Информационный Канал Subscribe.Ru |
"Время новостей", 10 марта, четверг
При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.
По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону
(095) 231-23-07
Процент оптимизма
Алексей Кудрин признал возможность сверхнормативного роста цен в 2005 году
Министерство финансов официально согласилось с тем, о чем уже не одну неделю твердят неправительственные аналитики - с возможностью превышения официального прогноза годовой инфляции, зафиксированного в бюджете-2005 на уровне 8,5%.
В докладе министерства об основных направлениях налоговой политики допускается, что годовая инфляция может составить 10%. Впрочем, и этот показатель у большинства экспертов вызывает скепсис. Наиболее пессимистичные из них в своих оценках не исключают даже 15-процентный рост цен по итогам 2005 года.
В предыдущие годы (за исключением 2003-го, когда уровень роста цен "вписался" в прогнозные оценки - 12%), правительственные чиновники держались за плановый норматив по инфляции что называется до последнего, признаваясь в его возможном превышении лишь осенью, в крайнем случае, в конце лета, когда не видеть очевидного было совсем смешно. В этом году уже по итогам января официальный прогноз подвергся катастрофическому испытанию. Январский показатель инфляции - 2,6% - оказался самым высоким за последние три года. Когда же были опубликованы данные об уровне за два первых месяца года - 3,9% - уже всем стало ясно, что правительственные прогнозы невыполнимы. (За январь-февраль 2004 года инфляция составила 2,8%. По итогам прошлого года цены выросли на 11,7% вместо прогнозных 10%).
Впрочем, глава Минфина Алексей Кудрин все еще надеется на чудо. Признавшись, что в его ведомстве рассматривают в том числе вариант 10-процентной инфляции, он, тем не менее, заверил, что определяющим пока все-таки является прогноз в 8,5%. По словам главы финансового ведомства, достичь прогнозного уровня инфляции сложно, но теоретически возможно, если летом удастся выйти на дефляцию. Кроме того, отметил министр, многое зависит от того, какие решения будут приняты по Стабилизационному фонду, а также в ценообразовании на услуги ЖКХ, в регулитровании цены бензина, а главное - в общей политике бюджетных расходов.
Однако аналитики, даже при условии летнего снижения цен на продовольствие, не склоны соглашаться с "определяющим прогнозом" Минфина. Старший экономист финансовой корпорации "Уралсиб" Владимир Тихомиров сказал газете "Время новостей", что, по его прогнозу, инфляция по итогам года составит 9,5% даже при дефляции в августе на уровне 0,6%. Причем подобный прогноз - один из наиболее оптимистичных. Так, Экономическая экспертная группа прогнозирует годовую инфляцию в пределах 10,5%, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования - 10%, компания "Тройка Диалог" - около 11%. Средняя же оценка годовой инфляции, согласно консенсус-прогнозу, проведенному в феврале Центром развития, составляет 10,7% (минимальная 9,2%, максимальная - 15%).
Настаивая на "определяющем прогнозе" инфляции в 8,5% г-н Кудрин, видимо, рассчитывает на административный ресурс. В конце прошлого года, оказав косвенное давление на нефтяников, властям удалось снизить цены на бензин. Они падают уже третий месяц подряд, в том числе в феврале - на 0,2%. Кроме того, изменив систему выборов губернаторов, федеральный центр приобрел дополнительный рычаг влияния на местные власти, которые теперь вряд ли смогут, не оглядываясь на Москву, принимать решения о повышении тарифов в системе ЖКХ. Впрочем, все подобные "расчеты" пойдут прахом, если "вылезет" какой-нибудь инфляционный фактор, предусмотреть который Минфин не сможет.
В прошлом году таким "роялем в кустах" стал рост цен на мясо, который привнес в показатель инфляции дополнительно 1,2%. В этом году, кстати, мясо "исправляться", судя по всему, не намерено. Как считает ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов, цены на этот вид продовольствия, наряду с увеличением тарифов в ЖКХ, а также высоким ростом цен на плодоовощную продукцию, внесли основной вклад в февральскую инфляцию. При этом, сказал аналитик "Интерфаксу", пока на инфляции, судя по всему, не сказался рост ликвидности, который традиционно наблюдается в четвертом квартале.
Ряд экспертов полагают, что в этом году на инфляцию определяющее влияние будут оказывать цены на бензин, а также на продукцию сельского хозяйства (они напрямую зависят от урожая). Напротив, дополнительные расходы на монетизацию льгот на уровне инфляции скажутся незначительно. Этот фактор может привнести в общий показатель роста цен лишь 0,1-0,2%.
Михаил Воробьев
Станут резолюции добрее
Налоговое администрирование обещают сделать либеральнее
Пока правительство не может найти компромисса по количественным параметрам налоговой реформы -- какие налоги стоит снижать и в каком объеме, необходимость реформы налогового администрирования, похоже, не ставится под сомнение ни Минфином и премьером, ни администрацией президента и бизнес-сообществом. Над реформой налогового администрирования трудится несколько групп экспертов, и, по сведениям "Времени новостей", предложения состоят из 11 пунктов. Часть из них вроде введения закрытого перечня документов или создания в рамках Федеральной налоговой службы структуры по рассмотрению жалоб уже озвучена, часть пока в разработке.
Ограничение права налоговых инспекторов требовать у предприятий для проверок любые документы среди предложений по улучшению администрирования стоит на первом месте. Особо остра эта проблема для крупнейших предприятий, переведенных на контроль в межрегиональные инспекции. В течение пяти дней им предписывают доставить в инспекцию ворох бумаг, а если этого не сделано, на шестые сутки выставляют штраф. Несмотря на то что, как говорят, нефтяники держат специальные самолеты, чтобы возить в Москву недостающие документы, по такому стандарту начиналось дело ЮКОСа и много других фискальных разбирательств с крупными компаниями.
Срок подачи документов на проверку предлагается увеличить с пяти до десяти дней, причем именно рабочих. Многим предпринимателям запомнилось 31 декабря прошлого года, когда инспекции повыставляли акты проверок, требовавшие в первый же рабочий день января представить налоговикам текущую документацию предприятия.
Предпринимателям, возможно, дадут значительно больше времени для "оправданий" перед проверяющими. Сейчас возражения на акт проверки можно подать только в двухнедельный срок. Причем если выездная проверка крупного плательщика длится полгода, несколько десятков проверяющих составляют акт, физически не умещающийся в нескольких коробках, у плательщика нет возможности за две недели изучить эти бумаги, чтобы подготовить адекватный ответ. Поэтому не исключено, что будет установлена пропорция между сроком проверки и сроком подачи возражений: к примеру, один к четырем.
Создать специальные "жалобные" подразделения в рамках ФНС, как считают эксперты, готовящие проект поправок, довольно сложно в правовом смысле. Пока придумана конструкция, по которой такие подразделения будут формироваться вышестоящим органом (что даст им независимость от начальника). А эффективность их работы будет оцениваться по количеству отмененных по жалобам граждан ошибочных решений инспекторов. Тем самым в структуре Минфина фактически образуется два ядра, ответственных за противоположные цели: за наполнение бюджета и за количество выявленных нарушений в рядах самих фискалов.
Чтобы не устраивать плательщикам сюрпризов, инспекции и арбитражные суды планируется обязать выносить решения только в присутствии тех лиц, в отношении которых рассматривается дело.
Чтобы не рушить фондовый рынок, акты проверок, по которым доначисление налогов грозит превысить некий лимит (в планах эта цифра варьируется в пределах нескольких миллионов долларов), должны быть завизированы вышестоящим налоговым органом. Будет ли опасная для рынка сумма доначисления составлять 1 млн долл. или 10 млн долл., пока обсуждается.
Дамоклов меч, нависающий над предприятиями в виде непрерывной выездной проверки, когда проверяющие произвольно растягивают срок своего присутствия в офисах компании, предлагается снять введением календарного срока проверки (ориентировочно 40 рабочих дней).
Основанием для проведения повторных проверок предлагается сделать только решение суда по уголовному делу (если владельцы предприятия уличены в незаконных отношениях с проверяющими). Причем эксперты не исключают, что в перспективе само существование повторных проверок может быть оспорено как противоречащее Конституции. "Если налоговая инспекция презюмируется как компетентный добросовестный государственный орган, то легитимность перепроверки их действий вызывает сомнение", -- говорит управляющий партнер юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Сергей Пепеляев.
Законом предлагается установить и порядок предоставления отсрочек по расплате с долгами перед бюджетом для тех предприятий, кому угрожает банкротство. Сегодня предоставление отсрочек превратилось в своеобразный "рэкет" инспекций, которые на свое усмотрение решают, можно ли дать фирме "передышку" по расчету с долгами.
Пресечь установление самовольных "налоговых постов", когда предприятие проверяют сначала по НДС, потом по прибыли, потом по ЕСН и так до бесконечности, планируется введением ограничений на проверки: три раза за два года. Наконец, чтобы дать предприятию возможность защитить себя в суде, предлагается узаконить предоставление отсрочки по вынесенному фискалами решению на весь период, пока дело рассматривает вышестоящая инстанция или суд. Все эти поправки в Налоговый кодекс предлагается представить в правительство к концу марта.
Ирина СКЛЯРОВА
ФСФР подготовила закон о биржевых облигациях
ФСФР направила в правительство законопроект, который предусматривает появление нового финансового инструмента -- биржевых облигаций, не требующих государственной регистрации. Принятие такого закона, считает служба, обеспечит потребность российских акционерных обществ в пополнении оборотных средств и расширит спектр финансовых инструментов.
Два года назад ФКЦБ уже вносила в правительство подобный законопроект. Однако судьба той инициативы неизвестна. Пришедшая на смену комиссии ФСФР обнародовала свои планы в отношении биржевых облигаций осенью прошлого года (см. "Время новостей от 9 сентября 2004 года), но за полгода планы регулятора претерпели некоторые изменения. Увеличился максимальный срок обращения облигаций -- с девяти месяцев до года. Вторичное их обращение станет возможным не только на бирже, зарегистрировавшей эмиссию, но и на других площадках. И, наконец, если ранее предполагалось, что выпустить эти бумаги может любое акционерное общество, чьи облигации прошли хотя бы один листинг на бирже, то новый проект заменяет листинг облигаций аналогичной процедурой в отношении акций. Как объяснили "Времени новостей" в пресс-службе ФСФР, это условие включено в законопроект для более полного раскрытия информации об эмитентах: облигации имеют ограниченный срок обращения, а после их погашения эмитенты, как правило, не публикуют информацию о себе. Однократная эмиссия таких бумаг, считает ФСФР, еще не гарантирует прозрачности компании. Поскольку государство не будет проверять сведения, изложенные в проспектах биржевых бумаг, то и право их выпуска будет предоставлено только эмитентам с длительной публичной историей.
Замруководителя департамента фондового рынка ФБ "ММВБ" Леонид Савинов заявил "Времени новостей", что биржа принципиально поддерживает нововведения ФСФР. Вводимые же ограничения, по его мнению, продиктованы стремлением защитить права инвесторов: требования к качеству корпоративного управления для эмитентов акций гораздо строже, чем к тем компаниям, которые выпускают облигации. Однако, считает г-н Савинов, в результате происходит ограничение потенциального круга эмитентов биржевых облигаций: из их числа автоматически исключаются ЗАО и банки, которые (не считая Сбербанка), не провели листинг своих акций на фондовых площадках.
С учетом предложенных ФСФР условий осуществить эмиссию биржевых облигаций на ММВБ, ведущей площадке по первичному размещению долговых обязательств, сейчас сможет только 31 эмитент. Парадоксально, но в результате новаций РТС, не особенно активная на рынке долговых обязательств, получит преимущество. Сейчас на ней осуществили листинг своих акций 43 эмитента. Президент РТС Олег Сафонов сообщил "Времени новостей", что его биржа намерена заняться "новым интересным инструментом".
Игорь ПОЛИЩУК
"Сибнефть" пришла в Петербург
Смольный начал распродажу участков под АЗС
"Сибнефть" вчера получила входной билет на рынок розничной торговли нефтепродуктами Санкт-Петербурга -- компания купила на торгах пять участков под строительство АЗС. Еще две автозаправки она сейчас строит и планирует ввести в эксплуатацию в ближайшие месяцы. Сеть из семи АЗС можно считать начальным шагом "Сибнефти" по закреплению на питерском бензиновом рынке, который компания обещала начать завоевывать более двух лет назад. Но такое количество заправок не пойдет ни в какое сравнение с сетью ЛУКОЙЛа: число его заправочных комплексов в северной столице может приблизиться к ста, если он победит в сегодняшнем аукционе по продаже 30 участков под строительство АЗС. Именно поэтому "Сибнефть", по информации "Времени новостей", планирует участвовать и в сегодняшних -- давно объявленных скандальными -- торгах.
Вчера "Сибнефти" достались не самые лучшие участки Санкт-Петербурга, они расположены в пригородах -- в Ломоносове, Петродворце, Красном Селе, Парголове и Белоострове. Второй лот (также из пяти не самых лучших участков) за 1,62 млн долл. (почти на 30% больше стартовой цены) получила "Севзапнефть". Она принадлежит четырем питерским предпринимателям и является новичком на местном рынке нефтепродуктов -- торговлей бензином она занимается чуть больше года и за это время успела построить две АЗС и достраивает третью. Участники рынка утверждают, что "Севзапнефть" не связана ни с одним из вертикально интегрированных нефтяных концернов.
Эксперты и участники рынка в один голос утверждают, что все самые лучшие участки -- на наиболее оживленных городских магистралях -- объединены в лот из 30 участков, который должен быть продан сегодня. Наиболее вероятным претендентом на него является ЛУКОЙЛ, который официально объявил о намерении побороться за эту землю.
Судя по тому, что "Сибнефть" купила участки по стартовой цене (за 1,7 млн долл.), ее конкурент по этому лоту -- наполовину ей же принадлежащая "Славнефть" -- торговаться не пожелал. "Славнефть", по информации "Времени новостей", не будет участвовать и в сегодняшнем аукционе по 30 участкам -- для проведения аукциона нужно минимум два претендента, и они, надо полагать, уже есть. Эксперты подозревают, что помимо ЛУКОЙЛа и "Сибнефти" в аукционе будут участвовать "Сургутнефтегаз", Shell и "Татнефть", которые предпочитают открыто о своих планах не заявлять. Впрочем, глава одной из питерских компаний, работающих на рынке нефтепродуктов, говорит, что "Татнефти" питерский рынок вряд ли будет интересен.
Местные трейдеры в аукционе, похоже, участвовать не будут. Во-первых, потому что начальная цена лота -- 10,1 млн долл., а у них нет таких свободных денег. Во-вторых, они еще месяц назад назвали механизм торгов несправедливым. Нефтяной клуб Петербурга (куда входят почти все крупные операторы питерского бензинового рынка, в том числе вертикально интегрированные компании) заявил, что условия придуманы специально "под ЛУКОЙЛ", и попросил ФАС отменить аукцион. Однако антимонопольная служба не нашла в планируемом аукционе ничего противозаконного.
Для ЛУКОЙЛа же победа в торгах является стратегической задачей. Компания уже эксплуатирует в Петербурге 42 АЗС и намерена в ближайшее время довести до конца сделку по покупке сети из 37 станций местного трейдера "Балт-трейд". Купив 30 участков и построив хотя бы на части из них автозаправочные комплексы, ЛУКОЙЛ будет близок к тому, чтобы получить контроль над примерно половиной бензинового рынка Петербурга. О намерении довести свою долю на нем до 40% Вагит Алекперов заявлял еще примерно шесть лет назад.
Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург
"Парк-Сити" без пива и карандашей
Москва презентовала проект строительства элитного жилого района возле бизнес-центра
На международной выставке крупнейших инвестпроектов в недвижимости MIPIM-2005, проходящей на этой неделе в Канне, правительство Москвы представило иностранным инвесторам "Парк-Сити" -- план создания жилого района возле строящегося бизнес-центра "Москва-Сити". Как заявил на презентации "Парк-Сити" первый вице-мэр Иосиф Орджоникидзе, через два-три года набережная Тараса Шевченко, где будет расположен новый жилой квартал, изменится до неузнаваемости. На протяжении одного километра и на площади 15 га появятся 200 тыс. кв. м элитного жилья, а также 100 тыс. кв. м офисных и торговых площадей. Инвестиции оцениваются в 800 млн долл. Впрочем, по мнению г-на Орджоникидзе, проект представлен на выставке просто для демонстрации, а не для привлечения западных инвестиций: "Мы в Москве можем сами поднять любой проект, с финансами проблем не будет". По мнению главного архитектора столицы Александра Кузьмина, новый квартал способен изменить ее облик к лучшему: "Уже сейчас в Москве все очень хорошо, а будет еще лучше".
Строительство "Парк-Сити" начнется сразу после того, как с набережной будут выведены Бадаевский пивзавод и карандашная фабрика им. Сакко и Ванцетти. Один из акционеров этих двух заводов -- менеджмент строительной компании ПИК -- вместе с Абсолют-банком выступает инвестором проекта. "Поэтому вывод предприятий пройдет легко и безболезненно", -- заявил "Времени новостей" председатель совета директоров компании ПИК Юрий Жуков.
По словам г-на Кузьмина, набережная Тараса Шевченко оставалась последним "заброшенным местом" в центре Москвы. "Новый элитный квартал также повысит инвестиционную привлекательность всего Кутузовского проспекта", -- заявил он. Однако г-н Кузьмин сожалеет о том, что фабрике, "карандашами которой все архитекторы его поколения учились рисовать свои первые здания", придется переехать. Впрочем, градостроительный совет при мэре Москвы, по словам главного архитектора, пока не утвердил проект "Парк-Сити". И возможно, после этой процедуры некоторые детали могут измениться, но сама концепция останется прежней, и все параметры будут сохранены "как минимум на 80%".
По его мнению, квартиры в новом квартале будут пользоваться особой популярностью у тех, кто работает в Сити, поскольку "им будет удобно добираться до офиса". Правда, купить их сможет далеко не каждый, так как стоимость одного квадратного метра в "Парк-Сити", по оценкам г-на Жукова из ПИК, превысит 5 тыс. долларов.
Консультантом проекта выступает московское отделение американской консалтинговой компании Hines. Его глава Тиммонс Ли пояснил "Времени новостей", что "Парк-Сити" будет представлять собой "закрытый мир": "Например, тут появятся две школы специально для детей, чьи родители владеют апартаментами на набережной Тараса Шевченко. Изначально "Парк-Сити" создавался по европейским канонам. Дома тут будут не выше семи этажей, а расстояние между ними составит 70--80 метров. Именно так выглядят по-настоящему элитные кварталы в Европе".
Ольга ПРЯНИКОВА
"Серый" Mercedes на экспорт
Менеджеров DaimlerCrysler подозревают в мошенничестве и растратах
На крупнейшем автозаводе Германии DaimlerCrysler очередной экспортный скандал. Речь идет, как было заявлено прокуратурой, о "нарушениях, допущенных рядом работающих в Германии сотрудников подразделений по экспортному сбыту продукции". При этом следствие выявило несколько "независимых друг от друга подозрительных моментов". Расследование по серым экспортным схемам было начато еще в конце прошлого года силами самой компании. Теперь же за дело взялись прокуроры, и они утверждают, что в концерне "воздух далеко не свежий" и "следствие продолжается".
Еще в конце декабря в срочном порядке был отправлен на пенсию шеф службы сбыта DaimlerChrysler Экхард Панка, а в феврале в связи с подозрениями в нечистоплотности были уволены еще два высокопоставленных менеджера службы сбыта концерна -- Юрген Фар из берлинского отделения и Вальтер Миссинг, глава гамбургского представительства DaimlerChrysler, назначенный на этот пост всего несколько недель назад переводом из Берлина. В последние дни в связи с расследованием все чаще высказываются предположения, что эта тройка находилась в тесной связи с арестованным в Абу-Даби (ОАЭ) и выданным недавно немецкой полиции 49-летним предпринимателем-немцем (его имя не разглашается). Его уже осторожно называют "главой" крупной международной автомобильной банды. Не исключено, считают эксперты, что уволенные менеджеры DaimlerChrysler действовали совместно с этим автоторговцем, которого обвиняют в мошенничестве по меньшей мере в 580 случаях.
Следователи лишь в общих чертах описывают схему его деятельности. Для осуществления своих сделок он с 2000 года через подставные лизинговые фирмы из района Гамбурга заключал "договоры на поставку флота" в страны Европы. Главными партнерами предпринимателя были представительства Mercedes в Берлине и Гамбурге. Этому посреднику предоставлялась 14-процентная скидка по уплате экспортной пошлины. Договоры на уже давно проданные автомобили он постоянно продлевал.
Некоторое время система-пирамида функционировала безукоризненно. Пока в начале 2003 года у DaimlerChrysler и прокуратуры не возникли обоснованные подозрения в мошенничестве. Когда "серый" торговец почувствовал неладное, он скрылся, прихватив с собой всю имевшуюся на сей счет документацию. На сегодняшний день следователи прокуратуры открыто говорят об ущербе в 30 млн евро, причиненном этим торговцем.
Официальные представители DaimlerChrysler в Штутгарте заявили вчера, что "не исключают" связи этого торговца с менеджерами концерна.
Впрочем, известно, что еще в 2002--2003 годах в гамбургском представительстве DaimlerChrysler были вскрыты "недопустимые экспортные сделки". Пятерым сотрудникам, организовавшим тогда "собственную экспортно-сбытовую сеть", по результатам расследования пришлось в срочном порядке оставить свои должности. Технология сбыта Mercedes в такой приватной сети была достаточно изощренной и строилась с глобальным размахом. Через подставные фирмы гамбургские менеджеры-сбытовики отправляли сотни дорогостоящих автомобилей популярной марки в т.н. "защищенные рынки", например Японию. Там они вытесняли местных автоторговцев, которые оказывались не в состоянии конкурировать с "прямыми поставщиками" ни по срокам поставок, ни по ценам. В итоге посредники получали довольно большие комиссионные, которые, естественно, не отражались ни в какой официальной финотчетности. А если появлялись подозрения в нелегальном происхождении конкретного Mercedes, то их душили путем выплат протестующим "провизии поставщика", иными словами -- за молчание.
Новый скандал, очевидно, нанесет удар по имиджу DaimlerChrysler. Вероятно, полагают эксперты, концерн будет сотрудничать с правоохранительными органами с целью поскорее перелистнуть эту неприятную страницу своей истории.
Юрий ШПАКОВ, Берлин
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: fin.rbc.558 |
Отписаться |
В избранное | ||