← Ноябрь 2005 → | ||||||
1
|
2
|
4
|
5
|
6
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
10
|
12
|
13
|
|||
14
|
19
|
20
|
||||
21
|
25
|
26
|
27
|
|||
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.rbc.ru
Открыта:
27-02-2001
Статистика
0 за неделю
Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"
Информационный Канал Subscribe.Ru |
"Время новостей", 23 ноября, среда
При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.
По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону
(095) 231-23-07
ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ
Нарочно не придумаешь
Макроэкономическим показателям на 2006 год чиновники и эксперты не верят уже сейчас
Вчера начальник экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович допустил, что инфляция по итогам следующего года составит 10%, а не 8,5%, как зафиксировано в пока еще проекте бюджета на следующий год. Это произойдет в случае, как выразился г-н Дворкович, "инерционного сценария". Если же реализовать обнародованные в начале прошлой недели Минэкономразвития антиинфляционные меры, то, как считает кремлевский чиновник, вполне достижим 8,5-процентный уровень роста потребительских цен. Впрочем, у экспертов на сей счет большие сомнения.
Макроэкономическая, в том числе финансовая политика, проводимая правительством с 2005 года и характеризующаяся непрекращающимся ростом бюджетных расходов, заставляет сомневаться в достижении предложенного ориентира. Существует опасность, что реальностью станет даже не "инерционный" сценарий, а более негативный вариант, комментируя который будет вполне уместно вспомнить знаменитую фразу одного из российских экс-премьеров: "хотели как лучше, а получилось как всегда". Тем более, что программа МЭРТа, мягко говоря, далека от совершенства.
В беседе с корреспондентом газеты "Время новостей" директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев сказал, что антиинфляционная программа ведомства Германа Грефа из серии "нарочно не придумаешь". В качестве палочки-выручалочки она предлагает лишь ограничение предложения денег, но никак не стимулирует экономический рост, то есть увеличение предложения товаров на рынке, что сбило бы цены. "В программе есть слова о том, что надо задействовать антиинфляционный эффект экономики предложения, а не только политики ограничения спроса. К сожалению, словами разработчики документа и ограничились", - говорит г-н Николаев.
Впрочем, и за ограничение предложения денег главе Минфина Алексею Кудрину еще придется побороться. Слишком велико желание многих его коллег по правительству и парламентариев решать проблемы за счет нефтедолларов, текущих в страну неоскудевающим потоком. Иными словами, под благовидными предлогами, но практически бесконтрольно увеличивать бюджетные расходы (в этом году, как ожидается, непроцентные расходы составят 15,6% от ВВП, в следующем уже 16,7%). И при этом постоянно требовать от того же Алексея Кудрина снизить уровень инфляции. В 2006 году, напомним, до 8,5% при том, что в нынешнем году не в последнюю очередь из-за увеличения госрасходов рост потребительских цен может составить не менее 11,5%.
2006 год - год начала реализации национальных проектов в обозначенных президентом приоритетных областях: здравоохранении, образовании, жилищной политике и сельском хозяйстве. На эти цели проектом бюджета выделено 134,5 млрд рублей (62,6 млрд руб.- на здравоохранение, 30,8 млрд руб. - на образование, 21,9 млрд руб. - на жилье, 19,2 млрд. - на развитие сельского хозяйства). Весьма вероятно, когда дело завертится, выяснится, что денег-то маловато. Опыт этого года, когда на реформу социальных льгот потребовалось почти в три раза больше средств, чем ожидалось, свидетельствует о том, что у правительства большие трудности с точными расчетами расходов на столь масштабные проекты. Плюс к этому на сцену вновь выйдут виртуозы-лоббисты. "Будьте уверены, лоббистов набросать идей под образование, здравоохранение, жилье и сельское хозяйство будет достаточно. И деньги будут выделяться", - заявил Игорь Николаев.
Сомневаться в таком прогнозе сложно, учитывая, какое внимание уделяет этим проектам президент, а также то, что контролировать их реализацию специально поставлен Дмитрий Медведев. Поэтому власть скорее предпочтет перестраховаться и дать денег, чем не дать. Тем более, что такого их количества в закромах государства в истории современной России не было никогда.
И тогда вряд ли кто-либо вспомнит слова г-на Кудрина о том, что бюджет 2006 года сбалансирован на пределе возможного и дальнейшее увеличение расходов грозит стабильности основных макроэкономических показателей. "У бюджета нет запаса. Расходы в 2006 году увеличивать не стоит, особенно социальные. Они и так сильно увеличиваются по отношению к 2005 году и в абсолютных цифрах, и в процентах к ВВП", - соглашается с министром ведущий эксперт Центра развития Наталья Акиндинова.
Точно такое же отстраненное отношение к заклинаниям о невозможности роста бюджетных расходов будет и тогда, когда речь пойдет об очередном повышении зарплат бюджетникам. В минувшую пятницу при утверждении бюджета в третьем чтении депутаты настояли на увеличении зарплаты в 2006 году не на 20%, как предполагалось, а почти на 28%. При этом финансовый источник такого увеличения назван не был. К гадалке не ходи - таким источником станут дополнительные доходы бюджета, которые обязательно образуются в следующем году из-за высоких цен на нефть. Ведь бюджет сформирован из расчета среднегодовой цены на российскую нефть 40 долларов за баррель (причем с профицитом - 776 млрд руб.), тогда как большинство аналитиков сходятся во мнении, что средняя цена едва ли составит менее 50 долл./барр.
Иными словами, уже сегодня абсолютно ясно, что бюджетные расходы в 2006 году будут увеличены. Причем, возможно, не только ради достижения уже заявленных целей: повышения зарплаты или реализации национальных проектов. За два года до выборов вполне могут появиться сферы, которые нужно будет финансово поддержать что называется в оперативном порядке. "Риск (увеличения бюджетных расходов - Ред.) есть. Но сейчас все клянутся, включая сторонников более мягкой бюджетной политики в Минэкономразвития, что социальные статьи увеличивать нельзя. Такое понимание есть, но как долго оно сохраниться?" - задается вопросом Наталья Акиндинова.
Видимо, понимая, что лучшая оборона - это атака, Минфин при поддержке Центробанка предпринял попытку умерить бюджетные аппетиты коллег по правительству и парламентариев неординарным способом. Недавно они предложили увеличить (вероятно с 2007 года) объемы изъятия нефтедолларов из бюджета путем зачисления в стабфонд не только сверхдоходов от экспорта нефти, но и от нефтепродуктов и газа, цены на которые также высоки. В этом случае, по оценке экспертов, речь придется вести уже даже не о сохранении нынешнего уровня бюджетных расходов, а об их сокращении. "Это довольно экстремистская мера, в которой нет особого смысла. Вполне можно ограничиться существующим механизмом и настаивать на снижении цены отсечения", - считает Наталья Акиндинова.
Игорь Николаев согласен с бесперспективностью инициативы Минфина-Центробанка. Правда, по несколько иным мотивам. Он считает, что бесконечное накапливание денег в стабфонде изначально приводит не к стерилизации избыточной денежной массы и сдерживанию инфляции, а к противоположному эффекту. "Чем больше средств в стабфонде, тем сильнее давление со стороны тех, кто хочет эти деньги тратить. Приоритетные национальные проекты появились только потому, что очень много денег. И идут они в первую очередь на зарплату. Не надо быть идеалистом: в той или иной форме деньги стабфонда будут изыматься и тратиться далеко не лучшим образом", - говорит г-н Николаев.
Поэтому, на взгляд аналитика, было бы целесообразно зафиксировать объем стабфонда в 500 млрд руб. (сейчас именно эта сумма объявлена "несгораемой") или определенного процента к ВВП, а все остальные деньги направить в бюджет и распределять по уже давно отработанным бюджетным процедурам. В этом случае, считает г-н Николаев, и инфляционный эффект был бы меньшим, и стабфонд выполнял бы именно стабилизирующую роль, то есть страховал бы бюджет в течение ряда лет в случае его дефицита (из-за снижения цен на нефть).
Михаил Воробьев
Спор на деньги
Герман Греф зовет инвестиции в Россию, Андрей Илларионов - предостерегает
Очередная конференция на тему инвестиционного потенциала России продемонстрировала, насколько полярны точки зрения различных российской чиновников на такую, казалось бы, банальную тему. В результате открывшийся вчера двудневный форум "Инвестиции в Россию: проблемы и решения", который должен был привлечь иностранных инвесторов, скорее их запутал.
Министр экономического развития и торговли Герман Греф заявил, что важность привлечения иностранных инвестиций заключается не только и не столько в привлечении капитала, сколько в появлении на российском рынке зарубежных управленческих методов, культуры ведения бизнеса. Министр подчеркнул важность притока инвестиций из стран с высоким уровнем технологического развития - в сферу высоких технологий. Более того, впервые из уст чиновника высокого ранга прозвучало признание того факта, что иностранные инвестиции являются "политически важными".
Действительно, благодаря небывало выгодной внешнеэкономической конъюнктуре, в деньгах Россия сейчас не нуждается. Скорее наоборот, при обилии денег наблюдается явный дефицит идей, каких их потратить. Кроме того, как показывает практика последних лет, при выборе инвестора, если дело касается "лакомых кусков", предпочтение всегда отдается отечественным, преимущественно государственным компаниям. Но такой показатель, как объем иностранных инвестиций, особенно прямых, важен именно с политической точки зрения. Объем денег, вкладываемых иностранцами в российскую экономику, как нельзя лучше подтверждает правильность или неправильность избранного курса.
Впрочем, советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов убежден в обратном. Обыкновение гордиться ростом инвестиций связано лишь с российской традицией - "всякий рост хорош", полагает он. "Если придет иностранный инвестор и предложит построить мусоросжигательный завод на Красной площади, это хорошо, или плохо?" - язвительно поинтересовался он у журналистов.
Столь же радикально разошлись госчиновники в оценке макроэкономических показателей. Инфляция по итогам года, признал министр Греф, составит 11--11,5%, что на 1,5% выше уточненного прогноза. "Но с учетом того, насколько высоки были цены на нефть, можно сделать вывод, что те механизмы стерилизации денежной массы, которые были выбраны, в первую очередь стабилизационный фонд, дали свой эффект", -- сказал он. Президентский советник, наоборот, полагает, что превышение прогнозных показателей роста цен свидетельствует о том, что стабфонд не справляется с задачей стерилизации излишней денежной массы. По мнению г-на Илларионова, цена отсечения должна быть понижена как минимум до 17 долл. за баррель с нынешних 27, а при сохранении таких высоких цен на нефть -- и до 12.
Подобные разногласия наблюдались почти по всем пунктам. Герман Греф с гордостью отчитался о планах по инвестиционному фонду. "Мы оставляем коммерческие проекты бизнесу. Инвестфонд создается для привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты", -- подчеркнул министр. Андрей Илларионов назвал инвестфонд ярким примером лоббистской деятельности по перераспределению денег, заработанных другими. "Цель по поддержанию высоких темпов экономического роста больше не является приоритетной для российских властей", -- с грустью констатировал президентский советник. "Последние кадровые назначения в правительстве и администрации президента показывают, что отныне главная цель -- не экономический рост и создание более благоприятных условий для бизнеса, а реализация национальных проектов, которые сводятся к распределению и потреблению", -- заявил г-н Илларионов. И выразил уверенность, что реализация национальных проектов не ведет к удвоению ВВП к 2010 или 2012 году.
Герман Греф признал определенные недостатки, например, устаревшую громоздкую систему допуска иностранцев в российскую экономику, но отметил, что все это в скором времени будет исправлено. По его словам, в правительстве уже подготовлены проекты законов по доступу иностранных инвесторов в стратегические сектора экономики и в настоящее время идет их обсуждение с инвесторами.
Лишь в одном вопросе г-н Греф тоже не удержался от критики. Комментируя недавнюю сделку по покупке "Газпромом" компании "Сибнефть", он сказал: "С точки зрения инвестиций в актив на фондовом рынке -- это, в общем, выгодно. Но по всем остальным аспектам я не считаю эту сделку правильной. Мы расширяем присутствие государства в экономике, и экономика нам за это заплатит", -- заявил министр.
Инвесторов, особенно тех, кто еще не работает в России, наверное, удивила такая разноголосица внутри вроде бы выстроенной российской вертикали власти. Да к тому же глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович заявил, что прогноз по инфляции на будущий год в размере 8,5% (так записано в проекте бюджета, принятом на прошлой неделе в третьем чтении) -- это скорее нижняя граница. Согласно инерционному сценарию, инфляция в 2006 году может составить 10%, однако антиинфляционные меры могут снизить темпы роста цен максимум до 8,5%, сказал он.
На этом фоне по крайней мере более понятным для потенциальных инвесторов прозвучало заявление о том, что Внешэкономбанк (ВЭБ) может стать основой для создания государственного банка развития. Как заявил первый заместитель председателя правления ВЭБа Николай Косов, "для этого необходимо законодательно закрепить наметившуюся роль банка в экономике России и оформить его статус отдельным законопроектом, как это произошло в ряде зарубежных стран". По словам г-на Косова, аргументами в пользу создания на базе ВЭБа национального банка развития являются "богатый опыт деятельности, высокий кадровый потенциал и имидж банка". Кроме того, по его словам, "вопрос реформирования ВЭБа перешел в практическую стадию". Глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев ранее заявлял, что в России планируется на базе существующих государственных банков создать банк развития, который будет оказывать поддержку промышленному экспорту, а также привлечению инвестиций в промышленность.
Вера СИТНИНА
"Суды должны научиться понимать истинную цель сделок"
России необходимо кардинально пересмотреть подходы к определению законности схем оптимизации налогообложения. И суды, рассматривая жалобы налоговых органов на подозрительные деловые операции, должны анализировать не только их формальное соответствие закону, но и экономическую суть действий предпринимателя. В беседе с корреспондентом "Времени новостей" Юрием КОЛЕСОВЫМ председатель Высшего арбитражного суда РФ Антон ИВАНОВ подчеркнул, что, если сделка совершалась исключительно для того, чтобы избежать налогов, вектор интереса системы правосудия должен быть сконцентрирован в первую очередь на том, чтобы взыскать с компании или предпринимателя те налоги, от которых они пытаются уклониться. Не исключено что такая доктрина в будущем будет закреплена в России не только на уровне судебной практики, но и в налоговом законодательстве.
Антон Александрович, в следующем году заканчивается срок действия программы развития судебной системы. Будет ли подготовлена новая, и какие задачи должны быть в ней решены?
Я думаю, что судьи были бы рады, если бы систему оставили в прежнем виде, и, ничего не меняя, просто дали бы больше денег, людей, помещений и наделили новыми полномочиями. Но этого не произойдет, просто так денег никто не даст. Сегодня речь идет о новом подходе к развитию судебной системы, на чем настаивает правительство, и, прежде всего, экономические ведомства.
Сейчас поставлена задача сформировать те цели, которые должны быть достигнуты при реализации новой программы. И дополнительные средства будут выделяться лишь под конкретные структурные изменения. В этом новизна подхода. Чтобы получить деньги, нужно объяснить, на что они будут потрачены.
А в каких структурных изменениях нуждается правосудие? Неужели снова пойдет речь о реформе?
Мне кажется, что слово "реформа" у нас обесценилось, и каждая программа уже называется "реформой". С этой точки зрения, да, готовится реформа судебной системы.
Но она не предполагает изменения фундаментальных основ судебной системы. Разве у нас настолько изменились социально-политические условия, чтобы ломать существующую систему судопроизводства и строить на ее месте что-то новое? Но есть недостатки, и значительные, которые надо исправлять.
При этом должны различаться подходы применительно к системе арбитражных судов и к системе судов общей юрисдикции, что связано с особенностями дел, подведомственных каждой из ветвей правосудия. Я приведу только один пример, из которого будет видно, как реализация лишь одного проекта влечет за собой необходимость целого ряда изменений. Сегодня в США и в странах Европы успешно развивается система электронного правосудия. Но трудно себе представить, что наши граждане готовы стать полноценными участниками электронного правосудия, поскольку у нас пока еще очень низкая степень развития интернета. А для арбитражных судов, чьи "клиенты" - юрлица или индивидуальные предприниматели, этот проект более актуален. Но наше процессуальное законодательство, не говоря о практике конкретных судов, не настроено на эту модель правосудия, хотя мы и готовы двигаться в направлении открытости, прозрачности и более глубокого применения современных технологий в процессе, что повлечет ускорение рассмотрения споров, большую открытость и доступность правосудия.
Но есть и общие проблемы, например, высокая нагрузка на судей.
Согласен. И как ни странно, сегодня нагрузка на районные суды значительно ниже, чем на арбитражные суды субъектов федерации. 16 - 18 дел приходится на районного судью в месяц, а на члена арбитражного суда первой инстанции - 55 - 65 дел. В Высшем арбитражном суде в налоговом составе на судью приходится примерно 58 дел в месяц. Причем это очень крупные, сложные дела. Получается, что в Высшем арбитражном суде нагрузка выше, чем в районных судах.
Районных судей разгрузили мировые.
Да, зато теперь на мировых судей приходится неимоверное количество дел - до сотни в месяц. Правда, это незначительные дела, хотя, по правде говоря, отнесение некоторых дел к их компетенции иначе как ошибкой не назовешь. Например, споры о разделе супружеского имущества рассматриваются мировыми судьями независимо от цены иска. То есть мировой судья может решать спор о разделе имущества владельца огромной компании, разрешать сложнейший спор о миллиардах долларов.
Теперь, кстати, Судебный департамент при Верховном суде думает, как бы разгрузить мировых судей.
Казалось бы, очень просто - передать часть их дел в районные суды. Но тогда снова придется решать проблему их перегруженности. Тут действует закон сообщающихся сосудов и не имеет смысла из одного переливать в другой. Нужны другие, концептуальные, процедурные изменения, которые позволят разгрузить судебную систему, и как следствие повысить ее эффективность и доступность.
Алекперов заключил финскую сделку
ЛУКОЙЛ стал единоличным владельцем "СеверТЭК"
ЛУКОЙЛ вчера сообщил, что выкупил 50-процентную долю финской Neste Oil -- "дочки" финского концерна Fortum -- в их совместном предприятии "СеверТЭК" и стал единоличным владельцем компании. Neste Oil за 50% в "СеверТЭК" выручила 321,5 млн долл., по сообщению финской корпорации, ее прибыль от сделки составила почти 164 млн долл. По словам президента ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова, "консолидация нефтедобывающих активов в Республике Коми и Ненецком автономном округе полностью соответствует стратегии развития ЛУКОЙЛа в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции".
"СеверТЭК" было создано в 1996 году. Предприятие владеет лицензиями на четыре месторождения -- Южно-Шапкинское и Пашшорское в Ненецком автономном округе, а также Верхне-Грубешорское и Южно-Юрьяхинское в Коми.
Neste Oil, которой принадлежат два НПЗ в Финляндии общей установленной мощностью около 14 млн тонн в год и сеть АЗС в Санкт-Петербурге, заявила о своем желании выйти из проекта в августе. Компания сообщала, что намерена сосредоточиться на своем основном бизнесе -- переработке сырья. При этом, как говорят в санкт-петербургской заправочной сети, Neste Oil не собирается выходить из питерского розничного бизнеса -- продажа добычных активов не означает, что финская компания покидает Россию.
ЛУКОЙЛ, приводя данные американской Miller and Lents, заявляет, что на начало 2005 года доказанные запасы "СеверТЭК" составили 235 млн баррелей нефти (32 млн тонн). В то же время, по данным аудита фирмы Ryder Scott, на которые указывает Neste Oil, запасы "СеверТЭК" на начало 2005 года составляли примерно 213 млн баррелей нефти (29 млн тонн). Из данных о запасах, представленных участниками СП, следует, что ЛУКОЙЛ заплатил 2,74 долл. за баррель запасов, исходя из оценки Miller and Lents, и 3,02 долл., исходя из оценки Ryder Scott.
Аналитики ИК "Атон" полагают, что сумма сделки является "вполне оправданной". Они отмечают высокие темпы роста добычи "СеверТЭК", увеличившего производство за девять месяцев 2005 года на 17%, и стратегические планы ЛУКОЙЛа в Тимано-Печорском бассейне. Аналитик FIM Securities Дмитрий Царегородцев напоминает, что Urals Energy недавно приобрела куда более мелкую, чем "СеверТЭК", компанию "Динью", заплатив за баррель запасов 3,18 долл. Аналитик Газпромбанка Сергей Суверов также уверен, что цена сделки является рыночной, а с учетом того, что активы "СеверТЭК" расположены в Тимано-Печоре -- важном добывающем центре ЛУКОЙЛа, компания получит синергетический эффект.
"СеверТЭК" добывает около 30 тыс. баррелей нефти в сутки (почти 1,5 млн тонн в год). Две трети из них реализуется на российском рынке (согласно отчету Neste Oil за второй квартал 2005 года средняя цена составила 33,1 долл. за баррель). По данным нефтетранспортной компании Fernleys, экспорт "СеверТЭК" составляет приблизительно 45 тыс. тонн нефти в месяц (500 тыс. тонн в год) через литовский порт Бутинге в совместной с другими небольшими северными производителями танкерной партии. Эксперты Fernleys предполагают, что ЛУКОЙЛ впоследствии переориентирует потоки на порт Приморск.
Денис РЕБРОВ
Кто-то в Дубае хочет купить RRJ
"Сухой" продает российский региональный самолет на Ближний Восток
Первый зарубежный заказ на региональный самолет RRJ поступил вчера в компанию "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС). Причем, как объявила ГСС, стоимость заказа приближается к миллиарду долларов. Правда, эту серьезную сумму российским авиастроителям пообещала молодая и не известная на рынке арабская лизинговая компания. Сделка еще не оформлена контрактом. Пока стороны ограничились протоколом о намерениях.
На проходящем в ОАЭ международном авиасалоне Dubai Air Show 2005 ГСС объявила о заключении сделки с местной лизинговой компанией Concord Aviation. Арабы выразили готовность приобрести 20 региональных самолетов RRJ-95 и разместить опцион еще на 20 таких же машин. "Этим протоколом о намерениях, подписанным сегодня, мы рады приветствовать нашего первого клиента за пределами России, -- заявил генеральный директор ГСС Виктор Субботин. -- Это реальный прорыв, позволяющий открыть новый рынок для программы RRJ. Мы по-настоящему верим, что в странах Ближнего Востока открываются волнующие перспективы для нового семейства RRJ".
Директор по связям с общественностью ГСС Ольга Каюкова сказала "Времени новостей", что протокол должен превратиться в полноценный контракт к февралю следующего года. В то же время она затруднилась ответить на вопрос, выполняла ли Concord Aviation ранее какие-либо лизинговые проекты или же соглашение с ГСС -- первый шаг арабской компании в этом бизнесе. Во вчерашнем заявлении ГСС партнер охарактеризован как "начинающая лизинговая компания, созданная, чтобы удовлетворять потребности авиакомпаний Африки/Ближнего Востока и Индийского субконтинента". Опрошенные корреспондентом "Времени новостей" специалисты авиационного рынка не смогли припомнить названия Concord Aviation. Не удалось его обнаружить и в бизнес-справочнике города Дубай. Компания не числится среди официальных участников Dubai Airshow 2005 и никак не проявила себя в ходе работы авиасалона, который закрывается завтра.
Впрочем, отсутствие у покупателя громкого имени сразу же отступит на второй план, если высказанные вчера намерения действительно быстро превратятся в твердый контракт. В прошлом ГСС не раз буксовала именно на этом отрезке пути -- от протокола к контракту. В июле 2004 года ГСС подписала протокол (или как его тогда называли "предконтрактное соглашение") о продаже 50 RRJ авиакомпании "Сибирь". С тех пор партнеры не только не сумели окончательно договориться, но, наоборот, их позиции разошлись. По неофициальным сведениям, "Сибирь" решила отказаться от простой схемы купли-продажи, предусмотренной "предконтрактным соглашением". Теперь новосибирские авиаторы требуют привлечения лизинговой компании.
С месяца на месяц откладывается ожидаемое заключение контракта на продажу 30 RRJ c "Аэрофлотом". В этом ноябре министр экономразвития Герман Греф лично заявил в штаб-квартире ГСС, что этот контракт будет подписан до конца месяца. Однако, по сведениям из авиакомпании, потенциальный покупатель продолжает энергично торговаться с продавцом.
До сих пор единственный твердый заказа на RRJ (десять машин) сделала в августе этого года российская "Финансовая лизинговая компания".
Михаил КУКУШКИН
"Шансы Украины успеть в ВТО к декабрю близки к нулю"
Украинские власти намерены добиться членства во Всемирной торговой организации на декабрьской сессии ВТО в Гонконге. Однако посетивший в начале этого месяца США премьер Юрий Ехануров признал, что Украина сможет вступить в ВТО лишь после получения статуса страны с рыночной экономикой от американского правительства, а это будет возможно лишь в начале 2006 года. При этом г-н Ехануров сильно удивил российский МИД заявлением о том, что вступление Украины в ВТО "будет практически невозможно", если Москва окажется в этой организации раньше Киева. На вопросы "Времени новостей" ответил экс-министр экономики Украины Сергей ТЕРЕХИН, который в правительстве Юлии Тимошенко отвечал за переговоры с ВТО.
-- Украине не удалось подписать двусторонний протокол с американцами по ВТО, получить статус страны с рыночной экономикой. Рада так и не утвердила восемь законов, касающихся нетарифного регулирования и внешней торговли, которые входят в пакет обязательных для членства в ВТО. Эти законы касаются экспорта из Украины лома цветных и черных металлов, семечек подсолнуха, шкур крупного рогатого скота, ограничения поддержки государством АПК, металлургии, автомобилестроения. Проекты законов затрагивают интересы крупного промышленного и сельскохозяйственного лобби, поэтому вряд ли будут приняты. Так что шансы Украины успеть в ВТО к декабрю близки к нулю.
-- Киев многие винят в провале переговоров по ВТО правительство Тимошенко...
-- Это старый бюрократический трюк. Правительство Юлии Тимошенко, которое пришло в феврале и уже в мае подало в Раду полный комплект законопроектов по ВТО. Позитивной реакции парламента не последовало. В июне на заседании совета национальной безопасности и обороны эти законы безоговорочно поддержал президент. Однако из-за административного беспорядка в новой власти, в первую очередь из-за бывшего секретаря совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Петра Порошенко и компании, правительство пять недель ждало, когда выйдет соответствующий президентский указ. Прибавьте к этому позицию спикера Рады Владимира Литвина, который летом, к вящему удовольствию лидера Соцпартии Александра Мороза, не только провалил блок соответствующих законов, но и откровенно мерзко повел себя по отношению к президенту, специально пришедшему в парламент для их поддержки. В сентябре правительство Юлии Владимировны было отставлено. После первых же заявлений господ Еханурова и Кинаха (нынешний секретарь СНБО. -- Ред.) о ВТО стало окончательно ясно, что Украина имеет лишь призрачный шанс впрыгнуть на подножку последнего вагона поезда, следующего в ВТО...
-- Летом Украине отказали в статусе страны с рыночной экономикой из-за действий правительства Тимошенко по административному регулированию цен, в частности на рынке бензина...
-- Никто Украине не отказывал. В качестве министра экономики я дважды встречался с послом США в Украине. Мы больше двух часов с расчетами в руках обсуждали тему ограничения рентабельности российских компаний по нефтепереработке в Украине, и никаких претензий американцы не высказывали. Мониторинг минэкономики показал, что в этих компаниях повышение цен происходило согласованно. Я дважды собирал нефтепереработчиков, просил их не "баловаться" с ценами. Как бы договорились. Однако вскоре указом, ныне отмененным, центр ценового регулирования энергетических продуктов был перемещен из правительства в секретариат президента, и мы немедленно получили ценовой шок. Через полгода антимонопольный комитет Украины наконец родил решение о том, что нефтетрейдеры все-таки занимали монопольное положение.
-- В какой мере нынешние споры между странами -- членами ВТО влияют на перспективы Украины?
-- В сентябре в рамках ВТО начались напряженные переговоры относительно политики субсидий. Каждая страна негласно поддерживает своих производителей, из-за чего свободная конкуренция в рамках ВТО имеет несколько ограниченный характер. Если в Гонконге не будет договоренности по субсидиям и свободным экономическим зонам, между странами ВТО появится "водораздел", и начнется регионализация торговых союзов. Каждая страна будет занята своими проблемами, а Украине останется выбирать -- либо вступать в ВТО по новым, еще более жестоким правилам, либо идти мягким экономически, но политически жестким путем к единому экономическому пространству с Россией. Я уверен, что Украина создаст зону свободной торговли без изъятий и ограничений с Россией, станет членом ВТО, а в перспективе -- полноправным членом Евросоюза.
Беседовала Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558 Архив рассылки |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||