Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Менеджмент? Это очень просто!

  Все выпуски  

Менеджмент? Это очень просто!


Служба Рассылок Subscribe.Ru

ШКОЛА СВОЕГО ДЕЛА
Юрия МОРОЗА
Менеджмент? Это очень просто!
http://www.moroz.onego.ru Электронная рассылка
О здравом смысле замолвите слово

О здравом смысле замолвите слово

 

 

 

 

 

Я так и не дождался вопросов на понимание. Те редчайшие исключения, которые попадались в потоке писем, лишь доказывают, что положение вещей гораздо хуже, чем мне представлялось.

 

Основная масса читателей, так или иначе откликнувшихся на мои материалы и последнюю рассылку, интересуется всем чем угодно, только не пониманием. Большинство же из них просто жаждет чуда!

 

Но никому из них не будет чуда! Чудо бывает для тех, кто ставит перед собой правильные и праведные цели, кто неустанным трудом их достигает, тот и удостаивается уже Высшей награды. Имеющие такой опыт хорошо меня понимают.

 

Есть несколько человек и таких, с которыми у меня установилось взаимопонимание, далеко выходящее за рамки той информации, которая размещена на сайте ШСД. Спасибо им и за вопросы, и за поддержку. Но их так мало!

 

Что же делать остальным?! А остальным необходимо крепко задуматься и понять, наконец, что все их проблемы и неурядицы,- есть следствие их мировоззрения. Не видящий и глухой не может правильно выбрать цели в сумятице бурных процессов его окружающих, не в состоянии и достигнуть того, что он и определить не может.

 

Что же таких людей интересует? А все, что угодно, только не понимание. Их интересует количество моих достоинств. Их интересуют мои или мои и Ю. Мороза цели. Их интересует “блеск” их Эго в своих письмах ко мне. Их интересует последнее мнение их ЭГО в переписке со мной. Их интересует мое мнение на их мнение, никак не связанное с самими текстами. Если подытожить, то их интересуют они сами. Эго играет ими, как кошка с мышкой.

 

Вы думаете, что я преувеличиваю? Вот, например, письмо от читателя с вопросом “на понимание (цвет шрифта выбран автором письма).

Мороз мне не ответил на вопрос: "Мне, получается, выгоднее нанять себе начальника (за мой труд на его прибыль), требовать от него в едином лице выполнение моего с ним соглашения (зарплаты). А уж как он там разбирается с Вашими чиновниками - это его проблемы, я его для этого нанял!" Вопрос не праздного любопытства, а на понимание. Я подписал при поступлении на работу такое трудовое соглашение, что занимаюсь, в основном, тем чем нравится. За что мне платят больше, чем мои разумные потребности. Зачем мне рубить сук, на котором сижу? Чтобы сделать мир лучше? Но я пока не придумал, как. Пока получается, что только через трудности. А зачем мучиться сегодня ради светлого послезавтра?

Пытался найти ответ у Мороза. А у него один ответ: "Не лезь в МОЕ ДЕЛО! Без сопливых знаю что делать!" Но я-то не знаю! Потому и спрашиваю! Д.

Этому читателю я посоветовал сформулировать вопрос, хотя смысл его вопроса такой: “Куда и зачем вы меня летать зовете? когда мне и здесь тепло и сыро”. Как вы думаете, есть ответ в несколько строк на такой вопрос? Нет, конечно! Все мои тексты – это, в том числе, ответ на этот вопрос.

Есть большое количество читателей, которыми забавляется их ЭГО. Цитаты из переписки с одним из них, как наиболее характерные для этого случая, я привожу ниже. Здесь же приведены мои ответы на эти цитаты. Надо при этом иметь ввиду, что автор долго и упорно пытался во что бы то ни стало отстоять свое мнение. Однако справедливости ради стоить сказать, что именно этот автор пообещал мне в конце концов хорошо подумать и начать задавать вопросы на понимание.


Я, честно говоря, даже не подозревал, что вы занимаетесь управлением именно на таком уровне обобщения.

Вы или лукавите, или ничего не читали, выбирайте сами.

Я далек от мысли критиковать ваши взгляды. Дискутировать на темы общих понятий я тоже не буду. В моих ответах - выражение собственного мнения. Я ими ничего не доказываю! Мне было бы приятно, если бы вы в ответ на них высказали свое.

А это что, как не спор? Вы говорите о себе и обо мне. А где в Вашем разуме собственно сами тексты? (подчеркнуто мной при составлении этой рассылки)

Вы писали.
Каковы цели автора, которые он преследует, излагая читателям свои материалы? Я их открыто называл. Последний вопрос. О чем тогда должны быть вопросы читателей? На понимание чего?

Мое добавление сейчас: Автор по своему произволу приписывал мне цели, которые я никогда себе не назначал. Это, во-первых. А во-вторых, смотрите, как автор совершенно не задумывается над первым вопросом, который я ему задал, а, во-вторых, игнорирует второй вопрос вообще. А он главный на протяжении всех рассылок моих и Ю. Мороза!

Ответ.
Вот это самое интересное. Цели у авторов бывают разные. Предположу, что один автор предлагает читателям свои материалы ради того, чтобы они купили его книгу. Другому деньги не важны. Его заботят амбиции, авторитет и т.п. Третий излагает свои взгляды из желания изменить мир, показать путь, искупить чужие грехи. Вообще, видимо, этот блок
вопросов содержит только риторические вопросы. Однако, отвечу. Вопросы читателей зависят от целей читателей. Одни хотят узнать что-то, чего не знают
, но что хотят узнать. Другие своими вопросами хотят уязвить собеседника. Я к ним не отношусь. Своими калейдоскопическими вопросами я преследовал цель познакомиться с вами, то есть с вашими взглядами. Вполне естественно, что получив невразумительный ответ на первый простой вопрос я заподозрил вас в незрелости и постарался прощупать. Всеми своими вопросами я пытаюсь определить можете ли вы мне быть полезным. А что в этом особенного?

К Вашей абстрактной ситуации в первой части этого текста я не имею никакого отношения. Вам незачем со мной знакомиться! Вы опять мне что-то доказываете, а о самом материале ни слова.

Подчеркнуто мною сейчас. Автор не отрицает, а скорее не замечает, что череда его вопросов и ответов - калейдоскопична. А это, в свою очередь, указывает на калейдоскопичность его мировоззрения. Многие скажут: “Ну и что из того?” А из того следует, что человек, обладающий калейдоскопичным мировоззрением, совершенно не видит единства процессов его окружающих, а, следовательно, не видит и не различает причин и следствий их породивших. Это если очень коротко.

Вот тут еще вы задаете вопрос про достоинства и недостатки.

Примечание сегодня: В том смысле, почему его интересуют мои достоинства и недостатки, а понимание материалов нет.

То, что Вы знаете свои недостатки - уже не плохо. А что Вы собираетесь с ними делать? Я вот только не могу понять, почему Вас волнуют мои достоинства? У меня, например, нет такой цели: Накапливать свои достоинства в глазах читателей. А почему Вас это волнует?

Тут, я не понимаю. Если вы не накапливаете свои достоинства в глазах читателей, то тогда зачем весь сыр-бор? Согласитесь, лишено смысла изрекать свои мысли в пустоту, совершенно не заботясь о том, кто вас услышит или что подумают о том, что вы говорите. Если вы не будете копить свои достоинства в глазах читателей, то вас и читать никто не будет. А в ваших ли это интересах? Меня ваши достоинства интересуют только в потребительском аспекте. Если я увижу ваши достоинства и мне они покажутся ценными, то я буду готов потратить деньги на покупку вашего курса, если он когда-нибудь будет, а если нет, то и нафиг время тратить?

Вы опять перевернули все с ног на голову. Как меняется суть всей той информации, которую вы все получили от меня, и как она зависит от количества моих достоинств и/или недостатков?!

Примечание сегодня. Смотрите, как автор совершенно игнорирует вопросы, которые ему задают! А теперь посмотрите, что он утверждал в своей первой фразе. Кроме этого, такие люди, которых особо интересуют “достоинства и регалии”, обычно не интересуются самой истиной. Такие люди обязательно будут жить по преданию, а рассуждать по авторитету. Это определение Белинского для толпы.

Следующий ваш вопрос.

Скажите, а какова мера Вашего личного терпения от проблем окружающей нас жизни в результате применения “правящими” неправильных методик управления? Или Вы считаете, что в стране ничего страшного не происходит, и до предела проблем еще далеко?

Ответ. Я не считаю, как например Мороз, чиновников или государство своими врагами. Даже скрытыми. Они же все предприниматели! Только у них "игра" другая. Мы, предприниматели, пытаемся обмануть, то есть обыграть чиновников, а они пытаются обыграть нас. Кроме того, глубоко уверен, и уверенность эта подтверждается всей моей жизнью, что все проблемы у человека в голове. Если это не понятно, то проблемы человека проистекают от его мыслей, мировоззрения, внутренних убеждений. Хочешь быть счастливым - будь им! Хочешь быть богатым - будь им! Хочешь быть хорошим управленцем - будь им! Можно стать хорошим управленцем без хорошей методики, основанной на хорошей теории - можно, но это сложнее, чем с методикой. Ваш выбор, продолжайте играть.

Примечание для читателей. Автор вроде бы говорит правильные слова, что проблемы человека зависят от его мировоззрения, о том, что если хочешь быть богатым, счастливым и не иметь проблем – будь им. А на деле?! А на деле все эти проблемы его мучают, иначе к зачем ему я, или кто бы то ни было еще?! А причина у всех всегда одна: Ничего не значит говорить, мало значит понимать. Необходимо понимая – делать! А если не понимаешь, то как же сможешь сделать?!

Касательно страны. Страны, как мне кажется, движутся вперед колебательными движениями, из стороны в сторону. Подобно тому, как движется частица под действием огромного количества разнонаправленных сил. В каждый определенный момент вектора сил складываются и определяется то конкретное направление, куда движется частица. Точно так же и страна. Чиновники тянут в одну сторону, предприниматели в другую, рабочие в третью, крестьяне в четвертую и т.д. Вырос вектор силы аллигархов - возникли в обществе силы, направленные против них. Вырастет сверх меры вектор силы вывоза капитала - возникнут силы и против него. Какова конкретно моя роль в этом процессе? Она крайне мала, просто не заметна. Какова ваша? Ваша роль значительно важнее. Вы глашатай. Вы реально увеличиваете свой вектор силы влияния на ход экономического и политического развития страны. Ваша сила через некоторое время может вырасти силами ваших последователей. Она будет расти, достигнет пика и станет затухать. Пока не умрет. Если она вырастет слишком сильно, то будут задействованы какие-нибудь силы, направленные против вашей, для того, чтобы ее скомпенсировать. Таким образом, беспокоиться за страну я не вижу смысла. Это очень сложная, самообучающаяся, саморегулирующаяся и, кстати, самовосстанавливающаяся система.

Этот Ваш текст абсолютно мне доказывает, что Вы ничего не поняли, или ничего не читали. Страны сами собой движутся, вектора вырастают, возникают силы и проч. В общем, броуновское движение, хотя даже и оно имеет управляющие силы. Глашатаи пусть упираются, пока им рога не обломают, а я маленький совсем, лучше я о себе позабочусь. Старо как мир. Нет сегодня таких заборов, за которыми можно будет спрятаться.

Подводя итог, можно сказать, что мера моего терпения бесконечна. Я, в основном, думаю только о себе, о своей душе и своем благополучии.

Вольному воля.

Подчеркнуто мною сейчас. Только не говорите потом, что Вам никто, ничего не говорил и не объяснял! (мое добавление сегодня для всех, кто так думает)

Вы, наверное, скажете, что все это чепуха. Это меня не заденет.

Вы лукавите сами себе.

Претензий к вам у меня нет и не было! Боже упаси! Мы же совершенно чужие друг другу люди! Даже, как я понимаю, разных национальностей, хотя и одной веры (номинально)!
С чего Вы взяли? (подчеркнуто мной). Денег я вам не платил, вы мне тоже! Мы друг другу ничего не гарантировали и не обещали! То есть даже моральных обязательств между нами нет. Я то лично читателям обещал, а обещания привык выполнять. (см. тексты). Ну какие тут могут быть претензии? Это Ваши ценности? А как же две наибольшие заповеди Иисуса Христа? Или Вы считаете, что Вы мудрее Его? (Если уж говорить о вере)

Кстати, даже если вы меня дураком назовете, я не обижусь, поскольку не знаю точно тот ли вы, за кого себя выдаете. Может быть Симонян - псевдоним. Или вы - женщина. Или вы - группа людей. А может вас вообще не существует? Может вы виртуальный? А может я виртуальный, а вы меня пытаетесь уму разуму научить?

А от себя-то Вы как спрячетесь?

Но это уж совсем чепуха из меня поперла. Извините!
???

Короче, если я вам ни с какой стороны не интересен, то и плюньте, не отвечайте на это письмо. Вы мне в свою очередь интересны и мне будет жаль, если вы прервете переписку.

Мне любой ближний интересен, если он идет в положительную сторону, а не на поводке за своим Эгом. Так что выбор за Вами. Перечитайте текст, задавайте вопросы только на понимание текста, и не заботьтесь о моих достоинствах, потому как то, что в моих глазах достоинство, то в Ваших таковым не является. Вы во многих местах об этом говорите и не замечаете. Так не лучше ли эту тему до поры до времени оставить. Если придерживаться этого условия, то пишите, если нет, то не старайтесь, я отвечать на подобные письма больше не буду, ибо я очень занят, и мне некогда ерундой заниматься.

Это мое условие относится ко всем, кто соберется писать по поводу зуда своего ЭГО.

Предварил свой ответ автору я следующими словами: “Ваше Эго все-таки решило остаться при последнем слове. Что же, это Ваш выбор. Оставайтесь с тем, что Вам кажется таким ценным, и заботьтесь о себе дорогом. Некоторые пометки к тексту Вашего Эго я сделал, правда, они вряд ли на него возымеют действие”. Читателям рекомендую прочесть все еще раз, сообразуясь с этим текстом, - много будет видно по-другому.

Автора же этого письма прошу не сердиться, ибо на правду не следует обижаться. Правда она лечит душу, даже если она горькая. Правда всегда приводит ошибающегося человека к кризису, а развитие, как известно, невозможно без кризисов.

О кризисах, в основном, и была речь в моих материалах с позиций концептуальной теории управления, о них будет речь и в заключительной части введения в КТУ. Но прежде, чем мы перейдем к чтению этой части, я хотел бы напомнить читателям слова великого русского писателя Федора Достоевского из его статьи “Одно совсем особое словцо о славянах”. Это его слово особенно касается тех, кто ничего до сих пор не понял и хочет отсидеться за “забором” своего ЭГО, своего богатства или служебного положения.

“Если нации не будут жить высшими, бескорыстными идеями и высшими целями служения человечеству, а только будут служить одним своим “интересам”, то погибнут эти нации, несомненно, окоченеют, обессилеют и умрут. А выше целей нет, как те, которые поставит перед собой Россия… Стало быть, и “выгоднее” ничего не может быть для России, как иметь всегда перед собой эти цели, все более и более уяснять их себе самой и все более и более возвышаться духом в этой вечной, неустанной и доблестной работе своей для человечества”.

А теперь посмотрите на более близкую к каждому из нас жизнь с точки зрения теории управления. Посмотрите и скажите сами себе по совести: Разве не так все происходило и происходит на самом деле? Разве можно будет что-либо изменить, если продолжать выбирать и “управлять” по-старому? Стоит ли все-таки понять и действовать, или так и сидеть в своей хате (коттедже, квартире) с краю?


Гл. 2. ЧТО ХОТИМ И С ЧЕГО НАЧИНАТЬ

 

Читатели уже заметили, что большей частью мы ведем речь о России в целом. Впрочем, последующий текст в равной мере относится и к остальным странам СНГ, и к регионам РФ, и к городам, и к предприятиям. И в этот раз мы начнем со страны в целом.

Наше государство и входящие в него регионы находились и находятся в глубоком, на пределе разрушения всех систем, в том числе и системы государства как такового, экономическом, финансовом, техническом и социальном кризисе. В общем, нет такой области жизни и деятельности страны и ее регионов, где кризис отсутствовал бы, кроме разве что криминальной зоны. Там как раз расцвет и процветание (вспомните схемы продуктообмена второй части, которая со спрутами).

Прежде чем принимать какие бы то ни было решения и делать выводы по вопросам, вынесенным в заголовок, нам необходим анализ макро закономерностей развития тех или иных систем по прошлым событиям, чтобы понять в главном, что происходит и куда направлены векторы этих систем. Вспомните второй приоритет управления – исторический (хронологический). Ни для кого из вас не секрет, что ситуация по всем кризисным системам ухудшается, причем ухудшается по сложным макро закономерностям.

Давайте рассмотрим несколько систем и сгруппируем их следующим образом:

- финансово-экономическую по изменениям кредиторской задолженности и доходам РФ;

- социальной сферы, всех отраслевых производственных и технических систем РФ (см. схему продуктообмена) - по изменению их надежности (финансовой возможности уменьшения социальной напряженности, развития производительных сил, модернизации и обновления систем и оборудования).

