Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

"Театральный вестник"

  Все выпуски  

"Театральный вестник" 11


«Минифест-2018» удался!

 

С 13 по 21 октября в Ростове-на-Дону с успехом прошел XIII Международный театральный фестиваль спектаклей для молодежи «Минифест».

На фестивале было показано 18 спектаклей театральных коллективов из России, Германии, Франции, Италии, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Чехии, Эстонии, Китая, ДНР.

Впервые «Минифест» состоялся в 1989 году, его инициатором и вдохновителем был главный режиссер Ростовского ТЮЗа Владимир Чигишев. Сначала на фестивале показывались спектакли малых форм для детей (поэтому «Мини»). Потом программа фестиваля дополнилась и крупными формами, и спектаклями для взрослых. Но название прижилось, стало ростовским брендом.

Организаторы нынешнего фестиваля – руководство Ростовского-на-Дону академического молодежного театра (преемника ТЮЗа). Это директор Карина Олеговна Сердюченко и главный режиссер Михаил Васильевич Заец. Сколько энергии и душевных сил потратили они, чтобы состоялся праздник – и для зрителей, и для участников!

Фестиваль был превосходно организован, все работало как часы. Кстати, каждый театр получил кроме диплома за участие в фестивале еще и наш донской сувенир – часы из семикаракорской керамики.

Эмблемой «Минифеста» стали крылья бабочки. А крылья бабочки – это символ игры, смеха, забавы, любви. И фестиваль получился феерическим!

На фестивале не было жюри, но зато был предварительный жесткий отбор предложенных к показу спектаклей. Было много почетных гостей. Среди них: заведующая кабинетом театров для детей и театров кукол СТД России Ольга Леонидовна Глазунова; руководитель проектов World development foundation, inc Патрик Шарратта (США); продюсер, режиссер, драматург Викки Айленд (Великобритания); креативный директор Annantalo art centre Катариина Метселампи (Финляндия).

Было проведено несколько мастер-классов, был и круглый стол на тему «Театр строит мосты». Были и капустники ростовских артистов, на которых пародировались фестивальные спектакли.

Перед каждым показом спектакля оживление в зале вызывало появление компании персонажей из «Золотого теленка» – Остапа Бендера, Паниковского, Шуры Балаганова и Козлевича. Показав веселую интермедию, они цепляли на карту мира флаг страны-участницы. В общем, на фестивале обстановка была дружеской и сердечной.

Три спектакля показал театр «KREPSKO», представляющий сразу две страны – Чехию и Финляндию. Когда в Пражской театральной академии появились финские студенты, они подружились с чешскими. И после окончания учебы решили создать свой театр. Все показанные ими театральные постановки – загадки, в которых каждый зритель может понять что-то свое, вычленить близкий ему пласт спектакля.

Вот «АннаБертаСесилия». В спектакле несколько частей, каждая из которых посвящена женщине, имя которой начинается на какую-либо букву. Например, Т – Тильда. Она принадлежала к Тройняшкам, которые боялись Таксидермического Тигра. Появляется человек в огромной маске тигра, говорящего по Телефону и танцующего Танго.

Или А – Анна. Она была Аристократкой, которая жила в Аквариуме. Она страдала от Аллергии и Анорексии, а ее Анализы показывали ее страсть к Авангардным Ариям. На сцене аквариум, в котором грациозно плавает кукла Анны в шикарном бальном платье.

И так далее. В следующих картинах на другие буквы тоже задействованы куколки, антикварные вещи, винтажные костюмы. И книжки-раскладушки, и старый диапроектор. С помощью этого диапроектора нам показывают старые выцветшие фотографии молодых женщин, которые по-видимому когда-то играли с этими куклами, прикасались к этим вещам. И в финале называют их имена – Анна, Берта, Сесилия, Долорес… Это же алфавит! Мы изучаем его в детстве. Суть показанного понимаешь лишь в самом конце спектакля. Не успеешь оглянуться – и жизнь прошла.

А вот спектакль «Хрупкая». Около стола сидит Лаура – персонаж пьесы Теннесси Уильямса «Стеклянный зверинец». Приходит мужчина, они о чем-то беседуют, он уходит. Что ему было нужно от нее? Почему ушел? Но ее жизнь рушится, как разбиваются ее любимые стеклянные зверушки.

