Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Торговля на бирже - нестандартный взгляд


Торговля на бирже - нестандартный взгляд

Каталог рассылки: http://subscribe.ru/catalog/economics.school.tsarikhin
Сайт рассылки: Центр Финансового Образования http://fintraining.ru


ВЫПУСК 149

ПЛОТЬ И КОСТЬ ДЗЭН – VIII

15. Драгоценность уносит мгновенье

«Учителя дзэн Такуана один вельможа спросил, как ему проводить своё время. Очень долго тянутся его дни, пока он сидит на троне, принимая поклонение окружающих.
Такуан написал восемь китайских иероглифов и отдал ему такие стихи:

Не однажды за день, и не дважды
Драгоценность уносит мгновенье.
Этот день не вернётся обратно.
Каждый миг – величайшая ценность».

Мой комментарий: При торговле на бирже каждый миг – величайшая ценность. Вот, например, сегодня, отвлёкся от рынка на миг – и пропустил рывок привилегированных акций «Сургутнефтегаза».

16. Кулак Мокусэна

«Мокусэн Хики жил в храме в провинции Тамба. Как-то один из его последователей пожаловался ему на скупость своей жены. Мокусэн пришёл к ней и выставил перед её лицом крепко сжатый кулак.
– Что это значит? – спросила изумлённая женщина.
– Если бы моя рука была такой всегда, как бы ты это назвала? – спросил он.
– Увечьем, – ответила женщина.
Тогда он распрямил ладонь перед её лицом и спросил:
– А если бы она всегда была вот такой, что бы это было?
– Другое увечье, – ответила женщина.
– Если ты это понимаешь, – заключил Мокусэн, – ты хорошая жена. И ушёл.
После этого жена стала помогать мужу не только накапливать, но и тратить».

Без комментариев.

ОТВЕТ НА ВОПРОС

Читатели рассылки спрашивают: «Недавно в СМИ прошла информация о том, что банк Societe General потерял 5 млрд. евро на фьючерсном рынке из за мошенничества одного трейдера. Что вы думаете по этому поводу? Неужели такое возможно»?

*

Истории о крупнейших проигрышах на финансовых рынках имеют одну общую черту: и Стив Нисон, и Ясуо Хаманаки и Жером Кервьель открывали позиции против сильного тренда и попадали под «паровой каток рынка». Результат – огромные «минуса».
Однако во всех этих случаях лично для меня непонятно, почему же размер проигрышей был таким огромным (Нисон – $1,4 млрд., Хаманаки – $2,5 млрд., Кервьель – €4,9 млрд.). В статье “Game over”, опубликованной в №6 журнала «Итоги» по поводу последнего случая говорится:

«Пятая республика в шоке: выяснилось, что мошенники могут поставить на грань разорения один из ведущих банков Франции. В результате рискованной игры на бирже одного (или всё же не одного?) трейдера банк Societe Generale потерял почти пять миллиардов евро. В руководстве кредитного учреждения грядут громкие отставки, а конкуренты уже нацелились на поглощение французского банка, который, кстати, активно действовал и на российском рынке. А всё дело в том, что, видимо, прав Николя Саркози: современная финансовая
система крайне уязвима и больше напоминает казино, чем отлаженный механизм по концентрации и перераспределению денежных ресурсов. Расследование «Итогов» показало: банковские брокеры, по сути, заняты компьютерной игрой с непредсказуемым результатом и рискуют заиграться.

В «короткую» пятницу 18 января (во Франции 35-часовая рабочая неделя) перед самым концом рабочего дня один из руководителей Societe Generale дежурно принялся проверять баланс биржевых сделок и глазам своим не поверил. Обнаружилось, что позиции, открытые SG на европейских фондовых биржах, достигли 50 миллиардов евро при капитализации самого банка не более 30 миллиардов! Кто-то отчаянный и агрессивный подставил одно из главных французских финансовых учреждений. Причём подставил крупно. Дело касается сверхлимитных
позиций по фьючерсам на европейские фондовые индексы. И враг находился внутри, в самом банке. Кто-то из трейдеров SG многие месяцы проворачивал от имени банка невероятно рисковые операции, «компенсируя» покупки фиктивными продажами. Ловкая схема, позволявшая долгое время скрыть убыль…
Старик, как за глаза зовут президента SG Даниэля Бутона, говорят, обожает совещания. Но назначенное им после получения информации о странных биржевых сделках собрание было чрезвычайным. Главной фигурой на нём стал шеф внутрибанковской контрольной службы. Стараниями его «чистильщиков» в течение нескольких часов удалось выяснить, что злодей, действовавший изнутри, – сотрудник банка Жером Кервьель. Тощее личное дело неизвестного руководству SG клерка лежало перед месье Бутоном, как чёрная метка мирового финансового
кризиса, начавшегося несколько месяцев назад за океаном и теперь перекинувшегося в Европу. В SG кризис явился в облике молодого человека приятной наружности.

«Будем сообщать о потере в размере 4,9 миллиарда евро, – решил Даниэль Бутон. – Я подаю в отставку и отказываюсь от выходного пособия… Это единичный случай, разовый убыток, вызванной мошеннической сделкой, которая была настолько изощрённой, что оставалась до сих пор незамеченной… Это исключительное по своему размеру и своей природе мошенничество… Воспользовавшись глубоким знанием контролирующих процедур, трейдер сумел обмануть систему с помощью тщательно продуманной схемы фиктивных операций».

В ноябре 2007 года Eurex (международная электронная система обслуживания на рынке еврооблигаций) направила в SG предупреждение о подозрительной деятельности брокера. Уже не получается ли так, как заявил на следствии сам обвиняемый? То есть руководство SG знало о его действиях, но закрывало глаза на махинации до тех пор, пока его операции приносили прибыль.

«Мы должны покончить с этой финансовой системой, которая выжила из ума и потеряла представление о своей цели», – заявил Николя Саркози. Президент потребовал внести изменения в работу международных финансовых рынков. Не неспроста: уже не скрывается ли за «делом Кервьеля» тщательно завуалированная попытка широкомасштабной банковской спекуляции? Свежи ещё воспоминания о поглощении банками Royal Bank of Scotland, Santander и Fortis нидерландского финансового гиганта ABN Amro. Не случайно администрация Елисейского
дворца сразу после заявления Даниэля Бутона об отставке (она пока не принята) предупредила, что не допустит на французский банковский рынок «никакого хищника извне».
Последняя гипотеза вполне жизнеспособна. А что если с помощью скандала вокруг SG конкуренты французских банков решили разом обвалить финансовую систему Пятой республики, изначально пострадавшей от ипотечного кризиса куда меньше, нежели американская или британская? И скупить подешевевшие активы.

Так что вариант поглощения Societe Generale другим финансовым институтом (скорее всего, французским, поскольку сторонних покупателей вряд ли одобрит официальный Париж) вовсе не исключён. Там более по одной из версий разгадка шарады Кервьеля в том, что мощным силам на французском банковском пространстве не нравятся амбициозные планы Societe Generale – и обсуждавшееся его слияние с банком BNP-Paribas, и запланированное расширение участия в нашем Росбанке, где потомкам галлов уже принадлежат 20 процентов акций
минус одна акция, и прочие прецеденты международной экспансии SG…
Как бы то ни было, провинциал, мечтавший о славе, появился как раз вовремя, чтобы принять огонь из всех стволов на себя. Впрочем, этот «банкоголик» добился своего. Стал главным действующим лицом самой крупной мировой банковской аферы последнего времени и теперь, удовлетворив самолюбие, не намерен молчать. Возможно, очень скоро мы узнаем новые детали азартной игры под названием «мировая финансовая система».

В 90-е годы я работал на РТСБ администратором расчётной фирмы на фьючерсном рынке. Я знаю, как на бирже осуществляются взаимные расчёты по фьючерсам. Суть этих расчётов может быть выражена следующей фразой: «Чей-то проигрыш – это чей-то выигрыш». Кроме того, чтобы купить или продать хотя бы один фьючерсный контракт, надо иметь на счёте живые деньги (в безналичной форме, конечно), из которых биржа будет брать гарантийное обеспечение (ГО) и вариационную маржу. Так, например, по состоянию на 11 февраля 2008 г.
на рынке ФОРТС РТС ГО на 1 фьючерсный контракт на акции «Газпрома» составляло 3610 р. (в 1 контракте – 100 акций). Именно эту сумму надо иметь на счёте, чтобы купить или продать 1 контракт. Однако к этому надо добавить ещё и резерв на покрытие отрицательной вариационной маржи – если таковая возникнет. У всех фьючерсных торговцев, наверное, остался в памяти день 22 января 2008 г., когда акции «Газпрома» сходили внутри дня в диапазоне 281-323 р. Вариационная маржа по открытым позициям в этот день «гуляла» в довольно
широком диапазоне: свыше 4000 р. на 1 контракт. Следовательно, на счёте нам надо иметь хотя бы 7000-8000 р., а лучше – 10 000 р. И это только для 1 контракта!
Теперь зададим себе следующий вопрос: сколько денег нужно было задепонировать банку “Societe Generale” в торговой системе биржи “Eurex”, чтобы один-единственный трейдер – Жером Кервьель, мог открыть такое количество контрактов, чтобы «слить» на них 5 миллиардов евро? Действительно, в статье говорится, что «позиции, открытые SG на европейских фондовых биржах, достигли 50 миллиардов евро». Если предположить, что на бирже “Eurex” размер ГО относится к размеру открытой позиции как 1 к 10 (это общемировая практика,
её придерживается и РТС), то получается, что SG должна была задепонировать на бирже 5 миллиардов евро и доверить эту сумму «неизвестному руководству клерку»! Но это же абсурд! После чего этот «молодой человек приятной наружности» проигрывает гарантийное обеспечение, и биржа в принудительном порядке кроет позиции банка, при этом собственная служба контроля SG пропускает всё это мимо ушей.
Конечно же, я понимаю, что средства массовой информации основательно затуманили сознание современного человека, но не до такой же степени, чтобы мы потеряли способность к элементарным рассуждениям. Любой человек, мало-мальски разбирающийся в финансах, поймёт, что описанная выше ситуация могла произойти если:
1) руководство банка доверяет минимум 5 миллиардов евро молодому трейдеру, переведя соответствующую сумму, полностью, или частями в биржевой банк, обслуживающий торговую площадку “Eurex”.
2) при этом служба внутрибанковского контроля осведомлена об этой операции.
3) трейдер открывается на все деньги против сильного тренда и проигрывает деньги, после чего его позиции закрываются по рынку, так как под них уже не обеспечения.
4) после чего президент банка Даниэль Бутон выступает с заявлением, в котором говорит о том, что SG потерял 5 миллиардов евро в результате «исключительного по своему размеру и своей природе мошенничества».
Всё это напоминает эпизод из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», когда администратор театра варьете Стёпа Лиходеев оказался в Ялте:

«Прищурившись, финдиректор представил себе Степу в ночной сорочке и без сапог влезающим сегодня около половины двенадцатого в какой-то невиданный сверхбыстроходный самолет, а затем его же, Степу, и тоже в половине двенадцатого, стоящим в носках на аэродроме в Ялте... черт знает что такое!
Может быть, не Степа сегодня говорил с ним по телефону из собственной своей квартиры? Нет, это говорил Степа! Ему ли не знать Степиного голоса! Да если бы сегодня и не Степа говорил, то ведь не далее чем вчера, под вечер, Степа из своего кабинета явился в этот самый кабинет с этим дурацким договором и раздражал финдиректора своим легкомыслием. Как это он мог уехать или улететь, ничего не сказав в театре? Да если бы и улетел вчера вечером, к полудню сегодняшнего дня не долетел бы. Или долетел бы?
– Сколько километров до Ялты? – спросил Римский.
Варенуха прекратил свою беготню и заорал:
– Думал! Уже думал! До Севастополя по железной дороге около полутора тысяч километров. Да до Ялты накинь еще восемьдесят километров. Но по воздуху, конечно, меньше.
Гм... Да... Ни о каких поездах не может быть и разговора. Но что же тогда? Истребитель? Кто и в какой истребитель пустит Степу без сапог? Зачем? Может быть, он снял сапоги, прилетев в Ялту? То же самое: зачем? Да и в сапогах в истребитель его не пустят! Да и истребитель тут ни при чем. Ведь писано же, что явился в угрозыск в половине двенадцатого дня, а разговаривал он по телефону в Москве... позвольте-ка... тут перед глазами Римского возник циферблат его часов... Он припоминал, где были стрелки. Ужас! Это было
в двадцать минут двенадцатого. Так что же это выходит? Если предположить, что мгновенно после разговора Степа кинулся на аэродром и достиг его за пять, скажем, минут, что, между прочим, тоже немыслимо, то выходит, что самолет, снявшись тут же, в пять минут покрыл более тысячи километров? Следовательно, в час он покрывает более двенадцати тысяч километров!!! Этого не может быть, а значит, его нет в Ялте».

Далее президент говорит о том, что Кервьель воспользовался глубоким знанием контролирующих процедур и сумел обмануть систему с помощью тщательно продуманной схемы фиктивных операций. Но даже если представить, что он некоторое время водил за нос внутрибанковский контроль, то, как молодому трейдеру удалось обмануть биржу? Ведь биржа видела, сколько денег на счёте у банка и не позволила бы ему открыть ни одного лишнего контракта. Уважаемый читатель! Современная система клиринга на фьючерсных биржах устроена так,
что «долгое время скрывать убыль», «компенсируя покупки фиктивными продажами» невозможно. Просто потому что «фиктивно» на бирже ничего не продаётся и не покупается. Только за реальные деньги.
Так что «думайте сами, решайте сами», а я – не верю!


Если вы хотите задать вопрос или поделиться своими мыслями, пишите
Константину Царихину или Валерию Гаевскому
Приглашаем принять участие в обсуждении материалов рассылки на форуме сайта
Центр Финансового Образования

Центр Финансового Образования
предлагает вам без отрыва от основной работы или учебы
пройти обучение на дистанционных учебных курсах

  1. "Управление личными финансами", автор и ведущий - Сергей Спирин
  2. "Инвестиции в ценные бумаги", автор и ведущий - Константин Царихин

Более подробная информация - на сайте Центра Финансового Образования
http://fintraining.ru.

Рекомендуем подписаться на рассылки:


В избранное