Отсутствие полного статистического материала по РФ или хотя бы ее достаточной части, не позволяет мне доказать это буквально, фактически, но по аналогии с анализами, которые я проводил для предприятий, г. Петрозаводска и по тем скупым данным, которые публикуются в официальных источниках информации, указанные макро закономерности выглядят в основном следующим образом:

- для первой зависимости - рис. 1;

для второй зависимости - рис. 2.

Примечание. Все рисунки, графики и схемы размещены на сайте ШСД в ее библиотеке.

Кривая "Д" изменяется по пологой экспоненте.

Увеличение денежной массы этой кривой обусловлено не ростом доходов, а инфляционными процессами, за исключением периода после дефолта 1998 года, когда денежные ресурсы страны из сферы импорта повернулись к отечественному производителю в какой-то мере. Однако этот процесс уже заметно замедлился и в недалеком будущем все возвратится на круги своя (см. схему №3 продуктообмена и вспомните паралич отечественного производства до августа 1998 года).

Кривая "К" изменяется по крутой экспоненте.

Разрыв между кривыми, как вы видите, стремительно нарастал, нарастает и будет нарастать и рано или поздно обязательно должен дойти до критической величины, после достижения которой обязательно должен наступить финансово-экономический паралич, что мы наблюдали и наблюдаем все это время. Всплеск кривой К после августа 1998 года обусловлен совершенно необоснованным ростом курса доллара, спонтанно возникшими долгами по ГКО и т.п., а также все теми же ростовщическими % (см. схему №3 продуктообмена), для которых наступило и наступает время платежей.

Для нормального же развития ситуации необходимо, чтобы кривая "К" была бы как min параллельна кривой "Д", но лучше, если кривая "Д" опережает кривую "К". Это очевидно.

Приведенные на рис. № 1 и № 2 макро закономерности обусловлены действием следующих макросистем:

- системой законов РФ, ее регионов и их производных подзаконных актов;

- эффективностью действий законодательной, судебной и исполнительной властей в РФ и в регионах;

системами управления указанными ОУ (РФ, регионы) и реальным управлением всеми процессами.

Все эти системы неразрывно связаны друг с другом, друг друга обуславливают и друг из друга вытекают.

Из уже сказанного следует, что если самым решительным образом, четко понимая, что мы делаем и взяв всю ответственность перед людьми и Богом на себя, мы не предпримем необходимые меры по изменению (реформе) указанных систем в нужном направлении - обязательно параметры (по макро закономерностям) достигнут закритических, разрушительных величин. (см. рис.2). И это неизбежно. Обвал, конечно, происходит не во всех системах и регионах сразу, а в наиболее слабых. И по закону цепной реакции потом он произойдет и в остальных системах.

И, следовательно, чтобы не допустить обвала, необходимо развитие РФ и регионов по макро закономерностям 2 варианта. За какую систему нужно взяться в первую очередь и что делать (извечный русский вопрос) чтобы перейти на макро закономерности 2 варианта?

Прошу обратить ваше внимание на рис. 3.

 

На этом рисунке образно показано, при значительном конечно упрощении, развитие РФ в будущем. Я берусь утверждать, что в силу почти полной разобщенности всех ветвей власти в РФ, переходящей часто в открытую конфронтацию и даже военные действия (1993г.), в силу отсутствия программ реформ указанных выше систем, сначала СССР, а потом и РФ развивались (если это можно назвать развитием) по естественной, неуправляемой нашими органами управления “эволюции”. Регионы в значительной степени связаны и зависимы от РФ. В подавляющем большинстве регионов не было своих должных программ реформ, которые смогли бы в значительной степени сгладить, нейтрализовать негативные процессы, порождаемые в Москве. Поэтому естественная эволюция в полной мере свойственна и регионам.

Конечно, при такой зависимости от РФ, процветание в регионах, да и в любом другом отдельном субъекте РФ, невозможно. Но стабильное развитие, уверенность в завтрашнем дне - возможны!

Поэтому цель Ц2 - это не уровень жизни людей в РФ или в том или другом регионе, аналогичный уровню жизни людей в той же Финляндии, а качество, эффективность функционирования названных систем:

- системы законов и подзаконных актов РФ и регионов;

системы достижения заданной (согласованной) эффективности всеми ветвями власти в рамках (границах) и условиях систем их управления;

системы управления всех ветвей власти в РФ и в регионах.

По всем этим трем системам, решительным образом, повлиять на ситуацию в РФ регионы не могут. Могут только в рамках законодательной инициативы и разграничения полномочий. Не могут по двум главным, основополагающим причинам. Во-первых, регионы практически не могут выработать одну, правильную, согласованную между собой, позицию. Во-вторых, РФ – иерархически высшее по отношению к ним управление (вспомните определение процесса управления). Именно по этим двум главным причинам регионы всегда будут вынуждены идти в фарватере головного флагмана – РФ: куда он, туда и они. Отсюда рождается в основном центробежная сила сепаратизма.

Итак, мы имеем с вами три макро закономерности и, например, очень хотим изменить их в лучшую сторону по вар. 2, что практически невозможно по уже указанным причинам, а также в силу того, что далеко не все губернаторы и законодательные собрания регионов этого хотят. Но, все-таки, а если хотят? Тогда, естественно, возникает вопрос: за какую систему нужно браться в первую очередь? С чего начинать?

Прежде, чем мы с вами будем отвечать на эти вопросы, позволю себе маленькое отступление. По своему опыту знаю, что все, подчеркиваю, все представители всевозможных элит (исполнительной власти, законодатели и судьи), с которыми меня сталкивала судьба, делят сами себя всего на две группы: на тех, кто считает, что нужно начинать с изменения плохих законов и принятия новых хороших в первую очередь, а потом добиваться с их помощью эффективности в работе и на тех, кто считает, что жизнь остановить нельзя и нужно в первую очередь позаботиться об эффективности дел, а уж под практику переделывать законы и сочинять новые. Во второй группе всегда больше практиков, а в первой – теоретиков от доски, ярко выраженный представитель которых всем известный Гайдар. Надеюсь это всем понятно.

Вот теперь мы и начнем с вами анализ самих вопросов, вынесенных в заголовок, и только что прозвучавших. Начнем мы с представителей первой группы и зададим им несколько вопросов: Какие законы нужно менять? В какой мере? Какие новые законы нужны и каковы принципы и условия их создания? Как объединить все действующие и создаваемые законы одним смыслом, чтобы они работали на благо РФ и ее народа, а не во вред?

Инициатив и предложений сегодня великое множество во всем своем неисчислимом многообразии и сложнейших зависимостях. Кто может во всем этом разобраться?! Проведите эксперимент и попробуйте расспросить ваших знакомых представителей элиты и просто авторитетных людей на эту тему, и вы увидите, что даже два человека думают и считают совершенно по-разному. Если мы не будем себе лукавить, то ответ на эти вопросы совершенно очевиден: Никто не может ответить на эти вопросы однозначно, и никто не может разобраться во всем этом огромном конгломерате хаотично принятых законов. Следовательно, начинать с этого нельзя.

Перейдем теперь к представителям второй группы и разберемся с тем, чего же они хотят на благо нашего народа и нас в т.ч. Зададим и им несколько вопросов: Кто сможет образмерить и сказать, причем для всех ветвей власти и России, и ее регионов, что такое эффективно, а что такое не эффективно? Кто сможет объединить усилия всех ветвей власти и центра, и регионов для достижения в плановый период времени цели Ц1, а потом и Ц2 (см. рис. 3)? Кто может рассчитать и назначить каждой из ветвей власти ее составные части эффективностей, входимых в общий эффект (даже звучит не по-русски)? Ответ опять совершенно очевиден – снова никто!

В доказательство - наглядный пример из жизни. Ушел с выборного поста, например, один руководитель, на его место выбрали другого. Этот другой начинает лихорадочно менять структуру, сокращать, передвигать, назначать и прочее и прочее. И пусть даже из самых благих побуждений и намерений. Неужели предыдущий руководитель, который отработал свой срок, был такой "некомпетентный" или зловредный, что не видел этих или других "новаций" нового? И неужели все это новое лучше старого? Из-за передвижения нескольких прямоугольников в структуре власти можно спорить двум специалистам до хрипоты. Я уж не говорю о создании новых структур или ликвидации старых. А простое, примитивное обещание сокращения персонала на круглую цифру 20%?! Да 30% много, никто не поверит, а 10% - мало для избирателей, вот вам и весь секрет этих обещаний! Хорошо, пусть даже кандидат искренне желает эти 20% персонала сократить. Как может знать новый руководитель, что эти 20% персонала у него лишние, и что тем самым он может катастрофическим образом разрушить нужное функционирование того или иного подразделения? Не знает и не может знать. Однако на одни и те же грабли наступает каждый новый руководитель при вступлении в должность. Блажь какая-то. Правда, в конечном итоге, армия чиновников не уменьшается, а все время увеличивается, как гидра мифическая. Кому интересно - постройте график роста численности чиновников с 1985 года. И вы убедитесь, что она имеет характер кривой, которую называют стоящая кобра. А тем временем эта задача решается кардинальным образом, раз и навсегда и снижение численности персонала может быть ошеломляющим, а в будущем - всегда оптимальной.

Из сказанного вырисовывается совершенно отчетливый образ: две группы людей (исполнительные власти и законодательные органы) с переменным успехом перетягивают канат, а третья власть мечется между ними и пытается судить, но ее почти никто из соревнующихся не слушает. Поговорите с умными судьями и они вам это подтвердят. Итак, никто не может однозначно ответить на все эти вопросы, следовательно, начинать с этого нельзя и пора прекратить перетягивать канат. Это утверждение не означает, что нужно сложить руки и ничего не делать, нет. И то, и другое нужно продолжать делать с максимальным старанием, но обозначенные макро закономерности этим не изменить.

Остается последнее - создать номинально (потенциально) эффективные системы управления ветвями власти и при этом взаимно увязанные между собой.

Итак, системы управления. Управлять. Что же это такое?

Многие, конечно, из читателей со мной не согласятся, но я беру на себя смелость утверждать: Мы все не умеем управлять. И не потому, что мы глупые, а потому что у нас нет этих знаний и соответствующего умения в применении этих знаний. Мой опыт общения с управленцами всех рангов, как российского, так и региональных уровней мне это доказал. Никто и в голову не мог взять, что у никого из нас нет знаний, исключительно касающихся области управления ОУ в отрыве от конкретного менеджмента в той или иной области (маркетинг, экономика и финансы, производство, техника и технология, персонал, качество, социальная сфера и т.д.). Причина этого одна: мы все с вами из СССР. А в СССР знания в этой области были под знаком "табу". Действовала общегосударственная, социалистическая система управления народным хозяйством во всем своем многообразии и грандиозной сложности. И никто, ничего в ней не имел права менять: ни директор предприятия, ни первый секретарь обкома, ни министр СССР. Только с разрешения (постановления) Политбюро и/или ЦК КПСС вводились те или иные коррективы этой системы. Так рождались всякие методы и инициативы: "Владимирский", "Щёкинский", "Хозрасчет" и т.д. А те руководители, которые по здравому рассуждению, для пользы дела, пытались что-то поменять, по меньшей мере, получали "по рукам": выговор, партийный выговор, исключение из партии, а иногда некоторых и отдавали под суд. И причина такого, казалось бы, глупого, несправедливого и жестокого поведения системы понятна и оправдана. Нельзя и предельно глупо бессистемно менять систему. И мы в этом убедились, как говорится, на своей шкуре. Вспомните время, когда сказали "Можно" и что после этого произошло. Разрушение государства, которое продолжается до сих пор. И дабы остановить эти разрушительные процессы и взять ситуацию в свои руки мы и должны в РФ и в регионах создать названные системы управления, адекватные внешним и внутренним условиям и их тенденциям развития. Не создадим - будем развиваться, а еще лучше сказать, регрессировать по макро закономерностям 1 вар. Создадим - будем развиваться (если будем правильно управлять) по макро закономерностям вар. 2, а значит, будем управлять и ситуацией и эволюцией.

С этого момента начинается самый сложный этап моего повествования. По опыту знаю, что иногда уходило очень много времени при почти ежедневном общении на эту тему, прежде чем человек освобождался от всех своих старых стереотипов, касающихся управления, а также от приобретенных в современных школах менеджмента и начинал окончательно понимать, что проблема постройки системы управления, - это самодостаточный и главный вопрос всех остальных систем и процессов, действующих в ОУ и, причем первый в очереди строительства, т.е. фундамент, на котором все держится.

Для удобства введения в курс понимания определения "система управления ОУ" предлагаю вам представить себе любой регион в виде человека, РФ - в виде сообщества людей, во главе которых есть вожаки (ветви власти РФ). Человек, из анатомии ясно, имеет систему управления (органы чувств, центральная и периферическая нервные системы и мозг - разум, интеллект). Представьте себе человека здорового, умного, образованного и тренированного - у него система управления действует в совершенстве. Если человек болен, глуп, необразован и не тренирован - в конечном случае это может быть живой труп. Что может сделать такой человек и что может первый?

Но и это еще не все. Если первый сиднем сидит, как Илья Муромец, что он может сделать? Ничего. Вот почему выше я говорил о системе управления и отдельно об эффективности деятельности, имея такую систему. Кто мы сегодня, я имею в виду регионы, любой из них? Человек почти слепой, почти глухой, не умеющий внятно выразить даже свои скудные мысли, почти ничего не чувствующий. Человек, у которого трясучая болезнь и периодически отказывающие внутренние органы, в котором кровь (деньги) еле течет и не во все органы поступает как нужно (ноги, руки холодные и синие) и/или вообще парализованные. Что тогда говорить о сообществе таких людей?

Предположим, что в нашей власти сделать любого из этих людей человеком ясновидящим, хорошо слышащим и т.д., т.е. здоровым - это первый этап (строительство, создание системы управления). Но этого мало, надо еще и заставить, нет неверно, побудить его сделать нужные нам дела (достичь целей Ц1 и Ц2 - см. рис.3). И так с каждым из них.

Теперь вернемся к системам управления и к процессам управления, как таковым. Вспомним определение процесса управления: Управление – это единая, упорядоченная совокупность разнокачественных процессов принятия решений и управляющих воздействий СУ по мере обработки им информации для достижения ОУ и/или самим СУ заданных целей в определенной мере под воздействием внешней среды, внутренних изменений и иерархически высшего управления. Прошу обратить ваше внимание на слово, выделенное жирным шрифтом. Это слово информация – краеугольный камень, на котором построено все здание теории управления и на котором строятся все системы управления. Поэтому, чтобы СУ имел возможность управлять теми или иными ОУ (процессами), он должен, как минимум, всегда (в нужное время) иметь всю необходимую ему объективную информацию: из среды, об объекте управления и о самой системе управления. Из сказанного следует, что система управления и должна предоставить ему эту информацию и от СУ передавать и информацию, и управляющие воздействия на органы управления и т.д.

Настало время привести общее “определение” системам управления, хотя я понимаю, что для большинства читателей данное мной определение не будет очевидным и это на данном этапе естественно. Но ничего, при освоении теории управления для изучающих ее это определение все более и более будет наполняться смыслом.

Система управления – это единая совокупность концепций, правил, мер, программ, форм документов и инструкций по их заполнению и ведению, регламентирующих все потоки информации при выполнении функций управления в реальном времени, а также совокупность средств передачи указанной информации и управляющих воздействий по прямым и обратным связям между СУ, ОУ, системой управления и средой по всем уровням и вертикалям (направлениям) ОУ, необходимых и достаточных соответствующим СУ для принятия управленческих решений и оказания управляющих воздействий на основании сравнения и анализа векторов целей, состояния и ошибки управления.

 

На этом мы пока и закончим эту часть введения. Прошу вас внимательно все изучить и соединить в одном образе со всеми предыдущими материалами. Если будут трудности, то милости прошу, рад буду помочь.

В.А. СИМОНЯН (corrector@karelia.ru)

 

 

Юрий МОРОЗ
Последние новости ШСД:
http://www.moroz.onego.ru
На сайте Школы Своего Дела вы можете подписаться на другие наши рассылки:
  1. Рассылка "Новости Школы своего Дела" (economics.school.moroz)
  2. Представитель Школы своего Дела (ШСД) в регионе (job.search.moroz)
  3. ТРИЗ УМЕР (culture.people.moroz)
  4. Управленческий КОНСАЛТИНГ? Нет ничего проще! (service.moroz)
  5. 1000 и еще 1 ИДЕЯ для Вашего БИЗНЕСА. (economics.news.moroz)
  6. Лучшие БИЗНЕС-ИСТОРИИ (job.education.moroz)
  7. МЕНЕДЖМЕНТ? Это очень ПРОСТО (fin.news.moroz)
  8. Статьи Юрия Мороза (media.economics.moroz)
  9. Отзывы о Школе своего Дела (culture.news.moroz)


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное