении переход от представления к взгляду и к убеждению сопровождается резким возрастанием эмоционального компонента: представление может быть эмоционально практически нейтральным; взгляд - уже эмоционально селективен. В образовании дело может доходить (при переходе от нравственного закона к моральному закону и от него - к закону государственному - формально-юридическому) до подлинных трагедий (вспомним политические репрессии, религиозные фанатизм и нетерпимость, «ура-патриотизм», современных скинхедов и т.п.).

Из всего сказанного выше следует, что эффективным средством существенного повышения качества и обучения, и воспитания, и образования является резкое повышение творческой (эмоциональной) культуры в народном образовании. В силу самого физиологического механизма формирования обученности, воспитанности и образованности, «удельный вес», «доля» государства, семьи и «улицы» в интегральном влиянии на формирование гражданственности подрастающего поколения определяется соотношением их эмоциональной значимости для детей, подростков и юношества. Если, например, «улица» (в том числе и игры - «стрелялки», установленные в домашнем компьютере, и курение «за углом» школы, и «экстази» на дискотеке, и сцены насилия на телевизионном экране и др.) оказываются эмоционально более привлекательными для ребёнка, чем общение с родителями дома или с учениками и учителями в школе, «удельный вес», роль школы и семьи в воспитании гражданственности резко падает. С учётом того обстоятельства, что «улица» использует детей в коммерческих целях, для получения финансовой наживы, она охотно тратит средства на создание всё более и более эмоционально привлекательных для детей сред.

К сожалению, ни школа, ни родители не осознали пока, что у них в последние годы появился мощный, изощрённый и финансово могучий конкурент в борьбе за души детей, а именно – «Улица». Выход здесь только один - использовать все имеющиеся средства и ресурсы для наращивания эмоциональной привлекательности для детей семейной и школьной сред. Предлагаемая раздельная оценка обученности, воспитанности и образованности детей позволит количественно оценить как траекторию индивидуального развития каждого ребёнка, так и получать объективные показатели гражданской зрелости детей суммарно для школ, регионов, субъектов федерации и т.п. Это, в свою очередь позволит своевременно вносить необходимые коррекции в процессы формирования гражданственности подрастающего поколения.

Таким образом, мы предлагаем чётко видеть зависимость обучающего, воспитывающего и образующего потенциалов школы, семьи и «улицы» от эмоциональной привлекательности этих различных «сред» для детей. С другой стороны, мы вводим новый – 3-х координатный метод качественно-количественной оценки гражданской зрелости ребенка.


Уважаемый читатель, ВСЕ вопросы, которые у вас к нам есть задавайте в гостевой книге или на форуме.


Copyright © 2005 ГосНИИ семьи и воспитания
Сайт ГосНИИ семьи и воспитания



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.vospit
Отписаться

В избранное