Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Южный Кавказ в гендерном измерении ЖЕНСКАЯ АКТИВНОСТЬ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВВ.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выступлении в редакции «Советская женщина».

 

Впервые на происходившем в 1917 году в Баку первом национальном закавказское съезде женщин мусульманки требовали свободы. На этом съезде присутствовали интеллигенция, духовенство (муллы) и другие. По венскому вопросу выступали две учительницы. Талышинская, делегатка от Тифлиса, доказывала, ссылаясь на Шариат, что «Магомет не запрещал женщине закры­вать чадрой лицо и руки. По Шариату женщина должна только покрывать свои волосы». Услышав это, муллы в знак протеста покинули зал. Заседание было прервано. После этого муллы, бывшие тогда реакционными политическими лидерами, совещались между собой. Ими было вынесено решение: женщин мусульманок, которые появятся без чадры, убивать; если женщина носит европейские туфли, заставлять снимать и надевать шлепанцы. На улицах Баку женщин мусульманок заставляли снимать туфли и надевали им шлепанцы.

По--прежнему в Азербайджане женщин выдавали замуж чуть-ли не восьмилетними девочками за двадцатилетних мужчин. Я сама была на свадьбе семилетней девочки. И меня тоже хотели выдать насильно замуж, (я ходила тогда под чадрой); угрожали, что если я не выйду замуж за богача, которому меня продали, банда Батуя Кочи выре­жет всю нашу семью. Я бежала в Саратов, где жила моя сестра, и там начала учиться. По дороге сбросила чадру. Окончив зубо­врачебную школу, приехала в Астрахань, работала в армейском госпитале в качестве лекпома, (тогда не хватало врачей и друго­го медперсонала).

После советизации Азербайджана - в апреле 1920 года я приехала в Баку, уже не в чадре, а в военной форме и с партийным билетом, (вступила в комм. партию в 1919 году). По приезде в Баку я демобилизовалась и стала работать среди женщин. Очень тогда было трудно работать среди женщин. Азербайджанка была буквально рабыней.

Для организации работы среди женщин Закавказья ЦК ВКП/б/ была командирована Е.Д.Стасова и В.Н.Цейтлин. Секретарь ЦК
АКП/б/ С.М.Киров направил меня к председателю Совнаркома

Нариман Нариманов посоветовал собрать женщин мусульманок, но первое совещание провести в мечети. На этом совещании, по поручению Нариман Нариманова, выступил тов. Алейдар Караев. На совещании присутствовало не столько женщин, сколько мужчин, - все прилегающие улицы оказались заполненными мужчинами. Тов. Караев говорил о правах женщин, о необходимости организации специального венского клуба и его задачах. На этом совещании проходила и запись азербайджанок в члены клуба.

Впервые женский клуб организовали на квартире Байрамовой -жены убитого муссоватистами общественного деятеля Али Байрамова. Помещение было маленькое. Мы снова обратились за помощь к тов. Нариманову. По его предложению нам освободили большое помещение. Когда, в первый раз азербайджанки собрались на квартире Али-Байрамовой, то они пришли в чадрах и с туфлями подмышкой, чтобы успеть убежать, если придут мужчины. Каков был строй!

В первую очередь мы организовали в клубе столовую, курсы кройки и шитья, швейную мастерскую, драмкружок, санитарный кружок.

До советской власти в Азербайджанском театре в женских ролях выступали мужчины. Среди мусульманок не было артисток. Впервые в женском клубе женщины выступали с пьесой "Аршин Мал-Алан». Зрительный зал был переполнен.

Позднее был организован в женском клубе музыкальный кружок, который мы постепенно превратили в консерваторию. И сейчас эта консерватория существует, там учатся азербайджанки музыке и пению.

Но нам не хватало ни опыта, ни помещения для развертывания работы. Тогда мы обратились в ЦК партии за помощью. Нам предоставили под женский клуб имени Али Байрамова бывшее здание богача Мухтарова - большой двухэтажный дом. Вскоре и в этом помещении не было свободной комнаты, где не была бы организова­на какая-либо культурно-просветительная и производственная работа.

Впервые по инициативе правления этого клуба был организован в Баку женский субботник. Вышли на субботник женщины с красными знаменами. На улицах было народу полно - на крышах, балконах. Такая это была огромная и необычная женская демонстрация. Нас начали забрасывать камнями. Но это не испугало, не остановило женщин азербайджанок, выступивших впервые с красными знаменами на субботнике. Надо сказать, с каким энтузиазмом, с какой энергией работали азербайджанки на этом первом женском субботнике! Но и с другими видами работы и с труднос­тями мы столкнулись.

При женском клубе имени Али Байрамова пришлось организовать юридическую консультацию - очень было много женщин, которые
когда-то выходили замуж насильно. Услышав о свободе, азербайджанки приходили в женский клуб просить, что бы мы помогли им развестись с мужем. Пришла как-то одна со своим мужем – стариком, которому было до 60 лет, а ей 22 года; пришла в слезах, просит, чтобы мы помогли ей получить развод. А муж - старик умоляет не давать развода. Говорит жене: «Что хочешь - буду делать, буду обед тебе готовить, убирать квартиру; хочешь в клуб ходить – разрешаю». Жена со злостью говорит: «Нет, хватит, столько лет я мучилась, - не хочу жить с тобой». И снимает при муже чадру. Муж говорит: «Согласен, снимай чадру, что хочешь делай, только не разводись со мной».

Конечно, без жертв такая работа не проводилась. Много было жертв. Помню, я выступала на двух судебных процессах в качестве общественного обвинителя. В это время в Азербайджане был издан закон о применении высшей меры наказания – расстрел за убийство женщины на пути к ее раскрепощению за убийство на почве ревности присуждали 10 лет.

И все-таки, несмотря на все эти зверства, женщины шли к нам, активно работали не только в женской клубе имени Али-Байрамова, но и в районах г, Баку, Как-то пришла ко мне женщина азербайджанка из Амираджана. Она была в чадре и просила работу. Я поехала вместе с ней в Амираджан, Я помогала также в организации работы среди женщин в Таузе, Сураханах и других районах г.Баку. В Сураханах среди женщин работала тогда азербайджанка Керимова. Сейчас она инженер и работает директором предприятия. Бывшая работница среди женщин тов. Эйюбова - кандидат наук. И таких много. Тов. Султанова, носившая в те годы чадру, сейчас заместитель председателя Совета Министров Азербайджанской ССР.

В Баку я не только работала среди женщин, а одновременно и училась, окончила медицинский институт. Затем уехала в Москву, один год училась в Институте красной профессуры, после была аспирантом 1-го Московского медицинского института.

Вспоминается другое важное мероприятие. В Азербайджане было издано постановление Правительства - до 16 лет не выдавать женщин замуж. Нужно было провести кампанию за снятие чадры. Для того, чтобы снять с женщин чадру, надо было переодеть их в европейское платье. Приехали в Москву просить помощи М.И. Калинина в этом деле, ЦИК СССР отпустил нам для этой цели 200 вагонов мануфактуры.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.news.newssc
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное