Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психология для всех

  Все выпуски  

Психология для всех


Социальная дезадаптация: причины, признаки, коррекция. Профилактика социальной дезадаптации

Молодой человек проводит время со смартфоном

О проблеме социальной дезадаптации активно говорят не только в психологии, но и в социологии, педагогике. В связи с этим возникает большое количество определений данного термина, каждый из которых вселяет ему разный смысл, но без научного обобщения и четкой определенности. В первую очередь, такая низкая востребованность в исследовании связана с тем, что понятие «адаптация» подразумевало под собой неприятную окраску, негативный посыл, жизненные сложности и противоречие. «Адаптируется» — значит, находит выход, решает проблемы. У многих людей этот термин вызывает ассоциацию с болезненностью. Поэтому некоторые априори говорят о дезадаптации только для экспрессивного акцентирования отрицательного смысла адаптационного процесса. Но, с научной точки зрения, это ошибочное суждение. Данный феномен заслуживает отдельного внимания и более глубокого изучения, так как имеет свои уникальные особенности, механизмы развития и последствия. Нередко его представляют в качестве противоположности адаптации, а точнее, он упоминается постфактум – как явление или результат определенной активности человека, которая не приводит к желаемому и не соответствует критериям удачного адаптационного процесса.

Что это?

Как указывалось выше, существует множество трактовок термина «социальная дезадаптация», имеющих свою доказательную базу и описывающих его суть. Например, Яценко Н. Е. утверждает, что социальная дезадаптация является частичной или полной потерей индивидом возможности приспосабливаться к установленным социумом условиям. Данное утверждение можно считать верным, но лишь частично. Во-первых, тотальная дезадаптированность — это полная личностная деградация или невозможность выжить в человеческой среде обитания. Но люди, как доказала природа и прочите события, могут адаптироваться даже к самым суровым условиям жизни. Во-вторых, способность к адаптации формируется на основе природных возможностей организма. Степень ее проявления зависит не только от состояния и масштабов окружающей среды, но и от уровня ее соответствия личностному опыту, индивидуальным практикам взаимного существования и контакту с окружающими.

К сожалению, социальная дезадаптация получает распространенность, особенно в развитых странах. Поразительно, но с развитием интернета и высоких технологий растет число тех, кто ощущает себя одинокими и неприспособленными к темпам существования. Сегодня также наблюдается значительный рост депрессий в молодом возрасте. На первый взгляд может показаться, что у молодежи много перспектив, они полны сил и заряжены на борьбу, поэтому нет причин для уныния. Но на самом деле, как показывает практика, далеко не все молодые люди хотят бороться с трудностями и не могут угнаться за активным жизненным ритмом. Получается, что взрослые тоже вынуждены учиться радоваться жизни по-новому, так как упорно теряют этот навык. Это же затрагивает и депрессивные состояния у детей, страдающих от дезадаптационных расстройств. В современной реальности подростки тратят много времени на виртуальное общение, реализовывая в соцсетях свои потребности во взаимоотношениях. Соцсети и компьютерные игры частично заменяют полноценный человеческий контакт.

Определением социальной дезадаптации, которое чаще всего можно встретить в различных публикациях и книгах, является следующее: это неспособность (вследствие разнообразных причин) человека выполнять предъявляемые ему требования, основанные на ожиданиях, соответствующих его социальному статусу и занимаемому им месту в определенной системе устоявшихся межличностных отношений. Включая его невозможность использовать в жизненных ситуациях общественно-исторически сформированные методы жизнедеятельности, владение которыми соответствует его личным способностям и нужны для удовлетворения своих потребностей. Индивид, страдающий от этого феномена, не способен результативно контактировать с окружающими. Он или полностью огораживает себя от любых взаимодействий или целенаправленно выбирает агрессивную модель поведения. Для этой патологии характерна чрезмерная раздражительность, неумение понять и принять стороннее мнение.

Социальная дезадаптация возникает при отсутствии реакции на происходящие в мире события и погружении в выдуманную реальность, которая отчасти становится заменой реального общения. Нельзя не согласиться, что сосредоточение исключительно на себе чревато негативными последствиями. Это неизбежно приводит к созданию препятствий при попытке поделиться с кем-то своими переживаниями, а также к остановке личностного роста, так как теряется источник мотивации. Испытывая внутренний дискомфорт и теряя адаптационные способности, не удается продуктивно контактировать с социумом, в результате чего может возникнуть даже полная изоляция. При этом, существует 2 пути дальнейшего поведенческого развития: человек целенаправленно отстраняется от общества из-за имеющихся страхов или начинает проявлять агрессию. Данное нарушение диагностируется в момент, когда личность не замечает важные события и явления, происходящие в реальности. Помимо этого, он погружается в собственный выдуманный мир, который может частично или полностью заменить общение.

Типы дезадаптации по Молодцовой Т. Д.

Дезадаптация разделятся на несколько типов. В современной психологической практике чаще всего используется классификация, предложенная Т. Д. Молодцовой:

  1. Патогенная — развивается вследствие патологических отклонений в психике и болезней, основанных на функциональных поражениях центральной нервной системы (затрагивающие головной мозг: менингоэнцефалит, доброкачественные или злокачественные новообразования, деменция и т. д.). Определяется как процесс, так и следствие разнообразных половых и возрастных изменений. На неё влияют индивидуальные особенности (характер, восприятие и прочее), неблагоприятные проявления в волевой и психоэмоциональной сферах, интеллектуальное развитие. В зависимости от степени выраженности проблемы она делится на устойчивую (психоз, органическое поражение головного мозга, отставание в умственном развитии) и неустойчивую (страхи, вредные привычки, энкопрез и энурез), которая может развиться из-за неблагоприятной семейной обстановки или конфликтов со сверстниками.
  2. Психосоциальная (социально-писхологическая) — тесно связана с особенностями личности и возрастом. Стойкая форма — это акцентуация характера, нарушение воли (снижение или отсутствие волевой активности), существенное влияние чужого мнения.
  3. Социальная — характеризуется моральными и правовыми нарушениями, асоциальным поведением, изменением жизненных ориентиров, нарушением общепринятых норм. В этом случае речь идет о нарушениях социального развития и социализации. При этом, подобная проблема может быть следствием непосредственного десоциализирующего влияния извне, при котором близкое окружение становится негативным примером антиобщественных взглядов и поведенческих форм. Это особенно характерно для неблагополучных семей или подростковых компаний.

Уровни дезадаптированности

Социальная дезадаптация имеет различные степени поражения человека. В современной практике используются 4 уровня, отображающих глубину дезадаптированности индивида. Это:

  1. Нижний (или ядровый) — скрытый, латентный, не имеет клинических симптомов и практически не может быть идентифицирован. Любые отклонения списываются на отсутствие настроения, особенности характера или жизненные неурядицы, но никак не воспринимаются как тревожный сигнал.
  2. Половинный (неустойчиво восходящий) — начинают появляться дезадаптивные «пертурбации», ирритации. Часть изменений приобретает возвратный характер: появляются, обнаруживаются и снова пропадают для дальнейшего возникновения. Подобные эмерджентные состояния не означают установку ритма, пульсацию проявлений. Этот уровень является зарождением будущих расстройств и корнем источников дезадаптивного потенциала личности, заложенного природой. Существующие в «дремлющем» состоянии дезадаптивные усилия закрепляются в определенных поведенческих моделях и поступках.
  3. Устойчиво восходящий — прежние адаптивные связи и механизмы разрушаются.
  4. Закрепившаяся дезадаптация — проявляются характерные черты дезадаптированности.

Причины социальной дезадаптации

Наиболее распространенными причинами считаются:

  • Ошибки семейного воспитания. Как правило, дезадаптационные расстройства возникают там, где есть невнимательность к ребенку и нет полноценной заботы. Эта причина подразумевает под собой недостаток совместно проведенного времени, поэтому дети могут погружаться в собственный мир и ощущать себя ненужными. Повзрослев, они постепенно закрываются в себе, не хотят впускать кого-либо в свою «безопасную» реальность. Эта патология формируется медленно, на протяжении долгих лет. Ребенок, испытывающий субъективный недостаток внимания в детстве, в будущем будет страдать от недопонимания. Эта проблема лишает его моральных сил, забирает веру в достижении успеха.
  • Ошибки школьного воспитания. Если присутствуют ошибки школьного воспитания, то сильно повышается вероятность развития проблем с самоопределением и поиском своего места во взрослой жизни. Ошибки проявляются в виде непосильности предъявляемых к ученикам требованиям, перегрузке учащихся, стабильной негативной оценке результатов или деятельности, отрицательного подхода к воспитательным мерам, невнимательности к ребенку.
  • Выпадение из привычного социума. Иногда возникают обстоятельства, вынуждающие человека просто выпасть из социума из-за продолжительной болезни или изменения места работы. Патология развивается постепенно. Например, сначала человек понимает, что не хочет покидать пределы своего дома, перестает ухаживать за своей внешностью, не выполняет повседневную работу (уборка, рабочие обязанности), не хочет встречаться даже с родными или близкими. Он концентрируется исключительно на себе. Со временем он привыкает к подобному режиму, поэтому попытка «пробиться» в его мир встречается агрессией или раздражением. Патология плавно нарастает, вызывая появление новых фобий, основанных на контактах с людьми в целом. Творческие личности, например, вынужденно находятся в одиночестве. Но они используют это для вдохновения и мотивации, что помогает им реализоваться. Далеко не многие подозревают, насколько сложно изолироваться, не имея возможности пообщаться.
  • Конфликт с окружающими. Бывает, у человека происходит конфликт с окружением, в результате которого индивид бросает ему вызов, что может плавно перетечь в противостояние с обществом. Здесь человек ощущает себя беззащитным, уязвимым. Подобный «протест» приводит к сильному моральному истощению, вынуждает отстраниться от людей. Поэтому бессознательно формируются настороженность, недоверие, беспомощность. Социальная дезадаптация является исключительно следствием ошибочного отношения человека к миру и обществу, а также построением взаимоотношений, которые должны базироваться на доверии.

Одной из особых форм социальной дезадаптации является школьная. Она определяется возрастом, социальным статусом и активно протекающей по мере взросления деформацией психики. Существует несколько возможных причин ее развития, среди которых:

  • Индивидуальные психические — искажение личности, деформация мотивации, несформированность общепринятых правил поведения в обществе.
  • Индивидуальные соматические — хронические патологии, отставание в физическом развитии.
  • Внеучебные — отсутствие ухода и родительской опеки, противозаконная деятельность, отсутствие финансовой обеспеченности.
  • Школьные — неблагоприятный психологический климат (конфликты, недопонимания), низкий статус в классе или группе, недостаточный уровень преподавания.

Факторы, ведущие к социальной дезадаптации

Существует ряд предрасполагающих к развитию социальной дезадаптации факторов. Как показывает практика, у человека может наблюдается как один, так и целый комплекс этих пусковых механизмов. Такими факторами могут быть:

  • Школьный — отсутствие правильного подхода к ребенку, чрезмерная строгость, непонимание педагогом психологического состояния (в том числе и расстройств), предвзятое отношение со стороны учителя (нередко сопровождающееся грубостью, унижениями, преднамеренным занижением оценок и игнорированием проблем со сверстниками при их наличии), отсутствие своевременной помощи при пропуске уроков, физическое насилие.
  • Семейный — неблагополучные условия жизни (маленькое жилище, отсутствие своей комнаты и обычных коммуникаций: водоснабжение, электричество и прочее), низкая финансовая обеспеченность, неполная семья, регулярные семейные конфликты и рукоприкладство (как между взрослыми, так и по отношению к детям), низкий уровень умственного и культурного развития родителей, чрезмерная трудовая занятость, алкогольная или наркотическая зависимость одного или обоих родителей. Помимо этого, пусковым механизмом может стать неправильная манера воспитания: отсутствие совместного времяпровождения, заброшенность или, наоборот, сильная опека, вседозволенность. Негативным эффектом может обладать противоречивость требований и форм поощрения и наказания, разные взгляды на политику, религию и прочие жизненные вопросы. Несоответствие у родителей пропагандируемых принципов чести и достоинства с поступками, также накладывает отрицательный отпечаток.
  • Средовой — влияние со стороны окружения (одноклассники, одногруппники, уличные друзья), искаженный образ «кумира», доступность алкогольных напитков, сигарет, наркотических средств, легкий способ заработать деньги (нередко незаконными путями), желание испытать острые ощущения, романтизированное восприятие преступников (под влиянием некоторых фильмов, сериалов, книг или рассказов) и многое другое.
  • Социальный — имеет особенно важное значение во время социально-экономической и политической нестабильности в социуме. Наблюдается потеря идеалов при отсутствии новых, желание разбогатеть легким и быстрым способом, появление большого количества важных для подростков денежных соблазнов, воровство, коррупция. Большую роль в личностном формировании играют средства массовой информации (телевидение, интернет, социальные сети), где ведется активная пропаганда сексуальных связей, насилия и прочего. Этот фактор, как самостоятельная единица, не может привести к социальной дезадаптации, но принимает участие в становлении нравственных основ созревающей психики.
  • Соматический — тяжелые болезни, включая инфекции, после устранения которых сохраняется продолжительный эффект усталости, истощения и слабости. Сюда также относятся врожденные аномалии (особенно затрагивающие внешность), нарушения органов чувств (зрение, слух, речь) и патологии, нуждающиеся в долгом и частом лечении в медицинских учреждениях.
  • Психический — тяжелые расстройства психики, нередко приводящие к инвалидности (на практике встречаются нечасто). Наибольшее диагностическое значение имеют мягкие, пограничные нарушения.
  • Возрастной — подростковый период характеризуется сильным гормональным всплеском и лабильностью психики, что встречается и у здоровых детей.
  • Корреляционно-профилактический — отсутствие медицинских работников и психологов в учебных учреждениях. В последнее время особенно остро поднимается вопрос о подростковой непросвещенности в области медицины, здоровья, секса, взаимоотношений и нравственности. Большинство школ, колледжей и училищ не предусматривают наличие специалистов, которые могут проводить просветительские занятия или оказывать помощь нуждающимся.

Признаки

Замкнутый ребенок

Распознать социальную дезадаптацию достаточно сложно. Нередко эта патология списывается на особенности характера или психотип. Такие люди могут восприниматься обществом как интроверты. Выявить проблему может исключительно квалифицированный специалист, который проводит тщательную работу в изучении личности, психологических проблем или травм. Однако существует ряд признаков, выявив которые у себя или близких можно заподозрить переживание неблагополучного психологического периода.

Агрессия

Наиболее заметным проявлением патологии является ярко выраженное преобладание агрессии. Агрессивная модель поведения характерна для людей, имеющих социальную дезадаптацию. Так как они пребывают вне любого коллектива, то постепенно теряют навык коммуникации. Они прекращают стремиться к выстраиванию взаимоотношений, им значительно легче добиться желаемого, используя различные манипуляционные схемы. Агрессия представляет опасность не только для окружения, но и для самого индивида, излучающего ее. Это связано с тем, что постоянное проявление недовольства приводит к разрушению внутреннего мира, а попытки его «склеить» заканчиваются потерей смысла в происходящем.

