Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"
Информационный Канал Subscribe.Ru |
"Время новостей", 6 июля, среда
При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.
По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону
(095) 231-23-07
ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ
Пора по зонам
Министерство экономического развития приглашает американцев поработать на удвоение ВВП России
В ближайшую пятницу -- последний рабочий день перед каникулами -- Государственная дума должна выполнить наказ президента, приняв сразу во втором и третьем чтениях законопроект "Об особых экономических зонах". Хотя первые зоны должны появиться уже с 1 января 2006 года, ясности относительно их перспектив пока немного.
Владимир Путин, не устающий напоминать о том, что "задачу удвоения ВВП никто не отменял", с начала нынешнего года стал активно лоббировать скорейшее принятие закона об особых зонах. Экономический рост, несмотря на все заявления, снижается. Зоны -- один из механизмов, призванный подтолкнуть угасающую инвестиционную активность. К тому же эти самые зоны в виде технопарков могут послужить второй любимой стратегической идее Кремля -- переходу от сырьевой экономики к инновационной.
Именно поэтому законопроект, который Министерство экономического развития и торговли несколько лет не могло даже внести в правительство из-за несогласия других министерств, за полгода преодолел почти весь путь и в правительстве, и в парламенте. Президент заявлял о своем намерении подписать текст закона уже летом, чтобы первые зоны появились в январе будущего года. И Дума явно не станет этому препятствовать.
Впрочем, даже принятие закона не гарантирует появления новых зон в российской действительности. Желающих строить их на своей территории много. Закон еще не принят, а Минэкономразвития уже получило порядка 30 заявок от регионов. Самые "продвинутые" заявки представили Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Томск и Новосибирск. Кроме того, Калужская область продвигает ядерный центр в Обнинске, а Челябинская и Свердловская предлагают свои закрытые территориальные образования.
Однако есть ли желающие среди тех, кому предстоит вкладывать, а не получать деньги, пока неизвестно. Тем более что траты предстоят немалые. По закону резидент зоны берет на себя обязательство инвестировать в нее не менее 10 млн евро, в том числе 1 млн в течение первого года работы. Учитывая, что инвестиционные проекты сокращаются даже в сверхприбыльной нефтяной отрасли, желающих вкладывать в гораздо менее прибыльные и более рискованные инновационные проекты может и вовсе не найтись. Видимо, поэтому вчера заместитель министра экономического развития Андрей Шаронов рассказывал о преимуществах будущего закона на встрече с членами американской торговой палаты. Члены палаты -- американские бизнесмены, успешно освоившие российский рынок, наверно, выглядят в глазах чиновников наиболее вероятными и привлекательными инвесторами особых зон.
Следует напомнить, что законопроект, принятый в первом чтении, предусматривает создание двух видов зон -- промышленно-производственных (где будут производиться высокотехнологичные товары) и технико-внедренческих (по типу наукоградов). Закон предоставляет ряд налоговых и таможенных преференций, а управляться они будут специально созданным государственным агентством.
Депутаты подошли к принятию этого закона со всей ответственностью и выдали на-гора 200 страниц поправок. В основном, отметил г-н Шаронов, они ратуют за увеличение льгот и преференций. Однако, на его взгляд, "количество налоговых, финансовых, таможенных и других преференций достаточно". Также немало поправок, предлагающих расширить список видов деятельности, подпадающих под этот льготный режим. Предлагается помимо инноваций и изготовления продукции высокой переработки включать в него и традиционные отрасли промышленности, вплоть до добывающих. "Мы полагаем, что они и так находятся в хорошем положении", -- отметил г-н Шаронов. Со своей стороны он высказался за увеличение максимальной площади для промышленно-производственных зон с 10 до 20 кв. километров.
По словам г-на Шаронова, создание зон рассчитано на тех инвесторов, "которые не хотят прийти в Россию на существующих условиях". Однако нельзя забывать о том, что среди главных препятствий для работы в России инвесторы, как отечественные, так и зарубежные, называют коррупцию и отсутствие четких правил игры. От этих напастей особые экономические зоны явно не спасут.
Вера СИТНИНА
Игорь Артемьев: Мы обращаем внимание банков -- не надо обманывать людей
Федеральная антимонопольная служба и ЦБ недавно издали рекомендации по раскрытию банками информации о потребительских кредитах. Государственные органы предлагают банкирам не вводить потребителей в заблуждение и указывать реальную процентную ставку по кредитам, не скрывая различные сборы, например, за обслуживание счета, за рассмотрение заявки и т.д. Руководитель ФАС Игорь АРТЕМЬЕВ в интервью "Времени новостей" и информационному агентству АК&М рассказал о том, чего его ведомство пытается добиться этими рекомендациями, а также о некоторых нововведениях, которые содержатся в законопроекте "О защите конкуренции".
-- Есть ли основания полагать, что необходимость в полном объеме информировать клиентов о стоимости заимствований подтолкнет банки к снижению процентных ставок и различных сборов или это может сделать только рынок?
-- Мне кажется, что это приведет к улучшению условий кредитования. Почему? Когда значительная часть людей не понимает, по какой ставке они привлекают кредит, на него возникает "лжеспрос". Когда ставка реально применяется другая, наступает довольно горькое разочарование. Под ставку 60% можно рекламировать себя сколько угодно, но никто не будет брать таких кредитов. Поэтому придется ставки снижать. Это приведет к тому, что люди получат более дешевые кредиты. Если это случится, мы будем считать, что наша задача выполнена.
Кроме того, здесь возникает кроме чисто финансовых аспектов вопрос доверия или недоверия к финансовым институтам. Зачастую люди склонны винить во всем государство, тогда как виноватыми оказываются частные банки. Это ведь в нашей стране до недавнего времени работали мошеннические компании по типу "МММ". И нам очень много надо менять в законодательстве, чтобы у людей появилось доверие к финансовым институтам.
-- Документ носит рекомендательный, а не императивный характер. Как будет отслеживаться выполнение банками рекомендаций? Будет ли ФАС возбуждать дела по собственной инициативе или только на основании жалоб?
-- Мы можем начинать расследования и по собственной инициативе. Например, когда мы возбуждали дело против "Русского стандарта", мы к тому времени уже сами подготовили анализ по вопросам потребительского кредитования. В это время параллельно в ФАС поступали письма с жалобами -- они совпали с нашими инициативами. Даже если бы таких писем не поступило, мы бы возбудили дело по собственной инициативе.
Что касается статуса документа, то он рекомендательный. Главный регулятор банковской деятельности -- Центральный банк -- и главный в области конкуренции -- Федеральная антимонопольная служба -- рекомендуют обратить внимание на эту проблему, предлагают выход и решение. Собственно за нарушение этих рекомендаций никто штрафоваться не может и не будет. Но в законе "О защите конкуренции..." есть нормы, позволяющие привлекать недобросовестные банки к ответственности. Например, дело "Русского стандарта" -- это одно из возможных таких дел. Поэтому рекомендации -- это как бы "посол мира". Мы обращаем внимание банков: не надо обманывать людей, не надо создавать в обществе дополнительную напряженность, надо работать публично, открыто. Сейчас мы ждем, пока банки адаптируются к этой новой ситуации. На это нужно время.
-- То есть дополнительный репрессивный аппарат не нужен?
-- Не нужен. Во-первых, у нас есть закон, который позволяет сегодня привлекать к ответственности недобросовестные структуры. Конечно, антимонопольный орган сильно зависит о решения судов. Любое наше решение может быть оспорено в суде. Это, кстати, надежная защита для тех же банков, против которых будут возбуждаться соответствующие дела. В судах, я надеюсь, будут приниматься справедливые решения. Но судьи тоже люди, это надо понимать. Когда судьи увидят, что люди, которые подписывались на 15% годовых, заплатили по 60%, я думаю, очень многие судьи по внутреннему убеждению будут вставать на сторону защиты граждан. У меня есть такое ощущение. Я ни в коем случае не предвосхищаю ситуацию. Но пусть банки задумаются. Лучше спокойно пойти по пути предоставления всей полноты информации клиентам, тем более что это нормальный путь к открытости, к прозрачности банковского бизнеса.
-- В законе о потребительском кредитовании, который сейчас готовится, санкции к банкам не будут прописываться?
-- В самих законах в последние годы санкции не прописываются, и это правильно. Пишутся составы правонарушений, а санкции есть в КоАП и в Уголовном кодексе. Но законодательные предложения по раскрытию информации мы тоже обязательно сделаем.
-- ФАС и ЦБ не рекомендуют банкам преподносить в рекламе потребительских кредитов какую-то одну "красивую" цифру -- "0% первый взнос", "0% комиссии" и т.д., требуя от них раскрывать всю информацию о стоимости займов. Сейчас практически все рекламные кампании строятся именно на "нулях", за которыми прячется реальный процент. Согласятся ли банки в корне пересматривать маркетинговые стратегии?
-- Здесь действительно есть юридический вопрос. Во-первых, давайте посмотрим, как работает такая система. Например, банк предъявляет нулевую ставку по кредиту. Затем гражданин берет этот кредит и покупает телевизор или стиральную машину. Наш анализ показывает, что всегда в цене этого телевизора учтена процентная ставка по кредиту. Грубо говоря, если на открытом рынке в обычной ситуации вы телевизор можете купить за 5 тыс., то здесь с вас возьмут 5,8 тыс. Гражданин, который приходит за покупкой, не может сразу проанализировать, что происходит на рынке, и покупая вещь, он не отдает себе отчета, что на самом деле он еще оплачивает и процентную ставку по кредиту. Наш рекомендательный акт говорит: не делайте этого, потому что это тоже в конечном итоге вводит в заблуждение клиента.
Но если встать на чисто юридическую точку зрения, возможно, банки займут другую позицию. Они скажут, что собственно сам кредит предоставлен под 0%. И вполне возможно, что суды с нами не согласятся. Но мы говорим сейчас не о формальных аспектах, мы говорим о содержании, о том, что человек все равно эти деньги заплатит. Уважая право банков на свою защиту от нас, мы будем стараться подходить к этому вопросу менее формально. Например, мы будем апеллировать к общественному мнению. Плюс будем работать с обществами защиты прав потребителей на основе закона "О защите прав потребителей". Эту проблему надо решать комплексно.
-- Вы сказали об общественном мнении. Однако у ФАС в этом плане достаточно узкие возможности.
-- Поэтому мы и работаем с КонфОП, с институтом "Общественное мнение" и другими организациями. Здесь все в конечном итоге могут решить только граждане. Если они хотят купить телевизор по более высокой цене, это их законное право. Хотят они взять кредит под 200%, это их законное право. Мы можем лишь обращать внимание на то, что здесь есть ряд проблем, и мы это доводим до сведения граждан. Это наша работа. И спасибо большое журналистам -- без вас наш рекомендательный акт никому бы не был известен. Если журналисты будут чувствовать нашу правоту, они по собственному убеждению напишут об этом статью и скажут: да, здесь есть юридические проблемы, но в принципе эта работа направлена на удовлетворение прав граждан.
-- Когда готовился этот документ, ФАС и тем более ЦБ, видимо, проводили какие-то предварительные консультации с банками и другими игроками этого рынка. Учтены ли их пожелания? Насколько, по первым ощущениям, они готовы взять на вооружение эти рекомендации?
-- У меня ощущение такое, что мы нигде не встретили агрессивного сопротивления. В банках работают люди высоко образованные, они понимают, что рынок развивается. Когда власть и граждане объединяются в своих интересах, никто и никогда не сможет этому противостоять. Я думаю, что, как рациональные люди, они понимают, что время легкого заработка подходит к концу. Мы взялись вовремя за эту тему, и похоже, что большинство банков внутренне готовы нормально сделать эту работу.
Вопрос в том, будет рынок дальше развиваться или нет? Если он пойдет честными путями, то будет доверие, значит, будут брать кредиты. А если люди сейчас скажут, что это все ерунда, нас постоянно надувают, рынок просто прекратит существование. Без доверия банковская система не будет развиваться.
-- Собирается ли ФАС в перспективе обязать банки сообщать заемщикам о стоимости аналогичных услуг, оказываемых конкурентами, как это сделано в ряде стран? Насколько, на ваш взгляд, такое требование безупречно с правовой точки зрения?
-- Я думаю, что мы еще не вполне готовы к этому. Когда-нибудь так и будет, но пока у нас, к сожалению, переходный период. Я очень боюсь, что если мы такую норму сделаем обязательной, это приведет к тому, что банки перессорятся -- все хотят быть лучшими, обязательно захочется написать, что у другого банка условия хуже. Мы получили бы вал такой информационной продукции, которая спровоцировала бы на ровном месте конфликт. Нам не надо вести себя таким образом, когда вольно или невольно мы сталкиваем конкурентов друг с другом. Мы еще не привыкли радоваться успехам наших конкурентов. Это вообще редко бывает. Это философская, если хотите, проблема. Вот когда научимся все писать про себя, неважно кто -- политики, которые подают налоговую декларацию, чиновники, банки, -- когда это станет обычной практикой, тогда можно будет вернуться к этому вопросу.
-- ЦБ недавно поднял тему магазинов, которые фактически играют роль кредитных организаций, выдавая потребительские кредиты, и никак при этом не регулируются. ЦБ высказывал озабоченность по этому вопросу. Как ФАС относится к этой проблеме?
-- С точки зрения монополизации рынка здесь нет вопроса. И поэтому в ФАС специально не занимались этой темой. Но я понимаю озабоченность регулятора и думаю, что нам следует поддержать Центральный банк. Конечно, можно "завести рака за камень" и сказать, что чем больше магазинов дают кредиты, тем лучше для конкуренции. На самом деле эта точка зрения совершенно неприемлема. Если у такого юрлица нет соответствующего обеспечения, нет лицензии, нет резервирования средств в ЦБ, то это к добросовестной конкуренции не имеет никакого отношения, потому что сделано не по правилам и незаконно. И поэтому говорить об ущемлении конкуренции в случае, если эти точки будут закрыты или просто перестанут выдавать кредиты, мне представляется неразумным. Поэтому, имея в виду, что такая точка зрения может быть распространена, можно сказать, что мы поддерживаем регулятора -- Центральный банк.
-- Сейчас в рамках переговоров по вступлению в ВТО активно дискутируется вопрос об открытии филиалов иностранных банков в России. Переговорная позиция Банка России ясна -- разрешать нельзя. Не считает ли ФАС, как антимонопольный регулятор, такую позицию ущербной с точки зрения усиления конкуренции на рынке финансовых услуг?
-- В России есть разные органы исполнительной власти. И все они рассматривают ситуацию под определенным углом. Скажем, на месте ЦБ я был бы очень обеспокоен появлением здесь иностранных банков и ущемлением интересов национальной банковской системы. И на месте Минфина я был бы очень обеспокоен. Я бы сказал, что надо как-то упорядочить приход сюда иностранных банков, потому что наши даже самые крупные банки очень малы по сравнению с теми, которые могут сюда прийти. Мы, в конце концов, не Занзибар, который может иметь иностранную банковскую систему, у нас страна с ядерным оружием, с национальными интересами и т.д. И когда это говорят наши коллеги из других органов исполнительной власти, я их вполне понимаю.
Но моя точка зрения как руководителя антимонопольной службы прямо противоположна. Потому что мы хотим, чтобы было принято сбалансированное решение. Для конкуренции приход в страну иностранных банков -- по разумным правилам, в понятном варианте -- это благо, потому что при этом потребитель выиграет, снизятся ставки, получит развитие ипотека, жилищное строительство, ускорится экономическое развитие страны. Мы не занимаем оголтелую позицию и не говорим "все открыть", но, на наш взгляд, не надо заниматься самоизоляцией, все-таки на определенных условиях следует пустить в нашу страну иностранные банки.
-- У предшественника ФАС -- Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства -- традиционно непросто складывались отношения с Банком Москвы и Сбербанком. Изменилось ли, по вашей оценке, отношение этих банков к вопросам соблюдения антимонопольного законодательства в последнее время?
-- Я считаю, что Сбербанк и Внешторгбанк -- это стратегические банки, в которых участие государства сегодня способствует стабилизации банковской системы. Особенно это важно в преддверии вступления России в ВТО и при решении других очень серьезных вопросов реорганизации финансового рынка. Но наше уважение к ним сопровождается и повышенным вниманием к этим структурам, не потому, что они плохие или хорошие, а потому, что они ярко выраженные доминирующие субъекты на рынке. И соответственно, когда обычные рыночные структуры, не обладающие доминирующим положением, что-то нарушают, опасности не так много, потому что рынок в этом случае сам всегда исправляет ситуацию. А когда доминирующий банк начинает нарушать антимонопольное законодательство, ущерб может быть большим. Мы также не имеем ничего против Банка Москвы. Но при этом для нас важно, чтобы на "стыке" работы Банка Москвы и мэрии Москвы не возникали проблемы у других банков. На мой взгляд, здесь можно отметить в последнее время позитивные изменения.
-- Закон дает ФАС право на принудительное разделение хозяйствующих субъектов, выделение из них части активов. Еще довольно давно говорилось о том, что этот рычаг будет применяться, но до сих пор подобных прецедентов не было ни в финансовой, ни в какой-либо другой сфере. Почему ФАС от такого метода воздействия воздерживается?
-- Если вернуться к теме Сбербанка или Внешторгбанка, то у нас никаких намерений делить эти банки нет. Я считаю, что их существование в том виде, в каком они сейчас, на данном этапе оправданно. Теперь что касается этого метода в принципе. Статья о принудительном разделении работает с 1991 года. Но механизма процедур такого рода действий там нет. Ну хорошо, собрались мы и рассуждаем о принудительном разделении какой-то крупной компании. А что дальше-то мы должны делать? Нет порядка, например, продажи акций на аукционе, когда речь идет о том, что часть активов должна быть продана с аукциона какой-то другой группе лиц, нет ясных методик на сегодняшний день. Мы должны иметь возможность оценки. Может быть, мы справимся, интеллекта у нас хватит, но все равно это будет такое решение, которое достаточно сложно будет обосновать.
Надо учитывать, что это грозное оружие, которое в Европе и США применялось за всю историю не более десятка раз, начиная со знаменитого дела Standard Oil и заканчивая Microsoft. У нас тактика такая: если это нужно с точки зрения конкуренции, надо проводить это через отраслевые законы. И пример вы найдете в законе "Об электроэнергетике", где соответствующая статья прямо нам предписывает разделять генерацию, транспортировку и сбыт. И я смею вас уверить, что на основании этого закона мы уже провели огромную работу. Потому что в данном случае это и есть суть реформы, и антимонопольный орган должен этим заниматься. В отношении же других структур было бы очень опасно без ясных гарантий со стороны закона идти на процедуру принудительного разделения. Предположим, завтра мы начали дело в отношении какой-то компании. Все остальные компании скажут: в России нельзя работать, без суда решением антимонопольного органа объявляется принудительное разделение компании. Сегодня ты, завтра я -- ну и что? Бегство капиталов, ухудшение инвестиционного климата? Не надо. У нас есть другие механизмы.
Поэтому для того, чтобы всех защитить, мы записали в новом законе ("О защите конкуренции". -- Ред.) следующую фразу: принудительное разделение компаний осуществляется на основании представления антимонопольной службы исключительно по решению суда. Вот это нормально. Судебная система проверит нас всех, судьи решат, как это записано в законе, есть ли нарушения конкуренции, и вынесут свое решение. Так что первое, что мы сделали, как ни странно, -- защитили рынок от самих себя. Теперь, если суд вынесет решение, возникает вопрос, а что же дальше делать? Мы же не можем организовать аукцион, мы антимонопольный орган. Поэтому правительством, а не нами должна быть утверждена определенная процедура. А сейчас, когда это необходимо, нужно вносить поправки в отраслевые законы, например в закон о железнодорожном транспорте.
-- Крупные компании, не согласные с санкциями антимонопольного органа, зачастую публично высказывают претензии к ФАС. Это мешает работать?
-- Многие крупные структуры ведут себя достаточно нервозно. На мой взгляд, это связано с тем, что сейчас и президент, и правительство, надеюсь, что и парламент, взяли курс на существенное повышение внимания к вопросам конкуренции на финансовых и товарных рынках. И на наших глазах происходит становление нового законодательного поля. Проект закона "О защите конкуренции", который будет рассмотрен парламентом в первом чтении в июле этого года, создаст совершенно новое правовое пространство. Думаю, что через пару лет, если курс на защиту конкуренции будет продолжаться, все к этому привыкнут и реакция будет другой. Мы решили, что для нас неприкасаемых нет и не будет, и мне кажется, что сейчас потихонечку все к этому привыкают.
-- Тема биржевой торговли нефтепродуктами -- а именно эта мера декларировалась как необходимая для снижения цен на топливо -- обсуждается уже много лет. Есть различные концепции, предложения, но реального прогресса в этой сфере не видно.
-- Я думаю, что продвижение по вопросам биржевой торговли нефтепродуктами и газом есть. Но это настолько крупный вопрос, что просто он не решается. Движение есть, хотя пока и медленное, и премьер-министр поддерживает это направление. Если говорить о биржевой торговле нефтепродуктами, здесь возникает целая цепочка. Как быть с налогообложением? Предположим, завтра все нефтяные компании пойдут на биржу и станут продавать нефть и нефтепродукты как биржевой товар. Появляются, соответственно, экспортные контракты -- продал на бирже, увез на экспорт. Но ни одна компания не знает, что сделает налоговая инспекция. Будет ли она рассматривать это как базовую цену для налогообложения? Ведь компании вправе знать, что они будут платить. Вопрос гораздо глубже, чем сама биржевая торговля. Поэтому сначала нужно подготовить все нормативные акты и законы, и мы этим занимаемся.
Важно, чтобы при осуществлении биржевой торговли внутри страны была скорректирована налоговая составляющая, пусть даже нефтяные компании при этом получат небольшую премию по налогообложению. Сейчас многие нефтяники, не скрывая, говорят о том, что как только появятся биржевые цены, мы сразу попадаем в ситуацию увеличения налогообложения. Это вопрос балансировки налоговой системы, а это в нашей стране традиционно непростой вопрос. Я думаю, что еще пройдет довольно много времени, прежде чем что-то реально изменится. В конечном итоге это произойдет, но о сроках я не берусь говорить.
-- Сейчас российские компании активно продвигаются на западные рынки, скупают активы, особенно металлурги, например. Эти сделки, как правило, не проходят согласование в Федеральной антимонопольной службе, хотя ваши зарубежные коллеги их рассматривают. Как ФАС к этому относится?
-- Это большой вопрос. Если коротко отвечать, то это связано с тем, что мы не члены ЕС и, соответственно, у нас нет соглашений с государствами и с антимонопольными органами этих государств о полномасштабном сотрудничестве. Соответственно, возникают проблемы с обменом информацией. Я могу в Интернете найти любую информацию о рынке металлургии, например, в Италии. Но куда я пойду с этой информацией? Поэтому, с одной стороны, в контексте Россия -- ВТО, Россия -- Евросоюз, Россия -- "восьмерка" такую перспективу присоединения к работе антимонопольных органов других стран мы бесспорно приветствуем. Если бы был подписан специальный акт между Россией и ЕС в развитие соглашения о партнерстве, "дорожных карт", это было бы выдающимся событием, которое позволило бы нам подходить к этой работе очень серьезно.
С другой стороны, сделки, которые происходят за пределами нашей страны и влияют на конкуренцию в России, мы обязаны и будем рассматривать. Например, некий офшор, которому принадлежит завод на территории России, решил продать его другому офшору. Если это произойдет без нашего согласия, эти офшоры могут столкнуться с большими неприятностями. В новом законе "О защите конкуренции" мы хотим более четко прописать эти вопросы.
-- У ФАС есть заявки от обоих стратегических акционеров "Вымпелкома" -- Telenor и "Альфа-Групп" -- на увеличение пакетов в компании. Возможно ли, что ФАС удовлетворит оба ходатайства и предоставит компаниям самим решать конфликт рыночными способами?
-- Мы будем стараться использовать все наши возможности для того, чтобы не оказаться в положении некой "разруливающей" стороны. От нас здесь требуется проявить определенный такт и терпение в ожидании, когда ситуация разрядится. Не всегда нужно действовать только формально. Нам совсем не хочется участвовать в спорах хозяйствующих субъектов.
-- "Газпром" сейчас активно занимается возвратом утерянных ранее активов. Недавно холдинг вернул под свой контроль "Нортгаз", одного из немногих независимых производителей газа. Эта сделка, очевидно, ослабит конкуренцию на рынке. Согласована ли она с ФАС?
* Ходатайства к нам не поступало. Здесь надо разделить две проблемы: одна из них связана с конкуренцией, другая -- с взаимоотношениями права собственности. С точки зрения конкуренции мы, конечно, огорчены тем, что "Нортгаз" становится аффилированной структурой "Газпрома", потому что это снижает конкуренцию на рынке газа. А что касается прав собственности -- это не наша тема. Суд принимал решение. Мы же обязаны соглашаться с решениями судов и исполнять их бесспорно и безукоризненно.
*
"Кондуктор" не спешит
Государство не будет продавать акции "Роснефти" до конца следующего года
Министр экономразвития Герман Греф вчера сообщил, что акции госкомпании "Роснефть" не будут продаваться как минимум до середины следующего года: "IPO планируем в следующем году. Скорее всего в конце года, в III--IV квартале", -- сказал он. Кроме того, г-н Греф заметил, что уже существует пул иностранных банков, готовых предоставить кредит компании "Роснефтегаз", владеющей "Роснефтью" и 10,7% акций "Газпрома", на покупку этих акций за 203,5 млрд руб., и российские банки в него не входят. Таким образом, можно утверждать, что частично погашать этот кредит "Роснефтегаз" будет за счет средств "Газпрома" и "Роснефти", точнее за счет дивидендов. Не исключено, что к тому времени необходимости продавать акции "Роснефти" уже не будет: за год "Роснефтегаз" может найти сопоставимую сумму у своей нефтяной компании.
"Дочки" "Газпрома", как известно, на днях передали "Роснефтегазу" 10,7% акций концерна. Оплата, как сообщал "Газпром", должна состояться тремя траншами: первый -- в течение месяца после передачи, третий -- до конца этого года. Объем траншей до сих пор не сообщался. Однако Герман Греф вчера заявил: "Занимать деньги заранее не имеет смысла (поскольку это платные средства. -- Ред.)". Тем самым он дал понять, что вероятнее всего первый транш "Роснефтегаз" погасит собственными средствами, которые он может взять только у "Роснефти". Например, в виде дивидендов за прошлый год, которые составили 1,755 млрд рублей.
Привлекать кредит на 7 млрд долл., как считают на рынке, "Роснефтегаз" будет у пула банков во главе с ABN Amro (вице-президент российского подразделения которого Сергей Алексеев в прошлом году стал первым вице-президентом "Роснефти"). Залогом, как ранее говорил г-н Греф, станут активы "Роснефтегаза". Причем чем выше курс доллара по отношению к рублю, тем ниже сумма кредита (если он будет в долларах). Банки, похоже, уже не пугаются того, что "правнучкой" "Роснефтегаза" является "Юганскнефтегаз", продажа которого состоялась в прошлом году за долги ЮКОСа.
В схеме сделки, озвученной в мае Минэкономразвития, говорится, что возвращать кредит "Роснефтегаз" будет за счет открытого размещения акций (неконтрольного пакета) "Роснефти". Однако уже на том этапе некоторые эксперты высказывали сомнения в том, что дело дойдет до продажи акций. Вполне возможно, кредит будет погашаться за счет внутренних средств "Роснефтегаза", т.е. "Роснефти". Государственная нефтяная компания затеяла многомиллиардную тяжбу с ЮКОСом (истцом выступает "Юганскнефтегаз") и уже отсудила 68,5 млрд руб. (2,4 млрд долл.).
Кроме того, "Росимущество" обязало компании, контрольный пакет акций которых принадлежит государству (в их число теперь входит и "Газпром"), не менее 10% от прибыли направлять на дивиденды (при этом объем выплаты не может быть ниже прошлогоднего). Исходя из выплаченных дивидендов за 2004 год "Роснефтегаз" в следующем году может рассчитывать на 1,755 млрд руб. от акций "Роснефти" и на 3,02 млрд руб. от акций "Газпрома". Т.е. всего (с учетом дивидендов "Роснефти" за прошлый год) -- 6,5 млрд руб. Это, конечно, немного -- всего 3% от стоимости 10,7% акций "Газпрома" -- но для обремененной огромными долгами "Роснефти" даже такая сумма является довольно важной. Впрочем, аналитики инвесткомпаний не исключают, что газовая монополия по итогам этого года сократит прибыль (но не более чем на 16%) и, как следствие, выплаты акционерам. В лучшем случае, считают они, эти показатели останутся на прошлогоднем уровне. Но ничто не мешает государству добиться увеличения выплат.
Еще один аспект, влияющий на финансовое положение "Роснефти", -- это сотрудничество с китайскими компаниями. Как заявил "Времени новостей" руководитель российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев, на прошедшей на днях встрече Владимира Путина с председателем КНР Ху Дзиньтао стороны договорились увеличить товарооборот между странами в 4--5 раз. Причем за этими договоренностями уже стоят конкретные проекты, говорит он. Г-н Санакоев особо подчеркнул, что на встречах руководителей двух государств (вчера в Казахстане состоялась восьмая) речь не ведется о каких-либо конкретных проектах, связанных с продажей акций "Роснефти". По его словам, для подобных переговоров нет предмета, ибо Россия ничего пока не продает и не обещает. Более того, продолжает он, руководители CNPC (Китайской национальной нефтегазовой корпорации) и "Роснефти" Чэнь Гэн и Сергей Богданчиков договорились, что компании совместно будут работать исключительно на новых российских месторождениях, относительно близких к российско-китайской границе, и что "Роснефть" увеличит объем экспорта нефти в Китай. Отвечая на вопрос о том, возможно ли в будущем повторение январской схемы, когда Китай предоставил "Роснефти" 6 млрд долл. в качестве оплаты поставок до 2010 года 48,4 млн тонн нефти, г-н Санакоев сказал: "Технически да. Но это вопрос уровня финансовых директоров обеих компаний. В мире же широко распространена практика заключения фьючерсных контрактов".
Таким образом, не исключено, что CNPC может оплатить дополнительный объем нефти, чем снова спасет "Роснефть" и ее акционера "Роснефтегаз" от долгового бремени.
Иван ГОРДЕЕВ
Полу-"Сухой" военный самолет
Перспективный российский истребитель нуждается в содействии Европы
Глава Авиационной холдинговой компании (АХК) "Сухой" Михаил Погосян заявил вчера о возможности сотрудничать с европейскими фирмами в создании истребителя пятого поколения. По действующим правилам российская армия не принимает на вооружение технику, изготовленную с использованием иностранных компонентов. Ранее российские чиновники говорили о возможном финансовом участии Индии в проекте создания истребителя пятого поколения. О привлечении к этому проекту европейцев публично никто до сих пор не упоминал. Тем не менее высокопоставленный источник в АХК "Сухой" заявил "Времени новостей", что такое сотрудничество "отвечало бы современным тенденциям в мировом авиастроении".
Г-н Погосян сказал о желательности привлечь Европу к разработке боевого самолета нового поколения, выступая на проходящей в Москве Европейской конференции по аэрокосмическим исследованиям. По его словам, АХК сейчас формулирует требования, которым должен отвечать перспективный боевой комплекс. "И многие вопросы в этом плане могут быть предметом совместного сотрудничества российской и европейской авиационной промышленности", -- цитирует г-на Погосяна ИТАР-ТАСС. В качестве первоочередной сферы такого сотрудничества с Европой глава АХК назвал разработку бортового электронного оборудования.
Надо отметить, что АХК уже активно использует западные радиоэлектронные разработки в своих проектах, правда пока только в гражданских. Французская компания Thales -- один из главных партнеров "Сухого" в разработке российского регионального самолета RRJ. В прошлом месяце "Сухой" подписал с Thales контракт на поставку авионики для RRJ стоимостью 125 млн долл. Однако высокопоставленный сотрудник АХК "Сухой" на условиях анонимности сказал "Времени новостей", что слова г-на Погосяна не следует понимать в том смысле, что контакты с Thales в ближайшее время будут распространены на военную тематику.
"Такие вещи требуют урегулирования чувствительных вопросов, в частности охраны интеллектуальной собственности и контроля над распространением военных технологий, которое возможно только в рамках межгосударственных договоренностей, -- отметил наш собеседник. -- Только после того, как такие соглашения будут достигнуты, хозяйствующие субъекты, такие как "Сухой", и профильные иностранные фирмы могут приступить к обсуждению коммерческих аспектов сотрудничества".
Говоря о возможности допуска иностранцев к участию в российских оборонных программах, представитель АХК подчеркнул, что это отвечало бы современным тенденциям мирового авиастроения: "Обратите внимание, в наше время международными являются все крупнейшие авиастроительные проекты -- и гражданские, и военные, например F-35 (истребитель пятого поколения, разрабатывается для ВВС США и Великобритании при участии американских, британских и канадских фирм. -- Ред.) или Eurofighter (этот истребитель проектируется консорциумом немецких, британских, итальянских и испанских компаний. -- Ред.)".
Михаил КУКУШКИН
"КамАЗ" пригласили в Иран
Rakhsh Khodro Diesel хочет собирать камские грузовики
Крупнейший в стране производитель грузовиков "КамАЗ" планирует наладить сборку своих машин в Иране, чтобы получить доступ на рынок этой страны. В ближайшие дни российский автозавод и иранская компания Rakhsh Khodro Diesel могут заключить лицензионный договор и контракт на поставку комплектующих для организации сборки грузовиков в Иране. Об этом сообщил вчера замгендиректора "КамАЗа" Ильдар Гильфанов в рамках пятидневного визита иранской делегации в Казань. По словам президента Rakhsh Khodro Diesel Мир Аболфазла Сабети, все расходы на организацию СП иранская сторона готова взять на себя. Если визит в Татарстан завершится подписанием договора, сборочный завод в Тебризе (иранская провинция Восточный Азербайджан) начнет работать уже с первого квартала следующего года и до начала 2007 года соберет 1,5 тыс. грузовиков, сказал он. При этом Rakhsh Khodro Diesel рассчитывает освоить производство некоторых комплектующих камских грузовиков и наладить их поставки в Набережные Челны для "КамАЗа".
Власти республики, которым принадлежит 11,6% акций предприятия из госпакета размером 45,6%, заинтересованы в контракте не меньше иранцев. Министр торговли и внешнеэкономического сотрудничества Татарстана Хафиз Салихов заявил вчера, что соглашение с Rakhsh Khodro Diesel позволит "КамАЗу" получить льготную таможенную пошлину и увеличить экспорт.
Меморандум о торговом сотрудничестве между правительствами Татарстана и Ирана был подписан в Тегеране еще осенью 1996 года. В качестве перспективных направлений помимо нефтедобычи и продвижения в Иран военной техники (вертолетов) татарские власти давно планировали наладить в Иран поставки или сборку "КамАЗов". В прошлом году Татария подписала с иранской провинцией Восточный Азербайджан протокол, согласно которому "КамАЗ" договорился поставить в Иран в этом году 500 грузовиков. Однако, по словам г-на Салихова, за истекшие полгода удалось отправить лишь 70 автомобилей.
Как пояснили "Времени новостей" во Внешней торговой компании "КамАЗ" (экспортная структура автозавода), это был первый опыт поставок в Иран, он не носил коммерческого характера и был направлен на исследование рынка. "Нам невыгодно поставлять в Иран готовые автомобили, -- сказал представитель компании, -- поскольку ввозные пошлины на грузовики в эту страну составляют не менее 40%. За счет поставок машинокомплектов мы рассчитываем существенно нарастить продажи в Иране".
Вчера г-н Сабети предположил, что ежегодный объем будущего производства со временем может достичь 5 тыс. машин. Однако источники "Времени новостей" на "КамАЗе" считают, что более реалистична цифра 2 тыс. В прошлом году из произведенных на автозаводе 27,4 тыс. грузовиков было экспортировано 6,3 тыс.
По словам управляющего директора инвесткомпании "АГ-Капитал" Александра Агибалова, организация сборки -- широко распространенная практика продвижения своего продукта на региональных рынках. Аналогичные производства уже есть у Горьковского автозавода в Латвии , у "АвтоВАЗа" -- в Египте, Уругвае, Эквадоре и Казахстане.
Яна ГОДОВАНАЯ
Русские банки хорошо заработали
По данным журнала The Banker, они по-прежнему одни из самых рентабельных в мире
Доходность российских банков, несмотря на снижение маржи, остается одной из самых высоких в мире. Об этом свидетельствует последний список Top-1000 банков мира, опубликованный британским журналом The Banker. По данным рэнкинга, в который в этот раз вошли 22 банков из России (см. справку), за год их средняя рентабельность капитала выросла с 21,5 до 26,1%.
The Banker ежегодно публикует рэнкинг 1000 крупнейших банков мира по размеру капитала первого уровня с комментариями по основным тенденциям развития мировых банковских систем. По итогам 2002 года в этот список входили 15 российских банков (без учета Ситибанка и Райффайзенбанка, консолидированных в отчетности материнских структур), а авторы рейтинга назвали их наиболее рентабельными наряду с американскими банками и перспективными с точки зрения развития бизнеса. Этот прогноз оправдался, несмотря жалобы российских банков на снижение маржи и прибыли, а также издержки, связанные с неэффективным регулированием.
Главным достижением российских банков по итогам 2004 года можно считать высокие показатели доходности. По данным Центробанка, которые весной озвучил его председатель Сергей Игнатьев, прибыль банков в 2004 году выросла на 39%, а рентабельность капитала достигла 20,3% по сравнению с 17,8% в 2003 году. Г-н Игнатьев считает это "хорошими показателями", теперь же ясно, что рост рентабельности крупнейших кредитных организаций виден не только Банку России.
Как передает Reuters, одним из самых рентабельных банков мира по версии The Banker оказался банк "Русский стандарт", заработавший по итогам прошлого года более 4 млрд руб. на потребительском кредитовании. Он занял четвертое место в списках 25 лучших банков по соотношению прибыль/капитал (76,11%) и прибыль/активы (14,05%). Кроме того, в число лидеров по рентабельности капитала вошел Сбербанк (21-е место -- 48,38%), а по рентабельности активов -- Национальный резервный банк (6-е место -- 12,43%), Межпромбанк (14-е место -- 6,12%) и Газпромбанк (24-е место -- 5,15%).
В целом представительство российских банков в рэнкинге The Banker увеличилось на три (по итогам 2003 года их было 19). Впервые в него попали Промстройбанк, "Русский стандарт" и Еврофинанс-Моснарбанк. При этом пять российских банков предоставили результаты на конец 2003 года, среди них, в частности, Внешэкономбанк, который не имеет банковской лицензии, но традиционно участвует в рейтинге. При этом половина участников продемонстрировала улучшение позиций, наибольший подъем по списку показали НРБ (+167 позиций), Банк Москвы (+130), Промсвязьбанк (+108), Международный московский банк (+95).
Подводя итоги рэнкинга, The Banker пишет, что "Центральная и Восточная Европа, включая Россию (и остальные страны СНГ), остается регионом как высокого экономического роста, так и мощного роста в банковском секторе, где активно наращиваются масштабы розничных услуг, ипотеки и потребительского финансирования, начинавшиеся с низкого уровня". Впрочем, это может оказаться слишком большим авансом. Недавно, как известно, первый зампред ЦБ Андрей Козлов заявил, что "предел роста банковской системы на уже сформированном капитале" будет достигнут в этом году. Скоро банкам придется решать, "где взять капитал", на основе показателей которого и стоится рейтинг The Banker.
Георгий ШТОЛЬЦ
Фунт пошел за евро
Британская валюта упала по отношению к доллару
На фоне роста процентной ставки Федеральной резервной системы (ФРС) позиции на мировом рынке теряет и британский фунт стерлингов. Вчера он достиг 14-месячного минимума к доллару -- 1,7545 долл. за фунт. Более того, аналитики по-прежнему расценивают перспективы фунта как негативные: на рынке усилились слухи о том, что для оживления британской экономики Банк Англии впервые с прошлого года может пойти на снижение базовой ставки, уменьшая привлекательность национальной валюты. Это означает, что для инвестиций в фунт стерлингов время придет, видимо, не скоро.
На прошлой неделе фунт подешевел на 3% к доллару, одновременно снижаясь по отношению к дешевеющему евро и японской иене. На этой неделе тенденция только усилилась. Вчера днем британская валюта торговалась на уровне 1,755 долл., 1,475 евро и 196,35 иены. "Многие люди стремятся продавать фунт, -- говорит аналитик Bank of New York Нил Меллор. -- Причина -- плохие экономические новости".
Последняя новость пришла 1 июля: обзор состояния промышленности NTC Research показал, что сокращение производственной активности, наблюдавшееся в Великобритании в течение последних трех месяцев, продолжилось и в июне. В итоге предположения о том, что Банк Англии согласится смягчить денежную политику и снизить ставку, чтобы стимулировать экономический рост, только усилились.
Агентство Bloomberg отмечает, что снижение британской ставки, которая была зафиксирована в августе 2004 года на уровне 4,75%, прогнозирует большинство крупнейших инвестбанков, включая Citigroup, Merrill Lynch, Deutsche Bank и BNP Paribas. По мнению аналитиков, снижение может составить 0,75% к концу года, а первый пересмотр ставки вполне вероятен уже на этой неделе. Financial Times указывает на то, что в июне комитет по денежной политике Банка Англии проголосовал против пересмотра ставки, однако двое из девяти его членов высказались за это решение. При этом тогда экономические показатели были явно лучше, чем сейчас.
Впрочем, вне зависимости от того, произойдет ли снижение ставки в ближайший четверг (когда состоится заседание комитета) или в августе, это решение должно сыграть в пользу доллара. ФРС -- единственный из крупнейших центробанков мира, который повышает ставку рефинансирования (последний раз она поднялась на прошлой неделе на 0,25%, до 3,25 процентных пункта), и любой прирост разрыва со ставками других регуляторов повышает интерес к доллару. Рынок же, похоже, окончательно настроился на долгосрочную девальвацию фунта, которая за год может составить более 10%.
Георгий ШТОЛЬЦ
Sanyo сокращается
Японский производитель электроники нашел выход из кризиса
Безжалостную программу реструктуризации бизнеса утвердил известный японский производитель электроники и бытовой техники Sanyo Electric Co. Ltd. Вчера руководство переживающего не лучшие времена концерна объявило о сокращении около 15% своего 96-тысячного штата по всему миру и закрытии примерно пятой части предприятий в Японии, сообщает Reuters. На реализацию трехлетней реформы будет затрачено около 800 млн долларов.
Разработка программы по выходу из кризиса была начата еще в прошлом году, после того как стало известно, что финансовые достижения Sanyo слишком далеки от желаемых. В результате падения продаж цифровых камер и мобильных телефонов, а также приостановки производства полупроводников компания получила 1,54 млрд долл. чистого убытка за прошлый финансовый год, закончившийся в марте. Проблемы в сфере цифрового бизнеса, впрочем, затронули не только Sanyo, но и ряд других национальных компаний, в том числе Sony, Fujitsu, Toshiba и Hitachi.
Принятый вчера план реформирования Sanyo, по мнению его разработчиков, должен в корне изменить ситуацию. Операционной рентабельности на уровне 5% и сокращения на 630 млн долл. ежегодных издержек планируется достичь уже к 2007/08 финансовому году. Как передает Bloomberg, компания также вдвое сократит количество исследовательских проектов, что позволит сэкономить дополнительные средства.
Основное внимание теперь будет уделено выпуску экологически чистой продукции, в частности солнечных батарей. В полупроводниковой отрасли (Sanyo является девятым по величине производителем микрочипов в Японии) намечается значительное снижение мощностей. "Одной только реструктуризации недостаточно, рынок ждет от компании более решительной перестройки бизнеса, -- полагает стратег токийской инвестиционной компании Ichiyoshi Investment Management Митсусиги Акино. -- Вместо того чтобы испытывать силы в производстве электроники, им необходимо сосредоточиться на своих преимуществах -- таких, как производство батарей".
Первые жертвы корпоративной перестройки в Sanyo появятся уже к весне. Ими станут 3 тыс. сотрудников, занятых как раз в полупроводниковой индустрии. Выдача уведомлений об увольнении за пределами Японии начнется несколько позже, сокращения затронут в основном предприятия по производству бытовой электроники в Китае и Индонезии. В общей сложности на заграничных предприятиях компания собирается уволить 6 тыс. человек.
Инициативу сокращения производства приветствовали акционеры компании, уже не раз заявлявшие о необходимости подобного шага. Воплощать идею обновления Sanyo будут бывший журналист Томойо Нонака, назначенный в апреле на пост гендиректора компании, и внук основателя Sanyo -- Тосимаса Иуе, получивший кресло президента. "Оглядываясь в прошлое, когда бытовая электроника была необходима и продажи гарантировались появлением новой продукции, надо признать, что эта эпоха прошла. Нам необходимо пересмотреть нашу стратегию", -- заявил вчера г-н Нонака.
Денис УВАРОВ
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558 |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||