Праздники в Германии. Вознесение Господне - День Отцов
2 июня - Вознесение Господне (ChristiHimmelfahrt)
Вознесение Господне (Christi Himmelfahrt) приходится всегда
на четверг, на 40-й день после Пасхи, за 9 дней до Дня Святого Духа.
Он символизирует вознесение Христа на небеса к Богу-отцу и
завершает спасение Христа после смерти и его возрождения. Это выход Иисуса из
человеческого облика и становление его правой рукой Бога-отца. Праздник
Вознесения вместе с Троицей завершают пасхальный круг. Он приходится самое
раннее на конец апреля, самое позднее – на начало июля.
Согласно Деяниям Апостолов и Евангелию от Луки, после того,
как в Пасху Иисус восстал из мертвых, он говорил со своими учениками, затем на
их глазах стал отдаляться от них и возноситься на облаке на небо.
"И когда благословлял их, стал отдаляться от них и
возноситься на небо" (Лк. 24, 51)
"Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло
Его из вида их" (Деян. 1, 9).
Соотношение Воскресения и Вознесения Христа было и остается
предметом теологических споров. В традиционной теологии имеется отчетливое
отделение Пасхи, когда празднуется Воскресеньи Христа после его смерти. После распятия
на кресте Иисус сначала спустился „в глубины“ потустороннего мира, а затем на третий день он снова вернулся к живым. Вознесение Иисуса
обозначает, напротив, позже произошедшее событие, как Иисус попадает, физически
оставаясь в своем теле, в потусторонний мир без того, чтобы умереть (еще раз),
не оставляя своего тела. Между Воскресением и Вознесением Иисуса проходит 40 дней.
Многие теологи говорят об общности Воскресения и Вознесения
Христа и не видят в них принципиальной разницы (Conzelmann/Lindemann), объясняя это тем, что о
Вознесении говорит только Лука, ев. Марк лишь вскользь упоминает об этом
событии, а евангелие от Матфея и Иоанна вообще ничего не знают о Вознесении.
При внимательном чтении Евангелия от Матфея и от Иоанна не остается сомнения в
том, что эти два евангелиста знали о Вознесении. Само это событие ими не
описывается, но, тем не менее, некоторые
их высказывания свидетельствуют, что им было известно о Вознесении. Например, в
Мф. (26, 64) Господь на суде у Каиафы говорит: "Отныне узрите Сына
Человеческого, сидящего одесную силы". Сидение одесную Бога предполагает
Вознесение. У ев. Иоанна также присутствует знание о Вознесении: "Никто не
восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий" (Ин. 3,
13);
Но факт остается фактом, верующие полагают, что в день
Вознесения Господня человеком обретена возможность быть всегда с Богом.
За три дня до праздника Вознесения Христа, в понедельник,
вторник и среду в католических церквях проходят богослужения и молебны
(Bitttage). В эти дни по полям общины или от деревни к деревне проходят так
называемые "Bittprozessionen" – молебственные процессии для того,
чтобы просить Бога о хорошем урожае.
В средневековье
под сводом церкви устанавливали статую Иисуса и устраивали дождь из цветов, картинок
святых и горящей пакли, что символизировало огненные языки. Затем из-под церковного свода появлялся черт.
Вся община принималась его бить и выгонять. После победы над чертом,
символизирующей победу над злыми силами, фигурку Иисуса усаживали на специальный
трон.
Вознесение Господне – узаконенный праздник в Германии с 1930
года. До сегодняшнего времени сохранился обычай задувать в день Вознесения
Господня свечку, которая была зажжена в пасхальную ночь. Традиционно в этот день
принято есть мясо домашней птицы. Множество церквей используют этот день, чтобы
провести богослужение вне стен дома Господня, потому что Бог принадлежит миру.
В конце службы под открытым небом выпускают в небо голубей и наблюдают, пока
они не исчезнут. Это олицетворение вознесения Иисуса в мир к своему Отцу.
Существует поверье,
что вода и растения утром в Вознесение приобретают целебную силу. Поэтому в
некоторых немецких деревнях до сих пор в Вознесение собирают травы и делают
травяные запасы на весь год. Большим почетом пользуется тимьян и солодка.
День Отца - Vatertag
В Германии в день Вознесения Господня отмечают и День Отца (Vatertag), который с праздником Вознесения
Господня не имеет ничего общего. Другое название праздника День мужчин (Männertag/Herrentag), употребим, прежде всего, в
восточной Германии.
Своими
корнями праздник уходит в США. В 1910 году американка Сонора Луиза Смарт Додд
(Sonora Louise Smart Dodd) стала инициатором этого праздника в память в своем
отце. После участия в Гражданской войне (1861-1865) и преждевременной смерти
супруги он один смог вырастить шестерых детей. Именно таким отцам предлагала
Сонора Додд посвятить этот праздник. В 1972 году президент Ричард Никсон
(Richard Nixon) придал этому празднику государственный статус, с тех пор он
празднуется в третье воскресенье июня.
Но в
Германии День Отца празднуется 2 июня. Законодательно праздник введен в стране
в 1936 году и сразу же был привязан к празднику Вознесения Господня, как
противовес церковной традиции.
В этот день мужчины собираются и отправляются на природу. При этом уже совсем не важно, есть ли у мужчин
дети. По традиции в День отца выпивается большое количество алкоголя. Часто мужчины
отправляются в так называемые туры от ресторана к ресторану. С собой берут
тележки, чтоб увезти достаточное количество спиртного. В качестве транспортного средства выбираются велосипеды
(иногда с прицепом). Процессии украшаются ветками сирени или березы. Иногда мужчины
выбирают в этот день и более спокойный вид отдыха, например рыбалку.
Согласно статистике, в этот день обычно происходить большое количество
драк. По данным Федерального статистического ведомства Германии, число драк в День
Отцов в 3 раза превышает их среднее значение в обычные дни.
Хотя
отмечается тенденция, что День Отцов превращается скорее в семейный праздник.