Замкнутость

Еще один характерный симптом, который часто путают с интроверсией. Человек обрывает любые контакты с людьми, перестает общаться даже с близкими (максимум — по делу и кратко), теряет к ним доверие. Ему значительно легче потребовать что-то, а не предпринимать попытки договориться или попросить. Социальная дезадаптация отличается отсутствием крепких взаимоотношений и нежеланием заводить новые знакомства (собственно, как и поддерживать старые). Подобный человек может длительное время пребывать в одиночестве, погрузившись в свои мысли или работу. При этом, чем дольше индивид находится в изоляции, тем сложнее ему вернуться в коллектив и восстановить утраченные связи. Подобное самопогружение дает ему возможность убежать от нежелательных столкновений, которые могут испортить настроение. Со временем человек адаптируется к таким пряткам в благоприятной для себя среде и не желает ее покидать. Социальная дезадаптация достаточно коварна и опасна, потому что на начальных этапах трансформации личности ее практически невозможно заметить. Осознание наличия проблем приходит, как правило, на поздних стадиях.

 

Социофобия

Люди прекращают выстраивать коммуникативные связи и, по мере прогрессирования проблемы, теряют всех близких, которые могли бы быть заинтересованы их психологическим здоровьем. Нынешнее общество не прощает инакомыслия, предпочтения существовать исключительно ради собственной выгоды. Чем сильнее мы зацикливаемся на своих желаниях и потребностях, тем сложнее в дальнейшем выходить из созданной в сознании уютной реальности. Страх перед людьми, новыми знакомствами, связан с необходимостью изменить взаимоотношение к внешней среде. Это говорит о неуверенности в своих силах и может натолкнуть на мысль о нарушениях.

Избегание общения

Опасность социальной дезадаптации заключается в том, что она постепенно превращает человека в своего же раба, который испытывает сильный страх при мысли о том, что ему придется выйти в реальность и покинуть пределы своего внутреннего мира. В результате этого происходит формирование множества ограничений, не дающих ощутить себя полноценным счастливым членом общества. Эта патология вынуждает избегать любых взаимоотношений, даже малейших контактов. Иногда происходящее может достигать абсурдных ситуаций: человек боится просто выйти на улицу и выдумывает любые оправдания для того, чтобы остаться в безопасности — дома. Это возникает и из-за того, что личность начинает выдвигать собственные, выгодные для неё, требования. Такие расстройства заставляют ощущать важность зашиты своей внутренней реальности от возможных посягательств и попыток проникновения. А выход за пределы комфорта и контакт с людьми как раз и является подобным «нападением», заставляющим ощущать себя максимально неуютно и небезопасно.

Коррекция

Социальная дезадаптация — не маленькое психологическое отклонение, которое пройдет по мере взросления или самолечения. Это серьезная патология, игнорирование которой неизбежно приводит к тяжелым последствиям. Коррекция состояния заключается в возможности поработать с имеющимися фобиями и сомнениями, выявить болезненные темы или пережитые травмы. Важно понимать, что избавиться от проблемы самостоятельно невозможно. Единственным правильным решением является обращение к профессионалу — психологу или психотерапевту. Только квалифицированный специалист сможет найти причины расстройств, эффективно их (расстройства) устранить и не допустить дальнейшего прогрессирования.

Обычно, тактики подбираются в индивидуальном порядке, после общения со специалистом. В большинстве случаев применяется психологическая помощь и поддержка, заключающаяся в регулярных сеансах работы с психологом. Однако, иногда возможно назначение медикаментозной терапии.

Работа над проблемой

Социальные контакты

На ранних этапах проблемы возможно справиться своими силами, но потребуется проявить отличные волевые качества и выйти из привычной зоны комфорта. Если человек ощущает, что он теряет связи с обществом, то нужно попытаться восстановить старые контакты или завести новые знакомства. Рекомендуется увлечься чем-нибудь, записаться на интересные курсы или тренинги, пойти в спортивный зал и прочие места, предполагающие наличие скопления людей, имеющих общие интересы. Есть большая вероятность найти единомышленников и тех, кто разделяет ваши жизненные взгляды и ориентиры. Важно не проявлять чрезмерную защиту и осторожность, а отпустить ситуацию и позволить ей развиваться самостоятельно. Также, для постоянного пребывания в коллективе, можно устроиться на работу. Здесь гарантируется регулярный контакт с коллегами, которые смогут помочь решить как рабочие, так и личные вопросы.

Проработка фобий и сомнений

Люди, давно страдающие от социальной дезадаптации, гарантированно имеют большое количество проблем, затрагивающих их личность. Многие их них тянутся из детства и являются следствием пережитых событий. Единственным разумным решением этой задачи является работа с психологом или психотерапевтом. Специалист поможет идентифицировать и разобраться в имеющихся проблемах, не нанося при этом урон психике. Важно запомнить, что самолечение в этом случае будет не только неэффективным, но и опасным для здоровья. Это патологическое состояние нуждается в постоянном контроле, так как крайне сложно заподозрить прогрессирование и начало личностного разрушения. Квалифицированный специалист работает с имеющимися страхами, потрясениями и переживаниями, помогает увидеть окружающий мир с положительной стороны, убедиться в личной безопасности.

Лечение соматических заболеваний

Если социальная дезадаптация является следствием имеющихся заболеваний, возможно, потребуется устранить первопричину. Для этого нужно обратиться к врачу, который сможет провести тщательную диагностику и назначить лечение. Однако даже после полного исцеления настоятельно рекомендуется посетить психолога, так как это станет гарантией предотвращения прогрессирования психологических проблем или их трансформации.

Профилактика

Для правильной организации работы потребуется понять на сколько человек готов психологически к выходу из зоны комфорта и переходу к новым обстоятельствам. Это может быть связано с изменением окружения (класс, работа, группа и прочее), распорядком дня, физическими или умственными нагрузками. Например, при подготовке детей к школе требуется определить уже сформированные знания и умения, изучить потенциальные возможности, уровень мышления, интеллектуальные способности, стремления к определенному виду деятельности (творчество, математика, литература, спорт и прочее), память и внимание. Ознакомившись со всеми аспектами, можно сделать вывод о соответствии возрасту уровня развития. В случае выявления каких-либо отклонений, следует применить психологическую коррекцию.

Моральная поддержка близкими людьми является важной, а для ребенка необходимо, чтобы его поддерживали родители. В такой период потребуется уделять человеку личное время и переживать эмоциональные сложности вместе с ним. Помимо этого, в каждом учебном заведении должен работать психолог. Например, в школе он обязан периодически проводить тестирование учеников и организовывать мероприятия, направленные на идентификацию особенностей каждого ребенка. Такие тесты дают возможность максимально просто и быстро проследить, кто из детей активен, а кто предпочитает «остаться в тени». Собственно со второй категорий школьников или студентов необходимо проводить больше профилактических занятий, направленных на устранение чувства стеснения и дискомфорта.

В целом, профилактика может включать следующие мероприятия:

  • Минимизация или нейтрализация дезадаптирующих факторов (все перечисленные выше причины, которые могут стать пусковым механизмом для развития расстройств психики).
  • Контроль психического развития детей. Этим должны заниматься родители, родные и близкие, школьные педагоги, психологи. При выявлении каких-либо видимых отклонений рекомендуется немедленно обратиться к специалисту.
  • Воспитание. Всем известно, что ребенок копирует модель поведения взрослых. Это может сохраняться как в детстве, так и перерастать во взрослую жизнь. Поэтому дети должны подрастать в благоприятной среде, видеть положительный пример и выстраивать верные жизненные ориентиры.

 

 


В избранное