Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 18 марта, пятница

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Нервные почвенники

Новый закон "О недрах" может оставить российскую нефтянку без инвестиций

Новый закон о недрах -- это, по сути, очередной шаг к централизации не только государственной собственности, но и власти. Что, собственно, не скрывают ни авторы данного законопроекта, ни другие члены кабинета министров. Они скорее видят в том, что недра отныне будут признаны исключительно федеральной собственностью, главный плюс новой редакции закона "О недрах".

Хотя концепция закона вошла в противоречие с принципом разделения полномочий между центром и регионами, сильных возражений у министров не вызвало. Во время вчерашнего рассмотрения законопроекта "О недрах" на заседании правительства лишь два его члена -- вице-премьер Александр Жуков и глава Минпромэнерго Виктор Христенко -- вспомнили об этом "пустячке". Первый прямо спросил докладчика, главного разработчика законопроекта, министра природных ресурсов Юрия Трутнева: "Какие полномочия в связи с принятием нового закона будут у местных органов?" Г-н Трутнев не ответил. Зато ответил на другой, не заданный вопрос: "Мы не предусматриваем возможность частных лиц пользоваться недрами". Чтобы не обострять и без того щепетильную тему, г-н Христенко полемизировать не стал. Лишь заметил, что при доработке законопроекта (а она должна быть завершена к 17 апреля) "необходимо провести точное выстраивание компетенций органов власти".

Министр финансов Алексей Кудрин в отличие от коллег, пытавшихся на ходу утрясти конфуз с разграничением полномочий, столь обидной для регионов, встал на защиту прав иностранных инвесторов. Новый закон отлучает их от прав пользования российскими недрами напрямую. И хотя, как говорят сами иностранные инвесторы, ничего сверхнового для них в этом нет (иностранцам и так приходится действовать на рынке России через своих "обрусевших" "дочек"), либералу Кудрину законодательная жесткость не понравилась.

"Сколько инвестиций для разработки месторождений в ближайшие 10--20 лет нам понадобится?" -- спросил он. Услышав, что 2,5 трлн руб., министр финансов продолжил: "И вы считаете, что мы сможем обойтись без иностранных вложений?" Г-н Трутнев ответил вопросом на вопрос: "Почему мы должны уважать себя меньше, чем США?" И пояснил: "Мы предлагаем иностранцам зарегистрироваться по российским законам". Г-н Кудрин продолжал интересоваться: "В чем смысл ограничений на приобретение иностранцами контрольного пакета? Г-н Трутнев говорил, что речь идет лишь о стратегических месторождениях. По его словам, из 250 их всего шесть. А, мол, к 2007 году таких месторождений и вовсе не будет".

Тут в дискуссию об инвестициях и патриотизме довольно резко вмешался премьер Михаил Фрадков. Не глядя на главного финансиста, он дал понять г-ну Трутневу, что тому не в чем оправдываться, что он, г-н Трутнев, настоящий патриот и ведет "осмысленную политику в национальных интересах". После чего г-ну Кудрину, видимо, ничего не оставалось, кроме как замолчать -- причем до конца заседания. Так что финальную реплику г-н Трутнев произнес уже в спину нейтрализованному оппоненту: "Алексей Леонидович тут спрашивал, хватит или не хватит у нас средств. На шесть стратегических месторождений у наших инвесторов средств больше чем достаточно. А то, что мы создаем возможность ограничений, так это будет рассматриваться правительством в каждом отдельном случае".

Законопроект горячо, практически без замечаний поддержал министр экономического развития и торговли Герман Греф. Он заявил, в частности, что документ "радикально снижает коррупцию". С этим утверждением не совсем согласился вице-премьер Александр Жуков, который никак не хотел понять механизм "предоставления прав пользования недрами без аукциона". "Хотелось бы поподробнее и прямо в законе", -- заметил он.

Г-н Фрадков, не беспокоясь более за поддержание национальных интересов в законопроекте, вспомнил попутно о налоге на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Он потребовал от г-на Грефа "не откладывать в долгий ящик предложение по дифференциации этого налога". Главный экономист и сам, казалось, был рад такому поручению. "Если мы этого быстро не сделаем, -- сказал он, -- то снизим уровень добычи и усилим социальную напряженность регионов".

В итоге новый закон "О недрах" правительство в целом одобрило, дав авторам месяц на его доработку. А заодно решило выделить 125 млрд руб. на весеннюю посевную кампанию. Поскольку одними полезными ископаемыми, даже добытыми( в свете нынешних властных патриотических веяний) исключительно российскими и желательно государственными компаниями, сыт не будешь.

Вера КУЗНЕЦОВА

Цены едут на метро

Экономисты считают возможным отпустить тарифы на услуги естественных монополий

На заседание правительства 31 марта будет вынесен вопрос о тарифной политике государства в сфере естественных монополий. Аналитики компании ФБК, подготовившие к заседанию кабинета министров аналитический доклад о перспективах отмены госрегулирования тарифов естественных монополий, называют привычный тезис о необходимости тарифного регулирования не более чем стереотипом мышления.

По словам руководителя департамента стратегического планирования ФБК Игоря Николаева, несмотря на формально жесткую ограничительную политику правительства по отношению к естественным монополиям, рост тарифов в них за последние пять лет в целом не меньше, чем в отраслях рыночного ценообразования.

За 1991--2004 годы, по данным "Росстата", на которые ссылается г-н Николаев, цены на электроэнергию возросли более чем в 81 раз, в то время как в нерегулируемой сфере производства промышленной продукции цены повысились в 70 раз. Железнодорожные перевозки подорожали в 51 раз, а тарифы в лесной промышленности и машиностроении возросли лишь в 34 и 45 раз соответственно.

Что государство неэффективно справляется с взятой на себя функцией регулирования тарифов, по мнению г-на Николаева, неудивительно. Ведь сегодня тарифные заявки монополисты формируют по старому советскому принципу "проси больше, все равно дадут меньше". И такая система, парадоксальным образом, удовлетворяет обе стороны: регулятор считает делом чести снизить запрашиваемую тарифную надбавку, а для монополии повышения, которого в результате удается добиться, вполне хватает. Ведь монополист заранее "закладывается" на урезание запросов. В результате тарифы реально оказываются завышенными, а монополии невыгодно снижать издержки -- чем больше издержки, тем выше вероятность, что государство даст добро на индексацию тарифов.

Невозможность допущения даже мысли об отмене госрегулирования объясняется не только сугубо социальными причинами, но и тем, что контролирование тарифов для правительства стало одним из рычагов регулирования инфляции. Рычагом, тоже в последнее время не срабатывающим.

Для отказа от парадигмы госрегулирования, как считает г-н Николаев, у государства есть несколько оснований. При административном установлении тарифов стимулы к снижению издержек у монополии, сосредоточившейся на выбивании тарифов, ослабляются. Тем более что ответственность за тарифы полностью ложится на правительство. При отмене же прямого регулирования монополии, оказавшись на рынке на равных с другими субъектами и подчиняясь исключительно нормам антимонопольного законодательства, получат больший стимул снижать издержки, чем завышать тарифы, рискуя попасть под санкции, считает экономист.

Основные минусы рыночного механизма регулирования тарифов связаны с недостатками действующего антимонопольного и конкурентного законодательства. В Европе, к примеру, штрафы за необоснованные повышения тарифов достигают 10% от оборота компании, а у потребителей есть право оспорить в суде или в антимонопольном органе необоснованное, на из взгляд, повышение цен на услуги монополий.

Не следует опасаться, что в результате введения рыночного регулирования естественные монополии откажутся от обслуживания некоторых потребителей, говорит г-н Николаев. В законе "О естественных монополиях" в число возможных методов регулирования деятельности монополий входит определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре.

Представители монополий также уверяют, что рыночное регулирование не означает отсутствия контроля и ограничений. "Мы ни на копейку не можем повысить тарифы, так как конечную цену реализации того товара, что мы перевозим, определяет рынок, иначе потребители откажутся от наших услуг", -- считает вице-президент ОАО "РЖД" Борис Лапидус. Тарифы на проезд в метро, своеобразной московской транспортной "монополии", за последние десять лет выросли в сотни раз, однако люди на нем ездят, говорит заместитель руководителя Института железнодорожного транспорта Леонид Мазо. И уверяет, что у государства не больше оснований держать в иных монополиях псевдосоциальные цены. По мнению руководителя департамента энергетической политики РАО "ЕЭС" Игоря Кожуховского, порочную игру между монополиями и регулятором пора прекращать, но есть сомнения в реализации принципа оспаривания тарифов потребителями в случае рыночности ценообразования. Потребители, по мнению г-на Кожуховского, будут заняты бесконечными тяжбами в надежде на то, что судебные и контролирующие органы назначенные тарифы отменят.

Ценовое регулирование, напоминает г-н Николаев, ко всему прочему является лишь одним из методов регулирования деятельности монополий. Обязательность же применения ценового метода законом отнюдь не закреплена. Закон "О естественных монополиях" лишь говорит, что этот метод "может" применяться. С не меньшей результативностью, считает эксперт, регулирование тарифов можно осуществлять через представителей государства в советах директоров монополий. Правда, этот способ государством практически игнорируется.

Ирина СКЛЯРОВА

Еще один "стратегический партнер"

Алексей Мордашов пообещал построить трубный завод под Санкт-Петербургом

Похоже, скоро не останется олигархов, не получивших высокий титул "стратегический партнер Санкт-Петербурга" (ими уже стали Вагит Алекперов, Алексей Миллер, Анатолий Чубайс, Андрей Костин, Семен Вайншток, Сергей Франк и другие). Вчера губернатор Валентина Матвиенко заручилась поддержкой еще одного крупного бизнесмена -- Алексея Мордашова, подписав с ним соглашение о сотрудничестве. Глава "Северстали" пообещал Петербургу 430 млн долл. инвестиций в строящийся Ижорский трубный завод и 500 новых рабочих мест в Колпине. Это весьма кстати: сейчас там в массовом порядке сокращают рабочих входящие в корпорацию ОМЗ "Ижорские заводы".

"Компания "Северсталь" становится стратегическим партнером номер один для Петербурга, и нам очень приятно, что это именно российская компания, а не зарубежная", -- заявила г-жа Матвиенко на церемонии подписания соглашения. Она выразила надежду, что холдинг г-на Мордашова поможет стабилизировать ситуацию на "Ижорских заводах". На гигантской промплощадке этого предприятия "Северсталь" строит трубный завод по выпуску одношовных сварных труб диаметром от 610 до 1420 мм и длиной до 18,3 метров для газовых и нефтяных компаний. Проектная мощность -- 450 тыс. тонн труб в год, инвестиции в проект оцениваются в 250 млн долл., из них на 1 марта освоено 52,3 млн долл. Кроме того, металлургический холдинг вкладывает еще около 180 млн долл. в модернизацию сталепрокатного "стана-5000", который будет выпускать заготовку для труб.

Строительство завода и наладка оборудования завершатся в конце этого года -- начале следующего. Главная цель проекта -- выйти на российский рынок с отечественной продукцией, вытеснив часть импортных труб. Г-на Мордашова, который инвестирует в новое предприятие столь значительную сумму, совершенно не смущает отсутствие покупателей этих труб. В чем он вчера и признался журналистам в Петербурге. Тем не менее г-н Мордашов уверен в том, что "Северсталь" подпишет соответствующий контракт с "Газпромом" к тому моменту, когда Ижорский трубный завод выпустит первую продукцию -- "Газпром" уже несколько лет обещает объявить тендер на поставку труб большого диаметра: "Пока нет конкретных договоренностей, но к моменту выпуска трубы, конечно, у нас будет контракт с Газпромом", -- заявил г-н Мордашов. А гендиректор Ижорского трубного завода Олег Урнеев предположил, что такой тендер состоится в конце этого года. "В этом случае в начале 2006 года мы рассчитываем получить заказ примерно на 100 тыс. тонн труб", -- сказал он.

Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург

"Ист Лайн" продает прародителя

Группа избавляется от экспедиторской компании

Группа компаний "Ист Лайн" продолжает избавляться от активов, непосредственно не связанных с основным бизнесом -- управлением аэропортом Домодедово. В то же время группа не заинтересована в приобретении контроля над какими-либо другими аэропортами. Об этом заявил вчера на пресс-конференции председатель совета директоров группы "Ист Лайн" Дмитрий Каменщик. Он сообщил, что в течение 2003--2004 годов группа продала все свои непрофильные активы: машиностроительные предприятия и авиакомпанию. А сейчас она ищет покупателя на входящее в ее состав грузовое агентство.

"Непрофильный" сектор "Ист Лайна" состоял из приобретенного ею в 2002 году Демиховского машиностроительного завода (крупнейший в России производитель электричек), а также пакетов акций более мелких предприятий, связанных с железнодорожным транспортом: Октябрьского электровагоноремонтного завода, "Центросвара" и НПО транспортного машиностроения. К развитию железнодорожно-машиностроительного бизнеса руководство "Ист Лайн" охладело уже к середине 2003 года. В следующем году эти активы были распроданы.

В прошлом году группа избавилась также от входившей в ее состав грузовой авиакомпании "Ист Лайн". Покупателем стал другой крупный игрок рынка грузовых авиаперевозок -- компания "Тесис". Объединенный флот "Тесис" и "Ист Лайн" сейчас эксплуатируется под торговой маркой управляющей компании "Русское небо".

Вчера г-н Каменщик объявил, что группа собирается продать и собственное грузовое агентство (занимающееся не только воздушными, но и железнодорожными, автомобильными, мультимодальными перевозками). В известном смысле это агентство можно считать прародителем всей группы: "Ист Лайн" возникла на рубеже 1993 и 1994 годов как экспедиторская фирма, от которой со временем "отпочковались" другие предприятия группы.

Г-н Каменщик объяснил целесообразность продажи грузового агентства двумя причинами. Во-первых, сказал он, "продав все непрофильные активы, мы продолжаем сужать сектор нашего интереса". По словам г-на Каменщика, практика подсказывает необходимость концентрации усилий группы исключительно в сфере основного бизнеса -- управления аэропортовым комплексом Домодедово. Во-вторых, развитие грузового агентства, по оценке председателя совета директоров группы, дошло до такого момента, когда следует либо поднять его на новый технический уровень ценой масштабных инвестиций, либо продать. Руководство "Ист Лайн" выбрало второй вариант.

Г-н Каменщик отказался назвать потенциальных покупателей агентства, сказав лишь, что переговоры идут с несколькими фирмами и что сделка будет завершена в начале 2006 года.

Вместе с тем он категорически отверг возможность того, что группа заинтересуется приобретением контроля над какими-либо другими аэропортами Московского аэроузла или других городов России.

На вопрос, примет ли "Ист Лайн" участие в приватизации Шереметьево, если правительство решит продать акции крупнейшего аэропортового комплекса России, находящегося сейчас в стопроцентной государственной собственности, г-н Каменщик ответил: "Среди членов совета директоров господствует точка зрения, что "Ист Лайну" не надо интересоваться другими аэропортами".

Михаил КУКУШКИН

С волками жить

Креатуру Джорджа Буша со Всемирным банком связывает только хищная фамилия

В среду Джордж Буш официально выдвинул кандидатуру первого заместителя министра обороны США Пола Вулфовица на пост главы Всемирного банка. Чем вызвал у общественности шок, поскольку г-н Вулфовиц совсем не выглядит человеком, подходящим для этой должности. Замминистра обороны по образованию политолог, преподавал в университетах международные отношения, в эпоху президентства Джорджа Буша-старшего успел поработать в Пентагоне, куда вернулся при нынешнем хозяине Белого Дома. А отношения г-на Вулфовица с финансовой сферой до сих пор ограничивались лишь высказываниями о необходимости увеличить бюджет его ведомства.

Пол Вулфовиц в глазах противников политики Буша является законченным "ястребом" и одним из главных виновников того, что Америка ввязалась в активно критикуемую иракскую кампанию. У многих есть опасения, что на посту главы ВБ "идеолог иракского кризиса" будет заниматься не столько уставными целями банка (например, борьбой с нищетой и экономической отсталостью в мире), сколько поддержкой небесспорной политики американских неоконсерваторов. Не случайно наиболее резко против кандидатуры Вулфовица высказался лидер демократов США Джон Керри, заявивший, в частности, что выбор Буша "загадочен". Джеффри Сакс, известный экономист и советник Генсека ООН Кофи Аннана, отметил, что это предложение "крайне удивительно и во многом неприемлемо". Нобелевский лауреат по экономике Джозеф Стиглиц отмечал, что у Вулфовица нет ни квалификации, ни опыта работы в сфере экономического развития или финансовых рынков. Единственное, что связывает Вулфовица с ВБ, -- это сходство фамилий с нынешним главой банка Джеймсом Вулфенсоном, назначенным еще при Билле Клинтоне (wolf -- по-английски и по-немецки "волк"). Похоже, что в Белом Доме полагают, что наличие хищной фамилии -- необходимое качество для главного мирового банкира.

Но теоретически президенту ВБ (по негласным правилам им всегда является американец) вовсе не обязательно быть таким уж крутым финансистом. Глава банка -- фигура политическая, его дело -- определять общие направления деятельности и вести переговоры с премьер-министрами и президентами стран. А специалистов, способных просчитывать до цента транши и субсидии, в ВБ и без Вулфовица хватает. С другой стороны, Всемирному банку не привыкать к отставным высокопоставленным "ястребам": с 1968 по 1981 год главным финансистом мира служил экс-министр обороны США Роберт Макнамара (тот, правда, в отличие от политолога Вулфовица был дипломированным специалистом в области управления бизнесом).

Другие страны, владеющие пакетами акций ВБ, пока отнеслись к неожиданной идее Буша прохладно -- несмотря на то что президент США в последние дни активно согласовывал эту спорную кандидатуру. В пользу Вулфовица определенно высказался лишь глава британского МИДа Джек Стро, поддержал его и японский премьер Коидзуми. А представительница Германии Хайдемари Вичорек-Цойль заметила, что "в Старом Свете это не вызывает большого энтузиазма". И Бушу придется использовать все свое легендарное упрямство, чтобы убедить европейских партнеров США уступить его "загадочному" выбору.

Владимир ДЗАГУТО


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Отписаться

В избранное