Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"
Информационный Канал Subscribe.Ru |
"Время новостей", 14 марта, понедельник
При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.
По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону
(095) 231-23-07
Добавь себе стоимости
Алексей Кудрин выиграл первый раунд налоговой войны у Михаила Фрадкова
В пятницу была официально закрыта возможность для радикальных преобразований налоговой системы. Точку в споре о вариантах и целесообразности снижения налога на добавленную стоимость поставила бюджетная комиссия, начавшая работу над планированием бюджетного процесса на ближайшие три года. Хотя впервые в новейшей истории России премьер сам возглавил комиссию вместо министра финансов, это главе правительства не помогло.
Комиссия решила заморозить действующую ставку НДС в 18% на трехлетний период, оставив в силе предложения по ускоренному возврату налога. Дискуссия по остальным налогам пока открыта.
Налоговая реформа стала для премьера Михаила Фрадкова весьма эффектным способом обозначить себя в качестве самостоятельной фигуры в правительстве -- более влиятельной, чем пользующиеся поддержкой президента министры экономического блока Алексей Кудрин и Герман Греф, сохранившие свои посты после отставки кабинета Михаила Касьянова. Белодомовский аппарат взялся за формирование экономического курса правительства, минуя ведомства Кудрина и Грефа. Главным предложением аппарата правительства стало снижение ставки НДС с 18 до 13%. По прикидкам замглавы аппарата правительства Михаила Копейкина, это позволило бы резко улучшить деловой климат и инвестиционную привлекательность страны. Никаких конкретных цифр, демонстрирующих пользу этого предложения, аппарат правительства не представил, зато настойчиво напирал на ускорение темпов экономического роста как на залог выполнения политического поручения президента удвоить ВВП к 2012 году.
Премьер и его аппарат решили привлечь на свою сторону бизнес-сообщество, представлявшее весь спектр предпринимательских организаций: от малого бизнеса до "олигархов". Каждая из этих организаций подготовила свой пакет предложений, которые были вынесены на Совет по конкурентоспособности при премьере. Г-н Фрадков обещал учесть все предложения деловых кругов и даже заслушать их на заседании правительства, чего раньше не случалось.
Оппоненты премьера в налоговой битве с предпринимателями тоже встречались. Правда, снижения налоговых ставок им не обещали, а просили подготовить предложения по улучшению администрирования налогов. В борьбе за сохранение ставки НДС Алексей Кудрин в отличие от своих оппонентов сделал акцент именно на цифры. Минфин и МЭРТ подготовили документ с оценкой выпадающих доходов бюджета. Правда, пока это только "частная" точка зрения двух министерств, а не официальная оценка правительства.
В итоге точка зрения министра финансов нашла большую поддержку у членов бюджетной комиссии, чем планы премьера. Комиссия решила не трогать ставку НДС вообще, так как к моменту начала работы над бюджетом следующего года нет достоверных расчетов экономических последствий такого снижения. По окончании заседания министр финансов Алексей Кудрин публично сообщил о победе над собственным начальником, отметив, что среди членов комиссии возобладал прагматичный подход. Снижение НДС, говорил он, может вызвать непредсказуемые последствия для бюджета (который несет незапланированные расходы от монетизации льгот).
Источник "Времени новостей" в аппарате Белого дома в свою очередь уверял, что "победа" г-на Кудрина на самом деле есть прямой саботаж поручения премьера выполнить "простое арифметическое действие" -- просчитать последствия для бюджета при снижении НДС до 13%. Премьер, по сведениям нашего источника, был готов либо пойти на радикальный вариант снижения налога, либо не снижать вовсе, ограничившись упрощением его администрирования. В обоснование своего бездействия, по словам того же источника, министр финансов попросту пошел на прием к президенту, чем застраховался от возможных последствий.
Частная аппаратная интрига в правительстве в конечном счете разрешилась стандартно -- как и в касьяновские времена. Премьер постарался прибегнуть к помощи аппарата, но ключевые министры, вхожие к президенту, указали этому аппарату его место. При этом пятничное решение, принятое бюджетной комиссией, предсказуемости налоговой реформе отнюдь не добавляет. Впереди еще специальное "налоговое" заседание правительства, намеченное на конец марта. Там вновь должен быть поставлен вопрос о содержании налоговой политики. Вполне возможно, что к тому времени у спорящих сторон появятся новые аргументы. К тому же принятое решение о заморозке ставок НДС на три года вовсе не означает, что не будут трогать другие налоги, например единый социальный или налог на прибыль. Наконец, открытым пока остается вопрос о реформе налогового администрирования, в необходимости упорядочивания которого никто не сомневается. Правда, противоборствующие стороны и здесь оценивают ситуацию по-разному. Премьер предлагает резко увеличить задания по сбору налогов и таможенных платежей для Федеральной налоговой и Федеральной таможенной служб. А министр финансов уже несколько раз публично называл эти предложения "налоговыми репрессиями". Он полагает, что надо вводить более либеральный порядок налоговых проверок.
В любом случае очевидно, что первая попытка премьер-министра преодолеть очевидный аппаратный и идеологический раскол в правительстве провалилась.
Ирина СКЛЯРОВА,
Вера КУЗНЕЦОВА
США засудят ОПЕК
Америка намерена бороться на своей территории с картельным сговором нефтяников
ОПЕК в среду на очередной конференции планирует установить размер квот на добычу нефти во втором квартале. Как заявил в минувшую субботу президент картеля, министр энергетики Кувейта Ахмед Фахд ас-Сабах, организация намерена сохранить производство на нынешнем уровне в 27 млн баррелей в сутки. Ранее ОПЕК собиралась снизить добычу, прогнозируя падение спроса, однако отказалась от этого намерения, после того как в конце февраля цены на сырье превысили 50 долл. за баррель. При этом в организации уверены, что котировки находятся на приемлемом для производителей и потребителей уровне. Г-н Ас-Сабах, отметив, что картель не станет снижать квоты, призвал "остерегаться перепроизводства" и порекомендовал нефтяным министрам отказаться от практики превышения установленного объема добычи.
В то же время Америка, являющаяся основным потребителем сырья, продолжает всеми возможными способами бороться с ОПЕК, пытаясь заставить картель сбить цены на нефть. Как передает ИТАР-ТАСС, в сенат США внесен законопроект, допускающий преследование стран--членов картеля в американских судах по обвинению в нарушении антимонопольного законодательства и картельном сговоре. Акт озаглавлен "Нет -- нефтедобывающим и экспортирующим картелям". В случае принятия законопроекта право возбуждать иски против ОПЕК в американских судах получат минюст и Федеральная торговая комиссия США.
Это далеко не первая попытка американцев повлиять на ОПЕК. Буквально в январе пять сенаторов-демократов направили в адрес г-на Ас-Сабаха письмо, где высказывали мнение, что ограничения в производстве нефти, применяемые ОПЕК, могут расцениваться как нарушение правил Всемирной торговой организации (ВТО). "Более чем половина членов ОПЕК являются также членами ВТО, а правила ВТО запрещают странам налагать экспортные квоты, и использование ОПЕК экспортных квот представляется нам потенциальным нарушением правил ВТО, -- говорилось в письме. -- Нынешние высокие цены на нефть наносят вред американской экономике. Мы будем продолжать внимательно следить за ситуацией, и мы готовы предпринять соответствующие действия, чтобы гарантировать, что американские семьи и компании получат доступ к энергии".
Америке есть о чем беспокоиться: потребление нефти в мире год от года растет, а производство увеличивается довольно медленными темпами. Международное энергетическое агентство (IEA), объединяющее 26 индустриально развитых стран -- крупнейших потребителей сырья, в своем докладе отмечает: "Реальность сегодняшнего дня состоит в том, что потребление достигает предельных возможностей нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Если в области предложения нефти будут сохраняться нынешние трудности, следует большее внимание уделять альтернативным источникам энергии. Сейчас промышленный мир все больше приходит к выводу о том, что эпоха дешевой нефти закончилась".
Денис РЕБРОВ
Noga Москвы
Россия предоставит свою территорию для тяжб с иностранными государствами
Уже вскоре граждане России смогут засудить иностранное государство по месту своего жительства. В пятницу Госдума приняла в первом чтении проект закона "О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности", который предоставляет россиянам такую возможность.
В нижней палате не нашлось ни одного противника этого документа, который можно считать пусть запоздалым, но симметричным ответом на многочисленные иски к российскому правительству, которые в последние годы рассматривались за рубежом, в том числе и на скандальную тяжбу со швейцарской компанией Noga. Хотя многие эксперты не исключают, что рассмотрение законопроекта о юрисдикционном иммунитете может считаться и своеобразным откликом на попытки менеджмента опальной нефтяной компании "ЮКОС" прибегнуть к помощи американской и европейской Фемиды.
Ведь на самом деле законопроект был разработан в Центре частного права при президенте еще три года назад и довольно долгое время пылился в правительственных кабинетах. Этой зимой власти вспомнили о нем настолько внезапно, что даже авторы закона узнали о его внесении в Госдуму от журналистов. Причем впопыхах на суд депутатов с разницей в месяц было представлено сразу два документа под одним названием, совпадающих практически до запятой. 10 декабря 2004 года законопроект внес заместитель председателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Петр Шелищ ("Единая Россия"). А 10 января 2005 года, по распоряжению премьер-министра Михаила Фрадкова, в нижнюю палату поступил аналогичный документ уже из Белого дома. Спустя еще два месяца 365 депутатов единодушно проголосовали за законопроект -- голосовавших против или воздержавшихся среди думцев в минувшую пятницу не было.
Представлявший закон заместитель министра экономического развития и торговли Виталий Савельев обтекаемо пояснил, что цель данного юридического акта -- "обеспечение интересов физических и юридических лиц, вступающих в правоотношения с иностранными государствами". Впрочем, из сопроводительных документов к законопроекту депутаты легко могли понять, что российские власти впредь собираются адекватно отвечать на процессы против России за рубежом. "Назрела необходимость разработки и принятия законодательного акта, который при определенных условиях ограничивал бы юрисдикционный иммунитет иностранного государства", -- говорится в пояснительной записке, напоминающей, что СССР и России неоднократно приходилось выступать ответчиком по искам в других государствах: по договорам, заключенным нашими торгпредствами, по перевозкам "Аэрофлота" и морских пароходств. А швейцарская компания Noga с маниакальной настойчивостью несколько лет преследовала Россию в различных зарубежных судах и даже вынудила государственные авиакомпании из-за угрозы ареста техники отказываться от участия в престижных зарубежных авиасалонах.
Наверняка учитывают депутаты и другие факты, в пояснительную записку по понятным причинам не попавшие: законопроект был внесен в Госдуму и рассматривается депутатами параллельно с рассмотрением дела о банкротстве ЮКОСа в Хьюстоне и изучением в международном арбитраже иска MENATEP Group к правительству России на 28,3 млрд долл. Дочерние компании группы Hulley Enterprises (Кипр) и Yukos Universal Limited (о. Мэн) считают продажу "Юганскнефтегаза" экспроприацией инвестиций и требуют согласно Европейской энергетической хартии "справедливой рыночной компенсации". Несмотря на то что хартия Россией не ратифицирована, да и перспективы этого дела для MENATEP Group многие юристы считают сомнительными, Москва, похоже, считает необходимым предупредить о возможных последствиях государства, предоставляющие свою территорию для юридических изысканий по ЮКОСу.
Во всяком случае, новый законопроект призван подготовить базу для ведения в России процессов против других стран. В этом документе четко указано, в каких случаях иностранное правительство не сможет спрятаться за иммунитет и отказаться от роли ответчика в российском суде. Так или иначе все эти исключения связаны с коммерческими проектами, в которых государство выступает не как носитель власти, а как сторона по сделке.
Несмотря на то что голосованием в пятницу депутаты подтвердили готовность поддержать исполнительную власть в борьбе с чужеземными сутяжниками, ко второму чтению законопроект ждет правка. У правового управления Госдумы и комитета нижней палаты по собственности есть ряд претензий к нему, в основном касающихся приведения документа в соответствие с другими законодательными актами. Кроме того, терминология законопроекта соответствует скорее международному, нежели российскому праву.
Впрочем, авторов документа это не страшит. Как рассказал корреспонденту "Времени новостей" первый заместитель председателя совета Исследовательского центра частного права при президенте Александр Маковский, сейчас обсуждается идея создания группы экспертов из различных министерств, которые предложат свои поправки к закону. По его словам, у документа есть все шансы быть принятым парламентом уже в ходе весенней сессии. А значит, вскоре российским судьям придется столкнуться с непривычной для них категорией дел, по которым подсудимыми будут проходить правительства самых влиятельных государств мира.
Юрий КОЛЕСОВ
Богатые могут не плакать
Главный финансовый разведчик страны успокоил Романа Абрамовича
Глава Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ) Виктор Зубков в минувшую пятницу отчитался перед журналистами об успехах своего ведомства в прошлом году. Выяснилось, что российским финансовым разведчикам есть чем похвалиться. На ниве борьбы с "грязными" деньгами и финансированием терроризма они поработали гораздо лучше, чем в 2003 году.
В прошлом году по материалам ФСФМ было возбуждено 62 уголовных дела, фигуранты которых пытались провести незаконные операции на общую сумму 170 млрд руб. (годом ранее финансовым разведчикам удалось собрать материал, потребовавший возбуждения уголовных дел "всего" на 70 млрд руб.). Кроме того, материалы "Росфинмониторинга" были задействованы в 540 уголовных делах, инициированных правоохранительными органами. "Эта статистика говорит, что система (борьбы с отмыванием "грязных" денег. -- Ред.) в 2004 году укрепилась, она работает эффективно", -- сделал вывод Виктор Зубков. В 2004 году появились и судебные приговоры по делам об отмывании денег и финансировании терроризма. Таковых набралось целых шесть, тогда как годом ранее не было ни одного. Например, Русский депозитарный банк, сказал глава ФСФМ, уличен в отмывании 20 млн долл. Кроме того, обвинением выиграно дело, связанное с дорожным фондом Приволжского федерального округа. Также успешно завершено в суде, как сказал г-н Зубков, "одно международное дело, связанное с финансированием терроризма". В общей сложности в 2004 году материалы "Росфинмониторинга" были задействованы в восьми международных расследованиях. Причем речь идет об отмывании крупных сумм -- до 40 млн долл.
Фигурируют ли в них самые богатые россияне, оперирующие десятками и сотнями миллионов долларов в разных странах, неизвестно. Однако если у финансовых разведчиков и появится хоть какое-то подозрение по отношению к российским миллиардерам, точно не на основе газетных или журнальных публикаций, например ежегодно публикуемого журналом "Форбс" списка самых богатых людей планеты (в этом году в списке значатся 27 россиян). Как пояснил Виктор Зубков, по закону его подчиненные могут инициировать расследование на основании лишь трех источников: информации от кредитных и некредитных организаций, российских правоохранительных органов и иностранных финансовых разведок. "Других источников нет, ни журналов, ни каких-либо еще", -- подчеркнул он. Видимо, как раз из-за отсутствия соответствующей информации "Росфинмониторинг" не занимается изучением покупки Романом Абрамовичем -- самым богатым россиянином, состояние которого "Форбс" оценил в 13,3 млрд долл., -- английского футбольного клуба "Челси". "Мы не занимаемся этим вопросом, я ничего не могу об этом сказать", -- отметил г-н Зубков.
Напротив, финансовыми операциями экс-олигарха Владимира Гусинского и главного акционера ЮКОСа Леонида Невзлина, счета которых находятся в одном из заподозренных в отмывании "грязных" денег израильских банков, ФСФМ, похоже, занимается. По крайней мере Виктор Зубков сообщил, что возглавляемая им структура обменивается с Израилем информацией. Однако о каких-либо подробностях главный финансовый разведчик России умолчал.
Зато сообщил, что не все российские банки чисты перед антиотмывочным законом. "Нечистых", правда, немного (по словам Виктора Зубкова, "их можно пересчитать по пальцам двух рук"), и они некрупные, однако неумелые действия против этих банков могут привести к ощутимым последствиям для банковской системы. Достаточно вспомнить летний банковский кризис, спровоцированный неуклюжими действиями ЦБ в отношении Содбизнесбанка, обвиненного в легализации "грязных" денег. Чтобы избежать подобных эксцессов, Виктор Зубков предлагает при возникновении подозрения в отмывании денег проводить в банках оперативные проверки с участием представителей ФСФМ, правоохранительных органов, Центробанка. Как считает глава "Росфинмониторинга", если бы существовала возможность проверить Содбизнесбанк раньше, "можно было бы не допустить, чтобы этот банк наращивал клиентскую базу, повышал процентные ставки, уводил деньги за рубеж". По признанию Виктора Зубкова, Центробанк на его предложение пока не ответил.
Михаил ВОРОБЬЕВ
Siemens получил гарантии РЖД
Геннадий Фадеев обещал купить 60 высокоскоростных составов
Российские железнодорожники пообещали в минувшую пятницу немецкому концерну Siemens покупать у него технологию производства высокоскоростных поездов, выпуск которых планируется начать к 2007 году. Гарантированный сбыт в России президенту компании "Siemens -- транспортные системы" Хансу Шаберту лично пообещал глава "Российских железных дорог" Геннадий Фадеев. Контракт, как уверяют в РЖД, будет подписан уже через месяц. И хотя условия финансирования проекта до сих пор неизвестны, гарантии РЖД эксперты считают ключевым моментом для дальнейшей его реализации.
Оставив попытки реанимировать скандальный проект "Сокол-250", руководство РЖД, поставившее перед собой задачу наладить высокоскоростное сообщение между крупнейшими городами европейской части страны, решило попробовать вместе с концерном Siemens выпускать электропоезда, развивающие скорость до 230 км/ч. Проект договора был подписан в ноябре прошлого года: на Siemens возложена роль поставщика технологий, а РЖД предоставит производственную площадку, в качестве которой был выбран филиал компании -- Московский локомотиворемонтный завод. Остальные детали проекта (технические параметры поезда, финансирование) до сих пор обсуждаются.
Как следует из пресс-релиза, распространенного РЖД по итогам встречи гг. Шаберта и Фадеева, будет создано СП, которое займется проектированием и серийным выпуском высокоскоростных электропоездов нового поколения по российским техническим требованиям, а также привлечением средств. В это СП "войдут компания Siemens, российские промышленные предприятия, инвестиционные банки и компании". РЖД, по словам г-на Фадеева, обязуется заключить с СП договор о гарантированной закупке 60 поездов по согласованной цене (какой именно, в сообщении не указывается). Принципиальное условие заключения контракта, по мнению главы РЖД, -- обязательство Siemens разместить производственные мощности в России и постепенно русифицировать производство, увеличив долю российских комплектующих с 30% себестоимости поезда в 2007--2008 годах до 80% в 2015-м. За невыполнение обязательств будут предусмотрены финансовые санкции. Ханс Шаберт с предложениями РЖД согласился, отметив, что они "практически на 100% отвечают представлениям Siemens о готовящемся контракте".
Впрочем, до конца роль РЖД в СП остается неясной. Эксперты полагают, что у РЖД, по крайней мере на первом этапе, не будет контрольного пакета в совместном предприятии. Российская сторона предоставляет лишь площадку завода (да и то не ясно, на каких условия, -- аренда или что-либо другое). Ни технологий, ни проектной документации компания предоставить не в состоянии, поясняет директор департамента консалтинга РБС (консультант РЖД) Евгений Коновалов. По его мнению, финансирование скорее всего железнодорожная монополия будет осуществлять не напрямую за счет своих средств, а через инвесторов под гарантии РЖД. По словам г-на Фадеева, в компанию уже поступают подобные предложения от российских и европейских банков. Эксперт уверен, что Siemens также будет участвовать в финансировании, привлекая западные кредиты, причем даже в большей степени, чем РЖД, поскольку это будет дешевле.
Уже сейчас эксперты указывают на подводные камни: возможно, что проектное решение Siemens не будет отвечать условиям эксплуатации и обслуживания на российских железных дорогах. Впрочем, г-н Фадеев пообещал в течение трех лет привести инфраструктуру российских железных дорог в соответствие с требованиями эксплуатации высокоскоростных поездов. Стоимость этих работ, по его оценке, сопоставима со стоимостью всех 60 скоростных составов. По оценке экспертов, в сумме это будет около 2 млрд долларов.
Кроме того, г-н Коновалов сомневается, что сторонам удастся подписать контракт в апреле: структура сделки имеет сложный характер, предполагает наличие множества участников и требует не одного согласования. Скорее всего, считает он, на оформление окончательных договоренностей уйдет несколько месяцев.
Яна ГОДОВАНАЯ
"Аэрофлот" взял банки в долю
В Шереметьево-3 появляются новые акционеры
"Аэрофлот" в минувшую пятницу решил продать часть акций своего дочернего ОАО "Терминал" "Международному аэропорту Шереметьево" (МАШ), Сбербанку и Внешторгбанку (ВТБ). Таким образом, эти структуры получат возможность участвовать в строительстве нового пассажирского терминала Шереметьево-3, для возведения которого "Аэрофлот" и создал "Терминал", 100% акций которого принадлежит пока только ему.
Размер пакета "Терминала", передаваемого МАШ, был утвержден в тот же день советом директоров "Аэрофлота" -- 25% плюс одна акция. Объем пакетов Сбербанка и ВТБ должен стать предметом переговоров менеджмента "Аэрофлота" с этими двумя банками. Заместитель генерального директора "Аэрофлота" Лев Кошляков вчера сообщил "Времени новостей", что каждый банк вступает в проект самостоятельно, а не в альянсе друг с другом или с администрацией МАШ. Причем каждый из банков, по его словам, желает приобрести пакет акций "вплоть до контрольного".
Замгендиректора "Аэрофлота" выразил надежду, что участие двух крупных государственных банков в строительстве Шереметьево-3 придаст проекту "вес и статус", а также поможет обеспечить благожелательное отношение со стороны государственных органов.
Еще в начале этого года "Аэрофлот" заявил о готовности передать МАШ блокирующий пакет "Терминала". Так что пятничное решение совета директоров лишь формализовало это предложение. Совет директоров МАШ, правда, в конце января одобрил приобретение контрольного пакета ОАО "Терминал". МАШ предполагает осуществить эту покупку в два этапа: блокирующий пакет приобрести немедленно, а еще 25% -- после окончания строительства терминала. Лев Кошляков вчера сказал "Времени новостей", что вопрос об удовлетворении второй части заявки МАШ перед "Аэрофлотом" пока не стоит. По меньшей мере до завершения строительства терминала (рассчитанного на три года) компания намерена оставить контрольный пакет "Терминала" в своих руках.
Размер же пакетов, которые можно было бы продать ВТБ и Сбербанку, по словам г-на Кошлякова, пока даже не обсуждался членами совета директоров "Аэрофлота". Как известно, в начале этого года ВТБ и МАШ подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве. Тем не менее в проект Шереметьево-3 банки вступают как самостоятельные инвесторы, не связанные никакими особыми отношениями с администрацией МАШ, заявил вчера г-н Кошляков "Времени новостей". Он отметил, что "Аэрофлот" позитивно воспринял желание двух крупных банков участвовать в проекте: с их помощью авиакомпания сможет получить кредиты на международном финансовом рынке по более низким ставкам, чем если бы она это делала в одиночку. Он также выразил надежду, что присутствие ВТБ и Сбербанка поможет "лоббировать интересы компании в государственных органах" и "сдвинуть с мертвой точки проект Шереметьево-3, который слишком затянулся".
Михаил КУКУШКИН
Тотальное невезение
Французской нефтяной компании не удается освоиться в России
Французскую Total, вторую по величине в мире частную нефтегазовую корпорацию, в России продолжают преследовать неудачи. Судя по всему, ей не удастся купить блокирующий пакет акций НОВАТЭКа -- крупнейшего независимого производителя газа. Как только процесс одобрения сделки простимулировал президент Франции Жак Ширак, а ФАС направила в правительство проект положительного решения, руководство НОВАТЭКа заявило, что хочет пересмотреть цену акций. И хотя разногласия по сумме сделки между акционерами НОВАТЭКа и Total были и ранее, форма, в которой они были впервые озвучены, может свидетельствовать о более серьезной, неэкономической подоплеке событий.
На конференции в Нью-Йорке финансовый директор НОВАТЭКа Марк Джетвей заявил, что руководство его компании планирует обсудить с французской Total вопрос об увеличении суммы сделки. "Оценка (стоимости акций НОВАТЭКа. -- Ред.), на которую мы согласились, была сделана более 15 месяцев назад, и до сих пор сделка не завершена", -- передает Bloomberg со ссылкой на топ-менеджера компании. А поскольку финансово-производственные показатели НОВАТЭКа растут быстрее, чем прогнозировалось, российская сторона, как выразился г-н Джетвей, "собирается предложить сесть за стол переговоров и обсудить величину стоимости компании, когда сделка будет близка к завершению".
До сих пор стороны утверждали, что обо всем договорились, а финансовый директор Total Робер Кастэйн даже называл сумму сделки -- около 850 млн долл. Между тем в Total пока утверждают, что подобное предложение от российских партнеров в компанию еще не поступало. В НОВАТЭКе не стали комментировать причины столь резкого изменения позиции.
В то же время краткий экскурс в непродолжительную историю присутствия Total в России свидетельствует о том, что у французской компании явно не складываются отношения с властями. Проект разработки Харьягинского нефтяного месторождения вообще стал предметом международной тяжбы между Total и правительством России. Но после встречи министра промышленности и энергетики Виктора Христенко с его французским коллегой Николя Саркази последний заявил: "Мы договорились, что обе стороны найдут досудебное решение по Харьягинскому месторождению, более удовлетворительное, чем решение арбитражного суда". С тех пор никакой динамики у процесса не наблюдается. Кроме того, Total конфликтует с "Роснефтью" по поводу доли в проекте разработки Ванкорского месторождения. "Роснефть" приобрела английскую Anglo-Siberian Oil Company (ASOC), которая перед этой сделкой заключила договор о передаче Total своей доли в Ванкоре, но эта транзакция так и не была оформлена. Французы неоднократно заявляли о намерении воспользоваться своими правами, однако "Роснефть" их не признает.
Все это не дает Total особых оснований для благосклонности со стороны российских государственных органов, тем более в свете последних инициатив Минприроды по ограничению доступа иностранных компаний к недрам. Нельзя исключать, что медлительность ФАС, которая явно не торопилась рассматривать заявку французов на покупку блокпакета НОВАТЭКа, связана в том числе и с этим. Не случайно руководство Total первым из крупных иностранных компаний обозначило свое недовольство намерениями ведомства Юрия Трутнева. "Позиция Минприроды накладывает серьезные ограничения на наши действия, -- заявил глава Total по Европе и Центральной Азии Менно Грувель в одном из интервью. -- Эти новые риски мы еще будем обсуждать, но уже ясно, что заявление министра может заставить нас пересмотреть свою стратегию инвестиций в России".
Более того, источники, близкие к НОВАТЭКу, неоднократно намекали, что в "Газпроме" к появлению в составе крупнейшего производителя газа стратегического иностранного инвестора относились, мягко говоря, без энтузиазма.
Однако после того как в феврале президент Франции Жак Ширак написал Владимиру Путину письмо с просьбой ускорить одобрение сделки, затягивать ее на уровне госорганов стало сложнее. Новая же переговорная позиция НОВАТЭКа в этом смысле оказалась для российских властей как нельзя кстати.
В то же время для акционеров НОВАТЭКа решение увеличить цену предлагаемых Total акций не выглядит слишком уж неприятным. Компания демонстрирует солидный рост производственных и финансовых показателей. Ее чистая прибыль, согласно опубликованной в минувшую пятницу консолидированной отчетности по МСФО за 9 месяцев 2004 года, составила 4,1 млрд руб. (1,8 млрд руб. -- за тот же период 2003 года). Общая выручка и другие доходы компании выросли на 60%, до 18,3 млрд руб., из них продажи газа принесли 9,2 млрд руб. (рост на 72%). Компания после консолидации, которая сейчас уже фактически завершена (осталось перерегистрировать основные добывающие "дочки" из ОАО в ООО), была оценена ИК "Тройка Диалог" в 4,3 млрд долл. Исходя из этого цена блокпакета составляет 1,1--1,2 млрд долл., а после запланированного на лето IPO на Лондонской бирже (планируется разместить 10--15% акций) она может вырасти. Кроме того, акционеры компании смогли найти средства на финансирование консолидации (выкуп доли "Итеры" в "Таркосаленефтегазе" и "Ханчейнефтегазе"), а значит, так остро уже не нуждаются в деньгах Total.
Алексей ГРИВАЧ, Денис РЕБРОВ
Равнение на центр
Государство увеличивает контроль над АЛРОСА
Федеральный центр разработал схему увеличения своей доли в якутской компании АЛРОСА, добывающей 99% всех российских алмазов и занимающей 23% в мировой добыче драгкамней. Как сообщил Интерфаксу источник, близкий к компании, предстоящая сделка пройдет в несколько этапов. Сначала будет проведена допэмиссия акций АЛРОСА, после чего в качестве оплаты правительства России и Якутии внесут в уставный капитал свои пакеты шести компаний алмазной отрасли.
По словам источника, в капитал АЛРОСА планируется внести смоленский "Кристалл" (принадлежит государству на 100%), "Алмазный мир" (доля федерального центра составляет 52,37%, еще 25% принадлежит АЛРОСА), "Якутуголь" и "Эльгауголь" (власти Якутии контролируют 75% минус одна акция и 34,66% акций соответственно), "АЛРОСА-Нюрба" (88,28% акций контролирует АЛРОСА, 10% -- администрация Нюрбинского улуса) и Приобский завод цветных металлов. Впрочем, по словам источника, "этот перечень может быть еще уточнен". В ближайшее время запланировано проведение оценки этих компаний, по итогам которой будет принято решение о том, какие из них точно будут задействованы в сделке.
Причины недовольства федерального центра своей долей в АЛРОСА -- в условиях создания компании. АЛРОСА была образована в июле 1992 года указом Бориса Ельцина на базе научно-производственного объединения "Якуталмаз" в рамках процесса суверенизации российских республик. Изначально Мингосимущества и якутское правительство получили равное количество акций -- по 32%.Однако якутская элита, рассматривая АЛРОСА как экономическую основу своего благополучия, стремилась увеличить контроль над компанией. Неравенство было закреплено передачей 8% акций якутским улусам. Еще около 20% акций осталось за трудовым коллективом и 5% -- у правительственного фонда социальных гарантий военнослужащих "Гарантия" (учредители -- Минобороны, МВД, ФСБ, Минимущества). В 2001 году контрольное управление администрации президента пришло к выводу о том, что распределение акционерного капитала АЛРОСА противоречит указу Бориса Ельцина о создании компании и наносит ущерб федеральному бюджету. По результатам проверки Владимир Путин поручил правительству принять меры по защите госсобственности в алмазно-бриллиантовом комплексе Якутии. В Минимущества, где готовились соответствующие предложения, изначально ориентировались на увеличение федеральной доли до 51%. В качестве вариантов обсуждался возврат акций, принадлежавших якутским улусам, а также выкуп бумаг у рабочего коллектива. В качестве альтернативы предлагалось внести в уставный капитал АЛРОСА акции подконтрольных государству смоленского "Кристалла" и "Алмазного мира".
Но правительству удалось лишь передать в собственность Минимущества 5% акций АЛРОСА, принадлежащих фонду "Гарантия", что увеличило федеральную долю в якутской компании до 37%. А в 2003 году было акционировано ГУП "Кристалл", 100% акций которого были переданы в ведение Минимущества.
Все это время политика центра вызывала явное неприятие со стороны менеджмента АЛРОСА, близкого к руководству Якутии. В одном из своих последних интервью в должности президента АЛРОСА Владимир Калитин заметил, что "республиканские власти могут в ответ (на попытки правительства увеличить свою долю путем внесения новых активов. -- Ред.) внести в уставный капитал любой другой актив, и размеры пакетов уравняются".
Однако в конце минувшего года по директиве премьера Михаила Фрадкова президентом АЛРОСА вместо Калитина был избран его заместитель по финансовым потокам Александр Ничипорук, считающийся протеже главы Минфина Алексея Кудрина. Смена руководства АЛРОСА -- и теперь это очевидно -- стала подготовительным этапом сделки, в результате которой федеральные власти намерены увеличить госконтроль над алмазной монополией.
Яна ГОДОВАНАЯ
Армения начинает строить газопровод из Ирана
"Армросгазпром" (СП "Газпрома" и правительства Армении) в течение месяца планирует начать строительство армянского участка газопровода Иран--Армения. Как сообщил в минувшую пятницу глава компании Карен Карапетян, пришлось несколько изменить первоначальный проект, в частности предусмотрены "некоторые сооружения" вдоль трассы. По его словам, до конца марта иранская сторона представит Армении окончательные финансовые расчеты и согласует новый проект.
Как известно, основной контракт по строительству газопровода Иран--Армения был подписан в мае 2004 года в Ереване. Сооружение трубы между Арменией и Ираном должно завершиться до 1 января 2007 года. На первом этапе Иран должен поставлять в Армению 1,1 млрд куб. м природного газа ежегодно, а с 2019 года -- по 2,3 млрд. Договор заключен сроком на 20 лет. Стоимость проекта оценивается в 200--250 млн долл. Первый его этап предусматривает строительство 100 км газопровода по иранской территории и 41 км по армянской (Мегри--Каджаран), что позволит Армении получать 1,5 млн куб. м газа ежедневно. На втором этапе будет сооружена труба Каджаран--Сисиан--Джермук--Арарат. Участвовать в ее строительстве намерены "Армросгазпром" и несколько иностранных компаний, выступающих единым консорциумом. Переговоры уже близятся к завершению, и скоро правительство объявит подрядчика строительства второго участка газопровода Иран--Армения.
В начале марта "Армросгазпром" был объявлен победителем тендера на строительство участка Мегри--Каджаран. Иранская компания "Санир" -- подрядчик проекта -- уже завершила работу над технической, проектной, геологической и картографической документацией. Она же займется поставкой труб и оборудования. По словам г-на Карапетяна, использование газопровода в транзитных целях не предусмотрено -- схема "газ в обмен на электроэнергию" вполне позволит обеспечить внутреннюю потребность Армении.
Гаянэ МОВСЕСЯН, Ереван
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: fin.rbc.558 |
Отписаться |
В избранное | ||