Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 13 июля, среда

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Кошелек или жизнь

88 процентов россиян готовы организовать в стране экономический кризис

У России слишком много денег. Запредельно высокие мировые цены на энергоносители позволяют без особых усилий набивать казну нефтедолларами. И этот избыток становится проблемой, способной похоронить всю относительную экономическую стабильность в стране. Население и отраслевые министры требуют раскупорить всероссийскую заначку на социальные нужды и всевозможные грандиозные инвестиционные проекты. Но если сделать это, начнется такой рост цен, который способен съесть все доходы населения. Эта коллизия и станет главной в бюджетном процессе-2006, старт которому был дан вчера на первом заседании трехсторонней комиссии с участием правительства, депутатов Госдумы и сенаторов.

Если быв стране провели всенародный референдум по расходованию нефтедолларов, день голосования стал бы самым "черным" министра финансов Алексея Кудрина. Результаты референдума повергли бы его в глубочайший шок, поскольку поставили бы крест на любимом детище министра - стабилизационном фонде. Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 88% россиян хотели бы истратить несколько сотен миллиардов рублей уже сейчас, не дожидаясь гипотетического резкого падения цен на нефть и возникающихших в этом случае бюджетных проблем.

Без сомнения, искушение потратить стабфонд, в котором на 1 июля после полного расчета по долгам с МВФ и начавшихся досрочных выплат по задолженности Парижскому клубу скопилось 619 млрд рублей, чрезвычайно велико. Огромное количество людей (тех, кто хоть раз слышал про то, что цены на российскую нефть уже давно выше за 50 долларов за бочку и поступающие в страну сверхдоходы лежат мертвым грузом) не понимают, почему миллиарды рублей должны коптиться на счетах в Центробанке, обесцениваясь вслед за инфляцией.

Притом, что в России нет такой сферы, где деньги не нужны. Даже после выполнения заявленной правительством программы по повышению зарплат и пенсий к 2008 году в полтора раза (с учетом инфляции), на эти повышенные выплату многим россиянам, как и сейчас, придется не жить, а выживать. Про различного рода пособия, например, детские, вообще лучше не вспоминать, чтобы не расстраиваться. Российские дороги можно снимать в фильмах ужасов о непроходимой местности. Чиновники просят денег просят на космос, вывод военных баз из Грузии, на развитие авиации и еще на тысячи нужд.

Как выяснили социологи ВЦИОМ, наиболее популярное направление для вложений средств стабилизационного фонда - социальные нужды. В частности, 32% респондентов предлагают направить эти средства на реформу здравоохранения, 28% - на повышение пенсий, 26% - на зарплату бюджетников, 19% - на реформу образования, 15% выступают за повышение других социальных выплат (сиротам, инвалидам и др.). Второй по значимости приоритет для расходования средств - экономика. 27% опрошенных предлагают вложить деньги в сельское хозяйство, 24% - в промышленность, 18% - построить современные дороги, 13% - профинансировать науку и высокие технологии.

Деньги если не на все, то на очень многое есть (по официальным прогнозам, к концу 2008 года объем стабфонда может составить 2,3 трлн. руб). Но тратить эти деньги внутри страны крайне опасно. Некоторые экономисты уже даже говорят, что лучше бы этих средств не было вовсе.

(Кстати, лишь 14% респондентов склонны направить средства стабфонда на досрочное погашение внешнего долга России, на что деньги заначки сейчас и расходуются).

Результаты опроса говорят о том, что россиянам до сих пор не объяснили смысл существующего уже полтора года стабфонда. Зотя тот же г-н Кудрин постоянно твердит, зачем нефтяные сверхдоходы "прячутся", изымаются из экономики. Главная причина-- совсем не страх перед будущей катастрофой на нефтяном рынке (тем более, что ряд аналитических центров уверен, что резкого падения цен на черное золото в обозримом будущем ждать не стоит), а желание избежать накачки экономики "лишними" деньгами. Это неминуемо приведет к новому витку инфляции, которая и без того превышает все прогнозы (по итогам 1 полугодия рост потребительских цен составил 8% при зафиксированном в бюджете-2005 уровне по итогам года 8,5%). И тогда, что называется, "плакали наши денежки". Нет никакой гарантии, что в случае бездумной траты денег стабфонда в России не повториться осень 1998 года, когда после дефолта цены в магазинах подскакивали по несколько раз в день.

Примечательно, что искушение попробовать стабфондовский пирог налицо у многих членов правительства. В последние месяцы глава Минфина выдержал не один бой, которые вели за деньги стабфонда отраслевые министры. И, быть может, г-н Кудрин был бы мягче и отзывчивей, однако неудачно проведенная в начале 2005 года реформа социальных льгот, заставилп его быть жестким как никогда. Недовольство монетизацией пришлось гасить дополнительными выплатами на общую сумму 350 млрд рублей. Эти деньги, по некоторым оценкам, дадут в 2005 году прирост инфляции до 1,5%. Кроме того, настроения главе Минфина явно не добавило решение правительства (которому г-н Кудрин сопротивлялся всеми силами) об увеличении доходной части бюджета-2006 за счет средств стабфонда. Расходы, главным образом социальные, вырастут на 326 млрд рублей. "Это предел. Больше расходные параметры увеличивать нельзя", - предупреждал на одном из заседаний кабинета министров главный финансист страны, давая понять, что в противном случае под угрозой окажутся важнейшие макроэкономические показатели.

Все, что удалось министрам, ратующим за госинвестиции в инфраструктуру, добиться создания в рамках бюджета, начиная с 2006 года, инвестиционного фонда. Правительство предполагает, что в следующем году в нем будет аккумулировано 69,7 млрд рублей, в 2007-м - 72,9 млрд, в 2008-м - 73,2 млрд руб. Именно эти показатели были утверждены кабинетом на заседании 16 июня, когда были одобрены основные параметры бюджета на 2006 год и на период до 2008-го. Впрочем, далеко не факт, что министры не предпримут новых попыток добиться "освоения" не только больших бюджетных сумм, но и вновь "замахнутся" на стабфонд. Как раз в ближайший четверг у них будет для этого прекрасная возможность. На последнем перед отпуском премьера заседании правительства предполагается обсудить проекты, на которые будут потрачены деньги инвестфонда. И некоторые из этих проектов вполне могут потребовать больших затрат, чем заложено в бюджете-2006. Их авторы и защитники хорошо знают, где лежат деньги: все там же - в стабфонде.

Впрочем, пока задача у власти удержать инфляцию, о чем в понедельник на встрече с членами правительства и руководства Госдумы вновь заявил Владимир Путин, вряд ли кому-нибудь удастся разбить общероссийскую копилку. Даже, если в качестве аргумента использовать мнение россиян, которые не могут спокойно смотреть на лежащие без движения сотни миллиардов рублей.

Михаил Воробьев

Антикиевская Русь

Россия может создать единое экономическое пространство без Украины

Создание единого экономического пространства (ЕЭП) вновь затягивается -- на неопределенный срок. Первоочередной пакет, состоящий из 29 соглашений президенты стран -- участниц проекта (Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина) должны были подписать еще в декабре прошлого года. Однако им помешали президентские выборы на Украине. Их выиграли не те, кого ждала Москва.

Потом новым украинским властям нужно было время, чтобы вникнуть в суть переговорного процесса. Однако следующий срок -- 1 июля этого года -- тоже прошел впустую. Теперь возник новый рубеж. До 1 августа Группой высокого уровня должен быть согласован весь пакет документов по ЕЭП, состоящий из 93 соглашений. Впрочем, сроки, когда эти документы могут быть предложены на подпись президентам, чиновники предпочитают не называть совсем.

Однако переговорщики все еще не теряют надежды. Более того, козырять главным аргументом -- готовностью одобрить документы без Украины и превратиться из "четверки" в "тройку" -- остальные участники процесса не торопятся. Хотя понемногу эта тема из кулуарной превращается во все более открытую и обсуждаемую. Выступая вчера перед журналистами, национальный координатор России в Группе высокого уровня по формированию ЕЭП Дмитрий Сухопаров сказал: "ЕЭП будет полноценным и без участия Украины. Мы сможем полноценно работать и втроем". Впрочем, "нельзя забывать, что Украина -- это почти 50 миллионов населения, а чем больше рынок по территории, по численности, по объему валового продукта и по капиталам, тем эффективнее будет организация, которую мы строим. Поэтому мы заинтересованы в участии Украины", -- пояснил российский чиновник.

На четыре страны, пытающиеся создать единое экономическое пространства, приходится 95% совокупного валового продукта СНГ. Украина, убежден г-н Сухопаров, отказавшись от участия в создании ЕЭП, сделает хуже самой себе. "Ведь если страна участвует на стадии разработки соглашений, она может что-то поправить, внести что-то свое. Когда же документы будут приняты, три страны их ратифицируют, и они начнут работать, тут уже новый участник вынужден будет присоединяться к готовому соглашению", -- сказал он.

Однако официальный Киев не торопится соглашаться с этой логикой. Не отказываясь совсем от участия в ЕЭП, он пытается минимизировать количество взятых на себя обязательств. Первоочередной пакет включает в себя 29 документов, которые полностью согласованы Россией, Белоруссией и Казахстаном. Украина принимала участие в обсуждении лишь половины этих соглашений, заявив, что по второй половине не готова вести переговоры. А ведь вслед за 29 первоочередными соглашениями предстоит перейти к обсуждению 14 документов, которые вместе с первым пакетом составят законодательную базу для Таможенного союза. Одобрить эти соглашения Киеву будет еще сложнее, так как в них пойдет речь о передаче регулирования таможенных тарифов и таможенного администрирования на наднациональный уровень. Президент Украины Виктор Ющенко неоднократно заявлял, что он не допустит передачи каких-либо полномочий в руки наднациональных органов.

В свою очередь Дмитрий Сухопаров убежден: "Взаимодополнение экономик не имеет минусов, только плюсы. Весь мир идет по пути объединения, а мы все хотим сидеть каждый за своим забором". Впрочем, внутри России убеждать в этом никого не надо. Осталось подождать, пока идеями объединения проникнется Киев. Либо свыкнуться с необходимостью обойтись без него.

Вера СИТНИНА

Рука берущего

В России меняется механизм государственных закупок

Cегодня Совет Федерации должен рассмотреть закон о размещении заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. Жесткий контроль за госзакупками -- это не только экономия казенных денег. Это и качество товаров, приобретаемых государством для граждан: школьников, пациентов больниц, военнослужащих, владельцев муниципального жилья, пассажиров городского транспорта.

На госзакупки в нынешнем году выделен 1 трлн руб. -- почти треть бюджетных расходов. Мировой опыт говорит о возможности сокращения госрасходов при эффективном использовании конкурсных процедур на сумму до 20% от цены закупаемых товаров. У нас в стране разница между ценой товара при госзакупках и его продажей на рынке не превышает 5%. По данным заместителя министра экономического развития Андрея Шаронова, при прозрачном механизме госзакупок казна может экономить в год до 100 млрд рублей.

Хотя требование проведения госзакупок на основе конкурса было введено еще в 1997 году, госзаказчики нашли массу лазеек, чтобы работать со "своими" поставщиками. Объявления о конкурсах публикуются в малотиражных газетах, в год из 900 тыс. процедур закупок треть проходит при единственном поставщике, и это обычно обусловлено "срочной" потребностью. На открытых конкурсах ведомствами закупается лишь 8--9% товара, но и там большинство конкурсов выигрывают государственные унитарные предприятия.

Если новый закон примут окончательно, каждое ведомство будет обязано вывешивать на своем сайте информацию о намерении купить тот или иной товар, если его стоимость превышает 60 тыс. руб. Правила размещения заказов на товарных биржах и система проведения конкурсов станут четко формализованными. Будет введена аукционная система закупок, когда победителем признается лицо, предложившее наименьшую цену контракта. Закон обяжет органы власти создать реестры "недобросовестных поставщиков", которые также должны будут размещаться на официальных сайтах ведомств Российской Федерации, региона или муниципалитета.

Правда, как говорят эксперты из комитета Торгово-промышленной палаты по развитию биологической и медицинской промышленности, занесение поставщика на два года в реестр недобросовестных не в судебном, а в административном порядке нарушает нормы гражданского законодательства. К тому же использование Интернета может привести к злоупотреблениям и недобросовестной конкуренции.

По новому закону госзаказчики будут обязаны размещать не менее 15% заказа у предприятий малого бизнеса. Преимущества при размещении заказов, как сказано в законе, предоставляются предприятиям пенитенциарной системы (колоний) и инвалидов.

Административная ответственность за неправильно проведенные конкурсы повысится до 200 МРОТ. Правда, пока непонятно, кто будет надзирать за госзаказчиками. Вполне возможно, эту функцию поручат федеральной службе финансово-бюджетного надзора. Отдельно оговариваются случаи размещения заказа единственному поставщику. Это будет возможно, если товар приобретается у естественной монополии, если выкупаются культурные ценности, если поставщик обладает исключительными правами на товары или когда ведется так называемая работа "по поддержанию мобилизационных мощностей".

Появилась в законе и отдельная оговорка в адрес госзаказчиков, практикующих неуплату по поставкам, что особо важно для предприятий оборонно-промышленного комплекса, долги государства перед которыми висят мертвым грузом много лет. Теперь за просрочку оплаты за поставку будут начисляться пени. Невозможно станет также заключить контракт о госпоставках с организацией-банкротом и организацией, на имущество которой наложен арест.

Предпринята попытка пресечь махинации со срочными госзакупками, когда после катастрофы экстренно подбираются поставщики на восстановление жилья или поставку товаров потерпевшим по время землетрясения, наводнения и прочих катаклизмов. Новый закон обяжет проводить предварительный квалификационный отбор поставщиков, способных в случае необходимости в срочном порядке выполнить заказ.

Ирина СКЛЯРОВА

Доска почета и позора

По данным рейтинга открытости конкурсных торгов, составленным бюллетенем "Конкурсные торги", среди первой десятки лучших госзаказчиков -- администрация Дубны, Мордовский госкомитет по организации торгов, управление здравоохранения Усть-Илимска, департамент здравоохранения Ярославской области. За исключением управления начальника связи Вооруженных сил в первой десятке нет федеральных организаций.

Зато в top-10 самых закрытых организаций, наоборот, почти одни федеральные заказчики: ФГУ "Государственный Кремлевский дворец", ГУ "Управление автомобильной автомагистрали "Колыма", войсковая часть No86852 (г. Москва), ГУ минюста Свердловской области, ФГУ "Управление по эксплуатации зданий Госдумы", Управделами президента, Северо-Западное окружное управление Федерального агентства по государственным резервам. На 11-м и 12-м местах МВД России и Главное квартирно-эксплуатационное управление Министерства обороны.

Чиновникам станет сложнее получать ренту

Игорь НИКОЛАЕВ, руководитель департамента стратегического анализа ФБК:

-- Проект закона, конечно, лучше, чем действующая ныне система, но неудовлетворительное функционирование системы закупок зависит не только от несовершенства законодательной базы. Госзакупки являются одним из механизмов получения чиновниками статусно-административной ренты, без изменения мотивации чиновников результата достичь сложно. Им просто станет более сложно получать статусную ренту. Базисная система существования всех пороков этой системы не ликвидируется. Если бы ответственность за неправильно проведенный конкурс была повышена не до 200 МРОТ, а в несколько тысяч раз, это помогло бы исправить мотивацию чиновников. Объемы санкций за нарушения и то, что выигрывает чиновник на ренте, должны быть сопоставимы.

Неоправданно было бы возлагать излишние надежды на этот закон, в том числе и на вводимую систему аукционов. На месте госзаказчика легко обойти аукционную систему и организовать закупку в форме конкурса: если я доказываю, что продукция не стандартизирована, я закажу мясные консервы для службы тыла с ингредиентами, которых заведомо нет, а значит, аукцион невозможен.

Если взять отдельный пласт госзаказа, например на научные разработки, то непонятно, почему не введено очень простое требование публикации результатов конкурсов по исследовательским работам. Если бы это было сделано, очень многие, кто выигрывает подобные конкурсы, предоставляя под титульным листом полторы страницы текста, отказались бы от таких затей.

Анна ЗОЛОТАРЕВА, эксперт Института экономики переходного периода:

-- Законопроект значительно сократит такое распространенное явление, как закупки у "своего" поставщика. Предусматривается, что правительство установит порядок оценки заявок на участие в конкурсе, включая дифференцированные значения критериев оценки по видам товаров, работ и услуг. Однако реалистичность этой нормы сомнительна, так как значимость различных критериев оценки зависит от конкретных нужд поставщика: в каких-то случаях большее значение имеет срок поставки, в каких-то -- качество товара. Более реалистичным подходом было бы сохранение за заказчиком права устанавливать виды и значения критериев оценки для каждого конкретного конкурса при условии их обязательной предварительной публикации.

Моральное давление

ЦБ торопит банки начать работу с бюро кредитных историй

Надзорный блок Центробанка начинает загонять банкиров в еще не сложившуюся систему бюро кредитных историй (БКИ). По закону банки должны с 1 сентября обмениваться информацией о заемщиках хотя бы с одним кредитным бюро. Вчера первый зампред ЦБ Андрей Козлов пообещал, что к банкам, игнорирующим это требование, будут применяться меры воздействия, начиная с "морального давления".

Закон "О кредитных историях" был принят Госдумой в декабре прошлого года и вступил в силу с 1 июня. Он позволяет создавать кредитные бюро частным лицам, организациям, а также госбанкам (при этом доля одного лица или группы аффилированных лиц в капитале кредитных бюро не должна превышать 50%) и требует от банков предоставлять информацию о заемщиках, давших соответствующее согласие, хотя бы в одно БКИ. Андрей Козлов вчера назвал создание системы кредитных историй "одной из самых интересных и крупных инициатив в Российской Федерации".

"К 1 сентября каждый российский банк обязан выбрать кредитное бюро, в которое он будет подавать информацию (о заемщиках. -- Ред.), -- заявил первый зампред ЦБ на конференции "Банк в системе обмена кредитными историями". -- Центральный банк будет смотреть за тем, чтобы банки выполняли как минимум этот пункт закона. Неисполнение закона -- это непредоставление соответствующей информации". В беседе с журналистами он пояснил, что по закону о Центральном банке к кредитным организациям, нарушающим федеральные законы, могут применяться "все меры воздействия, за исключением отзыва лицензии".

В частности, ЦБ имеет право потребовать от банка устранить нарушения, оштрафовать его на сумму до 0,1% минимального размера уставного капитала либо ограничить проведение отдельных операций на срок до шести месяцев. Впрочем, первый зампред Центробанка не исключает, что надзор будет ограничиваться "моральным воздействием". На Неглинной могут прибегнуть не только к репрессивным мерам. По словам г-на Козлова, Банк России, возможно, будет рекомендовать коммерческих банкам учитывать наличие кредитной истории заемщика при формировании резервов на возможные потери по ссудам.

Спешку ЦБ с введением системы кредитных историй г-н Козлов объяснил еще в июне. По официальным данным Банка России, рынок розничных кредитов к началу этого года достиг 619 млрд руб., увеличившись за год более чем вдвое. "Быстрый рост потребительского кредитования ведет к значительному увеличению рисков, -- говорил зампред ЦБ, -- разумеется, это связано с отсутствием действенной системы распространения информации о заемщиках, бюро кредитных историй... Если потребительское кредитование будет развиваться такими же высокими темпами, как сейчас, лет через пять мы столкнемся с отсутствием у населения финансовой возможности оплачивать свои долги".

Пока на рынке есть два крупных БКИ, технологически готовых выполнять требования закона. В конце прошлого года было основано ОАО "Национальное бюро кредитных историй" (НБКИ), созданное под эгидой Ассоциации российских банков (АРБ) 12 банками-учредителями в партнерстве с международным оператором кредитных бюро Trans Union CRIF. Одновременно о выходе на рынок объявило бюро кредитных историй "Экспириан-Интерфакс", по 50% в котором принадлежит информационной группе "Интерфакс" и британской компании Experian. Кроме того, о планах создать собственные кредитных бюро летом объявили два лидера розничного кредитования -- банк "Русский стандарт" и Сбербанк, первоначально участвовавший только в проекте НБКИ. Президент АРБ Гарегин Тосунян вчера сообщил, что "Сбер" подпишет с НБКИ эксклюзивный договор, но будет делиться только негативной информацией о частных заемщиках. "Этой логике последовал бы любой из вас, если бы имел 54% информации (о заемщиках. -- Ред.)", -- считает г-н Тосунян.

Андрей Козлов уверен, что "создавать много маленьких кредитных бюро экономически нецелесообразно". Впрочем, сейчас даже пионеры этого рынка не могут начать работу, поскольку правительство все еще не определило уполномоченный орган, ответственный за надзор над БКИ, и не приняты необходимые нормативные акты. Замглавы Федеральной службы по финансовым рынкам Бембя Хулхачиев вчера дал понять, что таким органом будет его ведомство. "Если такого решения (о создании надзорного органа. -- Ред.) не будет до 1 сентября, никакого смысла в том, чтобы применять к банкам меры воздействия, не будет", -- отмечает зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев.

Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ

Антимонопольный процессор

Еврокомиссия провела обыски в корпорации Intel

Правоохранительные органы Европы вчера продолжили антимонопольное расследование в рамках иска производителя микрочипов для процессоров Advanced Micro Devices Inc. (АМD) к корпорации Intel о недобросовестной конкуренции, сообщает Bloomberg со ссылкой на Нэли Кроес, пресс-секретаря комиссара ЕС по конкуренции. Чиновники Еврокомиссии и представители национальных антимонопольных служб ЕС провели обыски в европейских офисах Intel, а также в представительствах ряда других производителей и дистрибьюторов микропроцессоров и компьютеров. Подробности проводимой акции и ее результаты пока не сообщаются. "Операция прошла в рамках продолжающихся расследований нарушения антимонопольного законодательства, -- заявил представитель Еврокомиссии Джонатан Тодд во время проведения рейда. -- Представители антимонопольного комитета совместно с представителями национальных антимонопольных органов совершают инспекцию в нескольких зданиях Intel Corp. в Европе, а также ряде IT-компаний, производящих либо продающих компьютеры".

Деятельностью Intel регулирующие органы ЕС и Японии заинтересовались еще в начале весны, когда были поставлены под сомнение методы ведения конкурентной торговли, которых придерживалась компания на рынке чипов. Юристы корпорации AMD обвинили Intel в пренебрежении антимонопольным законодательством, во всяческом препятствии прогресса в IT-индустрии и игнорировании принципов добросовестной конкуренции. Против Intel было подано сразу два иска на общую сумму в 55 млн долл. Основное негодование представителей AMD вызвала маркетинговая политика, в частности предоставление значительных скидок компаниям, ограничивающим использование процессоров AMD. Заявление истца было подкреплено тем фактом, что в свое время крупный производитель компьютерной техники Hewlett-Packard благодаря навязанной со стороны Intel системе скидок отказался от бесплатной партии в миллион процессоров AMD, согласившись принять только 160 тыс. штук.

Пока американский суд знакомится с подробностями дела, AMD празднует свою первую победу. Согласно пресс-релизу компании, вчера окружной суд штата Делавэр удовлетворил требование компании о выпуске судебного приказа об обязательном сохранении любых документов, которые могут использоваться в качестве доказательств по делу и находятся у третьих лиц. Теперь юристы истца смогут задействовать в процессе все возможные материалы, хранящиеся у фирм, вынужденных выполнять условия Intel. Всего таких фирм насчитывается около тридцати.

Тем временем токийский суд рассматривает два других иска AMD к Intel. Согласно одному из них, Intel обвиняют в том, что ее менеджеры предлагали фирмам-клиентам большие скидки, если те исключали компьютеры на базе процессоров AMD из рекламных каталогов. Во втором утверждается, что в ходе одной из рекламных акций дочерняя компания Intel выкупила все персональные компьютеры с процессорами AMD и заменила их процессорами Intel. В исках упоминаются такие известные компании, как Hitachi Ltd., Sony, NEC Corp., Fujitsu Ltd. и Toshiba Corp., которые, по убеждению истцов, заключали незаконные соглашения с Intel, в результате чего AMD несла огромные потери. В качестве компенсации АМD требует у конкурента 50 млн долларов.

Денис УВАРОВ


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное