Все выпуски  

Исторические анекдоты от Старого Ворчуна


Owls

Исторические анекдоты
от Старого Ворчуна
Вып. 1045

от 29.05.2022 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Русские литераторы глазами Е.М. Феоктистова: Н.А. Некрасов-картёжник. Часть III



Украл, подлец!

Егор Петрович Ковалевский (1811-1858), известный географ и путешественник, был страстным картёжником, а так как увлечение карточными играми носило массовый характер, то он на этой почве встречался со многими известными людьми.
Однажды Е.П. Ковалевский рассказал Феоктистову, что несколько дней назад Н.А. Некрасов и некто Зубков обыграли какого-то тамбовского (или саратовского) помещика. Бедолага приехал в Петербург, чтобы заложить своё имение, но все полученные деньги он проиграл указанным игрокам.
В этой истории не было ничего необычного, а Н.А. Некрасов был известен в обществе как искусный игрок.
Позднее в Берлине Феоктистов встретился с Некрасовым, который и затащил его в свой номер.
Феоктистов решил вернуться к рассказанной истории и спросил:
"Если верить Егору Петровичу, вам посчастливилось недавно с каким-то помещиком?"
Некрасов ответил "своим хриплым голосом, по обыкновению растягивая слова:
"Не могу пожаловаться, кое-что зашиб, досадно только, что подлец украл у нас семь тысяч".
Феоктистов удивился:
"Как украл?"
Некрасов пояснил:
"Да как же, ведь мы с Зубковым не спускали с него глаз, точно няньки ухаживали за ним; так нет же, однажды вечером куда-то улизнул и проиграл семь тысяч в другом месте, а ведь мы уже считали эти деньги своими".


“Два украшения”

И.С. Тургенев любил подшучивать над этими картёжниками:
"Некрасов и Ковалевский - два светила картёжной игры, два украшения Английского клуба, словом, два Жоржа Жермена, или 30 лет жизни игрока".
Джордж Джермейн (1716-1785) - 1-й виконт Сэквилл; британский военный и политический деятель, один из виновников потери американских колоний.

Как играл Н.А. Некрасов

В 1853 году Н.А. Некрасов рассказывал Н.Г. Чернышевскому о своей “профессии” картёжника:
"Видите ли, я играю в карты, веду большую игру. В коммерческие игры я играю очень хорошо, так что вообще остаюсь в выигрыше. И пока играю только в коммерческие игры, у меня увеличиваются деньги. В это время я и употребляю много на надобности журнала. Но не могу долго выдержать рассудительности в игре... Как наберётся у меня столько, чтобы можно было начать играть в банк - бросаю коммерческие игры. Это несколько раз в год. Каждый раз проигрываю всё, с чем начал игру".
Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) - писатель, публицист, философ.

Исповедь игрока

К концу жизни Некрасов стал играть более рассудительно, а за три года до смерти он рассказал о своей страсти А.Ф. Кони, который в своей книге “Некрасов и Достоевский” изложил содержание этой беседы.
Кони пишет, что Некрасов довольно подробно рассказывал,
"как образовались его значительные средства, возбуждавшие в столь многих ожесточенную зависть. В своём повествовании, довольно беспощадном к самому себе, он раскрыл болезненную психологию человека, одержимого страстью к игре, непреодолимо влекущею его на эту рискованную борьбу между счастьем и опытом, увлечением и выдержкой, запальчивостью и хладнокровием, где главную роль играет не выигрыш, не приобретение, а своеобразное сознание своего превосходства и упоение победы".
Анатолий Фёдорович Кони (1844-1927) - юрист, судебный оратор, литератор.

Искусство игрока

Как-то А.Н. Некрасов стал посвящать Феоктистова в тайны своего искусства карточной игры:
"Разумеется, если не идут карты, то ничего не поделаешь, но и тут есть средство выпутаться из беды; самое главное - изучить характер противника. Вот, например, Андрей Иванович Сабуров: едва ли кто лучше его играл в пикет, борьба с ним была нелегка, но я большею частью выходил из этой борьбы победителем только потому, что подметил его слабую сторону, а именно: он до такой степени увлекался игрой, что решительно не мог оторваться от неё. Вот я и приеду к нему завтракать; играем мы с ним до обеда, после обеда, ночью; мало-помалу он начинает ослабевать, сообразительность, видимо, изменяет ему - вот тут-то я и беру его, как сонную рыбу".
Андрей Иванович Сабуров (1797-1866) - обер-гофмейстер, бывший лейб-гусар, знакомец Пушкина, известный богач, директор императорских театров с 1857 по 1863 г.

“Освежение” новичка

Эту тактику Некрасова подтверждает и П.М. Ковалевский, который рассказал об интересном случае:
"Раз мне довелось неожиданно зайти к нему [Н.А. Некрасову] в самый разгар игры, продолжавшейся несколько суток. Остатки не то ужина, не то завтрака на тарелках, на блюдах, на подносах, стоявших в беспорядке, где ни попало: по стульям, диванам, на корректурных листах - бутылки, стаканы и несколько человек играющих, в таком же беспорядке, заставили меня попятиться назад. Но Некрасов меня увидел и предупредил:
“А, это вы, отец! Куда же вы! Дайте я к вам вылезу”.
И точно, вылез и повёл в другую комнату.
“Это мы “освежаем” новичка, - объяснил он мне. - Третью ночь не ложимся. Кто послабее, вздремнет на диване... И ничего. Нервы только это отлично размотает: как покончим, стихи писать стану".
Он уверял, что никогда так хорошо не пишет, как после “освежений”.
“А что значит “освежать”?” -
полюбопытствовал я.
"Это, отец, хорошее слово. Я ему выучился у нашего повара. Когда он потрошит птицу, так говорит, что её “освежает”. Вот и мы тоже, когда потрошим горячего игрока, то говорим, что “освежаем его”".
Павел Михайлович Ковалевский (1823-1907) - писатель, критик, автор мемуаров.

О творчестве Некрасова

И.С. Тургенев довольно критически относился к творчеству Некрасова:
"Успех Некрасова объясняется тем, что он умеет как нельзя лучше применяться к настроению публики; стихом владеет он довольно ловко, а вдохновения ему и не нужно; выходит он на крыльцо, подают ему карету, и вот у него уже готово стихотворение: ах, я подлец, еду в карете, а мимо меня идёт нищий, изнемогающий от голода, и т. д. - сколько угодно на подобные темы".
Феоктистов дополняет данную характеристику:
"О политических убеждениях Некрасова нечего и говорить, он не имел их вовсе, да и не мог иx иметь при совершенном своем невежестве; издавал он журнал с явно социалистическим направлением, но опять только потому, что это было выгодно".


Русские литераторы глазами Е.М. Феоктистова: вокруг И.С. Тургенева. Часть II


(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Исторические анекдоты" и "Ворчалки об истории", а также
Сонник по Фрейду
Виталий Киселёв (Старый Ворчун), 2022
abhoc@abhoc.com

В избранное