Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

47 выпуск Рассылки ресурса Национальная и государственная безопасность России www.nationalsecurity.ru


-------------- Начало Рассылки СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ --------------

Содержание рассылки:

1. Последние материалы, опубликованные на www.nationalsecurity.ru:

Франция готова нанести превентивный удар - новая ядерная доктрина Франции.

2. Мнения экспертов:

В рубрике МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ мы публикуем интервью и авторские материалы ведущих российских экспертов в области международных отношений, безопасности, избирательных технологий и других актуальных сфер общественной и политической жизни современной России.

Сергей Мирзоев: России еще долго предстоит иметь дело с непредсказуемой Украиной.

Дмитрий Юрьев: "Оранжевый" переворот на Украине был исключительно медийной революцией.
Напоминаем, что вы можете скачать полную версию книги "Пособие для бархатных революционеров" в формате Word for Windows по адресу www.nationalsecurity.ru/sharp.doc.

Константин Затулин: Черноморскому флоту уходить некуда.

Антон Кривенюк: Вывод миротворцев из Абхазии и Южной Осетии приведет к тяжелым последствиям.

3. Новости:

Предвыборные пиар-страшилки на Украине.

Грузия перекрыла все дороги в зоне осетинского конфликта.

Россия попала в рейтинг самых опасных стран мира.

Инопресса: в карикатурной войне Запад "пожинает то, что он посеял".

США отвергли обвинения ООН в негуманном обращении с заключенными.

ФБР справится с терроризмом без специалистов по Ближнему Востоку.

Американцы планируют вторжение в Иран с территории СНГ.

Российско-иранские переговоры продолжатся во вторник.

Тегеран последовательно провоцирует Вашингтон на нападение.

Добрый день, Уважаемые Подписчики!

Добрый день, Уважаемые Подписчики! Наступило утро среды и, как и всегда, вас ждет очередной - сорок седьмой - выпуск рассылки СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. Напоминаем, что если Вы подписались недавно, то можете ознакомиться с предыдущими выпусками в АРХИВЕ РАССЫЛКИ по адресу http://www.nationalsecurity.ru/mailing/.

В нашем сегодняшнем выпуске вы ознакомитесь с новой публикацией на нашем сайте, посвященной вопросам ядерного сдерживания - статьей Эльмара Гусейнова Франция готова нанести превентивный удар - новая ядерная доктрина Франции. Кроме того, в этом выпуске рассылки Вы ознакомитесь с другими публикациями по самым актуальным проблемам мировой политики и международной безопасности, новостями росийской и мировой политики, а также мнениями ведущих экспертов.

1. Последние публикации на ресурсе www.nationalsecurity.ru

Франция готова нанести превентивный удар - новая ядерная доктрина Франции

У Франции появилась новая ядерная доктрина (национальная доктрина стратегического ядерного сдерживания). Официально новая французская доктрина стратегического ядерного сдерживания еще не обнародовали, но произойдет это через считанные дни. Отныне французские боеголовки больше не направлены только на страны, обладающие ядерным оружием. Теперь удару стратегических сил может подвергнуться любая страна (ядерная или неядерная держава), которая угрожает национальной безопасности или стратегическим интересам Франции.

Изменения во французской доктрине стратегического ядерного сдерживания, предусматривающей использование сил ядерного и термоядерного сдерживания, готовились давно. О них начали говорить еще в 1995 году, когда в кресле президента страны находился Франсуа Миттеран. Но "активно переосмысливать" задачи ядерного вооружения начали после переизбрания Жака Ширака в 2002 году.

Выступая перед экспертами Министерства обороны, Ширак обозначил опасность, которая исходит от некоторых стран, "которые слишком усердствуют в разработке собственных видов оружия массового поражения". И бросил многозначительную фразу: "Если эти государства питают в отношении нас враждебные намерения, то их лидеры должны понимать, что могут подвергнуться страшным бедствиям". Это была первая угроза со стороны французов в адрес стран, которых принято называть "изгоями".

Теперь новая доктрина полностью разработана и будет представлена во время ближайшего визита Ширака на одну из крупных баз стратегических сил Франции. Раньше план стратегического ядерного сдерживания предусматривал использование оружия массового поражения только в качестве крайней меры - как ответный удар.

Причем объектом поражения французских атомных бомб могло стать мирное население враждебной державы. Теперь французы, судя по всему, оставляют за собой право не только на ответный удар против страны, откуда исходит террористическая угроза. Париж готов и к превентивным бомбардировкам (причем точечным) мест производства оружия массового поражения и баз террористов. Для этого, как свидетельствуют утечки из военных кругов, у Франции, возможно, уже имеется арсенал так называемых миниатюрных атомных бомб.

Кроме того, отныне французская доктрина ядерного сдерживания ориентирована и против Китая. Военные аналитики внимательно отслеживают возможные угрозы, которые может представлять для Франции и ее интересов бурное развитие этого азиатского государства.

Пока французские стратегические ядерные силы официально состоят из двух составляющих. Прежде всего это 4 атомные подводные лодки, каждая из которых несет 16 межконтинентальных баллистических ракет. Как минимум одна из таких лодок постоянно находится на боевом дежурстве. Кроме того, французы располагают ракетами "воздух-земля", которыми оснащены самолеты "Мираж-2000" и "Этандар". Всего, по данным экспертов, Париж обладает 250 единицами ядерного оружия.

Россию должно радовать уже то, что отныне не только ее города являются целями для французских атомных бомб. Именно в Советском Союзе видели главную угрозу и готовились в случае необходимости нанести по СССР удар возмездия. Теперь география таких ударов расширяется, а ракет и бомб на всех у французов явно не хватит.
>>> ДАЛEE >>>

2. Мнения экспертов

России еще долго предстоит иметь дело с непредсказуемой Украиной

Сергей Мирзоев
Адвокат, наблюдатель выборов в Бундестаг

Сергей Мирзоев глазами правоведа наблюдал и изучал опыт 'оранжевой революции', представленный в прессе с сугубо событийной стороны. России еще долго предстоит иметь дело с плохо предсказуемой Украиной, ситуация в других соседних странах полна неопределенности, вопрос о легитимности действий властей и разного рода оппозиций приобретает принципиальное значение. Оказывается, самые экзотические представления о легитимности можно не только внушить, но и вменить с помощью технологических процедур. Обнаруживается, что если власть не умеет отстоять свою законность, кризисом легитимности власти можно успешно управлять - не столько изнутри, сколько извне, с помощью неправительственных организаций, парламентских постановлений, прямых фальсификаций, в которых активно участвовали европейские международные наблюдатели. Особый интерес представляет детальный разбор действий Верховного суда Украины, на который ложится ответственность за пиррову победу 'оранжистов'. Сейчас, на фоне острого противостояния парламента и президента, в преддверии выборов в Верховную Раду и, возможно, референдума о характере власти на Украине, книга особенно актуальна.

Очевидно, что мы живем во времена, когда сокрушительные социальные перевороты заменяются на стратеги-чески спланированные и технически исполнимые 'организационные проекты' и 'легитимируемые процедуры' захвата власти.

Современному цивилизованному миру важно понимать, что происходящие в той или иной стране события не противоречат образцам прогрессивных преобразований, что сами процессы происходят согласно предусмотренным законодательством и конституционным правилам перехода власти в результате 'честных, спра-ведливых выборов'. Кавычки в данном случае означают не цитату и не иронию, речь идет о том, что свод законных правил страны о выборах с точки зрения западных политиков и истеблишмента оказывается всегда недостаточным и для проведения выборов, и для их оценок. На основе таких и подобных лозунгов и лозунгов 'укрепления демократии и демократических институтов' оформляется международная политическая практика вмешательства во внутренние дела государств постсоветского пространства. Расхожим поли-тическим требованием к властям постсоветских стран стала легитимность, то есть признанность власти со стороны граждан, общества, политической элиты, в том числе со стороны международных союзов, структур и иностранных государств.

О правомерности власти и ее инстанций, о легитимности процессов формирования власти стали говорить все, кто обсуждал выборы, эпизоды политической борьбы за власть, место и роль общества и граждан в этих событиях. Понятно, что залог обсуждений, например в Украине, задавался ситуацией избирательной кампании, стремлением обеспечить не только законность, но и международную признанность того или иного кандидата и его победы на выборах.

Теперь легитимность становится признаком демократической организации власти, в противном случае говорят об узурпации власти, о ее нелегитимности, что, в свою очередь, ослабляет власть.

Конечно, существует немало стран, обходящихся без легитимации власти путем предвыборных и выборных процедур, и без распределения властных полномочий, и без уважения прав человека и гражданина. Но и в таких странах власть весьма озабочена созданием условий своего существования и подчинения населения менее затратными действиями, нежели война. Пропаганда, экономика, перегруженная социальными обязательствами, отказ от иных инстанций власти, кроме одной, - характерные черты такой страны с авторитарным режимом правления. Основное отличие процессов леги-тимации состоит в том, что в такой стране отказываются от интернационального признания существующей власти, ограничиваются либо кругом союзников, либо вовсе демонстрируют полную самодостаточность.

Украинские события задали немало вопросов, важнейшие из которых можно было бы сформулировать так: что такое современная политическая власть? Почему она нуждается в легитимации? Как она взаимодействует со сферой правового, то есть легального?

Большинство наблюдателей, следивших за событиями в Украине, сошлись во мнении, что президентские выборы использовались как время и место разворачи-вания новационной для стран СНГ технологии завоевания власти мирными путями и в мирных формах и, поначалу, даже в некотором соответствии с украинским законодательством. Понимание власти как объекта не нашей деятельности и мышления о ней указали на не-классические прагматичные представления о таком качестве (свойстве) власти, как легитимность.

События 'оранжевой революции' заставляют видеть новые аспекты взаимодействия власти и права, соотно-шения легального и легитимного, место права и закона в борьбе за политическую власть, в исторические моменты перехода или захвата и удержания публичной власти.

Это попытка увидеть место и роль внешних факторов в политических событиях и процессах. Украинская политическая практика предъявила миру все еще новый для СНГ пример прямого и чрезвычайно эффективного воздействия международных организаций, иностранных государств и их союзов на политическую сферу постсоветской страны.

Возможно, попытка ответить на этот вопрос заставит нас по-новому посмотреть на происходящее, и на природу власти, и на сущность правовых явлений. Способны ли право и закон (сфера легального) воздействовать на власть, политику или власть и политическое преодолевают право и закон, делая их слугами сильного в борьбе за власть и отводя закону лишь роль оформителя обладания властью?

Следует ли право судьбе политических институтов в их динамичном преобразовании, способно ли право жить и действовать в период крайнего обострения политической жизни и способно ли оно оставаться мерой свободы, равенства, справедливости в условиях государственного переворота? Существует ли у права своя собственная судьба во время открытой борьбы за власть? Правы ли те, кто считает, что закон - всегда ресурс власти для ее удержания?

Очевидно, что мы переживаем время возрастающего интереса к власти и к ее природе и нуждаемся в более глубоком представлении о том, как соотносятся публичная политическая власть и легитимное. Мы также хотим найти ответ на вопрос: почему власть и общество нуждаются в легити-мации и легализации властных инстанций, действий и собственно своего властного положения?

Легитимность имеет рефлексивнодеятельностное содержание, концентрирующееся не только в текстах, но и в политических лозунгах, обращенных к обществу декларациях, предвыборных программах, заявлениях, разного рода оценках, в действиях, маркирующих событие, фигуру, указывающих об-ществу на реальные цели и устремления субъекта. Главное, что объединяет эти содержания: внешнее рефлексивное выражение в языке и знаках целей каждого из субъектов политического процесса, его самоопределения, признаваемых обществом ресурсов субъекта и обоснованности его претензий на публичную власть, в особенности - способность отстаивать в ситуации борьбы за власть свои позиции. Содержание должно быть способным к распространению каналами массовых коммуникаций.

Опыт 'оранжевых революций' состоит в том, что некий политтехнологический ареопаг продуцировал рефлексивные оценки и формировал планы действий свои и 'народа' в отношении власти, наполняя смыслами активность штурмующих власть. Украинские события показывают, что могут существовать и специальные агенты деятельности по легитимации и делегитимации власти.

Мне как наблюдателю были видны также подходы и приемы делегитимации на произвольной, неправовой основе, по формуле: 'власть противозаконная и преступная (то есть нелегальная), и действия против нее могут быть нелегальными; не обязательно законными средствами бороться за власть, законы несовершенны, не предусматривают процедуру использования народом права на восстание'. Такой отказ от легальных форм борьбы за власть в Украине был артикулирован, хотя и не был провозглашен как цель деятельности официальных лидеров и их сторонников. Зачастую призывы к делегализации политической борьбы были реаль-ным содержанием лозунгов и выступлений наиболее заметных 'вождей' 'оранжевой революции', находили свое оправдание в многозначительных пассажах и призывах 'спасти Украину'. Однако эти пассажи в конце концов оказывались на периферии политических требований и лозунгов.

Деятельность по предъявлению обществу оценок власти и требований к ней была направлена международному сообществу, содержательно и телеологически была исполнена легитимирующего значения. Штурмующие власть заботились о том, чтобы достигать целей кризиса не любыми средствами, а в том случае, если их усилия привели не просто к смене властвующих элит, то к правомерной и легитимной их замене.

Особенность украинской 'оранжевой революции' является иногда зримое, а иногда незримое присутствие в политических событиях зарубежных инстанций власти, которые обеспечивали субъектность властной деятельности, в том числе по формированию новой политической ситуации, по преодолению суверенитета, по отмене неугодных итогов голосования и созданию условий для новых выборов путем принятия новых конъюнктурных правил голосования в форме закона.

Другими словами - это было проявление власти 'в чистом виде', как она есть, но не исходящей от обычных ее инстанций и в непривычных, не отмеченных обыденным сознанием формах и проявлениях.

Эта условная 'бессубъектность' власти на фоне происходящих 'революционных' выступлений Майдана, 'праздника непослушания' областных советов и СМИ, решительных действий оппозиционных депутатов сбивала с толку, мешала видеть центр политических собы-тий, существо событий и собственно власть.

Сегодня для того, чтобы разобраться В понятии легитимности, необходимо научиться видеть кроме объективных процессов политико-практические, если можно так выразиться, управленче ские усилия субъектов политического процесса, направленные на создание 'нужной' оценки правомерности власти, оценки законов, господствующих порядков в обществе и предъявление обществу этих оценок, их использование в политической практике. Содержатель-ная сторона этих оценок зависит от целей субъекта, но принята и использована может быть при условии готовности 'народа' следовать оценкам и основанным на них лозунгам практического действия.

Ни в Украине, ни в России пока не существует современной теории легитимности, с помощью которой можно было бы полно и исчерпывающе анализировать и интерпретировать произошедшее в Украине, а потом - в Киргизии, Молдавии, Азер-байджане и в других странах.

Актуальность событий не дает пока возможности хладнокровно и отстраненно посмотреть на их ход и результат. Да и постсоветские (постмарксистскими их на-звать не поворачивается язык) концепции права и политики в России и странах СНГ находятся в начале своего развития. Тем не менее необходимость в исследова-иях имеется.

Принятое в 'классической' юриспруденции и политологии понимание легитимности власти охватывает взаимоотношения между властью и правом, отвечающие на вопрос о правомочности государства осуществлять власть в отношении своих граждан (или подданных - невелика сегодня разница). То, как граждане воспринимают эту власть и оказывают ей доверие или отказывают в нем, собственно и составляет ту или иную меру легитимности власти и правительства.

Правомерность власти состоит скорее в признании, права субъекта на публичную власть, а не только в нормативном (законодательном) закреплении власти за персоной или группой лиц. В языке и в теоретическом подходе всегда различались 'право на власть', 'закреп-ленное законом' властное положение субъекта, то есть позитивно закрепленный конституцией набор полномочий высшего должностного лица или органа государственного управления, и фактическое властное положение субъекта, опирающееся на его 'легитимность', то есть на признание обществом власти 'своей' по тем или иным основаниям. Такая легитимность может не совпадать с формальным, то есть законным положением субъекта, может противоречить не только формальному, но и сущностному правовому положению, как его представляет общество (народ).

Правомерность, то есть легитимность, в этом смысле также представляет собой некий общественный консенсус, основой которого является убежденность в соответствии субъекта общественным ожиданиям, политическим ценностям, идеалам. Надлежащее юриди-ческое оформление властного положения субъекта также имеет значение, но какое - еще предстоит разобраться.

Легитимное положение субъекта власти небесконечно, оно небесспорно и эффективно ровно до того момента, когда этот консенсус подвергнут сомнению. С открытого обсуждения, инициированного, скажем, усилиями политической оппозиции, либо с начала законной процедуры смены власти, выборов президента или парламента вопрос о легитимности, правомерно сти власти приобретает первостепенное значение, по-скольку легитимность власти является искомым состоянием для политических сил'.