Третий спектакль – «Польское танго втроем». Звучит танго, чинно появляются трое – бородатый мужчина и две женщины с нарисованными усами. У них в руках рюмка, бутылка, какой-то пульт и провода. Садятся за стол, приспосабливают провода к ягодицам. Потом по очереди пьют горячительный напиток и пропускают через себя ток. И так – неоднократно. Вначале они дергаются от высокого напряжения, потом привыкают и кто-то начинает петь, кто-то – лихо танцевать.

Не менее загадочен спектакль «Пластиковые сады» («Teatro Koreja», г. Лечче, Италия). Термин «koreja» восходит к древнегреческому «хорея» (хоровод) и подразумевает танцы, музыку, пение. Этот спектакль пластический, яркий, необычный.

Две девушки и юноша веселятся, радуются жизни, наряжаются в различные костюмы – то самураев, то гусениц… Ветки деревьев в саду сделаны из пластиковых складных стульев. Вот их снимают, ставят в ряд, называют мужскими именами. И все стулья одновременно надевают на одну из девушек. Да это же мужчины, которые были в ее жизни! Потом появляется пластиковая занавеска, девушка исчезает. На сцене темнеет, занавеска опускается, ее сворачивают так, что получается бесформенная фигура, которую куда-то утаскивают. Да это же труп! Жизнь кончилась. На сцене совсем темно, и вдруг свет фонарика в зал, крик: «Мама! Мама!» Это же – рождение ребенка! Жизнь продолжается.

Артисты поворачиваются спинами к залу. В темноте мы видим изображение мальчика и девочки, нарисованное на спинах люминисцентными красками. Нарисованные мальчик и девочка берутся за руки, он дарит ей букет цветов. А потом… Смотри сначала! И вправду хотелось бы повторно посмотреть некоторые спектакли – до того они неоднозначны и талантливо сделаны.

Было на фестивале и два «кулинарных» спектакля. Да, да, когда на сцене приготавливаются настоящие суп и салат. Театр «Agora» (г. Сен-Вит, Бельгия) показал «Картофельный суп» Х. Конен и М. Кремер. Спектакль шел на немецком языке – этот театр находится в немецкоговорящей части Бельгии.

Актриса Анника Серонг играет эксцентричную даму из министерства, которой поручено рассказать о преимуществах хорошего супа. Моет руки, приступает к делу. На наших глазах готовится суп – она крошит овощи, варит. С шутками, прибаутками. Постепенно к ней приходят детские воспоминания: война (наверное, на Балканах), свинья Соня – почти член семьи. И что пришлось Соню съесть… Но вот суп уже готов, досталось всем желающим зрителям – и мне в их числе. Блестящий, задевающий душу спектакль!

Другой «кулинарный» спектакль показал «Schedia teatro» (г. Милан, Италия). В спектакле «Розы в салате» Б. Мунари тоже готовят на сцене, но не суп, а салат. Строгий Шеф-повар обучает этому искусству свою безалаберную помощницу Ромильду. Она мечтательна и романтична. В простых овощах ей видится совсем иное – она то раскрашивает их, то представляет свои фантазии. Интересно используется экран, на котором возникает теневой театр или проецируется видео «из жизни овощей», а бывает, все вместе. Очаровательный спектакль, но салатом не угощали.

После «Роз в салате» прошел веселый мастер-класс для юных художников «Дети рисуют в театре». Что же они рисовали? Конечно же, овощи!

Были и другие захватывающие мастер-классы. Например, «Искусство литературного перевода», который в помещении Донской государственной публичной библиотеки провела драматург и переводчик детской литературы Ольга Александровна Варшавер.

Запомнился мастер-класс руководителей «Bond street theatre» Майкла Макгигана и Джоанны Шерман (США). Они во время фестиваля проводили репетиции с ростовскими подростками, а потом показали эскиз спектакля «Закон джунглей».

Не забыть и мастер-класс театра «La Baracca». Артисты из Италии подготовили с молодежью Ростовского-на-Дону академического молодежного театра эскиз спектакля для самых маленьких. Получился полноценный пластический миниспектакль, в финале которого маленькие зрители сами вышли на сцену и подключились к профессиональным артистам.

Театр «La Baracca» (г. Болонья, Италия) показал на фестивале спектакль «Вверх тормашками». В центре сцены непонятная конструкция. Оказывается, она может трансформироваться и перемещаться. То это первый и второй этажи дома, то целый дом, то густой лес. Это получается и посредством того, что к конструкции прикрепляются прищепками разные рисунки на бумаге. То это – деревья, то что-то иное. И рисунки же раскатываются на полу сцены. Это и нарисованная трава – и артисты идут по лугу, и речка, которую переходят вброд. Все выглядит вполне достоверно, потому что умело и весело обыгрывается.  

А спектакль этот об убежавшей рыжей кошке и, конечно же, про любовь. Двое жили – каждый на своем этаже дома. И знать не знали друг о друге. Но убежала кошка, ее искали вдвоем то в траве, то в лесу, то у речки… Все кончается хорошо – нашли и кошку, и любовь.

Театр «ToutDroitJusqu’aAuMatin» (г. Сованьон, Франция) показал спектакль по пьесе Ф. Готье «Песня мин». Не понятно ни время действия пьесы, ни место. Показываются три мальчика-инвалида, подорвавшиеся на минах. Театр прикоснулся к такой трудной теме и выиграл.

У одного мальчика нет левой ноги, у другого – правой. У третьего, который получил кличку «Непрун», обеих. Но ребята не унывают – играют в футбол, Непрун на воротах. Ждут новогодних подарков, пишут письма Санта-Клаусу. Приезжает на оленях Санта-Клаус и тоже подрывается на мине. При всей драматичности, спектакль полон юмора и душевного тепла.

На фестивале были представлены два «Гамлета». Один был таллиннский (театр из Эстонии «Piip ja Tuut», режиссер Лаурис Гундарс), другой – новосибирский (театр «Старый дом», режиссер Андрей Прикотенко).

Эстонский спектакль получился уморительно-смешным. Трагедию Шекспира разыгрывают два клоуна (Хайде Мяннамяэ и Тоомас Тросс). Один из них знает содержание пьесы, а другой уверен, что Гамлет – это модный эстрадный певец. Но все-таки великая трагедия получает у клоунов сценическое воплощение. С песнями, танцами, с неожиданными в таком произведении репризами.

Ничего общего, кроме сюжетной канвы, не имеет с эстонским вариантом версия «Старого дома». Даже название другое – «Sociopath / Гамлет». Зрители размещены на сцене, перед ними клетка, в которой происходит действие. Но похоже это совсем не на Эльсинор, а, скорее, на спортивный зал…

«Минифест» предложил зрителям столь разноплановые спектакли, что глаза просто разбежались. Было и цирковое представление «Фантастический кабинет» («Kunos circus theater», Швейцария), и драматический фарс «Левша» Н. Лескова (Донецкий республиканский академический театр юного зрителя, г. Макеевка, ДНР), и китайская опера «Пионовая беседка» Т. Сяньцзу (Профессиональная академия искусств провинции Чжецзян, г. Ханьчжоу, Китай). И два примечательных спектакля немецких театров – «Чик» В. Херрндорфа («Theater Dortmund») и «Урзель» Г. Крнета (Берлинский молодежный театр «An der Parkaue»). И лауреат Российской национальной Премии «Золотая маска» – «Васса» М. Горького («Ведогонь-театр», г. Зеленоград).

Хозяева фестиваля показали два спектакля. Детям – «Каштанку» А. Чехова (режиссер Павел Зобнин), а взрослые увидели «Путь вашей жизни» У. Сарояна (режиссер Михаил Заец). Оба спектакля, уже любимые ростовской публикой, стали событием для гостей и участников фестиваля. Также событием стал и сам «Минифест-2018». Фестиваль настолько удался, что всем не хотелось расставаться. Надеемся, что два года до следующего фестиваля пролетят незаметно!

 

Алексей Климашевский

 


В избранное