Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 9 августа, вторник

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Что-то вроде экономической политики

Президент поручил кабинету Фрадкова следовать курсом кабинета Касьянова

Традиционная понедельничная встреча президента России с ключевыми министрами правительства была отмечена несколькими выдающимися высказываниями участников. По тому, на каком языке говорят между собой министры и глава государства, можно делать вывод о качестве всей экономической политики в стране.

Владимир Путин потребовал от правительства соблюдения макроэкономических показателей. Именно соблюдения, хотя эти самые макроэкономические показатели вовсе не правила дорожного движения -- их можно достигать, но не соблюдать. Причем достигают их не сами министры усилием чиновничьей воли, а экономика. "Приоритетами являются сохранение экономической политики, которая проводилась последние пять лет, макроэкономические показатели должны соблюдаться", -- сказал президент, выслушав доклад министра экономического развития Германа Грефа о федеральных целевых программах на будущий год.

Спич о сохранении экономической политики последних пяти лет тоже выглядит довольно странно. Во-первых, это означает, что правительство Михаила Фрадкова должно проводить политику правительства Михаила Касьянова. Но если так, непонятно, зачем было отставлять бывшего премьера, да еще и заводить на него уголовное дело. Во-вторых, главным мотивом критики что касьяновского кабинета, что нынешнего, фрадковского, является как раз отсутствие сколько-нибудь внятной и последовательной экономической политики. Так что и сохранять вроде нечего. Пожалуй, самым знаковым "экономическим" решением последних пяти лет стало дело ЮКОСа, но к его принятию правительство непосредственного отношения не имеет.

Затем эстафету двусмысленных заявлений подхватил министр финансов Алексей Кудрин. Он сообщил президенту, что в четверг на ближайшем заседании правительства будет обсуждаться вопрос об упрощенном порядке декларирования доходов физических лиц, которые (доходы, а не лица) ранее не заявлялись. "Это что-то вроде амнистии по доходам физических лиц", -- пояснил г-н Кудрин. "Что-то вроде амнистии" звучит как "частичная беременность". Амнистия капиталов -- вещь абсолютная. Или она есть, или ее нет.

Впрочем, тот проект, который зреет в недрах правительства, действительно скорее "что-то вроде амнистии", а не сама амнистия. Пока план таков: с 1 января по 1 июля 2006 года осуществить перечисление таких доходов на счета российских банков (причем спор идет о том, будут ли определять эти банки сами владельцы капиталов или за них это сделает государство). Утекшие капиталы, по мысли правительства, должны возвращаться в страну с уплатой 13-процентного налога. То есть подоходного.

"И тогда эти лица освобождаются от всех санкций по налоговому законодательству за все предыдущее время", -- не без гордости добавил министр финансов. С какой стати люди должны возвращать свои деньги из безналоговых офшоров с уплатой налога в конкретные российские банки, да еще и без малейших гарантий неприменения налоговых санкций со стороны государства (ведь государство может применить эти санкции по другим доходам), тоже непонятно. Не случайно, согласно опросам, в реальность амнистии капиталов в России верит не более 5% населения -- почти уровень статистической погрешности.

А после доклада вице-премьера Александра Жукова о программе поддержки российского промышленного экспорта, на которую планируется выделить 500 млн руб., Владимир Путин вдруг сказал: "Очень рад, что в правительстве сейчас есть консенсус, несмотря на споры, которые этому предшествовали. Все это приятно слышать. Это говорит о наших растущих возможностях". Радоваться консенсусу по одной из правительственных программ, на самом деле споров почти не вызывавшей, в условиях, когда идеологические и межличностные конфликты в правительстве стали притчей во языцех, а один из них даже привел к судебному иску главы Федерального агентства против своего министра, тоже как-то странно. Это не консенсус -- это "что-то вроде консенсуса".

Иван ГОРДЕЕВ

Первый танкер

"Газэкспорт" заглянул на американский рынок

Британская "дочка" "Газэкспорта" Gazprom Marketing & Trading Limited заключила первый контракт на поставку газа на американский рынок. Вчера компания сообщила о том, что подписала соответствующие соглашения с BG Group plc и Shell Western LNG BV. Согласно этим документам GM&T получил от BG один танкер со сжиженным природным газом и в начале сентября поставит его на регазификационный терминал Cove Point в штате Мэриленд. Объем танкера составит около 80 млн кубометров, или 60 тыс. тонн СПГ. Покупателем выступит "дочка" Royal Dutch Shell, которая частично законтрактовала мощности на этом терминале. В GM&T отказываются комментировать детали сделки, ссылаясь на конфиденциальность. Но утверждают, что она экономически выгодна для "Газпрома".

