Все выпуски  

Сотвори себя сам. О скорочтении и самосовершенствовании Информирование и чтение


В последнее время я размышляю над тем, что такое чтение. Причиной тому несколько споров с преподавателями скорочтения, которые приравнивают чтение простому восприятию.

Ты за рулем, и вот подъезжаешь к светофору — нога нажимает на тормоз, когда глаза видят красный сигнал светофора. А водитель при этом может разговаривать, слушать музыку. Так же поступает и скорочитатель.

На сколько уместна аналогия? Открываем справочник и читаем что такое чтение:

ЧТЕНИЕ — специфическая форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов, одна из основных форм опосредованной коммуникации.

Ч — не одностороннее воздействие произведений на читателя, выражающееся в пассивном восприятии, усвоении содержания текста, а активное взаимодействие между коммуникаторами (создателями текста) и реципиентами (читателями)

Мало найдется охотников коммуницировать со светофором. Он же железка — кто с ним спорит!

То же самое происходит при прослушивании музыки, поедании вкусного фрукта. Получил впечатление и пошел дальше. Но, вот если начинаешь сравнивать, то зарождается символы, а символы превращаются в язык! Теперь ты не просто пьешь вино — ты эстэт!

В ходе Ч происходит процесс «сотворчества» автора и читателя Ч существенно отличается от других видов коммуникации Это связано со спецификой текста как знаковой системы, элементы которой существуют в неподвижной пространственной форме, предусматривающей их последующее зрительное восприятие, и с возможностью фиксирования, хранения, тиражирования информации в таком виде, при котором процессы потребления не совпадают по времени с их производством, а могут длиться на протяжении веков. Эта особенность превращает Ч в весьма рациональный способ передачи и усвоения знаний и ценностей, выработанных человечеством.

Это значит, что текст не просто читается, но обдумывается. При чтении начинается реструктурирование внутренней структуры мышления. Это значит, что во время чтения или позже, читатель многократно возвращается к прочитанному и обдумывает и размышляет. Если нет обдумывания и перекодировки во внутренние образы, то и чтения нет.
Мы можем воспринимать картину как впечатление, но если мы понимаем язык и начинаем распознавать символы, которыми создано произведение, то просто так наслаждаться не получится.

Например, просмотр «Рождественской истории» Дикенса может стать мучением. Мультфильм можно воспринять как отличную анимацию, но если капнуть чуть дальше, то распознать кучу жестких манипуляций.
Почему в истории осуждается богатенький бездетный жадина, но ни как не трудяга, который не задумываясь о пропитании плодит себе подобных. Кстати эта проблема поднята в Японском фильме «Нарояма» — вопрос там решался другим путем — взяли и закопали слишком плодовитых…

Продолжение статьи и ее обсуждение вот здесь http://sm100.ru/archives/4551


В избранное