Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику О Духовности Образования


Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику О Духовности Образования   142   2021-04-12 11:02

Добрый день Вам, Друзья - со-путники!

В данном выпуске приведены материал «Мировоззренческие основы советской педагогики» Панченко О.Г. и Бирич И.А., доклад «Аспекты духовности образования» Александровой В.Г. В разделе «Новости и ссылки» смотрите избранные ссылки и материалы сайта «Культура - внутри» об Эссе посвященном миру Будущего, Мужчине и женщине в реке жизни, Образовании без страха и сравнения, Поисках путей духовного развития человека и общества; Анонс о ежемесячном круглом столе "Гуманная Педагогика в школе" (онлайн на платформе Zoom) 17 апреля в 18-00 (Киев) на тему «Рождение гуманного урока». 

Мировоззренческие основы советской педагогики

Панченко О.Г., Бирич И.А.*

Несмотря на мощные духовные основы заново слагающейся системы массового образования в России в конце XIX в., «философский ренессанс» начала XX в., русская школа не успевала реализовывать те высокие нравственные задачи, что были поставлены перед ней русскими философами. Не прошло еще и двух поколений после освобождения крестьян, как в России стали широко распространяться совершенно другие мировоззренческие идеи.

В начале XX в. С.А.Рачинский пророчески писал, что вопрос о совершенствовании русской школы не есть вопрос частный и технический. Это вопрос роковой и грозный: от качества ныне подрастающих поколений зависит судьба мира, так как начинает слагаться умственный облик самого многочисленного христианского народа. И он сложился: революцию в России сделали «маргиналы», «вышедшие из...» и «не дошедшие до...».

Надо отдать должное основателям советского государства, они это понимали и вопросам образования уделяли много внимания. Достаточно вспомнить обращенную к молодежи емкую ленинскую фразу: «Учиться, учиться и еще раз учиться!».

Начало советского этапа в истории отечественной педагогической науки характеризовалось дальнейшим развитием гуманистических идей в вопросах воспитания и образования. Надежда Константиновна Крупская (1869–1939), Анатолий Васильевич Луначарский (1875–1933), педагоги-практики Антон Семенович Макаренко (1888–1939), Станислав Теофилович Шацкий (1878–1934), психологи Лев Семенович Выготский (1900–1934), Павел Петрович Блонский (1884–1941), занимавшиеся изучением природы ребенка и разработавшие основы педологии – все они олицетворяли своим творчеством продолжение традиций русской педагогики, направленное на ВСЯЧЕСКОЕ УЛУЧШЕНИЕ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ  [1].

Однако, начиная с 30-х гг. и вплоть до 80-х, в нашей стране идеи гуманизма («абстрактного», как считали советские марксисты) и задачи народного образования резко разошлись, что особенно остро отразилось на судьбах этих педагогов. В просвещении утвердилась авторитарная педагогика, соответствующая идеологии тоталитарного государства.

Советская система образования, основанная на материалистической философии К.Маркса, Ф.Энгельса, педагогических идеях Дж.Локка, Д.Дидро и Ф.Фурье, исходила из понимания человека не как основной ценности нашего общества, а как его главной производительной силы. Отделив церковь, государство передало его воспитательные функции семье и школе, отлучив таким образом ребенка от художественного и духовного опыта тысячелетней истории своей страны. Интересы самого ребенка фактически не были выдвинуты на передний план, и лучше всего это доказывает тот «остаточный принцип» планирования в сфере образования и культуры, который действовал во всем нашем обществе в прошедшие годы, и уж тем более сегодня.

Советская школа обслуживала сначала потребности индустриализации страны, потом научно-технического прогресса и много в этом преуспела. Она тоже была за ЦЕЛОСТНОСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, но проблему противоречия обучения и воспитания решала с помощью внедрения единой коммунистической идеологии.

Отечественная педагогика строилась да и до сих пор строится, с одной стороны, на воззрениях эпохи Просвещения и постулатах Дж. Локка (его учение о «tabula rasa»), с другой стороны, на философии научного неопозитивизма, вскормившего иллюзию конечного познания мира и управления им, а с третьей, – на открытиях социальной психологии, вышедшей из недр марксизма, потрясшего духовные основания человека и «отменившего» их укорененность в самой его природе. Примат общества над личностью провозглашался как идеал и истина.

В философии, а также в теоретической и практической педагогике господствовала односторонняя концепция человека, согласно которой все индивидуальные формы социальной активности индивида формируются путем социализации – сознательного усвоения им форм и способов практической деятельности, господствующих в данном обществе. При таком подходе социальная определенность личности описывается в понятиях «социальная роль», «социальный статус личности» и включает ее готовность к выполнению различных социальных функций и норм («знания, умения, навыки»). При этом постулировалась прямая зависимость направленности и нравственного развития каждой личности от форм общественных отношений в различных социальных группах  [2]. Воспитательный процесс рассматривался, в основном, односторонне направленным: от общества к личности, являющейся объектом воспитания. В таком контексте реальная цель воспитания заключалась в формировании механизмов адаптации личности к социальной среде.

Практическое воплощение этой концепции до сих пор задает нормативный количественный критерий развитой личности как личности, превышающей другую в плане объема знаний, норм и способов поведения, величиной продукта деятельности. Впервые об однобокости этой проблемы в педагогике заговорил Х.Й.Лийметс  [3], справедливо утверждая, что идеалом при таком подходе к целям воспитательного процесса становится личность с исполнительским типом творчества, т.е., с нашей точки зрения, фактически... абстрактная личность, лишенная своего качественного содержания, индивидуального лица. А так как личность не может не иметь своего лица, оно у нее формируется вне воспитательного процесса, т.е. стихийно. Естественно, что в таких условиях проблема целенаправленного формирования творческих способностей, их связи с нравственным потенциалом личности фактически снимается с повестки дня.

Издержки данной концепции об одностороннем влиянии общества на формирование человека заключаются в том, что в ней формирующаяся личность лишена своего духовного и самодеятельного начала. Развитие не сводится к пассивному «приспособлению» индивида к готовым социальным формам, не исчерпывает всего многообразия взаимоотношений личности и общества. Реально осуществляемая социализация необходимо предполагает свою противоположность, т.е. индивидуализацию, становление человеческой личности со всей присущей ей уникальностью и неповторимостью[4]. К сожалению, индивидуальная природа человека, особенно целостно-активная самодеятельная сущность ребенка, постулировалась только теоретически, но практически не учитывается в учебном процессе ни со стороны его содержания, ни со стороны педагогических методик.

В 60-е годы XX в. этот процесс усугубился, так как наступила очередная волна научно-технической революции. Бурная перестройка школы и учебных программ в те годы проводилась за счет количественного увеличения часов на естественнонаучный цикл предметов и его усложнение. Вся дидактика была подчинена этому процессу, а вся воспитательная работа была выведена за рамки урока. Выдвинув лозунг о научном мировоззрении как основе воспитания, мы, как это ни звучит парадоксально, как раз и лишили его основы, пустили на самотек развитие духовной культуры. А ведь развитая культура, которая основана на способностях человека не только к знаниям, но и к вере в идеалы, не только к умениям, но и к творчеству, не только к выполнению долга, но и к любви к людям, делает причастность человека к судьбе своего народа психологической реальностью. Формирование научного мировоззрения – это следующая ступень в воспитании человека, которая придает направленность его активной жизненной позиции.

Нельзя сказать, что в 60-е годы, уже после XX-го съезда КПСС, когда был разоблачен культ Сталина, в советской школе не было сделано попыток вернуться к идеям гуманизма в педагогике. И здесь прежде всего надо вспомнить имя доктора педагогических наук, участника Великой Отечественной войны Василия Александровича Сухомлинского (1918–1970) – директора маленькой сельской школы в Павлышеве на Украине, который по-новому стал трактовать многие педагогические принципы и сразу же поставил себя под удар официальной науки. Критика его воспитательных методов оказалась очень жесткой. Драматичная судьба этого выдающегося педагога всем известна. Что же «крамольного» было в его системе? Одним из первых Сухомлинский провозгласил обязательность в образовательном процессе ЛЮБВИ К РЕБЕНКУ: не как особого индивидуального отношения отдельных педагогов к детям, а любви как обязательной педагогической позиции всего школьного коллектива. Мало того, Сухомлинский эту позицию вообще рассматривал как главное свидетельство профессионализма педагога.

Сухомлинский совершенно по-иному понимал сущность воспитания по сравнению с официальной наукой. Это не формирование определенных качеств, не идеологическое воздействие на ребенка, не лепка его характера, а... ПОНИМАНИЕ РЕБЕНКА. К воспитательным задачам он относил развитие у него:

– радости познания, связанной с соприкосновением к вершинам человеческого духа и мысли ;

– пробуждение любознательности как свойства взросления, как стимула к активной трудовой деятельности ;

– любви к школе как к очагу духовной жизни, в атмосфере которой вырастает будущее поколение страны;

– умственное воспитание, понимаемое как обязательное взаимодействие теории и практики, каких бы сторон обучения это ни касалось. Наверное, первым в советской педагогике Сухомлинский ввел понятие «ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ РЕБЕНКА». С нею он связывал его способность к самовоспитанию, преодолению трудностей и собственной лени, чувство долга и ответственности перед товарищами, трудолюбие, – то есть те его качества, которые сегодня мы привыкли определять как нравственные. Но этим Сухомлинский не ограничивался. Он не мыслил себе духовной жизни ребенка без одухотворения его благородными чувствами и вообще без «гармонии трех начал: НАДО, ТРУДНО И ПРЕКРАСНО»  [5].

Именно этому педагогу принадлежит особая заслуга понять и реализовать в школьной жизни духовный потенциал эстетического воспитания, понимаемого им в духе Ф.Шиллера как «воспитание прекрасной души». «Важнейшая задача эстетического воспитания – научить ребенка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе»[6].

Идеи Сухомлинского не были поддержаны наукой. Зато они очень медленно, но просачивались в педагогическую практику. В начале 80-х гг. в СССР стали появляться отдельные учителя, позволившие себе новый подход к обучению, исходя именно из гуманистических идей опального педагога. Их опыт в педагогической науке был встречен «в штыки» и насмешливо назван «новаторством». Но имя прижилось, обозначив такие качества в учителе, которые выявляли в нем творческую личность новатора, владеющего секретом педагогического мастерства, силой духа и мужеством защищать перед взрослыми интересы ребенка.

К концу 80-х таких звезд-новаторов в учительской среде засверкало всего 10, но их имена знали по всей стране. Среди них были директор белгородской школы М.П. Щетинин, математик с Украины В.Ф. Шаталов, словесник из Ленинграда Е.Н.Ильин, супруги Никитины из Подмосковья, директор московской школы В.А. Караковский, учительница младших классов из Москвы С.Н.Лысенкова, лидер коммунарского движения в стране И.П.Иванов и другие [7]. В октябре 1987 года они выступили на страницах «Учительской газеты» с декларацией, провозгласившей принципы ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА  [8]. Это был первый шаг в сторону официального признания гуманной педагогики.

И движение новаторства покатилось по стране, во многом благодаря усилиям заместителя главного редактора «Учительской газеты» Владимира Федоровича Матвеева, который стоял у истоков создания в 1988 г. Творческого Союза учителей страны. Возглавил тогда эту плеяду прекрасных учителей-новаторов доктор психологических наук, академик АПН СССР, генеральный директор Научно-Педагогического Объединения Минобразования Грузии, учитель младших классов школы №1 города Тбилиси Шалва Александрович Амонашвили  [9].

Тогда же были сделаны попытки в пересмотре самой стратегии формирования содержания советского образования. Его новая философская концепция, основанная на принципах педагогической антропологии, впервые обсуждалась и была апробирована в 80-е годы на секции «Проблемы формирования человека» Философского общества страны под председательством известного философа, члена-корреспондента АН СССР А.Г.Спиркина. И это было интересно, так как в секцию входили не только философы, но и учителя-новаторы, деятели искусства и культуры, психологи. Эта концепция обсуждалась также в Творческом Союзе учителей, в оргкомитет которого вошел тогда и один из авторов этих строк  [10].

На секции обсуждались и другие интересные концепции образования. Одна из них – «Школа диалога культур», сформулированная доктором философских наук B.C.Библером и рожденная в совместной с молодыми учителями из Харькова и Красноярска работе на постоянно действующем семинаре, посвященном творчеству М.М.Бахтина  [11]. Своими размышлениями о задачах современной школы делились на секции известный композитор, создатель новой программы по музыке Д.Б. Кабалевский, Народный художник России, создатель новой программы по изобразительному искусству Б.М.Неменский, замечательный педагог, ныне академик РАО М.П.Щетинин  [12]. Мы подчеркиваем, что речь в этих концепциях шла не о частных проблемах просвещения, а именно о смене целевых задач образования, о новой его стратегии. Итогом работы нашей секции стали сборники «Человек в зеркале культуры и образования»  [13] и «Новый человек и школа будущего»  [14].

Особенно неординарными казались тогда взгляды М.П.Щетинина. У нас сохранилась стенограмма его выступления на секции, которую сегодня чрезвычайно актуально процитировать: «Ученые ищут в технике аналог человеку. А это всегда поиск стандарта. Не напрасно ли? Самый не такой, как все, с самым заметным отличием – будто из другого мира пришелец – на самом деле есть истинный житель Земли. Тот, кто выполнит миссию служения гармонии целого, выйдет из ряда вон настолько далеко, насколько великим будет у него радиус охвата этого целого: от страны до мироздания. Чем ярче уникальность личности, тем шире охват Вселенной! Поэтому воспитание может быть человечным, то есть ГУМАННЫМ только в том случае, если каждый в его процессе становится самим собой»  [15]. Эти идеи нашего современника, который пытается их реализовать вот уже 10 лет вдали от педагогических дискуссий и перекрестков, и сейчас многим кажутся утопическими и «несвоевременными». Что ж? Будущее покажет  [16].

 * Панченко О.Г., Бирич И.А. Мировоззренческие основы гуманной педагогики в России. – М.: АПКиПРО РФ, 1999. – 52 с. (Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ)

_________________________

[1] Бирич И.А., Бирич В.Г. Традиции гуманной педагогики в российском образовании. История и современность. – М., 1999.

[2] .Красин A.M.  Социально-философские проблемы становления коммунистического типа личности. – М., 1981.

[3] Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? – М., 1982 30.Ломоносов М.В. ПСС. Т.7. – М.-Л., 1957. 31 .Новый человек и школа будущего. (Научно-педагогическая фантастика): Сб.ст. (Ответ, ред.- сост. Бирич И.А.) – М.,1989.

[4] Полис А.Ф. Социализация и гармоническое развитие личности. // Единство социального и биологического в гармоническом развитии личности. – Рига. 1981.

[5] Сухомлинский В.А.–М., 1997.–(Антология гуманной педагогики), С 142.

[6] Там же, С. 148.

[7]  Педагогический поиск. – М., 1988.

[8] Педагогика сотрудничества. // «Учительская газета», октябрь 1987 г.

[9] Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония: кн. 1-3. – Екатеринбург, 1993.

[10] Спиркин А.Г., Бирич И.А. Концепция образования: взгляд философа.// «Учительская газета» от 1 мая 1988 г.

Спиркин А.Г., Бирич И.А. Расширение сознания человека – цели и задачи современного образования.// Новый человек и школа будущего. – М.,1989.

[11] Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Перспективы. / Под общей ред. Библера  B.C. – Кемерово, 1993.

[12] Щетинин М.П. Объять необъятное: Записки педагога. – М.,1986.

[13] Человек в зеркале культуры и образования: Сб.ст. /Ответ, ред.-сост. Бирич И.А. – М, 1989.

[14] Новый человек и школа будущего. (Научно-педагогическая фантастика): Сб.ст. (Ответ, ред.- сост. Бирич И.А.) – М.,1989.

[15] Там же, С. 19-20.

[16] Зуев Д.Д. Улей должен роиться. О соборной школе М.П.Щетинина.// «Учительская газета» от 11 мая 1999.

Аспекты духовности образования

Александрова В.Г., кандидат педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник лаборатории гуманной педагогики МГПУ, Москва

Ценность Человека в его духовности.

К.Э.Циолковский

В начале нового тысячелетия, находясь в поиске адекватного жизненного идеала, наше общество нуждается в ясном и отчетливом осмыслении всей мировой культуры. Академик Н.Н.Моисеев пишет: «Мы переживаем смутное время, когда нравственность, общественное сознание определяют бытие в не меньшей степени, чем экономика и котировка доллара. Если мы не обретем общих идеалов, общих целей, если народ не почувствует снова своих мускулов, если не вернутся самоуважение и гордость за свою страну, за свою нацию, то нас долго не покинет ощущение духовной пустоты» [1, с. 49]. Такое «состояние духовной пустоты» отличает чувства, мысли и мировоззрение многих учителей, лишает надежды, притупляет творческие порывы, ведет к потере увлеченности, активности, веры в перспективу в целом.

Сегодня, как никогда ранее, необходимо наполнить современный воспитательный процесс глубинным содержанием духовности. Гуманистическая традиция различает сущность духовности и ее значение в разных видах деятельности, отделяя внешние ее проявления от внутренних, раскрывая духовность в процессе свободной творческой деятельности, направляющей эту деятельность к осознанной потребности в восхождении к гармонии и совершенству.

Формируя и совершенствуя себя в мировой культуре, педагогика все более отчетливо открывает новые грани и возможности совершенствования и самосовершенствования личности, ищет иные пути ее развития и воспитания, опираясь на все лучшее, что вобрала в себя историко-педагогическая мысль. Гуманизм как культурно-историческая традиция, как система взглядов на мир и человека, зародившись в древнегреческой цивилизации, сохранил в современной культуре свою общечеловеческую основу для образования и воспитания каждого Человека.

Учитель должен получить возможность профессионально грамотно, используя глубокие научные знания, устанавливать отношения с семьями детей, исповедующих ту или иную религию, памятуя о том, что, согласно Конституции РФ, церковь отделена от государства, но не отделена от общества. А значит, учитель – человек, несущий детям свет знания, высоту идеалов, радость беспредельного бытия, – должен опираться на исторические корни, постигать нравственные истины, сконцентрированные в религиозных учениях.

Значимость учения как творчества предполагает новое видение педагогической реальности, новый подход к образовательной деятельности. Самое высокое предназначение, даруемое ученику и учителю гуманной педагогикой, есть возможность свободного творчества. Именно развитие творческого потенциала личности при определенных условиях, благотворности среды общения, содержательной целостности является одной из центральных линий личностного развития, где творчество есть главное условие реализации человеком своей индивидуальности. Гуманная педагогика позволяет по-своему расставить приоритеты, подчеркивая, прежде всего, не ценность знания, а ценность человека, для которого эти знания есть уникальная возможность собственного развития. В возрождении гуманизма ищет сегодняшний учитель спасительную нить в будущее, способ восстановления разрушенного в сознании и сердцах людей, принимая воспитание как «воссоздание образа души человеческой».

Согласно В.С.Соловьеву, развитие отдельного человека во многом повторяет развитие народа в целом. Такие качества, как гуманизм, гармония, целостность, являются как бы ключом к построению педагогического процесса. В.С.Соловьев считал, что природа человека имеет три основные формы бытия: мышление, чувство и волю. Развитие мышления направлено на постижение истины, развитие чувства ведет к становлению творческого начала, а развитие «деятельной воли» направлено на достижение объективного блага. Причем творческие токи личности пронизывают и сферу знания, и сферу практической деятельности. Н.А.Бердяев считал, что человеку необходимо помочь найти себя, открыть для себя тот вид деятельности, который сможет его возвысить, и этот труд должен быть свободным и согласованным с христианской моралью. Такой труд связан с духовным самосозиданием, перерастая в личное творчество, включенное в творчество соборное. Он ставил человеческую индивидуальную свободу во главу идеи духовного становления творческой личности, убежденный в том, что человек приходит для «дерзновенного творчества». В своей последней книге «Самопознание» он писал, что самопознание в себе духовного человека возможно лишь в творчестве и через личное творчество. «Собственным творчеством человек преодолевает одно из сильнейших порождений в нас нравственного зла – уныние и выходит в состояние подъема, цельного созидания. В противном случае человек опускается, деградирует» [2, с. 109].

К.Н.Вентцель, будучи «романтиком в педагогике», писал о необходимости объективно и научно констатировать законы духовного развития ребенка, постоянно видеть цель – развитие в нем свободной творческой личности. Размышляя о соприкосновении ребенка с религией, автор говорит о том, что надо предоставить религиозному чувству в ребенке развиваться свободно и естественно, сообразно его духовному росту и накоплению им соответствующего жизненного опыта, подходить к сфере религиозного воспитания не с точки зрения взрослого, а с точки зрения детской психологии, детской жизни, с точки зрения нормального созревания человеческой личности: «В связи с духовным ростом человека и человечества могут меняться только формы религии, только способы ее проявления, но сама религия никогда не умрет, потому что без веры в сохранение ценности сама жизнь человека потеряла бы больше чем половину своей цены и сделалась бы похожей на бесплодную пустыню» [3, с. 189].

Вбирая в себя многообразие и богатство мировой и отечественной культуры, человек видит в новом свете истинные общечеловеческие ценности, открывает новые горизонты восприятия мира, отказываясь от сложившихся стереотипов мышления. Синтез науки, искусства, религии рассматривается как один из главных путей воспитания духовной культуры личности ученика и учителя, позволяет формировать целостное представление о человеке и мире (микрокосмосе и макрокосмосе) и, как следствие этого, приобщать к трем основным способам мировоззрения: рационально-логическому (наука), эмоционально-образному (искусство) и провиденциально-аксиологическому (религия). На этих трех компонентах формирования мировоззрения личности и выстраивается цепь современных педагогических исследований.

Для нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, переживающей трудный этап своего политического, экономического и социального переустройства, крайне важно осознание ценностных оснований всех религиозных учений как компонента педагогической и общей культуры, необходимого для воспитания нравственности, уважения, доброты, толерантности. Педагогика есть наука, обращенная к сердцу каждого человека – большого и маленького, верующего и неверующего, – и без осознания великой духовной силы, которую дарует педагогике Библия наравне с мудростью Дхаммапад, Корана, Торы, Вед и других Великих Книг, мы не придем к целостности восприятия мира, к гармонии бытия, к культуре образовательного поля.

Познание основ религиозных мировоззрений обогащает палитру мироощущений педагога, увеличивает возможности углубления содержания образования, совершенствования его качественных характеристик. История педагогики показывает, что с возникновения христианства практически нет ни одной педагогической системы, которая не испытала бы на себе влияния его идей или не опиралась бы на него в своем становлении и развитии.

Обращенность к человеку под влиянием идей христианского учения мы находим в педагогике Я.А.Коменского, религиозной духовности И.Г.Песталоцци, уникальном выражении гуманности Ж.Ж.Руссо, святоотеческих корнях педагогики К.Д.Ушинского, народности Л.Н.Толстого, в педагогической святости книг Я.Корчака, высоком гуманизме А.С.Макаренко, в чистоте полета мысли В.А.Сухомлинского. При наличии обращения их к разным ветвям христианства, разных исторических эпох, при особенностях педагогического осмысления ими влияния идей христианства на развитие проблем образования мы видим глубокую духовную связь педагогических воззрений этих великих людей, что помогает нам понять истоки современного гуманизма, его жизненную силу, духовность и возвышенность.

Опираясь в своем развитии на классические педагогические учения, гуманная педагогика сохраняла духовную традицию, имеющую своим основанием высокие ценности и идеалы.

Воспитание – слово русское. Воспитание на Руси всегда было первично, являло собой суть образования личности, а душа была признана объектом педагогического влияния, хотя, по мысли Макария Великого, ни мудрые своей мудростью, ни разумные своим разумом не могли постигнуть душевной тонкости или сказать о душе, что она такое. Конечной целью воспитания было спасение души, ибо гуманизм в русском народе заложен на генном уровне. Возрождая изначальный смысл духовного воспитания, опираясь на мудрость народной традиции, взращенной на христианской любви, гуманная педагогика обретает величайший дар – дар воспитывать души человеческие. Гуманная педагогика ищет свои особые пути к воспитанию добротой и справедливостью, ответственностью и доверием, воспитанию творчеством и красотой, воспитанию искренней созидающей любовью. Вера учителя в своего ученика, помноженная на волю и интеллект, творческое терпение и любовь, и является, по сути, педагогической верой, составляющей основу педагогической мудрости. Опираясь на то, что исторически сложившееся расхождение терминов «вера» и «религия» сходится в культуре как коллективной памяти, гуманная педагогика рассматривает проблему веры в двух направлениях: традиционном – как характеристику религиозности, а также в более широком мировоззренческом смысле – как фундаментальную установку человека в его познавательном отношении к миру.

Гуманно-личностный подход, возрождая отечественную традицию воспитания, ищет и открывает пути и способы «о-духо-творения» образовательного процесса, помогает учителю, как носителю духовных ценностей, находить высокий духовный смысл в науке, которой он посвятил свою жизнь, в своем учебном предмете, искать его на страницах учебников, даже если они скупые и формальные. Внутреннее видение, духовное прозрение учителя способствуют тому, что знание в его руках становится «живым», несет в себе радость откровения, ощущение вдохновения, творческой энергии созидания. Творческое начало личности учителя передается внутренним движущим силам ученика, по-иному высвечивая педагогическое общение, которое при таком подходе способствует рождению равноправного диалога учителя и ученика как необходимого условия воспитания. Присвоение знания, его творческое осмысление и образное восприятие в особой атмосфере воспитывающего педагогического пространства становится условием их общего возвышения, прорастая в составную «добродетелей человека».

Учитель, не ощущающий духовной теплоты Евангельских книг, не способен раскрыть в полной мере глубокий философский смысл произведений Ф.М.Достоевского, не достигнет высот полета мысли А.С.Пушкина, не откроет для себя художественно-творческий мир Н.В.Гоголя, возвышающую душу мысль музыки М.И.Глинки, М.П.Мусоргского. Ему трудно будет привести ребят к постижению духовной целостности мировоззрения Б.Пастернака, прочитать текст и подтекст произведений М.Булгакова, приблизиться к мудрости Библии. Каждое время вносит свой смысл, свои коррективы в определение духовной культуры, расставляет свои акценты, соответствующие духу времени, особенностям бытия, атмосфере общественной жизни.

Гуманно-личностный подход к образованию опирается на стремление человека к духовной гармонии и имеет определяющее значение в воспитании, помогая пробудить высшие устремления к саморазвитию, самосовершенствованию, приподнимая человека над обыденностью. Дух воспринимается как необходимая человеку жизненная сила, которая питает его вдохновение, возвышает чувство и мысль.

Современная педагогическая наука долгое время игнорировала понятие «душа» как объект научно-педагогического исследования. Понятия «дух», «душа», «духовность» практически не нашли места в современных педагогических словарях. Душа (греч. psyche, лат. anima) в разных религиях трактуется как активное жизненное начало, индивидуальное проявление единой духовной субстанции. Первоначально сфера души считалась прерогативой исключительно религии. Понятие «духовность» было отнесено к области идеального и поэтому не заслуживающего должного внимания педагогов. Постепенно научно-педагогическое знание о душе приходит в педагогику как объект научного исследования. В академическом четырехтомном «Словаре русского языка» (1985–1988) отмечается, что духовность – понятие отживающее, устаревшее. В «Толковом словаре» В.И.Даля понятие «дух» расшифровывается весьма многогранно. Это «бесплотный житель недоступного нам духовного мира», «высшая искра Божества». «Дух Божий» раскрывается также как «благодать, вдохновение, наитие, откровение», а также и как «сила души, доблесть, крепость и самостоятельность, отважность, решимость».

Путь развития личности, по Гегелю, происходит «через пробуждение души». Он считает, что мы рассматриваем пробуждение лишь как процесс, состоящий в том, что дух вообще находит и самого себя, и противостоящий ему мир. Дух находится в постоянном развитии, он должен пройти путь до осознания объективного, необходимого в окружающем мире, ибо человек должен принять этот мир и найти в нем свое место. На этой стадии человек приобретает способность осознавать свое духовное единство с другими людьми, поэтому смысл воспитания, по Гегелю, преобразование души. Благодаря духу индивидуум может постичь себя, обретая способность подняться до постижения своей субъективности.

Понятие «духовность» относится к разряду трудно определяемых, личностно сокровенных, как сокровенна душа каждого человека. В современной педагогической науке, как и в обществе в целом, еще нет достаточно полного осознания и определения этих понятий. Однако духовность как устремленность к высшему, как некий высокий нравственный ориентир, символизирующий силу духа человека, его веру в возвышенное и земное, вбирает в себя всю полноту и гармонию человеческого бытия. Исторически и гносеологически понятие духовности приобрело два основных смысла: религиозное и светское. Оба толкования имеют место в жизни современного общества, оба несут на себе печать истории и традиции, вбирая и библейскую мудрость, и высокий житейский смысл бытия. Д.С.Лихачев писал о том, что все, что связано с душой, идет от души, нужно нам для души – это и есть духовная культура. Питательной почвой духовного развития человека является «душа народа», те обычаи и традиции, которые наследуются от поколения к поколению, создавая высокий ценностный потенциал, возвышая и сохраняя чистоту, красоту и святость духовного откровения личности.

Высшей духовной способностью человека признана его способность любить. Именно любовь помогает человеку раскрыть свои жизненные силы и делает его подлинно человеком. Я.А.Коменский считал, что стремление к всеобщей гармонии добродетелей возможно лишь тогда, когда сердца людей будут насыщаться «божественной любовью». Гуманистические идеи воспитания духовности опираются на то, что человек начинает путь становления и развития, когда пробуждается его душа, ибо воспитание есть доверие души, ее открытость доброму и светлому образу окружающего мира. Духовные способности раскрываются и обретают силу в процессе творческого отношения к окружающей действительности, добросердечного отношения к близким, к открытию радости познания, созидания, творчества. Высота духовного поиска, вдохновение делают отношения ученика и учителя особыми, доверительными, а знание – живым, действенным, согревающим ум и сердце, ибо путь к душе человека лежит через любовь.

Духовность как вершина педагогической реальности способна наполнить новым светом весь образовательный процесс, внести гармонию мыслей и созвучий в другие педагогические измерения, такие, как наследственность, воспитание, среда. Путь обретения себя в воспитательном пространстве образования – это путь приобщения к высшим нравственным ценностям, понятный и близкий сердцу каждого, так как у каждого из нас есть выбор – кто-то приходит к доброте через материнскую ласку и любовь к земле, кто-то через отцовский наказ и любовь к отечеству, кому-то выпадает путь через молитву и поклонение божественным началам.

Понятия «дух», «душа» и «духовность» входят в педагогическое пространство, традиционно связывая духовность с единством трех основополагающих ценностей человеческого бытия (Истины, Добра, Красоты), соответственно выделяя три сферы духовной деятельности – познание, искусство, нравственность. «Я верю, что у человека есть душа, притом не такая душа, которую можно размельчить по частям научным исследованием, – пишет педагог-новатор Ш.А.Амонашвили. – Душа – это целостное, глобальное явление. А если есть душа, то проблема педагогической психологии – исследовать качество, состояние этой души в человеке. Но у человека есть и тело. Иногда мы путаем тело с душой. <...> Вот тут и появляется педагогика как наука, которая способствует  возвышению души и духовности человека1» [4, с. 103].

Гуманистическая парадигма на современном этапе очень богата по своему содержанию. Ее определяют разные концептуальные идеи, подходы, имеющие свои пути исследования и практического решения, но важно то, что все их объединяет общее сущностное начало. Поскольку путь приобщения к культуре, к духовно-религиозным ценностям есть процесс деликатный, тонкий, требующий времени, профессионального знания, душевной щедрости воспитателя, то мы рассматриваем один из возможных путей к нему в образовательной деятельности как путь «через прекрасное – к доброму». Искусство, сохраняя бережно историю, религию и культуру, при умелом соприкосновении с ним открывает свой особый путь к истине. Искусство отрывает человека от обыденности сознания и, приобщая к высокому, утончает внутренние движения души. Это позволяет учителю глубже познать внутренний мир своих учеников, чувствовать их душевные порывы, ненавязчиво направлять их помыслы к милосердию, патриотизму, любви к своему родному краю, к России. Активное включение в содержание образования культурологических основ позволяет педагогу прийти к тому, что высшие духовные ценности, проникая в мир мыслей и чувств ребенка, трансформируются в переживания высокого духовного порядка и становятся достоянием личности.

Исследуя зависимость чувства и мысли, следует заметить, что чувство – это действие актуальных видов психики на самую психику, поэтому оно двояко и зависит от того, какой вид действует на психику: ощущения или мысли. Когда чувство вызвано ощущениями – это чувственное чувство, но если источник чувства составляет воздействие мыслей, то возникают интеллектуальные чувства. И здесь следует особо выделить духовную высоту и силу творческой значимости искусства, которое, погружая ребенка в особую эмоциональную атмосферу, многозначнее и образнее раскрывает художественно-эстетические аспекты того или иного произведения, питает чувство, будит мысль, а затем уже формирует устойчивый интерес к знанию и творческому освоению богатства окружающего мира. Эстетические чувства представляют собой самостоятельный вид чувств, и в соответствии с этим искусство играет незаменимую роль в духовном становлении человека.

Теория гуманно-личностной педагогики, основываясь на аксиоматических началах, для понимания истинных педагогических ценностей не только принимает аксиоматику, но и опирается в своем развитии на  систему допущений, благодаря которой каждый участник образовательного процесса определяет для себя свое личностное ощущение педагогики как науки, педагогики как искусства, принимая педагогику как любовь. Эти допущения и выводы составляют духовно-философскую основу гуманно-личностной педагогики. Их развернутое содержание впитывает в себя в качестве источников Святые Писания основных религий, духовно-философские учения, классическое педагогическое наследие.

Гуманная педагогика есть педагогика высокого самосознания, особой мудрости и твердой воли, позволяющей строить равноправный диалог учителя и ученика, в основе которого:

– воспитание добротой и справедливостью,

– воспитание доверием и уважением,

– воспитание ответственностью,

– воспитание творчеством,

– воспитание жизнью.

Личностно-ориентированный подход к образовательному процессу подразумевает всестороннее развитие свойств личности каждого участника педагогического процесса, имеющего своим основанием синтез двух составляющих – потребностно-мотивационных и познавательных сфер. Он позволяет ярче высветить задатки и способности, формировать мотивы и интересы, воспитывать волю и характер, эффективнее развивать эмоции, а также направить жизненную энергию своих воспитанников на живое восприятие, внимание, представление, мышление, воображение. Красота души учителя России рассматривается нами как уникальное национальное достояние страны. От гуманности его мышления, уровня сознания, интеллекта и глубины культуры зависит умение в сложных условиях происходящих в стране глобальных перемен не только передать детям все богатство мировой и отечественной культуры, но и научить их беречь его, развивать духовные традиции многонациональной России. «Судьба будущей России лежит в руках русского учителя – преподавателя школы и гимназии, а также профессора, который есть учитель учителей. Он (учитель) должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях. Поэтому он должен сам твердо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить его в детях, укреплять и развивать, как можно пробудить в ребенке религиозное чувство, совесть, достоинство, честь, художественный вкус, братскую сверхклассовую солидарность, православие, чувство ответственности, патриотизм и уважение к своей и чужой собственности» [5, с.196]. Эта мысль И.А.Ильина в полной мере соотносится с современными задачами воспитания личности. Одухотворение школы возможно лишь высоким духом учителя-воспитателя, его устремленностью к высшему, к вечному восхождению и поиску истины.

Обретая свободу мышления, открывая для себя более глубокий смысл нравственных категорий, современный учитель устремлен к подлинному духовному общению с воспитанниками. Освоение учителем новых пластов педагогической культуры побуждает его к постоянной оценке и переоценке сложившейся в обществе системы ценностей. Гуманная педагогика основывается на умении педагога создать особую среду общения и развития, ибо только при определенных условиях возможно прорастание духовности как главной педагогической силы образовательного процесса, ведущей к воспитанию нравственной устойчивости, принимая ее как путь к возрастанию духовного опыта. Духовный вакуум последнего времени делает эту проблему особенно острой и актуальной, не терпящей поспешности, небрежности, некомпетентности. Воспитание свободы личности, включающей в себя как свободу внешнюю, так и свободу внутреннюю, как «живую духовность человека», делает его сильнее всех обстоятельств. Гуманная педагогика наследует понимание свободы учителя как осознание и реализацию тех требований, которые учитель должен предъявлять к себе как личности и профессионалу. И здесь на первый план выступает совесть педагога как проявление его культуры. Обращение к духовной культуре учителя, уверенность в обретении им внутренней свободы, духовного самосовершенствования является залогом того, что учитель способен передать эту духовность, свободу и способность творчества своим воспитанникам.

Цель духовного воспитания прежде всего в том, чтобы человек стремился всегда видеть некий высший смысл бытия и с ним соотносить свою жизнь. Эта потребность есть осознанное стремление к себе лучшему, к совершенству. Восхождение – такова история человечества, и школа – не просто «скалистая лестница», ступеньки которой ведут вверх, а вечный путь восхождения к Истине, Добру и Красоте. И каждый педагог знает – сколь труден этот путь.

 Литература:

1. Моисеев Н.Н. Цивилизация на переломе. Пути России. М., 1966.

2. Бердяев Н.А. О назначении человека. Париж, 1931.

3. Вентцель: Антология гуманной педагогики. М., 1999.

4. Амонашвили Ш.А. Вера в ребенка рождает гениев // Мир психологии. 1996. № 2.

5. Ильин И.А. Русский учитель // Опыты православной педагогики. М., 1993.

_____________________________

1 Здесь и далее выделено мною. – В.А.

Опубликовано: Александрова В.Г. Аспекты духовности образования // Космическое мировоззрение –  новое мышление XXI века: мат-лы междунар. науч.-общ. конференции. 2003. В 3 т. Том 2. – М.: Международный Центр Рерихов, 2004. –  С. З06-317.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:

Детский поселок "Китеж" / Kitezh childrens community 

Скульптор Алексей Леонов: галерея

ЖИВОПИСЬ / Детская студия «ЭХО»

Детский портал «Солнышко» Сайт для умных родителей «Твой ребенок»

Все для детей СТРАНА МАСТЕРОВ

Киевский университет имени Бориса Гринченка

БЕЗКОШТОВНI КУРСИ В УКРАIНI

Международный центр гуманной педагогики

Гуманная педагогика XXI век (YouTube канал)

Интернет-журнал"Дельфис", Педагогика Будущего

Издательский центр Шалвы Амонашвили

Артемовский Центр Гуманной педагогики имени Ш.А.Амонашвили

Всеукраинское общественное объединение «Всеукраинская культурно-образовательная Ассоциация гуманной педагогики»

«Академия гуманной педагогики Шалвы Амонашвили» 

ВИДЕО С ПРОШЕДШИХ СЕМИНАРОВ с участием Шалвы и Пааты АМОНАШВИЛИ

Научно-просветительский педагогический журнал «ПЕДАГОГИКА КУЛЬТУРЫ».

РИСУНКИ САШИ ПУТРИ ДЕТИ НОВОГО СОЗНАНИЯ

ДЕТЯМ: книги для детей, родителям о детях КОСМОС В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ

Фонд "Оранжевый Верблюд". Независимый сайт творчества детей и молодёжи.

Творческий сайт Эдуарда Помыткина.

КУЛЬТУРА – ВНУТРИ:  много интересных материалов на культурно-духовную тематику

ТВОРИТЬ БЛАГО! - Группа ФБ объединяет проекты и социальные инициативы, направленные на решение острых вопросов общества, оказание благотворительной помощи действительно нуждающимся в ней, акцентирует внимание на актуальных постах...

Школа гуманной педагогики. Цель создания группы ФБ - объединение всех, кому не безразлична судьба наших детей, образования и нашей страны.

Психологический центр проф. Эдуарда Помыткина: Психологические книги

Освiта дитини XXI столiття MagneticOne Org (YouTube канал) 

НОВОСТИ:

Эссе посвященное миру Будущего
Мы публикуем это эссе, чтобы показать, как некоторые люди у власти видят образ будущего, в котором человечество не одержимо накоплением вещей, голодом и с заботой относится к окружающей среде. Данное эссе не везде совпадает с предложениями Проекта Венера (Жак Фреско), но общее направление показывает, как много людей задумывается о будущем, в котором будут жить следующие поколения. Министр экологии Дании Ида Аукен выступила на сессии Мирового экономического форума (World Economic Forum) и написала эссе посвященное миру будущего: где нет собственности, личного транспорта, привычной работы и загрязнения окружающей среды.

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА В РЕКЕ ЖИЗНИ

Продолжаем публикацию книги Ларисы Александровны ПОПОВОЙ "ЧЕЛОВЕК В ПОТОКЕ ПЕРЕМЕН". Пятая глава "МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА В РЕКЕ ЖИЗНИ".  Глазами настоящего не увидишь, зорко одно лишь сердце" /Антуан де Сент-Экзюпери/ МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ЗАВТРА. Разделение человечества на мужчин и женщин - это базовая дихотомия Земли, базовое проявление закона двоичности. В настоящее время, когда совершается переход от двоичной системы восприятия, от анализа, разделяющего все на два, к интеграции, синтезу, нам предстоит осознать эту феноменологию, в том числе применительно к мужскому и женскому аспектам человека. Обращаясь к прошлому, мы находим полностью реализованную в жизни четкую установку: Мужчина и Женщина - это два разных мира. Это два взаимопорождающих и взаимодополняющих начала (Ян и Инь).

Образование без страха и сравнения

Недавно в Украине вышла из печати книга Висенте Хао Чина младшего "ОБ ОБРАЗОВАНИИ. Образование без страха и сравнения". Книга посвящена размышлениям о новом образовании на основании опыта Колледжа Золотого Звена, Филиппины.

Образовательная модель, описанная в этой книге, реально работает уже почти двадцать лет. Она даёт на выходе не только грамотных, интеллектуально подготовленных, но и уравновешенных, социально ответственных, моральных и счастливых людей. Эту мечту мы можем и должны воплотить в жизнь!

В кратком предисловии этой книги говорится, что школы готовят молодых людей к работе и карьере, но тратят очень мало времени на то, чтобы дать им возможность жить полноценной, счастливой, этической жизнью, наполненным смыслом.

В книге изучаются основные проблемы и предлагаются принципы, подходы и методики, которые могут помочь предотвратить эти несоответствия и воспитать уравновешенных людей, которые являются не только компетентными, но и психологически здоровыми. Для широкого круга заинтересованных читателей, в первую очередь, для педагогов и родителей с открытым сердцем и пожеланиями Любви и Света. Добавлю, что на Филиппинах по подобным принципам работает несколько десятков школ. Также подобная школа основана несколько лет назад в Индии. Считаю, что такие мысли очень тесно связаны с идеями гуманной педагогики. Зарубежный практический образовательный опыт будет интересным для всех гуманных педагогов.

Висенте Хао Чин младший - президент фонда Golden Link College, группы школ, использующих принципы, описанные в этой книге. Он также автор книги «Процесс самопреобразования» и провел семинары по самотрансформации более чем в двадцати странах, в том числе в Киеве в мае 2019 года.

Книга 208 стр., Твердый переплет, цена 150 грн. Книгу можно купить в Киеве или заказать Новой почтой. Для заказа нужно написать на эл. почту info @ theosophy.in.ua и указать ФИО, тел., город и номер отделения ЧП.

Ниже можно посмотреть краткий ролик о "Колледж Золотого Цепи", 5 мин. Чуть больше об опыте Колледжа Золотого Звена, Филиппины, можно узнать из прошлогоднего онлайн доклада Висенте Хао Чина младшего на ХХ Киевском международном форуме «Пути духовного развития человека и общества» по ссылке (опубликован в прошлом выпуске рассылки).

Ищем пути духовного развития человека и общества

Оргкомитет Международного Форума "Пути духовного развития человека и общества" приглашает всех заинтересованных лиц принять участие в очередном ХХI Форуме, который проводится группой общественных организаций и состоится 29 - 30 мая 2021 в Киеве.

Работа Форума будет проходить в онлайн формате.

Тематика Форума:

1. Философия Единства и Синтеза в Новую Эпоху. Единство в разнообразии.

2. Духовные ценности как фактор возрождения человека, семьи, общества.

3. Трансформационный потенциал современных вызовов.

4. Пути к эффективной жизни.

5. Искусство быть счастливым в изменяющемся мире.

6. Духовные принципы здоровья.

7. Человекоцентрическая модель нового образования.

8. Этика как базовый принцип жизни.

9. Творчество как духовный путь.

10. Роль метанауки в формировании новой картины мира.

11. Экология информационного пространства.

12. Природно-ориентированный образ жизни человека и общества.

В Форуме примут участие известные ученые, общественные деятели: Д-р Ананта Кришна (Индия), проф. Джон Макдональд (Канада), Виценте Хао Чин (Филиппины), Шилов Юрий Алексеевич, Богуш Денис Александрович, Никитин Владимир Африканович, о. Виктор Веряскин, Шабанова Юлия Александровна, Помыткин Эдуард Александрович, Громовица Бердник и другие.

Открытие Форума состоится 29 мая в 10.00. Все приглашаются к участию в Форуме, который будет транслироваться онлайн 29 и 30 мая, 10.00 - 13.30. Подробная информация будет размещена накануне, 29 мая, в чат-группе Телеграмм и на странице Фейсбука. Просим вас заранее зарегистрироваться на странице в ФБ: https://www.facebook.com/Ways.of.Spiritual.Development.for.Man.and.Society/.

Создана также чат-группа «Пути духовного развития человека и общества» в Telegram, cсылка для присоединения: https://t.me/joinchat/NNhGwxpCWcvTJBVD4-AR7g

Оргвзнос участника составляет 200 грн. Просьба к Вам в этом году передать эти деньги в любой фонд помощи пострадавших от коронавируса, которому Вы лично доверяете. В качестве одной из таких возможностей мы предлагаем поддержку построения Музея-архива писателя, общественного деятеля, духовного лидера Украины Олеся Бердника в с. Гребени, где он жил и похоронен, карточный счет в Сбербанке жены, Валентины Бердник: 5167 8032 1095 2003. Будем рады за ваше сообщение о таком благотворительном взносе.

Уважаемые учителя, воспитатели, студенты!

Рады пригласить Вас на ежемесячный круглый стол "Гуманная Педагогика в школе" (онлайн на платформе Zoom) 17 апреля в 18-00 (Киев) на тему «Рождение гуманного урока», где Вы сможете пообщаться с ведущими педагогами, которые поделятся опытом применения в школьном процессе лучших педагогических идей. Участие в круглом столе бесплатное. Количество участников ограничено техническими возможностями платформы Zoom. Информационное письмо по ссылке: http://bit.ly/2LXlX4B «Рождения гуманного урока».

Вопросы круглого стола: Особенности урока с точки зрения гуманной педагогики. Духовная составляющая урока. Какие уроки нужны детям? Примеры применения методов гуманной педагогики в школьной работе. Духовные аспекты химических знаний. В качестве экспертов приглашены на круглый стол Учителя и Рыцари Гуманной педагогики, учителя высшей категории Украины. Прошедшие круглые столы можно посмотреть здесь.

Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Ведущий рассылки Алексей Сеев  

Архив Рассылки

Письмо Ведущему рассылки:

economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru


В избранное