Менеджер по развитию бизнеса GM&T Клаус Рейнич заявил "Времени новостей", что не может сообщить даже происхождение законтрактованного СПГ, не говоря уже об условиях его оплаты. Он лишь подчеркнул, что это первый танкер и его компания ведет активные переговоры со многими потенциальными партнерами о новых поставках сжиженного газа в США. Г-н Рейнич также сообщил, что танкер уже готовится к отплытию и GM&T несомненно будет вовлечена в процесс транспортировки. В "Газэкспорте" также воздержались от комментариев. По информации "Времени новостей", скорее всего, до конца года будет законтрактован еще один танкер примерно такого же объема. Как сообщает GM&T, директором компании по СПГ назначен Джон Хаттенбергер, который до этого занимался проектами в этой сфере в таких компаниях как BP и El Paso Global LNG. Предыдущим местом работы г-на Хаттенбергера был пост старшего вице-президента Marathon International Petroleum, Ltd.

Ранее заместитель председателя правления "Газпрома" и генеральный директор "Газэкспорта" Александр Медведев говорил, что переговоры ведутся об условиях обмена СПГ, предназначенный для американского рынка, на объемы трубопроводного газа, который принадлежит "Газпрому" в Европе. Однако пока подтверждения тому, что первый танкер был от BG был получен в обмен на газ GM&T из подземных хранилищ в Великобритании, нет. Не исключен также и вариант с комбинированной оплатой - частично газом, частично "живыми" деньгами.

На сегодняшний день BG Group plc участвует в двух проектах по производству сжиженного природного газа. Компания получает около 2,6 млн тонн СПГ в рамках проекта AtlanticLNG в Тринидаде-и-Табаго. В 2006 году после ввода четвертой очереди доля BG в продукции завода вырастет еще на 1,7 млн тонн. Второй проект -- Egyptian LNG (Египет) - в рамках которого BG будет получать 700 тыс тонн ежегодно для реализации на американский терминал Lake Charles в Луизиане, где у нее законтрактованы значительные регазификационные мощности. Любопытно, что первый СПГ этот проект даст именно в третьем квартале 2005 года, то есть сейчас.

Поставки газа на терминал Cove Point также вполне обоснованы. Это единственный действующий регазификационный объект в северной части восточного побережья США, а это самый вероятный рынок сбыта для СПГ, который планируется поставлять со Штокмановского месторождения в Баренцевом море.

Вместе с тем разведка на американском рынке через GM&T свидетельствует о том, что внутренняя борьба в "Газпроме" вокруг уполномоченной компании по СПГ-бизнесу еще продолжается. И, скорее всего, у этой структуры (предварительное название "Газпром-СПГ", которую должен был возглавить бывший экспортный зампред Юрий Комаров, не будет права экспорта газа. А работа в формате куратора взаимодействия с иностранными партнерами исключительно в сфере добычи и сжижения газа, не выглядит привлекательно для главного российского специалиста по продаже газа на зарубежных рынках.

Алексей ГРИВАЧ

Коммунальное перерождение

Структура Виктора Вексельберга углубилась в ЖКХ, чтобы снизить там конкуренцию

Компания "Российские коммунальные системы" (РКС), образованная весной 2003 года группой финансово-промышленных групп во главе с РАО "ЕЭС России" для реформирования ЖКХ, похоже, переживает второе рождение. Вчера председателем правления РКС был назначен Михаил Слободин, гендиректор "Комплексных энергосистем" (КЭС, владеет и управляет энергоактивами предпринимателя Виктора Вексельберга), который на пресс-конференции заявил о том, что со следующего года ожидается консолидация бизнеса КЭС и РКС. Новый предправления РКС заявил, что консолидация приведет к снижению конкуренции и издержек, а также даст возможность привлечь больше инвестиций. При этом РКС не собирается становиться монополистом. Задача компании, по его словам, -- "эффективное присутствие в 5% рынка коммунальных услуг рынка ЖКХ РФ".