Вопрос о легитимности власти может оказаться casus belli , который разрешается с помощью открытого конфликта, в том числе - захвата власти. Легитимность в этом случае - лозунг и цель политической деятельно-сти штурмующих власть. Поиск легитимности новой власти - основное содержание деятельности штурмующих власть.

О кризисе легитимности говорят не тогда, когда ее недостаточно, а когда нет возможности определенно сказать 'да, действующая власть опирается на доверие общества, либо на инерцию такого доверия', или нет, власть в действительности давно утратила это доверие и инерционный ресурс'.

Отсутствие такой определенности способно породить кризис, однако, на мой взгляд, кризис легитимности невозможен без следующих его составных: существует субъект усомнения и критики власти, обоснованно претендующий на власть, существует 'народ', ради которого и старается названный субъект и к которому обращена эта критика, и, наконец, существует ситуация, сложившаяся в обществе, которая не исключает возможной передачи (перехвата) власти.

Политологи обычно выделяют следующие характерные черты кризиса легитимности: отсутствие согласия в обществе относительно политической власти, непризнание гражданами процесса принятия политических решений, чрезмерная конкуренция в борьбе за власть, полиическая пассивность масс, не обращающих внимания на призывы власти, неспособность правящей элиты усилить свое политическое господство. Я бы добавил к этим признакам несоответствие решений власти доминирующим в обществе представлениям о праве и справедливости.

Понятие 'революционной' легитимности, которым придется также пользоваться, - прямое воздействие политического (властного) влияния субъекта политического или избирательного процесса, не предусмотренное законом, в сочетании с прямым действием иных норм (причем нередко даже не норм международного права, а неких 'стандартов' выборов); замещение этими нормами и стандартами национального законодательства.

Существует также тенденция деятельности международных организаций и иностранных государств, состоящая в противопоставлении законов страны общепризнанным принципам и нормам международного права, принятым на Западе стандартам формирова-ния государственных органов и практики осуществле-ния власти.

"Оранжевый" переворот на Украине был исключительно медийной революцией

Дмитрий Юрьев
политолог

Опрос, проведенный накануне старта полномасштабной избирательной кампании на Украине, подтверждает и закрепляет удивительный факт, связанный с тем, что так называемая оранжевая революция годичной давности была исключительно медийной революцией. Она не привела к радикальным изменениям и потрясениям в общественном сознании населения Украины.

Революционные события, прежде всего, характерны тем, что после того, как они происходят, меняется вся политическая картина. Так называемые оранжевые революционеры всячески пытались дискредитировать выбор своих оппонентов в ходе кампании 2004 года и обосновать большие проценты, полученные Виктором Януковичем на тех выборах, административным ресурсом, влиянием власти и вообще позволяли себе выходить на демонстрацию с плакатом 'Янукович - выбор обманутых рабов'. Свой же приход к власти они подавали не как приход к власти одной из политических сил, а как победу народа, как замену прежней несправедливой политической системой новой справедливой. По прошествии года мы совершенно четко видим, что этот миф полностью себя дискредитировал и никакого отношения к политической действительности на Украине не имеет. Мы видим, что та же самая раздробленность Украины на партийные, клановые, региональные группы сохраняется.

Мы видим, что не произошло никакой консолидации оранжевых революционеров. А самое главное, мы видим, что наиболее последовательные противники оранжевых, несмотря на утрату ими административного ресурса, несмотря на то, что даже на уровне регионального руководства, пришедшие к власти народные демократы учинили невиданный в демократических странах произвол и преследование своих оппонентов по политическим мотивам, в общем, сохраняют свои позиции.

Несмотря на то, что на всех региональных уровнях власть сейчас находится в руках у сторонников действующего президента, позиции не просто оппозиционных сил, а персонально Виктора Януковича, которого пытались представить отработанной картой и несамостоятельным ставленником России, Кучмы и кого угодно, укрепляются. Более того, он является безусловным лидером предвыборной гонки. Мы видим еще малозначительное, но тоже очень интересное явление - это укрепление позиций партии Натальи Витренко, которая характерна своим достаточно ярким популистским политическим дарованием, это во-первых. А во-вторых, именно она в последние месяцы наиболее последовательно, внятно и ярко обозначала позицию, направленную на отрицание всех основных идеологических установок оранжевого режима. Что касается всех остальных партий, то мы опять же видим, что раздробленный характер украинской многопартийности сохраняется.

Некоторые политики вроде Литвина, пытавшегося играть на противоречиях между прежними и новыми властями и быть полезным сначала тем, а потом другим, находятся на грани риска не попасть в будущий парламент. В целом, этот опрос еще раз подтверждает, что никакой революции год назад на Украине не произошло, а произошел полулегальный захват власти и что политическое противостояние и политическая борьба в Украине продолжается. Продолжится еще в более яркой и, может быть, даже резкой форме и вопрос о политической судьбе Украины и стратегическом выборе украинского народа.

Черноморскому флоту уходить некуда

Константин Затулин
Директор Института стран СНГ, депутат ГД РФ IV созыва, член Комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками

Я придерживаюсь оптимистичной точки зрения насчет перспектив пребывания Черноморского флота РФ в Крыму. Она в том, что Черноморскому флоту из Севастополя уходить некуда, если только в небытие. Пару раз на протяжении своей истории флот уходил в такое небытие - сам себя топил. Один раз это было в Севастополе, другой раз в Новороссийске, и я бы очень хотел исключить вероятность того, что возможен и третий случай подобного рода. С Черноморским флотом связана не только оборона и безопасность наших южных рубежей, но, может быть, еще более важное - наше представление о себе самих и о своем прошлом. А раз уходить Черноморскому флоту некуда, нам ничего другого не остается кроме, как добиваться того, чтобы в 2017 году мы имели дело с такой Украиной, в которой адекватно воспринимают это беспокойство Российской Федерации, а не создают вокруг Черноморского флота того пиара, который сегодня пытаются создать 'оранжевые' власти.

Одним словом, очень хочется верить, что к 2017 году Украина изменится настолько, что поймет, наконец, что Черноморский флот ей в Севастополе не мешает, а только помогает. С ее-то, на самом деле, очень скромными возможностями только черноморский флот и может оборонять наше общее российское и украинское пространство. О российском пространстве я даже и не говорю, украинское, прежде всего. Это то, что касается будущего. Мне думается, что на будущее следует исключить всякую мысль и дискуссию на тему, куда и зачем уходить Черноморскому флоту.

Опыт показывает, что как только мы пускаемся в такие дискуссии, обязательно находятся какие-нибудь 'умные' люди, которые сразу предлагают целый набор вариантов. И хотя эти варианты сами по себе невозможны, и все мы, в конце концов, убедимся в этом, кому-то может показаться, что мы и на самом деле ищем решение и, может быть, уже внутренне смирились с уходом Черноморского флота из Севастополя. У меня такое впечатление, что такие мысли могут возникнуть у конфликтующей с нами стороны. Однако на самом деле мы с этим никогда не смиримся.

Договор, который мы подписали, предусматривает не только сроки пребывания флота в Севастополе до 2017, но и процедуру пролонгации Договора. И вот эта процедура пролонгации, мне кажется, должна будет задействоваться ни один раз после 2017 года.

Что касается реальных возможностей нынешней Украины влиять на ситуацию в этом вопросе, то я бы разложил эту возможность на две части: до выборов 26 марта, всеобщих парламентских выборов на Украине, и после этих выборов. Я думаю, что после этих выборов желание заниматься играми вокруг Черноморского флота у украинской власти заметно поубавится. Я надеюсь, что и сама власть после этих выборов будет несколько иной, чем до них.

Вывод миротворцев из Абхазии и Южной Осетии приведет к тяжелым последствиям

Антон Кривенюк
Журналист, заместитель редактора газеты "Чегемская правда"

Вывод миротворческих сил из Абхазии и Южной Осетии может привести к непредсказуемым последствиям на Кавказе.

В такой перспективе, можно не сомневаться, не заинтересован ни один из игроков региональной политики, начиная от России и США и заканчивая самим инициатором процесса их вывода - Грузией.

Вывод о тяжелых последствиях такого шага как уход российских миротворцев имеет несколько причин. Рассмотрим их подробнее. Грузия, инициируя этот процесс, основывается, с одной стороны, на здравом фундаменте. Москву, с позиции Тбилиси, на сегодня уже никак нельзя назвать нейтральной стороной, участвующей в процессах урегулирования обоих конфликтов. Сегодня между Сухумом и Москвой имеет место быть явная симпатия, а зеленый свет, данный Россией российско-абхазским контактам самого разного уровня, стал главным толчком экономического роста в Абхазии. Еще очевиднее ситуация в Южной Осетии. Там, похоже, налаживается система прямого управления Кремлем над этой территорией. В этой ситуации, согласно грузинским представлениям, миротворцы начинают скорее выполнять роль российских пограничников, стоящих на границах между Грузией и новыми государствами, возникшими на территориях, на которые претендует грузинское государство. Естественно, в Грузии общественное недовольство миротворцами будет расти, как снежный ком. Есть и другая составляющая проблемы, которая будет подвигать официальный Тбилиси к раздуванию скандала вокруг миротворцев. Михаил Саакашвили, придя к власти в Грузии, очень плохо представлял себе всю сложность перспектив урегулирования отношений с существовавшими на тот момент уже более десятка лет независимыми государствами в Абхазии и Южной Осетии. Ему, как и, впрочем, многим в Грузии, решение проблемы виделось в контексте общего развития страны, а существование самих непризнанных государств итогом лишь неумелого управления Грузией Эдуардом Шеварднадзе. Теперь, когда пришло понимание того, что каким бы динамичным не было развитие Грузии, оно ни на йоту не приблизит страну к вовлечению в ее пространство, как минимум, Абхазии, начался поиск более серьезных причин этой тупиковой для Тбилиси ситуации. И тут, конечно же, вся российская политика, направленная на притяжение к себе Абхазии и Южной Осетии, видится как главный стоп для перспективы аналогичной интеграции непризнанных государств в пространство Грузии. А тут еще и российские военные выступают как "живой щит" для предотвращения такой интеграции.

С другой стороны, грузинское общество не давало бесконечный кредит доверия Саакашвили, и оно не позволит ему заниматься урегулированием конфликтов до скончания века. Скорее всего, кредит доверия будет исчерпан датой следующих президентских выборов. И каким бы клоуном не представлялся многим грузинский лидер, он отлично понимает, что до ближайших выборов решение поставленных перед ним задач в области распространения юрисдикции на бывшие автономии не продвинется ни на шаг. Поэтому перед Саакашвили стоит очень сложная задача: постоянно вести холодную войну почти на грани горячей, и при этом не перегнуть палки, так чтобы, с одной стороны, не ввергнуть Грузию в хаос войны, а с другой, продемонстрировать обществу кипучую деятельность по "восстановлению территориальной целостности". Только такая тактика способна продлить ему политическую жизнь при условии довольно скромных экономических успехов саакашвилиевской Грузии.

Международное сообщество должно будет осознать всю бесперспективность положения Тбилиси в вопросе разрешения конфликтов со своими бывшими автономиями и "бдить", чтобы в Грузии однажды кому-то не сорвало башню, и не появилась устойчивая тенденция к трансформации войны холодной в горячую.

Теперь, собственно, о тех проблемах, которые может создать вывод миротворческих сил. Каким бы угнетающим для Грузии не был сегодняшний статус-кво, именно нынешняя схема раздела сфер влияния на Южном Кавказе обеспечила относительную стабильность и создала условия для постановки в повестку дня обсуждения перспектив реализации дорогостоящих экономических проектов завтрашнего дня. Если говорить применительно к бывшей Грузинской ССР, то проходящая как раз по ее территории граница влияния Москвы и Запада демонстрирует не сильные или слабые стороны игроков, победивших или проигравших в борьбе за влияние, а естественные границы обществ, существовавших до распада СССР, в то время вынужденных жить в рамках искусственно созданной Грузии. Поэтому для Абхазии (независимость) и Южной Осетии (воссоединение с Северной Осетией) есть не навязанные модели, а естественные стремления.

С другой стороны, поведение Грузии в этих конфликтах диктуется уже теперь самой настоящей мифологией, состоящей из набора легенд о жизни в Абхазии, в большей степени, и в Осетии, в меньшей. Очень преувеличенная степень российского влияния на Абхазию, отсутствие якобы населения в непризнанных странах, представления о "низовых" стремлениях обществ к "воссоединению" с Грузией и т.д. делают так, что весь набор тбилисских программ относительно урегулирования конфликтов представляет из себя сплошную стратегическую ошибку. В итоге имеем одно большое желание Грузии перекроить фактическую, сложившуюся полтора десятилетия назад политическую карту. И вывод миротворцев есть первый шаг в реализации такой стратегии.

Сейчас взамен предлагается ввести в зоны конфликтов контингенты из стран дальнего зарубежья. Но Тбилиси очень переоценивает желание Запада бороться за "Единую Грузию", наивно веря в заявления о незыблемости, в реальности никогда не имевшей место, территориальной целостности страны с находящимися в ее составе Абхазией и Южной Осетией. Для западных стран намного важнее сегодняшняя стабильность и возможность регионального развития, чем "идеалы Единой Грузии". Поэтому можно смело предположить, что если даже российские миротворцы будут заменены на контингенты из стран дальнего зарубежья, то отношения Грузии с этими странами будут ухудшаться параллельно краху надежд на помощь миротворцев в установлении юрисдикции над бывшими автономиями.

Таким образом, невосприимчивость грузинских лидеров к новой системе взаимоотношений на Южном Кавказе и желание реанимировать давно канувшие в лету политические конструкции, то есть создание новой Грузии в границах Грузии советской, может привести к началу новых войн как вокруг Абхазии, так и вокруг Осетии, к краху системы региональной стабильности, к краху всех экономических проектов, и вообще, к новому жесточайшему конфликту с непредсказуемыми последствиями, временными рамками и вовлечением самых разных участников. Тем более нельзя забывать исламский фактор на Востоке Кавказа и нерешенность чеченской проблемы.

Наилучшим выходом из этой ситуации было бы международное признание реально существующих границ. Тем более нельзя до бесконечности игнорировать реальность, ибо это также вредит динамичному региональному развитию и мешает не только непризнанным государствам, но и всему международному сообществу.

Однако пока непризнанные государства Кавказа далеки от признания. И в этой ситуации наличие на реальных государственных границах внутри Южного Кавказа миротворческих сил есть столь необходимая для региональной безопасности и стабильности система сдержек и противовесов.

3. Новости

Предвыборные пиар-страшилки на Украине

"Руководством России в лице президента В.В. Путина и премьер-министра М.Е. Фрадкова принято решение о введении на территорию Малороссии-Украины Ограниченного контингента российских войск и спецподразделений ОАО "Газпром" с целью установления контроля над жизненно важными для России газовыми трубопроводами на территории нынешней Украины". Такую вот душещипательную новость доносят до украинского народа распространенные по стране листовки под заголовком "Наша цель - спасение Отечества".

Автор этой страшилки якобы лидер Партии регионов Виктор Янукович. Причем о планируемом российском вторжении он повествует с пафосным воодушевлением. Мол, наконец-то старший брат придет и наведет огнем и мечом долгожданный порядок.

"Под контроль российских миротворцев будут взяты здания профильных министерств и основных государственных учреждений Малороссии-Украины в строго определенных зонах ответственности, - вещает псевдо-Янукович. - Партия регионов считает своим долгом выразить поддержку инициативе руководства Российской Федерации".

Надо отметить, что гениев "черного пиара" в творческом коллективе создателей листовки, похоже, не нашлось. "Оранжевые уши" из нее прямо-таки неприлично торчат. Например, такие строки в комментариях просто не нуждаются: "...Партия регионов считает необходимым оказать поддержку миротворческим войскам МО России и спецчастям "Газпрома" для установления не только экономического, но и политического порядка на малороссийских территориях. Тем более что реализация этого пункта входит в предвыборную программу нашей партии". Судя по всему, шансы свои на грядущих парламентских выборах, что в марте, "апельсины" оценивают не слишком высоко. Иначе что иное, как не судорожное предчувствие провала, могло заставить их вложить в уста "Януковича" столь маразматичные строки... "...Я горжусь тем, что в моих жилах нет ни капли украинской крови".

Воспаленное сознание оранжевых мифотворцев, следует признать, хоть и незатейливо, но плодовито. От лица лже-Януковича листовка предписывает населению Незалежной целый ряд правил поведения "во время зачисток российскими миротворческими войсками вашего города от террористов". Некоторые пункты, должно быть, прямо-таки леденят душу миролюбивого украинского обывателя. В одном предлагается, например, не делать резких движений, не бежать, двигаться по возможности бесшумно. "В темное время суток постарайтесь одеваться в одежду со светоотражающими полосами". В случае, если жителю оккупируемой территории выпадет оказаться "в зоне противостояния миротворцев с украинскими террористами", листовка авторитетно советует лечь на землю и закрыть голову руками.

Примерно с 6-го пункта "правил" и далее при чтении не оставляет мысль, что авторам листовки пора переходить на более щадящие наркотики. Ведь не мог же здоровый мозг породить следующие строки: "Вам необходимо знать, где находится ближайшая труба газопровода, чтобы в случае вопроса российского миротворца вы могли на него ответить быстро" или "Подача пищи будет происходить 3 раза в день всем нуждающимся жителям:". Самый "драйвовый" совет проходит под номером 12. Вот он, читайте и наслаждайтесь: "Не разрешается употреблять украинские и прочие иностранные языки сроком на 2 месяца во избежание непонимания вас воинами российского стабилизационного контингента". Но пика своего оранжевая пропагандистская мысль достигла все-таки не в этой строке. Самые кинжальные слова листовка вкладывает в нежные женские уста Нины Карпачевой, представленной в качестве омбудсмена и члена Партии регионов. "Я гарантирую, - заявляет назначенная "Гебельсом Украины" женщина, - никого не расстреляют просто так!".

Вообще-то, если серьезно, подобные выходки нельзя рассматривать иначе как информационный терроризм. Между собой украинские политики могут выяснять отношения, как им заблагорассудится. Мы, помнится, тоже в свое время имели сомнительное удовольствие наблюдать изыски черного предвыборного пиара в исполнении Доренко и прочих. Правда, было это лет шесть назад. (Что ж, темпы развития, в том числе интеллектуального, в разных странах неодинаковы). Как бы то ни было, Россию в свои "разборки" втягивать негоже. Замысел оранжевых, впрочем, понятен - породить в сознании украинского обывателя прочную ассоциативную связь: Янукович - Россия - проблемы с газом - экономический кризис. Следовательно, как минимум до конца марта, пока не состоятся выборы в парламент, подобных выходок еще будет немало. Остается, наверное, только набраться терпения. А с другой стороны, не хватит ли нам спускать с рук всякого рода выпады в наш адрес со стороны марионеточных "демократических" режимов заокеанского разлива?

Грузия перекрыла все дороги в зоне осетинского конфликта

Грузинские миротворцы продолжают блокировать дорогу Цхинвали-Гори. При этом официальные представители грузинских миротворцев заявляют, что дорога будет оставаться заблокированной до тех пор, пока российские миротворцы и южноосетинская сторона не предоставят им возможность проезда на место дислокации в село Ачабети ущелья Большая Лиахва конфликтной зоны.

Как отметил в беседе с журналистами командующий грузинским миротворческим батальоном Паата Бедианашвили, "ротация грузинского батальона была обговорена со всеми сторонами неделю назад, но осетинская сторона почему-то решила нас не пропускать".

"Пока наши миротворческие силы не будут пропущены в село, дорога будет перекрыта, и ни один осетин и русский на нашу территорию не перейдет", - заключил Бедианашвили.

При этом официальные источники не подтвердили факт задержания грузинскими миротворцами на Транскавказской магистрали около 40 жителей Южной Осетии. Ранее российскими федеральными телеканалами сообщалось, что грузинские миротворцы (по другой версии – грузинские полицейские) задержали недалеко от Цхинвали автобус "Икарус" и автомобиль "Газель", в которых находились около 40 гражданских лиц.

Напомним, что накануне власти Южной Осетии помешали плановой ротации грузинского миротворческого батальона и перекрыли дорогу для их передвижения по Цхинвальскому региону. К аналогичным действиям прибегла и грузинская сторона на подконтрольной ей территории зоны грузино-осетинского конфликта.

Стоит также напомнить, что о начале ротации грузинского батальона журналистам сообщил премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели. Он также добавил, что Грузия в одностороннем порядке приступила к реализации мирного плана урегулирования конфликта в Цхинвальском регионе, одобренного ОБСЕ. Для начала она выведет из конфликтной зоны подразделения военной полиции, но параллельно увеличит количество своих миротворцев в Цхинвальском регионе до 350 человек при квоте 500.

Вместе с тем, глава комитета информации и печати непризнанной республики Южная Осетия Ирина Гаглоева утверждает, что внеплановая ротация грузинских миротворцев - каждые 2 месяца вместо 6 - проводится уже последние 2 года, отмечает "Regions.Ru". "Южноосетинская сторона в лице сопредседателя СКК Бориса Чочиева давно предупреждала грузинскую сторону о недопущении подобных фактов. И сейчас мы это продемонстрировали, не пустив грузинских миротворцев на территорию зоны конфликта", - сказала Гаглоева.

Россия попала в рейтинг самых опасных стран мира

Ежегодный рейтинг стран, опасных для путешествий и работы, опубликовал американский журнал Forbes. Вместе с Бурунди, Папуа-Новой Гвинеей и Пакистаном в этот список попала и Россия. Причиной этого стала политическая нестабильность на Кавказе.

Журнал рекомендует путешественникам не ездить в северокавказские республики и в Ставрополь. "В обстановке беззакония эти регионы до сих пор охвачены открытой партизанской войной", - пишет Forbes.

"Похищения американцев и граждан других стран с целью получения выкупа, продолжающиеся теракты и нападения на гостиницы и общественные здания, рынки и школы, включая нападение боевиков на школу в Беслане 1 сентября 2004 года, приведшее к гибели сотен детей и других мирных жителей", делают этот регион крайне опасным для иностранцев. Особенно опасными для посещения помимо Чеченской республики признаны авторами исследования Северная Осетия, Ингушетия, Дагестан, Ставропольский край, Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария.

К категории самых опасных эксперты Forbes отнесли шесть африканских стран, а также Афганистан, Ирак и Гаити. В отличие от России с ее пусть и сравнительно сильной, но локализированной на Северном Кавказе опасностью для путешественников, Грузия признана опасной для иностранцев на всей своей территории. Здесь отмечается неустойчивая политическая ситуация и частые нападения на миротворческие войска.

В новом списке Forbes не оказалось Киргизии, которая в прошлом году набрала максимальные пять баллов по степени опасности. Наблюдатели связывают это перемещение с революцией в стране. Всего же в рейтинг опасности журнал включил 14 государств - это на три больше, чем год назад. Рейтинг составлен на основании опросов ряда международных компаний, которые занимаются оценкой рисков для корпораций, отправляющих своих сотрудников на работу в различные государства.

Инопресса: в карикатурной войне Запад "пожинает то, что он посеял"

В понедельник пресса продолжает комментировать последствия "карикатурного скандала", вышедшего на новый виток благодаря демаршу итальянского политика, появившегося на телевидении в футболке с изображением одного из скандальных рисунков. В ответ по всему исламскому миру прокатилась новая волна выступлений, вследствие чего МИД Италии готовится на всякий случай эвакуировать всех сограждан из арабских стран. А, по мнению редактора одной из египетских газет, опубликовавшей датские карикатуры, "Запад пожинает то, что он посеял".

В минувшие выходные в Пакистане, Нигерии и Ливии протесты закончились столкновениями между демонстрантами и полицией, в ходе которых погибли десятки людей. Все началось с Ливии, где разбушевавшаяся толпа демонстрантов в минувшую субботу атаковала итальянское консульство в Бенгази. Поводом тому стало появление на итальянском телевидении министра страны по делам реформ Роберто Кальдероли в футболке, на которой была изображена одна из карикатур на пророка Мухаммеда, напечатанных датской газетой.

В здание полетели камни, были сожжены припаркованные рядом с ним автомобили. Люди, осаждавшие консульство, пытались его поджечь, и тут местная полиция открыла огонь. В результате 11 человек из числа нападавших были убиты, более 50 получили ранения. И хотя ливийское правительство заверяет, что "безопасность итальянских граждан будет гарантирована", МИД Италии уже вывез сотрудников консульства в Триполи и порекомендовал оставшимся 60 согражданам прибыть в столицу для эвакуации, пишет Corriere della Sera.

Между тем, как отмечает "Коммерсант", во многих европейских странах "карикатурный скандал" становится фактором внутренней политики. В Италии он уже стал причиной отставки министра реформ, а в дальнейшем может привести к кризису правящей коалиции. Министр Кальдероли, представляющий популистскую партию "Лига Севера", подал в отставку 18 февраля после настойчивой просьбы премьера страны Сильвио Берлускони. В то же время аналитики опасаются, что отставки министра будет недостаточно, чтобы погасить ненависть исламских фундаменталистов к Италии, отмечает Corriere della Sera (полный текст на сайте Inopressa.ru).

Сейчас обеспокоенность у итальянцев вызывает и ситуация в Турции, где свыше 10 тысяч человек вышли на площадь в Стамбуле. Никаких угроз в адрес Италии пока не звучало, но обстановка явно взрывоопасная. Самой сложной выглядит обстановка в Ливане, где в адрес Италии прозвучали проклятия, подобные же выпады имели место в Насирии (Ирак) и в Герате (Афганистан), где дислоцированы итальянские военнослужащие. В итальянских контингентах вот уже несколько дней объявлена повышенная тревога.

Женщины участвуют в митингах в Марокко, бурные протесты происходят в Индии и Пакистане, где были сожжены несколько церквей. Фронт протеста ширится со временем, и это лишь усиливает уверенность экспертов в том, что речь здесь идет о целой стратегии по организации протестного движения.

Разгоревшийся скандал может быть чреват для правящей коалиции в Италии определенными неприятностями. "Лига Севера" вместе с партиями "Вперед, Италия!" и "Национальный альянс" является одной из трех составляющих правящей коалиции "Дом свобод", которой предстоит бороться за голоса избирателей в ходе апрельских парламентских выборов. До нынешнего инцидента премьер Берлускони никогда не выступал так резко против партнеров по коалиции, тем более помня о том, что ссора с "Лигой Севера" может ему дорого обойтись. Так, именно выход партии Умберто Босси из правительства в 1994 году стоил тогда господину Берлускони кресла премьера. Сам господин Кальдероли уже охарактеризовал свою отставку как выпад против "Лиги Севера".

Приближающиеся парламентские выборы в Италии станут первым тестом, который покажет, насколько сильно нынешний "карикатурный скандал" повлиял на настроения европейских избирателей. Скорее всего, демарш Роберто Кальдероли был спланированным ходом, рассчитанным на националистически настроенных избирателей. Как отмечают многие европейские СМИ, популярность крайне правых партий в Европе в последнее время заметно выросла.

Тем временем в Италии усиливаются меры безопасности. Министерство внутренних дел усилило наблюдение за всеми возможными объектами фундаменталистов на территории страны, однако наибольшую обеспокоенность вызывает положение, в котором оказались итальянские граждане за рубежом. Во главе списка, естественно, идут посольства, консульства, дипломатические миссии. Все итальянские предприятия на территории арабских стран, а также туристические деревни, находящиеся в управлении итальянцев, соблюдают повышенные меры безопасности. На сайте МИДа Италии указаны страны, куда не рекомендуется ехать на работу или на отдых.

В понедельник на станицах французской газеты Liberation своими соображениями о карикатурной войне поделился Ваэль Абдель Фатах, главный редактор независимой египетской газеты "Аль-Фагр" ("Заря"). Примечательно то, что в октябре минувшего года эта газета первой среди египетских изданий, которые опубликовали на первой полосе скандальные карикатуры. Однако тогда бурной реакции в Египте это не вызвало.

По словам Фатаха, подвигло его на публикацию карикатур желание выразить свое возмущение и осудить тот имидж ислама, которое поддерживается на Западе. При этом журналист стел неверным действия иорданской газеты "Шихан", сопроводившей публикацию этих карикатур комментарием, что больший ущерб исламу наносят не эти рисунки, а взрыв на свадьбе в Аммане. "Такое сравнение не имеет под собой оснований. Взрыв - это политический акт, он не является атакой против ислама", - заявил он.

По мнению Фатаха, появление датских карикатур стало следствием" желания США создать определенный имидж ислама, чтобы превратить его в нового врага, сменившего коммунизм". "В действительности эти карикатуры изображают не столько пророка Мухаммеда, сколько мусульманина, каким его представляет себе Запад, то есть террориста", - говорит он.

При этом журналист отмечает, что по большей части вышедшие сейчас на улицы демонстранты никогда не видели этих карикатур. "Людям не обязательно видеть карикатуры, чтобы почувствовать себя оскорбленными", - считает он. Бурление "арабской улицы" - это результат каждодневных атак американцев против арабов, войны в Ираке, несправедливости на территориях Палестинской автономии. "Существует чувство обиды, глубокой горечи и унижения, усугубляемое тем фактом, что арабские правительства не защищают своих граждан и демонстрируют неспособность вернуть им попранное достоинство", - говорит Фатах.

При этом, считает он, гнев направлен не против Дании как таковой: "90% манифестантов ничего не знают об этой стране, они не знают даже датских товаров, которым объявлен бойкот, так как ими пользуется лишь небольшая часть общества". Людям было легко ополчиться против Дании, потому что арабские правительства не связывают с этой страной особые экономические или политические интересы, которые можно было бы защищать. Поэтому они закрывают на это глаза. "Все было бы совсем иначе, если бы народный гнев обрушился на страну, с которой арабские страны связывают серьезные интересы", - цитирует Фатаха французское издание (полный текст на сайте Inopressa.ru).

При этом он отмечает, что было бы логичнее, если бы люди острее отреагировали на войну в Ираке, чем на карикатуры, тем более что публикация карикатур на Пророка - не новое явление на Западе. Но фрустрация должна была проявить себя в тот или иной момент, и неудивительно, что детонатором послужил религиозный символ. "Запад пожинает то, что он посеял. США создали впечатление, что они начали религиозную войну против ислама, в частности, когда Джордж Буш заговорил о крестовых походах. Сегодня мы расплачиваемся за эту политику. Эта бомба, готовая взорваться", - заключает египетский журналист.

США отвергли обвинения ООН в негуманном обращении с заключенными

Соединенные Штаты в очередной раз отказались начинать процедуру ликвидации военного лагеря Гуантанамо, несмотря на то, что ООН вновь заявила о том, что с узниками на его территории обращаются крайне жестоко и бесцеремонно.

Отвечая на обвинения в адрес Белого дома, представитель президента Скот МакКлеллан сообщил, что «на территории лагеря находятся опасные преступники, причастные к террористическим организациям». Обвинения в адрес США, по мнению представителя президента, являются бездоказательными, так как ни один из экспертов ООН своими собственными глазами не видел того, о чем говорит. В обращении ООН к США говорится о том, что американское правительство должно немедленно рассмотреть вопрос с содержащимися в заключении людьми, либо отпустить их на свободу.

Напомним, что в настоящее время на территории Гуантанамо находится около 500 задержанных по подозрению в причастности к различным террористическим организациям. Многим из тех, кто находится в заключении, по словам их друзей и родственников, до сих пор не предъявлены никакие обвинения.

ФБР справится с терроризмом без специалистов по Ближнему Востоку

Несмотря на события 11 сентября 2001 года и на последующие обещания руководства американских спецслужб приложить все усилия для борьбы с терроризмом,специалисты по Ближнему Востоку и эксперты по борьбе с терроризмом остаются невостребованными на командных постах в ФБР.

В распоряжение журналистов попали документы по делу Бассема Юссефа (Bassem Youssef), агента ФБР, обвинившего бюро в том, что его регулярно обходят при повышении.

Как отмечают журналисты, Юссеф является специалистом по Ближнему Востоку. Именно благодаря его усилиям удалось улучшить отношения США и Саудовской Аравии в 1990-х годах, когда Осама бин Ладен начал представлять серьезную угрозу. Он получил награду от сообщества спецслужб США за "творческий подход и упорство" при расследовании терактов. Саудовские официальные лица считают его лучшим специалистом по проведению проверок на детекторе лжи людей, говорящих по-арабски.

Между тем, несмотря на теракты 2001 года и последовавшие заявления об усилении борьбы с терроризмом, Юссефу не предложили ни одного поста, на который мог бы рассчитывать специалист его класса.

Увидев, что ситуация не меняется, Юссеф подал в суд на ФБР. В распоряжение журналистов попали свидетельские показания руководства бюро.

Как выяснилось, при назначении на руководящие позиции, связанные с антитеррористической деятельностью, прежде всего учитывается опыт руководства и административной работы. Что же касается опыта антитеррористической деятельности или знаний о Ближнем Востоке, то они совсем не обязательны.

"Необходимы лидерские навыки, опыт в предмете не нужен, - полагает Гэри Болд, помощник директора ФБР, отвечающий за борьбу с терроризмом. - Когда я выбираю сотрудника для отдела по борьбе с терроризмом, я не обращаю внимания на опыт". "У лучшего специалиста по борьбе с терроризмом, которого я знаю, не было никакого предыдущего опыта антитеррористической деятельности", - подчеркнул он.

Болд заявил, что первый опыт антитеррористической деятельности он получил, уже заняв свой пост, спустя два года после терактов 11 сентября 2001 года. На вопрос, знаком ли он с историей и культурой Ближнего Востока, он ответил: "Хотел бы я знать об этом. Было бы неплохо".

Дэйл Уотсон, руководивший борьбой с терроризмом до Болда, заявил, что не видит разницы между расследованием обычного преступления и теракта. "Взрыв и есть взрыв, - заявил он. - Место преступления при ограблении банка такое же, как и во всех прочил случаях". Уотсон не смог ответить на вопрос, чем мусульмане шииты отличаются от суннитов

Уотсон признал, что не может вспомнить ни одного заседания, проведенного после 11 сентября 2001 года, которое было бы посвящено навыкам, умениям и знаниям, необходимым для успешного противодействия терроризму

Американцы планируют вторжение в Иран с территории СНГ

Возможное вторжение американцев в Иран, где не желают идти на поводу Белого дома, да и вообще кого бы то ни было, пугает не только самих жителей США, досыта наевшихся войной в Ираке. Гипотетический вооруженный конфликт изрядно щекочет нервы и соседям строптивых иранцев, тем более что Вашингтон, конечно, не станет начинать агрессию, не заручившись поддержкой ближайших к Ирану государств. Если вспомнить вторжение в Афганистан, то в 2001 году ряды союзников американцев пополнили и Таджикистан, и Киргизия, и Узбекистан. В данном случае взоры Пентагона обратились к Азербайджану. И надо отметить, что у США имеются весьма веские причины рассчитывать на партнерство с Баку. Хотя причин, по которым Ильхам Алиев не станет помогать Штатам, хватает с лихвой.

Любопытно, но виновником столь пристального внимания американских военных к возможностям использования азербайджанской территории стал президент Узбекистана Ислам Каримов, который к удивлению всего мира не побоялся выгнать базу Пентагона из Карши. После этого Баку посетил глава Пентагона Доналд Рамсфелд, и эксперты увязали этот визит с необходимостью США сохранить свое военное присутствие в регионе, проблемность которого росла с каждым днем из-за противостояния с Ираном.

Отдельных азербайджанских политиков такие перспективы, с учетом переброски в Армению российских баз из Грузии, только порадовали. Тем более что накануне ноябрьских выборов в парламент в Баку понимали, что поддержка США не окажется лишней для действующего руководства страны. "Нельзя рассматривать ситуацию в Средней Азии в отрыве от предстоящего визита Рамсфелда в Азербайджан",- заявил осенью прошлого года депутат парламента Алимамед Нуриев. По его мнению, с учетом стратегического характера взаимоотношений США и Азербайджана контакты между странами должны углубляться и расширяться во всех направлениях, в том числе и в военной сфере. "Американцам нужен постоянный, стабильный партнер, а в этой роли может выступить именно Азербайджан", — заявил депутат.

Азербайджанский закон о национальной безопасности не исключает размещения в стране иностранных военных баз. Местный военный эксперт Узеир Джафаров также высказал в свое время мнение, что все предыдущие визиты высокопоставленных американских военных в Азербайджан завершили подготовительную работу для перехода к принятию политического решения о размещении американских мобильных военных групп в республике. Однако о долговременных базах, с которых можно было бы наносить удары по Ирану, речи быть не может, убежден эксперт.

В начале этого года американский журнал Atlantic Monthly провел импровизированную "военную игру", которая имитировала различные этапы военных приготовлений США к нанесению удара по Ирану. Сценарий этой игры разработан бывшим полковником ВВС США Сэмом Гардинером, который в течение многих лет преподавал военное моделирование в Национальном военном колледже и принимал непосредственное участие в моделировании войны в Ираке. По этому сценарию предлагалось использование территории Азербайджана для дислокации сил специального назначения США и нанесения ударов с воздуха по Ирану. Американские самолеты, направляющиеся бомбить Тегеран, должны были подниматься с военных аэродромов в Грузии и Азербайджане. Поскольку эти объекты технически устарели, США должны были выделить на их модернизацию 700 миллионов долларов. В сценарии упоминались аэродромы в Баку, Сумгаите, Кара Чале, Кюрдамире, Гяндже, Далляре, Нахичевани, Ленкорани и Евлахе.

В январе заместитель командующего американскими войсками в Европе генерал Чарльз Уолд недвусмысленно заявил, что "Грузия, Азербайджан и Армения признаны новым геополитическим острием" из-за угрозы терроризма, незаконной торговли оружием и наркотиками. Словом, интерес Пентагона к Азербайджану очевиден, однако пока реальные перспективы военного присутствия американцев в республике ограничиваются лишь размещением здесь двух радиолокационных станций. Одну из РЛС планируется развернуть в Астаре, на границе с Ираном, вторую – в районе Хызы, на южном склоне Большого Кавказского хребта.

В самом Баку любую возможность использования азербайджанской территории для нападения на Иран категорически исключают. 5 февраля посол Ирана в Баку Афшар Солеймани рассказал, что получил заверения президента республики Ильхама Алиева в том, что Азербайджан не позволит американцам готовиться к войне с Тегераном на своей земле. Впрочем, сама возможность нападения США на Иран представляется послу лишь гипотетической. "Даже если США надумают напасть на Иран, ни одно государство региона, даже западные страны и ООН, не поддержит Вашингтон", — заявил Сулеймани.

Посол также поведал, что в Тегеране абсолютно индифферентно относятся к размещению в Азербайджане двух американских РЛС. "Официальный Баку уже сообщил нам, что это внутреннее дело Азербайджана и радиолокационные станции не будут направлены против других государств, что нас устраивает", - отметил дипломат. Он добавил, что власти Ирана доверяют официальному заявлению азербайджанского правительства, в соответствии с которым территория Азербайджана ни в каком виде не будет использована в антииранских целях.

Действительно, азербайджанское руководство, даже несмотря на близкие отношения с США, вряд ли решится сделать свою страну стартовой площадкой для возможной американской агрессии - слишком высока цена такой дружбы с Вашингтоном. Да и вообще неизвестно, чем авантюра Белого дома может кончиться - всем известно, что военный потенциал Ирака, где американцы завязли на несколько лет, не идет в сравнение с возможностями иранского государства. Последствия военного конфликта, и тем более участия в нем, просчитать трудно, и, как заявил министр по чрезвычайным ситуациям Азербайджана Камаладдин Гейдаров, удар по Ирану может обернуться катастрофой для всего региона.

Нет, речь идет не о правящей партии Ильхама Алиева, а о едином азербайджанском народе, большая часть которого проживает как раз в Иране. Если согражданами Алиева являются около 6 миллионов азербайджанцев, то в соседнем Иране их проживает более 10 миллионов (по другим оценкам - до 20 миллионов) и даже духовный лидер страны - Хаменеи - является этническим азербайджанцем. Некоторые эксперты считают, что это одна из причин, по которым в США так заинтересовались азербайджанским направлением. Подобная "этническая мина" при умелом руководстве из Вашингтона может взорвать ситуацию в Иране изнутри. Тем более, что определенные предпосылки для этого созрели.

Конечно, национальное движение азербайджанцев в Северном Иране нельзя сравнить с тем, как ведут себя те же курды в Турции, однако и здесь существует Национально-освободительное движение Южного Азербайджана. Его лидеры регулярно жалуются на притеснения со стороны официальных властей. 1 января был арестован известный религиозный старейшина Гадим Азими, который известен протестами против давления, оказываемого на азербайджанцев в Северном Иране. Перед арестом Азими ездил в Европу, где обсуждал с представителями азербайджанских диаспор нарушения прав соплеменников со стороны Тегерана. После возвращения Азими религиозный суд Тебриза решил поместить его под арест на один год, обвинив в сотрудничестве с организациями "неблагоприятными" для Ирана и в нарушении "религиозных норм". Ему также было запрещено ношение религиозной одежды в течение 10 лет и посещение Северного Ирана в течение пяти лет.

Ранее представители азербайджанской диаспоры в Иране не раз жаловались на то, что в стране нет телеканалов, полностью транслируемых на азербайджанском языке, как нет и подобных печатных изданий. Один из лидеров национально-освободительного движения Южного Азербайджана, профессор Тебризского университета Махмудали Чехраганлы считает, что иранские власти поставили на научную основу мероприятия, преследующие цель вымирание азербайджанского языка. Все это не может не вызывать протест у лидеров азербайджанской диаспоры. Пока он еще не оформлен в конкретные действия, однако американцам такое недовольство может сыграть на руку - всем известно, как Штаты использовали в Ираке тех же курдов.

Кстати, во время Гражданской войны в России при поддержке вторгшихся частей Красной Армии в Северном Иране была провозглашена советская республика, которая при удачном для большевиков раскладе могла бы впоследствии войти в состав Азербайджана. Однако это затея провалилась, как и попытка Иосифа Сталина в 1946 году создать в Северном Иране азербайджанскую автономию, чтобы потом передать ее под юрисдикцию Баку. В конечном итоге Москва обменяла автономию на нефтяные концессии в Северном Иране.

Так что вдохновить азербайджанцев идеей единого государства у Сталина не получилось, да и сейчас большинство экспертов уверены, что подобная авантюра, если она будет реализована, вряд ли пройдет у США.

В минувшие выходные израильская газета Jerusalem Post оживила тему возможного участия Баку в войне против Тегерана. Издание процитировало загадочных "американских представителей в Баку", которые считают, что Азербайджан может оказать помощь США в свержении иранского режима.

"Азербайджан считает милитаристский политический ислам угрозой для себя", - заявил газете один из американских дипломатов. По словам же другого представителя США, этнические азербайджанцы могут возглавить государственный переворот в Иране. Американские дипломаты утверждают, что у США сложились прекрасные отношения с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, а республика предоставила свою территорию для американской авиации во время операций в Ираке и Афганистане.

Все это действительно так, но подобные ссылки на дела дней минувших по большому счету ничего не значат. В Иране проживает больше азербайджанцев, чем в самом Азербайджане, и две эти общины крайне слабо связаны между собой. Зачем Ильхаму Алиеву 10 миллионов сограждан, выросших в условиях тоталитарного исламского государства, непонятно. Как непонятно и то, зачем Алиеву, видящему то, как шатаются "престолы" под лидерами государств, помогавших США в Ираке, втягивать себя в американские военные авантюры.

Российско-иранские переговоры продолжатся во вторник

Вечером в понедельник российский МИД объявил, что российско-иранские переговоры по ядерной проблеме Ирана продолжатся во вторник в Москве на уровне экспертов, передает РИА Новости.

Как уточнили в российском внешнеполитическом ведомстве, эксперты продолжат обсуждать российское предложение создать совместное предприятие для обогащения урана на территории РФ.

Напомним, в ходе первого раунда переговоров в понедельник днем в Кремле достичь каких-либо договоренностей не удалось.

С российской стороны во встрече участвовал заместитель секретаря Совета безопасности РФ Валентин Соболев, а в состав иранской делегации вошел заместитель главы Высшего совета национальной безопасности Исламской Республики Али Хоссейни-Таш, уточняет агентство.

Комментируя переговоры, глава МИД РФ Сергей Лавров выразил надежду, что итоги российско-иранских переговоров в Москве позволят сохранить ситуацию в поле деятельности МАГАТЭ.

"Об итогах говорить преждевременно. Переговоры продолжаются", - заявил министр, отметив, что, по его мнению, Ирану необходимо возобновить мораторий на обогащение урана и продолжить контакты со всеми заинтересованными сторонами.

Касаясь заседания Совета управляющих МАГАТЭ и готовящегося к нему доклада по иранской проблеме генерального директора агентства, Лавров отметил: "Россия надеется, что в этом докладе будет учтено выполнение Ираном тех просьб, которые были адресованы Тегерану по линии МАГАТЭ, что будет зафиксирован прогресс в тех вопросах, которые не были прояснены в отношении прошлой ядерной деятельности Ирана".

Добавим, ранее глава иранского МИДа Манучер Моттаки заявил, что Иран продолжит ядерные разработки, даже если переговоры с Россией завершатся подписанием соглашения. А незадолго до начала встречи в Москве Хоссейни-Таш заявил, что Иран не поступится своим правом развивать ядерные технологии.

Тегеран последовательно провоцирует Вашингтон на нападение

После принятия резолюции Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), которая предусматривает передачу иранского "ядерного досье" в Совет безопасности ООН, Иран начал планомерно исполнять свои обещания. Иранское руководство, верное данному слову, пошло на дальнейшее обострение конфликта с западными странами. На этом фоне все чаще звучат прогнозы о скором начале новой войны.

Заявив о прекращении сотрудничества с международными инспекторами, Иран заставил их снять пломбы и демонтировать большую часть камер слежения на своих ядерных объектах. Следующим шагом стал отказ от переговоров с Россией, которые планировалось провести 16 февраля. Ожидалось, что главной темой встречи в Москве будет создание совместного предприятия по обогащению урана для иранских атомных электростанций. Официальный представитель иранского правительства Голам Хусейн Эльхам заявил за три дня до переговоров, что они переносятся на неопределенный срок. Одной из причин отсрочки он назвал твердую позицию Ирана, который настаивает на праве обогащать уран на своей территории. Эльхам подчеркнул, что российская инициатива "должна быть основана на политике Исламской республики Иран и учитывать изменение обстоятельств".

Под изменением обстоятельств иранское руководство подразумевает резолюцию МАГАТЭ. После ее принятия глава иранской делегации в МАГАТЭ, член Верховного совета национальной безопасности Ирана Джавад Ваиди заявил, что российское предложение потеряло смысл. Позднее вице-президент Ирана и глава ядерной программы Голамреза Агазаде согласился продолжить переговоры, однако отметил, что они связаны с большими проблемами.

Отказавшись от сотрудничества с МАГАТЭ и от запланированной встречи с российскими представителями, Иран осуществил еще одну угрозу. Эльхам предупредил, что обогащение урана будет возобновлено до следующего заседания МАГАТЭ, назначенного на 6 марта. Не прошло и нескольких часов, как анонимные дипломатические источники сообщили, что Иран приступил к предварительным работам по обогащению урана в ядерном центре в Натанце.

Такая верность слову выглядит сознательной провокацией со стороны Ирана. Последние действия иранского руководства дают США и другим западным странам лишний аргумент в пользу введения международных санкций или даже начала военной операции. По прочтении некоторых публикаций в западной прессе складывается впечатление, что вопрос о нападении на Иран почти решен. Британская газета Sunday Telegraph сообщила, что Пентагон активно разрабатывает план операции с применением авиации и подводных лодок, оснащенных баллистическими ракетами. "Это уже не простое военное планирование. В последние месяцы угроза принимает явные очертания", - заявил высокопоставленный чиновник Министерства обороны США.

Британская независимая организация по вопросам безопасности Oxford Research Group предсказывает катастрофические последствия войны с Ираном. По ее оценкам, только в результате американского удара по иранским ядерным объектам погибнут до 10 тысяч человек. В докладе Oxford Research Group говорится, что американское командование задействует более 100 бомбардировщиков, которые нанесут удары по 20 военным и исследовательским объектам в Иране. Среди целей окажутся ядерные центры в Исфахане и Натанце, а также атомная электростанция в Бушере, первый энергоблок которой почти готов к пуску. Такая бомбардировка может привести к радиоактивному заражению огромной территории, включая Кувейт, Саудовскую Аравию, Бахрейн, Катар и Объединенные Арабские Эмираты.

Эффективно противостоять американской авиации Иран не в состоянии, поскольку не располагает современными средствами противовоздушной обороны, зато вполне способен нанести ответный удар по американским базам на Ближнем Востоке и по главному союзнику США в регионе - Израилю. Такое развитие событий прогнозирует и Oxford Research Group, и американская газета Boston Globe, опубликовавшая пространный материал о возможных действиях Ирана.

Главный козырь иранской армии - ракеты "Шихаб-3". Они были разработаны с помощью Северной Кореи, которая, в свою очередь, использовала советские технологии. "Шихабы" могут нести боеголовку весом около тонны и поражать цели не только на территории Израиля, но и в некоторых европейских странах. После модернизации "Шихабы" будут иметь радиус действия до двух тысяч километров. По данным американской разведки, иранские военные располагают как минимум 20 мобильными пусковыми установками, которые постоянно перемещаются по стране, что не позволяет определить их местоположение.

Ракетным ударом возможности Ирана далеко не ограничиваются. Учитывая связи иранского руководства с исламскими экстремистскими движениями, можно ожидать иранского возмездия в любой стране. Главным театром диверсионно-партизанской войны с американцами наверняка станет Ирак, где активно действуют иранские агенты. Радикальный лидер иракских шиитов Муктада аль-Садр уже пообещал Ирану помощь. Еще одним союзником Ирана в регионе является ливанская группировка "Хизбалла". В 1983 году ее боевики взорвали казармы на военной базе США в Бейруте, убив 241 морского пехотинца американской армии.

В целом эксперты и военные сходятся в том, что американское нападение на Иран вызовет масштабную войну на Ближнем Востоке. Кроме того, военная операция спровоцирует рост антизападных настроений во всем мусульманском мире. Избежать такого развития событий, учитывая сознательное стремление Ирана к конфронтации, становится почти невозможно.

-------------- Окончание Рассылки СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ --------------


В избранное