Все выпуски  

Исторические анекдоты от Старого Ворчуна


Owls

Исторические анекдоты
от Старого Ворчуна
Вып. 1041

от 26.04.2022 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Древний мир в анекдотах и фактах. Часть XXII



Только украшение

Золото в Древнем Мире было известно достаточно давно. Гомер, конечно, восхищался изделиями из золота за их красоту, но он сообщает, что в древности торговля была меновой: какие-либо вещи обменивались на пленных, на железо или на скот. Чаще всего на скот.
Когда под Троей в знак дружбы обмениваются оружием Главк и Диомед, Гомер не забывает упомянуть, что золотые доспехи Главка стоили 100 быков, а доспехи Диомеда - всего 9 быков.

В самых старых римских судебниках размер пени оценивался тоже в головах различного скота.

Железные кольца

Во времена Республики даже сенаторы очень долгое время носили только железные кольца. Золотые кольца получали от имени государства только те из них, кто отправлялся в качестве посла к другим народам, и только они имели право их носить, но только в общественных местах, а дома они носили железные кольца.
Когда во время триумфа над головой триумфатора раб держал золотой венок, то и у триумфатора и у раба были надеты железные кольца. Именно так Гай Марий отпраздновал свой триумф после победы над Югуртой. Золотое кольцо Марий надел уже только во время своего третьего консульства.
Ещё во времена Плиния Старшего невесте в Риме посылали в дар простое железное кольцо, даже без геммы.

Роскошные ткани

Римский грамматик Веррий писал, что пятый царь Рима Тарквиний Приск после побед над этрусками и сабинянами справил свой триумф, облачённым в золотую тунику. Тунику, сотканную из золотых нитей, которые составляли только небольшую часть материала, использованного для пошива.
Во времена Республики подобная роскошь была под запретом.

Однако уже Агриппина, жена принцепса Клавдия (мы привыкли назвать его императором), во время показа грандиозного морского сражения, устроенного её мужем, сидела рядом с Клавдием, облачённой в золотой плащ, и нитей из других материалов в этом плаще не было.

Марк Веррий Флакк (59 год до Р.Х.-20 год после Р.Х.) - римский грамматик и педагог.
Тиберий Клавдий Цезарь Август Германик (10 год до Р.Х.-54) - принцепс Сената и пр.; правил 41-54 гг.
Юлия Августа Агриппина (15-59) - четвёртая жена Клавдия; мать Нерона.

Мулам золота не жалко

Вторая жена принцепса Нерона, Поппея Сабина (30-65), так любила жить в роскоши, что даже приказала подковать пару своих любимых мулов золотыми подковами.

Особая бронза, коринфская

Коринфская бронза - это едва ли не самый знаменитый и ценный сплав в Древнем Риме. По этим названием подразумевается большая группа бронзовых сплавов, в состав которых добавлялись или серебро, или золото, или оба драгоценных металла вместе. Однако количество золота или серебра в такой бронзе не превышало 8%. Изделия из коринфской бронзы ценились в древнем Риме дороже серебра и часто даже не уступали золоту - но это относится только к работам известных мастеров.
Традиционно считается, что коринфская бронза получилась случайно в 146 г. до Р.Х. после взятия Коринфа римскими войсками под командованием Луция Муммия. Римляне разграбили город, убили почти всех мужчин, женщин и детей продали в рабство, а потом разрушили и подожгли город. Но даже в разграбленном городе ещё оставалось такое количество сокровищ, что в сильном огне пожара бронзовые статуи, а также изделия из золота и серебра сплавились воедино и образовали некий сплав, обладавший необыкновенной красотой и рядом других свойств. Изделия из коринфской бронзы не тускнели со временем и издавали приятный звук при постукивании.
Впрочем, существовали и другие версии происхождения этого сплава. Плутарх рассказывал, что один медник в Коринфе нашёл ящик с золотом, и опасаясь разоблачения, стал добавлять кусочки золота в бронзовые изделия. Изделия из этого сплава отличались красотой, так что медник стал продавать из по очень высокой цене. Сам же Плутарх, тем не менее, называет эту версию басней.
Павсаний же утверждал, что коринфская бронза приобретала свои свойства из-за особенностей воды источника Пирене в Коринфе, в которую опускали раскалённые изделия.
Сам Плиний Старший придерживался традиционной версии случайного происхождения коринфской бронзы, но он резко протестовал против различных спекуляций этим термином:
"Коринф был взят в третий год 158 олимпиады, в 608 году нашего Города, тогда как уже задолго до этого времени знаменитых скульпторов-лепщиков не существовало, все статуи которых эти люди называют сейчас коринфскими".
Луций Муммий Ахейский (193-141) - консул 146, цензор 142.

Божественный канделябр

Некая Гегания на одном из аукционов по продаже произведений искусства купила канделябр из коринфской меди, к которому в обязательном порядке прилагался уродливый раб-сукновал Клесипп с отвратительной внешностью.
На званом обеде Гегания выставила напоказ свою покупку, а рядом для потехи велела поставить Клесиппа. Гостям шутка понравилась и они захотели раздеть этого раба. Очевидно, у обнажённого раба оказались какие-то достоинства, так как вскоре Гегания затащила Клесиппа в свою постель, а потом включила его в своё завещание.
Став после смерти Гегании состоятельным человеком, Клесипп молился на этот канделябр, как на божество.

Коллекция Гая Верреса

В последние годы существования Республики, в эпоху гражданских войн и становления Принципата, в Риме был настоящий ажиотаж вокруг изделий из коринфской бронзы. Многие знатные римляне были готовы на различные преступления, чтобы овладеть столь желанными изделиями.
Гай Веррес (120-43), осуждения которого так страстно добивался Марк Тулий Цицерон (106-43) во время процесса 70 года, был избран претором в 74 году, а затем в 73-71 годах был пропретом Сицилии. Веррес очень сильно поживился на Сицилии, занимаясь вымогательством, а также отнимая у граждан различное имущество и произведения искусства.
После окончания срока его полномочий сицилийцы возбудили против Верреса уголовное дело, вести которое было поручено Марку Цицерону; защитником Верреса был назначен знаменитый оратор Квинт Гортензий Гортал (114-50), который уже был избран консулом на 69 год.
Процесс состоялся в 70 году, и уже после первого выступления Цицерона и представления им ряда свидетелей, Веррес (по совету Гортензия) не стал дожидаться окончания процесса и удалился в изгнание в Массилию, прихватив свои немалые сокровища. Гортензий тоже не стал продолжать защиту обвиняемого.
Это было первое крупное поражение Гортензия в суде, но это не отразилось на его отношениях с противником, так как в последующие годы Гортензий часто работал в судах в паре с Цицероном.

Цицерон в своей речи несколько раз упомянул о том, что Веррес коллекционировал изделия из коринфской бронзы, вымогая их у жителей Сицилии или покупая их за бесценок. Таким путём Веррес собрал весьма большую коллекцию этих ценных произведений искусства.

Сфинкс Гортензия

Цицерон знал, что оратор Гортенсий возил с собой Сфинкса, полученного им в дар от своего приятеля Гая Верреса. Намекая на этого Сфинкса, Цицерон на упомянутом суде во время прений, когда Гортенсий сказал, что не понимает загадок противника, ответил, что он должен понимать, потому что у него дома есть сфинкс.

Гибель Верреса

В 43 году до Р.Х., во время Второго Триумвирата, Марк Антоний, который тоже охотился за изделиями из коринфской бронзы, вспомнил про знаменитую коллекцию Верреса. Возможно, он никогда и не забывал о ней, но, став одним из триумвиров, он получил почти неограниченную власть и потребовал, чтобы Веррес передал ему своё собрание изделий из коринфской бронзы. Веррес в это время был уже весьма пожилым человеком и отказался удовлетворить требование Марка Антония. Тогда всесильный триумвир включил имя Гая Верреса в проскрипционные списки, и тот спокойно дожидался своей участи.
Но одним из первых в этом списке был злейший враг Марка Антония - Цицерон, и Гай Веррес перед смертью с удовлетворением узнал, что его гонитель Цицерон был казнён по приказу Марка Антония. Цицерона схватили во время его бегства из своего имения в Грецию и казнили прямо на дороге. Отрубленную голову и правую руку Цицерона доставили триумвирам и затем выставили на Форуме.

Знаменитая гемма

Плиний сообщает, что этот же Марк Антоний из-за геммы, созданной из красивого и большого опала, проскрибировал сенатора Нония:
"Знаменита даже одна история у нас, поскольку и до наших дней сохранилась гемма этого рода, из-за которой Антонием был проскрибирован сенатор Ноний, сын того Струмы Нония, по поводу которого поэт Катулл пришел в негодование, увидев его в курульном кресле, и дед Сервилия Нониана, которого мы видели консулом. Проскрибированный, он бежал, захватив с собой из всего своего состояния только это кольцо.
Известно, что оно тогда было оценено в два миллиона сестерциев. Поразительна дикость и страсть к роскоши Антония, который проскрибировал из-за геммы, но не менее поразительно упрямство Нония, который был привязан к тому, из-за чего был проскрибирован, — а ведь считают, что даже дикие звери спасаются, отгрызая ту часть своего тела, из-за которой они могут оказаться в опасности, и оставляя её".
Катулл в своё время написал:
"Стыдись, Катулл! Зачем за жизнь ты держишься?
В курульном кресле Ноний-пучеглаз сидит..."
(Перевод С.В. Шервинского)
Или другой вариант перевода, сделанный тем же переводчиком:
"Ну что ж? Ещё ли медлишь умирать, Катулл?
Зобатый Ноний восседает в курии..."
Об этой гемме упоминается и в "Откровении Иоанна Богослова:
"Некий Струма Ноний имел кольцо с опалом величиной с лесной орех, стоимостью 2.760.000 сестерциев..."
Марк Сервилий Нониан (?-59 после Р.Х.) - историк и оратор; консул 35 года.

И Август не без греха

Даже Августа обвиняли в том, что он проскрибировал некоторых граждан, чтобы получить их коринфские бронзы.
Вот что написал Светоний в биографии Божественного Августа:
"Ставили ему в вину и жадность к коринфским вазам и богатой утвари, и страсть к игре в кости. Так, во время проскрипций под его статуей появилась надпись:
"Отец мой ростовщик, а сам я вазовщик", —
ибо уверяли, что он занёс некоторых людей в списки жертв, чтобы получить их коринфские вазы".


Древний мир в анекдотах и фактах. Часть XXI
Скульпторы и художники Древнего Мира, а также их творения. Часть I

(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Исторические анекдоты" и "Ворчалки об истории", а также
Сонник по Фрейду
Виталий Киселёв (Старый Ворчун), 2022
abhoc@abhoc.com

В избранное