Более того, г-н Слободин сообщил, что РКС в течение трех лет привлечет 300 млн долл. от своих акционеров. Исходя из открытой информации, КЭС сейчас контролирует 35% акций РКС, РАО "ЕЭС" -- 25%. По 10% принадлежит "Интерросу", УГМК, банку "Еврофинанс" и "Кузбассразрезуглю". Причем "Интеррос", по словам г-на Слободина, уже ведет переговоры с РКС о продаже своих акций этой компании, которые планируется использовать в качестве опциона для поощрения менеджмента. А источник, близкий к РАО, утверждает, что, по его информации, де-факто структуры г-на Слободина уже контролируют 55% акций РКС и готовы приобрести 10% акций, принадлежащих "Интерросу". Вполне возможно, что и его вчерашняя оговорка о том, что РАО "ЕЭС" и КЭС договорились вложить в РКС 300 млн долл. на паритетных началах (в РАО уточнили, что имелось в виду "пропорционально своей доле участия в проекте") подразумевает, что фактически управлять РКС будут только эти две структуры.

Вполне возможно, что многие акционеры РКС действительно продали свои доли в проекте. Ведь изначально он был создан практически по указанию Владимира Путина как социальная нагрузка к участию в реформированию электроэнергетики. Как тогда говорили источники, близкие к учредителям коммунальной структуры, это был некий обмен, на который пошел Анатолий Чубайс на встрече с президентом: главе РАО было обещано одобрение пакета законов по реформе, а за это олигархи, желающие в ней участвовать, должны были привести в порядок ЖКХ. Анатолий Чубайс обещал, что РКС привлечет инвестиций на 500 млн долл., но вскоре выяснилось, что деньги предоставят акционеры. РАО потратило на эти цели около 150 млн долл., сколько вложили другие акционеры -- неизвестно. А в прошлом году из проекта вышел Газпромбанк, продав 25% акций РКС инвесткомпании UFG, эти акции в итоге оказались под управлением КЭС и в проекте появился блокирующий акционер.

Однако огромная задержка с реформированием электроэнергетики привела к тому, что даже инвестиции в нее с точки зрения бизнеса стали выглядеть довольно сомнительно, не говоря уже о вложениях в ЖКХ. Практика показала, что коммунальной средой в масштабах всей страны заниматься весьма сложно и не факт, что выгодно. Поэтому "Интеррос" и КЭС стали параллельно заниматься собственными проектами в регионах, преимущественно на Урале. РАО "ЕЭС" же минувшим летом решило "сжать" проект РКС "до уровня реального бизнеса" -- иными словами, работать в тех регионах, где это удается. Более того, монетизация льгот, обошедшая стороной ЖКХ, сделала РКС еще более непривлекательной.

Тем временем КЭС продолжала развивать собственные проекты и даже сумела создать мультиэнергетическую компанию в Свердловской области. После того как пакет Газпромбанка в РКС оказался по сути в руках г-на Слободина, стало понятно, что КЭС имеет виды и на эту коммунальную компанию. Вчера совет директоров РКС удовлетворил эту амбицию, назначив г-на Слободина председателем правления.

"Наконец-то стала проявляться консолидация крупного пакета акций РКС, -- заявил вчера "Времени новостей" Сергей Яшечкин, возглавлявший РКС с момента основания до сентября прошлого года, -- Ведь этот проект является прецедентным для российского ЖКХ, а значит, должен быть успешным. С 2006 года это становится возможным: когда мы делали расчеты (в 2003 году. -- Ред.), в 2005 году РКС должна была пройти низшую точку по убыточности, в это время необходимо заключать долгосрочные договора, которые позволят привлекать инвестиции. Именно это сейчас и происходит".

Г-н Слободин вчера заявил, что задача менеджмента РКС -- в течение трех лет полностью отказаться от финансирования акционеров и перейти "к нормальной практике" финансирования инвестпроектов за счет прибыли и займов. Однако он уточнил, что привлекать деньги западных банков вряд ли удастся раньше 2007 года -- к этому моменту должен быть полностью структурирован бизнес компании. Впрочем, по его словам, уже в следующем году РКС рассчитывает на средства "достаточно известных" российских банков: в 2006 году менеджмент РКС будет обсуждать привлечение 70--100 млн долл. заемных средств под проектное финансирование. По его прогнозу, в пятилетней перспективе объем заимствований РКС может увеличиться до 400--500 млн долл. Эти средства будут направлены на приобретение ряда новых активов в собственность -- либо имущественных комплексов, либо акций компаний, владеющих соответствующими активами, а также на инвестиции в инфраструктурные проекты, которые РКС уже осуществляет в российских регионах.

Основатель же проекта -- РАО "ЕЭС" -- не намерено держаться в стороне от РКС. Как заявила "Времени новостей" начальник департамента энергохолдинга по работе со СМИ Марита Нагога, вчера совет директоров РКС согласовал на должность первого заместителя г-на Слободина представителя РАО Николая Брусникина. Кроме того, есть договоренность, что после 3 октября, когда на внеочередном собрании акционеров РКС будет переизбран совет директоров компании, председателем совета станет зампред правления РАО Яков Уринсон. Источник, близкий к РКС, заявил "Времени новостей", что кандидатура г-на Уринсона предлагалась Анатолию Чубайсу коммунальной компанией еще год назад, ведь именно г-н Уринсон отвечает в РАО за экономику, в том числе экономику подобных проектов. Однако тогда ответа на это предложение не последовало.

Сейчас же РАО, судя по всему, определилось со своей ролью в РКС. "Мы видим в этом проекте в долгосрочной перспективе прибыль, видим присутствие на рынках ЖКХ наших региональных подразделений, -- говорит г-жа Нагога. -- Нельзя сказать, что РАО в восторге от того, что приходится вкладывать много средств в этот проект, но ведь ЖКХ -- вечный бизнес, причем довольно привлекательный и стабильный, и кто первым войдет на этот рынок, тот впоследствии станет крупным игроком на нем. Поэтому выходить из проекта РКС мы не собираемся".

Николай ГОРЕЛОВ

Старому Свету -- новую "Оку"

СеАЗ ведет переговоры об экспорте в Европу

Серпуховский автомобильный завод (СеАЗ), от которого этой весной по причине неэффективности избавился "АвтоВАЗ", ведет переговоры о поставках автомобилей "Ока" в Швейцарию, а также в Республику Йемен и Пакистан. Об этом вчера официально сообщили на СеАЗе. Как рассказал "Времени новостей" замгендиректора СеАЗа по маркетингу и сбыту Александр Губарев, в Европу и, возможно, другие страны будет поставляться принципиально новый автомобиль с более высокими стандартами качества. Общественности он будет представлен на Московском автосалоне, который ежегодно проходит в столице в конце августа. А пока г-н Губарев отказался давать более подробные комментарии. Эксперты недоумевают, как "Ока", не соответствующая сегодня даже стандартам евро-3, намерена покорять Европу, где с нового года вступают в силу стандарты евро-4.

Г-н Губарев пояснил "Времени новостей", что "контракты принципиально уже заключены", однако автомобиль должен пройти испытание и получить технический паспорт транспортного средства. Сейчас "Оку" тестируют в Швейцарии. На вопрос, каким образом в эту страну будет поставляться автомобиль, не вписывающийся в экологические, технические (и т.д.) евростандарты, г-н Губарев отметил, что "машина будет использоваться по другому назначению", и предложил дождаться автосалона, где будет представлена обновленная "Ока". Также он сообщил, что ведутся переговоры о поставках нового автомобиля и в другие страны Европы, в частности в Словению и Югославию, а также в Казахстан и Таджикистан. Кроме того, "Ока" уже поставляется на Украину, в Белоруссию и Ливию.

О новом поколении автомобиля, так называемом "Ока-2", говорят уже не первый год. Впервые "Ока-2" была показана еще летом 2003 года на автосалоне в Москве. Отмечалось, что машина имеет более современный внешний вид и интерьер, в отличие от своей предшественницы может комплектоваться более мощным мотором. Тогда у СеАЗа (машинокомплекты поступают с Завода микролитражных автомобилей в Набережных Челнах) был другой хозяин -- "АвтоВАЗ", который планировал вложить в новый проект по выпуску новой "Оки" 71 млн долл. Предполагалось, что производство этой модели начнется с 2006 года, и срок окупаемости проекта при производстве 90--100 тыс. автомобилей в год составит четыре-пять лет.

Однако в мае этого года "АвтоВАЗ" продал СеАЗ одному из своих поставщиков -- самарской компании "Автоком" (владеет Калужским заводом автоэлектроники, Лысковским электротехническим, Козельским механическим заводами и 50% "Кинельагропласта"). Сумма сделки не разглашалась (см. "Время новостей" от 14 мая), по мнению экспертов, она составила 10--20 млн долл. В мае же КамАЗ продал Завод микролитражных автомобилей холдингу "Северсталь-авто" под лицензионную сборку внедорожника Rexton южнокорейской марки SsangYong. (см. "Время новостей" от 19 мая). На рынке заговорили о том, что производство "Оки" вскоре свернется.

Между тем в "Автокоме" заявили, что хотя и не видят у нынешней "Оки" будущего, рассматривают несколько вариантов развития завода: как производство второго ее поколения, так и выпуск на мощностях СеАЗа другого автомобиля. В конце мая прототип "Оки-2" показали на первом Московском международном фестивале "Мини-автомобиль-2005". По свидетельству очевидцев, автомобиль привлек внимание мэра столицы Юрия Лужкова, который даже выразил желание содействовать этому проекту.

По словам управляющего директора инвесткомпании AG Capital (присутствует в совете директоров "АвтоВАЗа") Александра Агибалова, поставки дешевого автомобиля в развивающиеся страны оправданны, если учесть снижение продаж на внутреннем рынке, но экспорт в Швейцарию и Европу в целом вызывает недоумение. Если поставить под капот инжекторный (более мощный) двигатель, то "Ока", отмечает эксперт, как и "десятка", скорее всего, пройдет по стандарту евро-4. Но тогда она вырастет в цене с 3 до 5 тыс. долл. Кроме того, по кузову и технике нынешняя "Ока", по словам г-на Агибалова, вряд ли сможет соответствовать евростандартам. Перспективу же развития СеАЗа эксперт связывает с приходом иностранного инвестора, который может организовать на заводе сборку новой модели.

Яна ГОДОВАНАЯ

Citigroup выбирает активы подороже

Крупнейшая финансовая группа готовится к масштабным поглощениям

Чтобы оставаться ведущей финансовой империей, необходимо постоянно наращивать капитал. Вчера стало известно о готовности Citigroup осуществить ряд дорогих покупок. Британская The Financial Times опубликовала интервью с председателем правления корпорации Чарльзом Принсом, который обещает, что в следующем году банковский конгломерат будет расширять свою деятельность сразу на трех континентах: в Азии, Латинской Америке и Восточной Европе.

Citigroup собирается заключить множество сделок. И хотя принадлежность целевых активов и их точную стоимость руководитель раскрывать не стал, масштаб глобальных поглощений все же понятен. По словам г-на Принса, многие из намеченных приобретений по стоимости равноценны покупке южнокорейского KorAm Bank. В прошлом году Citigroup выложила за него 2,7 млрд долл. "Я ожидаю гораздо больше сделок, подобных сделке с KorAm, благодаря которой мы увеличили нашу долю на рынке с 2--3% приблизительно до 10%, -- говорит г-н Принс. -- Основная задача Citigroup на ближайшие десять лет -- усилить свое лидерство на мировом рынке. Я просто не могу позволить лишить нас того преимущества, которого мы добились за последние 200 лет".

Заявление Чарльза Принса прозвучало спустя несколько недель после того, как Citigroup впервые за четыре года объявила о падении квартальной прибыли. Во втором финансовом квартале группа получила чистую прибыль 0,97 долл. на акцию, хотя прогноз аналитиков был оптимистичнее. Так, специалисты исследовательской фирмы Thomson Financial полагали, что прибыль Citigroup будет 1,02 долл. на акцию. По результатам квартала стоимость акций Citigroup снизилась на 3,1%.

Отчасти падение прибыли специалисты объясняют отставкой главы компании по операциям Боба Вилламстэда, одного из самых опытных сотрудников группы, а также спекуляциями вокруг возможного ухода Сэнди Уэйлла с поста председателя совета директоров.

Г-н Принс, однако, поспешил развеять мрачные настроения некоторых западных СМИ по поводу надвигающегося "кризиса опытных кадров" в Citigroup. Возможную отставку Уэйлла он определил как "медиадраму", а последствиям ухода Вилламстэда вообще не придал значения. Сам Уэйл в конце июля заявил, что намерен остаться в компании по крайней мере до апреля будущего года.

Многие аналитики сходятся во мнении, что в ближайшие годы и квартальные результаты, и масштабные поглощения будут приоритетной задачей финансовой группы, если она собирается сохранять статус лидера. Еще в феврале на конференции инвесторов в Сингапуре г-н Принс с уверенностью заявлял, что у Citigroup нет никаких оснований волноваться за свои позиции. Спокойствие продолжалось до тех пор, пока JP Morgan Chase & Co не купила за 55 млрд долл. Bank One Corp. В результате чего у Citigroup появился достойный конкурент, который не намерен стоять на месте.

Денис УВАРОВ


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное