Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Секреты ремонта и дизайна интерьера Выпуск No 771 от 2008-11-28


Секреты ремонта и дизайна интерьера

Выпуск No 771 от 2008-11-28


Детская комната как пространство для развития

Психологами давно установлено, что такие элементы окружающего нас пространства, как цвета, формы, линии, текстуры, звуки, запахи, а также различные образы и символы, - все это имеет влияние на эмоциональные состояния человека, его настроение, психологические характеристики. Различные компоненты обстановки, атмосфера в определенной совокупности влияют на принятие решений, особенности коммуникации между людьми, психологический настрой и поведение. Кроме того, все эти элементы могут способствовать развитию тех или иных способностей, качеств и умений, что можно использовать при построении развивающей среды для детей.


С помощью зрения, слуха, тактильных и вкусовых ощущений ребенок познает все, что его окружает. Поэтому специально подготовленная и созданная взрослыми развивающая среда играет едва ли на решающую роль в жизни ребенка буквально с первых дней его появления на свет. Разум ребенка работает как сложная впитывающая система. Это означает, что не только профессиональным педагогам необходимо с вниманием относиться к проектированию специально подготовленной для их воспитанников развивающей среды, но и обычным родителям, в доме которых появились малыши, стоит подумать, как организовать пространство их жизни с наибольшей пользой.



В период младенчества и раннего детства очень важно своевременно обеспечивать условия для формирования тех или иных психологических качеств. В эти периоды идет активное формирование личности ребенка, поэтому нужно сделать пространство, в котором будет развиваться малыш, как можно более полезным. Если вы хотите создать для своего ребенка среду, которая будет максимально благоприятна для его полноценного развития, то в разработке интерьера комнаты для новорожденного необходимо руководствоваться некоторыми важными принципами, которые будут изложены ниже.

Формы и линии окружающего пространства имеют неоспоримое воздействие на эмоциональное состояние человека. В интерьере линии можно увидеть в оформлении занавесок, в картинах и фотографиях, учебных досках, в бордюрах на обоях и на рисунках самих обоев, в составных зеркалах и различных панно. Чтобы окружающее пространство не пугало и не беспокоило маленького ребенка, используйте в оформлении комнаты плавные линии и округлые формы. Они вызывают приятные эмоции, воспринимаются легко и дают ощущение надежности и спокойствия. В больших количествах зигзагообразные, ломаные линии и неправильные формы раздражают и держат в напряжении. Но иногда они полезны, так как способны активизировать организм и помогают взбодриться.

Материалы по теме
Детская комната - собственный "дом"
Детская для двоих
Детская комната: эволюция образа
Детская в цвете: что выбрать?
Детская комната: можно и нельзя
А вот текстуры могут быть совершенно различные: гладкие, шероховатые, рельефные. Маленький ребенок получает информацию об окружающем его мире с помощью тактильных ощущений, через ладони и кончики пальцев, поэтому разные фактуры будут для него полезны и интересны. Восприятие неровных и шероховатых поверхностей приводит к активизации нервной системы, а также к активизации ресурсов человеческого организма. Все это способствует возникновению возбужденных эмоциональных состояний, увеличивает активность деятельности. Ровные и мягкие поверхности вызывают расслабление организма, снижение физиологической активности. Восприятие такой текстуры способно успокаивать, уменьшать напряжение, нейтрализовать тревогу и нервные состояния.

Советы по использованию:

1. Если Ваш ребенок слишком вялый и заторможенный, мало разговаривает, то его можно стимулировать «возбуждающими» элементами интерьера. Для этого хорошо подойдут угловатые формы, неровные и шероховатые поверхности, зигзагообразные линии, которые зрительно и через тактильный уровень смогут возбудить его нервную систему, придать активность его физическим действиям и психологическим состояниям. Это могут быть шероховатый ворсистый коврик, броские аксессуары неправильных форм (вазочки, салфетки, фоторамки), жесткая мочалка.

2. Если же ребенок, наоборот, гиперактивен, быстро возбудим, слишком подвижен и неусидчив или даже агрессивен, часто нервничает и раздражается, то в пространстве его комнаты хорошо будет использовать «успокаивающие» компоненты. В таком случае нужно избегать резких линий и форменных перепадов, острых углов, а использовать округлые формы, мягкие текстуры и плавные линии. Все это можно воплотить в оформлении окна, зеркала, полочек.

3. Вопреки мнению большинства, в первый год жизни не стоит использовать на полу мягкие ковры с крупным пушистым ворсом. На твердом покрытии – паркете или ламинате – ребенку будет легче ползать, и он сможет быстрее научиться вставать на ноги и делать первые шаги.

4. Если нужно, чтобы ребенок что-нибудь запомнил, используйте для этого круг. То, что необходимо увидеть и запомнить в первую очередь, помещайте в причудливую нестандартную форму.

5. Хотите сконцентрировать внимание на чем-то важном, поместите это в квадрат или прямоугольник, желательно желтого цвета.

6. У ребенка стресс, постелите мягкое одеяло, плед, дайте приятную мягкую игрушку или просто предложите поиграть с большим надувным мячиком.
Игрушки также имеют большое значение для правильного развития ребенка. Считается, что уже с двухмесячного возраста ребенок начинает так или иначе играть, проявляя интерес к различным предметам, вещицам.

В связи с тем, что в начальный период жизни у ребенка необходимо активно развивать все стороны эмоциональной и физической сфер, его игрушки должны быть разнообразными по своему функциональному назначению. Для зрительной стимуляции нужны разноцветные, яркие, привлекающие внимание игрушки. С 1-1,5 месяцев над кроваткой можно повесить подвижную конструкцию с игрушками, и постарайтесь устроить ее так, чтобы ребенок смог дотянуться до них и захватить ручкой.

Важно давать ребенку игрушки, издающие звуки: погремушки, пищалки, свистелки, а затем и более сложные, такие как детское пианино, металлофон с молоточками. Психологами установлено, что такие игрушки способствуют развитию так называемой «звукопроизносительной» стороны речи.

Начиная со второго полугодия используйте игрушки, предназначенные для развития предметной деятельности. К этому времени ребенок начинает потихоньку осознавать и запоминать особенности своих игрушек. Существует известный принцип: «развитие пальцев – развитие головного мозга», поэтому заготовьте побольше предметов, связанных с мелкой моторикой. Это могут быть деревянные бусы, разные по размеру кубики, фигурки. Способность к мышлению стимулируйте играми в пирамидки, сборно-разборные конструкции, вкладыванием одного предмета в другой.

По мере взросления малыша – от 1,5 до 3 лет – постепенно приучайте его к вещам бытового обихода: начинайте давать для игры кружки, ложки, тарелочки. Обязательно купите кукол, пупсов, маленьких животных, а также мебель, кухню, коляски, чтобы на примере игры с ними ребенок научился взаимоотношениям и заботе, смог перенять социальные роли.

Образность и символизм

Здесь речь идет об элементах образов или целых образах, благоприятствующих развитию. В пространстве вокруг нас существует множество символов. Некоторые из них универсальны для всего человечества, другие же принадлежат определенной культуре или социальному слою. Символы бывают врожденными и приобретенными. Врожденные символы предаются из поколения в поколение на генетическом уровне, вызывая определенные стереотипные реакции у любого человека. Приобретенные символы человек получает в результате запечатления (импринтинга), и они становятся движущими силами в определенных реакциях и поведении, так как становятся запечатленными моделями в психике.

Символы работают как автоматические кнопки, которые вызывают реакцию и затем направляют ее в определенную точку. С помощью перевода необходимой информации в структуру определенного символа можно добиться нужного результата ее восприятия, запечатления, внутрипсихической проработки и усвоения. Так, например, сердце – символ любви и доброты, он сразу настраивает на благополучный лад, а вот зигзаг молнии всегда говорит об опасности и заставляет насторожиться.

Несмотря на то, что Ваш малыш еще маленький, комнату лучше постараться разделить на зоны. Пусть это будет даже условно, но такой подход создаст максимум удобств как для ребенка, так и для Вас самих. Деление на зоны очень важно, так как оно помогает обогатить среду обитания, одновременно разнообразить и упорядочить жизнедеятельность ребенка, а также максимально сгруппировать в каждой зоне именно те компоненты и предметы, которые отвечают за развитие в одной конкретной сфере.

Обычную комнату можно разбить на следующие зоны:

Спальное место. Для его оформления используйте мягкие спокойные тона, лучше зеленые и голубые, а отделить этот уголок можно шторой или прозрачной завесой.

Игровая зона. В ней будут собраны все игрушки Вашего малыша, сборные конструкции, кубики и пирамиды. Ее можно украсить яркими цветами и разрешить рисовать прямо на обоях.

Зона физического развития. Если захотите приучать свое чадо к здоровому образу жизни с «первых дней», повесьте в этой части комнаты качели, лесенку и маленький турник.

Создайте для своего малыша импровизированный «домик» или шалаш с маленькой мебелью и предметами обихода. Это позволит ему иногда уединяться и прятаться, а также сформирует самостоятельный подход в обустройстве своего личного быта.

Поделить комнату можно с помощью небольших «легких» перегородок: прозрачных ширм или стеллажей; можно выстроить гипсокартонный барьер или использовать для этого мебель – комод, шкаф. Также хорошей идеей будет деление за счет отделочных материалов: разные напольные покрытия, фактура стен или же различные уровни пола, потолка, ниши.

Мобильность интерьера

Для ребенка, который по своей природе всегда тянется к новым впечатлениям и эмоциям, будет немаловажным плюсом почаще менять обстановку вокруг него. Поэтому всегда хорошо, когда у вас есть возможность хотя бы немного изменить пространство в цветовом и материальном исполнении. Постараться сделать это можно, используя мебель-трансформер, передвижные ширмы, экраны, планшеты, обои-хамелеоны или другие решения.

Пугачёва Мария, психолог

подробнее >>


Оставить отзыв


Новые интересные материалы:




ведущий рассылки Виктор Римчук

Архив Рассылки | Описание Рассылки | Статистика Рассылки

Рекомендуем подписаться:

Рассылки Subscribe.Ru
Вира.Ежедневные новости строительства. Москва, Россия, мир.
Vira.ru. Новые статьи о дизайне интерьера и ремонте.
Новые интерьеры. Галерея выполненных компанией "Вира" работ.
Рассылка 'Секреты ремонта и дизайна интерьера'

В избранное