Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Главные медицинские новости недели Медтехника, чудеса ставшие реальностью


Информационный Канал Subscribe.Ru

Медицинская техника: чудеса, ставшие реальностью 

Коллаж Mednovosti.ru Научно-технический прогресс не обделяет своим вниманием и медицину. Ярким свидетельством тому являются периодически мелькающие на новостной ленте сообщения об очередных достижениях и разработках. То в Великобритании хирургический робот "Да Винчи" благополучно почку у живого человека изымает, то в России вручают премию "Призвание-2005" за разработку портативного рентгеновского аппарата, позволяющего за минуту сделать полноценную рентгенограмму.

А как обстоят дела в сфере серийного производства медицинского оборудования и инструментария? Так же все неординарно и занимательно? Об этом мы беседуем с коммерческим директором холдинговой компании "МЕДЭК Инструмент Групп" Михаилом Гулиным:

- Так как же обстоит дело с массовой медицинской техникой?

- Серийное медицинское производство все-таки более рутинно, другой вопрос, что в России очень долгое время не было достойных операционных столов, многофункциональных кроватей, хорошего инструментария и аппаратуры. Так что сейчас для нашей страны в этой области практически все в новинку.

Например, уже достаточно давно вошедшее в арсенал зарубежных медиков артроскопическое оборудование американской фирмы ARTHREX. Хотя сама артроскопия в России активно развивается в течение как минимум 12-15 лет, современное оснащение врачи получают только сейчас, поэтому хирургами освоена только половина используемых в мировой практике методов. А между тем именно такие, малоинвазивные методики позволяют сократить пребывание пациента в стационаре до одного дня и повысить эффективность проводимого лечения, да и заживают два-три прокола куда быстрее, чем разрезы через весь сустав.

- Какие, на Ваш взгляд, наиболее интересные разработки появились в России за последние несколько лет?

- Например, функциональная кровать с боковыми наклонами и встроенными весами для отделений реанимации и интенсивной терапии. Весы необходимо для того, чтобы врачи могли правильно определить вес пациента и рассчитать дозу вводимого лекарственного препарата. Боковые наклоны обеспечивают и дополнительный противопролежневый эффект, и адекватное дренирование после полостных операций.

Еще можно было бы рассказать о креслах-кроватях для родовспоможения, но это уже не новинка, она достаточно давно используется. Тем не менее, оборудование очень полезное и удобное как для врачей, так и для пациенток. Поступающая в лечебное учреждение женщина сразу же помещается на эту кровать, и все дальнейшее происходит уже на ней - и дородовый период, и сами роды, и послеродовый уход. Кровать в течение нескольких секунд превращается в гинекологическое кресло, причем основные регулировки осуществляются электромоторами, а комплект аксессуаров настолько широк, что удовлетворит любого акушера и позволит выбрать любое положение, в зависимости от того, в каком положении женщина предпочитает рожать. Сегодня такие кресла -кровати для рожениц есть в большинстве ведущих роддомов, во всяком случае, в платных VIP-палатах они должны быть.

- Понятно, что можно разработать новый диагностический прибор или лечебный аппарат, но пинцеты, скальпели и ножницы все равно останутся неизменными. Или и здесь что-то придумывают?

- Здесь тоже придумывают. Мы, например, попытались выделиться на российском рынке за счет высокоточного хирургического инструментария шведской фирмы STILLE. Вот им удается разрабатывать в сотрудничестве с врачами по несколько наименований новых инструментов в год - ножницы, иглодержатели, сосудистые зажимы, уникальные кусачки с двойным усиливающим сочленением и многое другое.

Правда, такой инструментарий достаточно дорогой, но зато хирурги могут заказывать по одному предмету, а не целиком операционными наборами, да и служит такой инструмент не теряя своих свойств в 5-10 раз дольше чем даже широко известный немецкий. Этим, кстати, широко пользуются светила отечественной хирургии, которые потихоньку подбирают "свои" инструменты, сами ими оперируют и больше никому не доверяют.

- Инструментарий по-прежнему многоразовый? Потому как несколько лет назад начался настоящий бум одноразовых скальпелей, ножниц и прочего.

- От одноразовых инструментов никто отказываться не собирается, потому что это очень удобно. Тот же одноразовый скальпель не нужно точить, он всегда острый. Прооперировал, выбросил и взял новый - дешевый, наточенный и всегда стерильный. Остальной же хирургический инструмент ну никак одноразовым быть не может, исключая разве что гинекологические зеркала для осмотра.

Делают многоразовый инструментарий из специальной медицинской стали, причем лучше шведской и немецкой пока что никто не придумал. Та же STILLE на свои изделия дает официальную десятилетнюю гарантию, естественно, не раскрывая при этом состав сплава.

- Все эти новинки и усовершенствования в основном предназначены для облегчения труда врачей. А перепадает ли какая-то часть заботы производителей медоборудования непосредственно пациентам?

- Для пациентов тоже имеет немаловажное значение - с помощью какого аппарата, прибора или инструмента их лечат. Чем он качественнее и современнее, тем меньше вероятность осложнений, короче период выздоровления, вспомнить тот же пример с артроскопией. Что касается создание комфорта для пациента, то и в этой области разработки в обязательном порядке ведутся.

Например, гинекологические кресла польской компании FAMED. Не секрет, что посещение гинеколога для любой женщины - стресс, для кого-то небольшой, для кого-то значительный. И создание комфортных условий для осмотра - очень важное направление. Каждый год выпускаются новые модели, причем совершенствуется не только строение кресла с точки зрения механики-электроники, но и его внешний вид. Веселые расцветки, приятный дизайн могут хоть немного, но улучшить настроение пациентки, особенно, если речь идет, например, о такой малоприятной процедуре, как мини-аборт.

Женщине не приходится карабкаться по каким-то ступенькам, высота современных моделей гинекологического кресла не более 60 сантиметров, то есть - как обычный стул. Пациентка просто садится как удобно ей, а затем уже врач при помощи встроенного механизма поднимает и разворачивает кресло так, как удобно и ему. Ну а подогрев сидений, подколенники из теплого пластика - это уже практически обязательно, в каждом кресле.

Не отстают и производители функциональных кроватей. Если в советское время на серийных образцах достаточно сложно было что-то регулировать, зачастую требовалась недюжинная физическая сила, то современные койки изгибаются и поворачиваются практически во всех плоскостях простым нажатием на кнопку. Причем управление может осуществляться как с самой кровати, так и с пульта дистанционного управления, как пациентом, так и персоналом. Немаловажно то, что кнопки, вмонтированные в больничную кровать, необходимо нажимать в определенном порядке, то есть исключается возможность случайного нажатия во сне.

- Врачи каких специальностей чаще всего получают в свой арсенал новую медицинскую технику?

- Чаще всего новинки достаются хирургам - инструментарий, операционные столы, лампы и прочее оборудование и оснащение. Врачами терапевтического профиля, в основном, занимаются фармацевтические компании, именно от них поступают новые разработки для этой категории специалистов.

- Основной поток медицинской аппаратуры и инструментария идет от зарубежных производителей, а что слышно от российских НИИ и предприятий?

- На выставках иногда появляются достаточно интересные новаторские разработки, хотя и недоработанные в плане дизайна. Но, к сожалению, на выставочных образцах все и заканчивается, до серийного производства дело не доходит, а если доходит, то с ростом количества начинает страдать качество изделий. В первую очередь это зависит от отсутствия серьезных инвестиций в медицинскую промышленность со стороны государства, а отечественное здравоохранение просто не имеет достаточно средств, для того, чтобы размещать серьезные заказы на российских заводах. Серьезное промышленное предприятие не будет делать 10 или 20 кроватей, ему это экономически невыгодно. А даже если и сделает, то продукция фактически окажется "золотой".

На Западе же производство медицинского оборудования отлажено, есть государственные и частные инвестиции, потому что есть уверенность в государственных заказах. Там все производится тысячами и десятками тысяч, поэтому, как ни странно, сложное и высокотехнологичное зарубежное оборудование аналогичное отечественным разработкам оказывается дешевле - в пересчете на единицу продукции.

- Ассортимент медицинского оборудования изменяется достаточно интенсивно, постоянно усовершенствуется и дополняется. Как врачу за всем этим уследить? Как быть в курсе событий?

- В первую очередь это, конечно же, Интернет. На сайтах производителей и продавцов сегодня можно найти максимум необходимой информации. Например, мы организуем рассылку новостей нашим подписчикам, ежегодно к выставкам издаем исправленные и дополненные каталоги, по которым интересующийся новой продукцией специалист может заказать все, что ему необходимо. Правда, это в основном касается оборудования, по инструментарию раздавать такую информацию не получается - тома каталога будут соперничать по объему со справочником Видаля, поэтому вместе с каталогами по медоборудованию мы распространяем электронную версию каталогов на хирургический инструментарий, записанную на CD. Потенциальный пользователь инструментария, имея компьютер, может легко ознакомиться с каталогом инструментов, содержащим свыше 15000 наименований. Разумеется, вся эта информация обязательно присутствует и на нашем сайте medec.ru в свободном доступе.

- Аппаратура становится все сложнее и эффективно работает она только в руках грамотного специалиста. Каким образом медики учатся с ней работать - самостоятельно изучая инструкции или методом проб и ошибок?

- По новому оборудованию мы всегда проводим обучение пользователей. Такое обучение может быть организовано либо на заводах-производителях в Европе, либо в нашем московском офисе, либо непосредственно в клинике. Конечно, существуют подробные инструкции на русском языке, но врачи в основной своей массе оторваны от техники, поэтому им сложно самим вникать в техническую документацию. Зачастую достаточно несколько раз показать на практике - как пользоваться тем или иным прибором или аппаратом - и все становится на свои места.

Например, корпорация АRTHREX совместно с нами, как эксклюзивным дистрибьютором в России, странах СНГ и Балтии, два-три раза в год проводит в России выездные обучающие семинары, там врачи знакомятся с новыми методиками, новым инструментарием и оборудованием, применяемым в артроскопии. На эти семинары приезжают инженеры-разработчики из научно-технического центра ARTHREX, расположенного в Naples (CША), ведущие немецкие и американские хирурги ортопеды-артроскописты, собираются хирурги россияне и их коллеги из ближнего зарубежья. В ходе семинаров приглашенные не только слушают лекции, но и присутствуют на показательных операциях с использованием самых новых методик оперативного лечения.

- Есть ли обратная связь в цепочке производитель-врач-пациент? Учитываются ли замечания и пожелания врачей и пациентов при модернизации существующего оборудования и создании новых образцов?

- Да, такая связь, безусловно, существует. В разработке новых образцов, наверное, в меньшей степени, потому что врач редко может грамотно составить техническое задание для производителя. А что касается модернизации или изменения размеров уже существующего оборудования - здесь ведется плотная работа, причем достаточно оперативная. Благодаря гибкости технологических процессов у наших поставщиков, на внесение корректировок в выбранные модели уходит от нескольких недель до месяцев. Производители всегда идут навстречу и при этом стараются даже не повышать стоимость продукции, хотя их издержки на выпуск нескольких нестандартных изделий, конечно, значительно возрастают.

- Модернизация - это, конечно, хорошо. Но ведь на использование новых аппаратов, приборов и инструментов в России необходимо разрешение соответствующих органов. Минздрава в данном случае. С какими проблемами приходится сталкиваться?

- Вот как раз на эту процедуру и уходит больше всего времени, сил и средств. Чтобы зарегистрировать какое-то новое оборудование, требуется от полугода до года. В Россию для целей регистрации и сертификации завозится один экземпляр оборудования. Далее проводятся его испытания: технические, гигиенические, токсикологические, затем два клинических испытания. После этого все протоколы испытаний передаются в Минсоцздрав РФ, где все данные проверяются и перепроверяются - и только потом изделия регистрируются в России и выдаются Регистрационные удостоверения. После этого происходит процедура сертификации медицинских изделий на соответствие ГОСТ России, при этом иногда требуется провести еще 2-3 испытания образца продукции. И только после всего вышеуказанного мы имеем право ввозить приборы и инструменты в Россию.

С одной стороны это, конечно, оправдано с точки зрения безопасности пациентов и персонала. Но, когда изделие имеет все возможные европейские или американские сертификаты, где к качеству подобной продукции относятся очень и очень строго, причем требования постоянно ужесточаются, то возникает вопрос целесообразности многочисленных повторных проверок. Иногда случаются и казусы: пока наши проверяющие и разрешающие клерки подготовят все документы на "новинку", производитель уже снимает ее с производства, заменив новой, еще более совершенной моделью.

Тем не менее, мы стараемся в максимально сжатые сроки доводить самые современные образцы медицинской техники от ведущих мировых производителей до российских пользователей.

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: health.kp
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное