Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Секреты ремонта и дизайна интерьера Выпуск No 1226 от 2016-08-05


Секреты ремонта и дизайна интерьера

Выпуск No 1226 от 2016-08-05


Улица гобеленов

«Ничто не сможет лучше, чем это искусство, служить одновременно и украшением, и противоядием функциональной и утилитарной архитектуре, к которой мы приговорены. Оно оживляет архитектуру, внедряет плотное и спокойное творение человеческих рук и очарование изобретательного творческого духа, который непрерывно возрождается при помощи новых материалов и старых приемов текстиля, – может быть, самого древнего из всех искусств, предлагаемых нашей цивилизацией».
Клод Леви-Строс, социолог, этнограф, историк.

Вопреки распространенному мнению, тенденции интерьерной моды становятся все более и более предсказуемы: на фоне расцвета инкубаторного hi-tech и прохладного минимализма возрастает интерес декораторов к теплому и благородному виду прикладного искусства – к гобеленам.

Итак, утвердившись в жанре высокого искусства, шпалеры (они же – гобелены) возвращаются в интерьер.

Шпалеры, гобелены, таписерия

Как и все первые вещи в мире, гобелены появились в Древнем Египте – их фрагменты были обнаружены в качестве обоев из египетских захоронений. Понятия «гобелен» еще не существовало, такие ткани назывались «коптскими». Что примечательно, большинство приемов плетения, изобретенных в III–XII веках коптскими ткачами, используются и сегодня. В Европе шпалеры впервые появились в Германии, создавались они в небольших мастерских или в монастырях. Огромные тканые полотна служили не столько для украшения, сколько для утепления холодного каменного жилища. Само слово «шпалера» – немецкое Spalier – означает безворсовый, как правило, настенный ковер с сюжетным, орнаментальным или пейзажным изображением, выполненный вручную.

Слово «гобелен» появилось позднее, после 1662 года, когда в Париже от-крылась королевская мануфактура семейства Гоббеленов.

Красильщик Жилль Гоббелен прибыл в царствование короля Франциска I из Реймса в Париж, основал неподалеку от города красильню для шерсти. Впоследствии его наследники продолжали развивать это заведение и прибавили к нему ковровую ткацкую. Позже Людовик XIV купил и красильню, и ткацкую, наделил их статусом, щедро одарил новым зданием и деньгами на содержание мануфактуры. Фактически это была придворная мастерская: так как никто в стране, кроме короля, не мог позволить себе купить эти безумно дорогие произведения искусства, то они и не поступали в продажу, а шли прямиком на украшение королевских дворцов и подарки за границу. Таким образом, мануфактура существовала как художественное учреждение, не принося никакого дохода. Впоследствии все шпалеры, созданные на этой фабрике, стали называть «гобеленами» (les gobelins), а еще позднее обыватели начнут называть так все тканые безворсовые ковры-картины, вне зависимости от места производства. Это не совсем верно: если нет уверенности в том, что родина полотна – Франция, то правильнее применить слово «шпалера», а не «гобелен».

Есть еще один, менее распространенный термин для обозначения художественного текстиля, правда, в более широком смысле – «таписерия». Это слово греческого происхождения: «тапес» по-гречески означает ковер, скатерть, покрывало. Отсюда произошло обозначение в различных европейских языках сначала произведений коврового ткачества, а затем и шпалерного. Таписериями называют полотна, представляющие собой некоторый симбиоз пластики с ткацким ремеслом, полотна, зачастую не имеющие ничего общего ни со шпалерным ткачеством, ни тем более с гобеленом и выступающие чаще представителями монументальной и театрально-декорационной области искусства, чем прикладной.

В России исторически принято использовать термины «гобелен» и «шпалера». Оба обозначения вошли в русский язык в XVIII веке, когда в 1717 году была основана первая петербургская шпалерная мастерская с приглашенными французскими мастерами. XVIII век был временем расцвета ткацкого искусства. Мануфактура в Бове становится известной во всей Европе, самые именитые художники мира стремятся создавать свои картоны (шаблоны, эскизы, по которым впоследствии создается шпалера) для ткацких мастерских. В Испании начинает свою работу мастерская Санта-Барбары, основанная Филиппом V Бурбоном. В последней четверти восемнадцатого столетия эта мануфактура приобретает подлинную известность благодаря тому, что в качестве художника здесь работал Гойя. С 1774 по 1791 он написал 45 картин, служивших картонами шпалер для убранства королевского дворца. Появились первые школы профессионалов-гобеленщиков непосредственно при мануфактурах: нигде больше не учили этому ремеслу, слишком большим количеством специфических знаний и способностей требовалось обладать будущим мастерам.

Дорого и бесценно

В механическом отношении техника плетения шпалер очень проста, но требует от создателя полной сосредоточенности и безукоризненного терпения. Только представьте: ткачу необходимо воссоздать с помощью нитей картину, писанную масляными красками, причем оригинал обычно очень сложный, созданный известным живописцем. Мастер должен быть сведущ в рисунке, колорите, светотени, а помимо этого, еще и владеть спецификой ткацкого дела, уметь ловко совмещать нити не только разных оттенков, но и разной фактуры, шелк с шерстью, например, для передачи определенного эффекта. Если мы говорим об эксклюзивной работе, когда основа ткани вручную опутывается разноцветными нитями, то на создание 28 кв. см у профессионала уйдет весь день. На 4–5 кв. м рисунка – 300 дней. За счет этого цена подлинного гобелена очень высока. В России – от $1000 за кв. м, в Европе – от $3000. Более того, в России как такового рынка шпалер не существует, и магазинов, где можно было бы купить настоящий гобелен, – единиц ы, зачастую художники-одиночки делают полотна на заказ «по вашему эскизу».

Только однажды в Москву привозили большую выставку старинных французских гобеленов – в конце июня 2005 года. Были представлены работы XIV–XX веков из легендарной парижской галереи Boccara. Сейчас собрание этой коллекции насчитывает более двухсот экземпляров и по праву считается одним из самых больших в мире. Экспозиция стала одной из самых посещаемых, увидеть своими глазами знаменитые полотна пришла почти вся Москва, посещение выставки входило даже в протоколы проведения деловых переговоров. И современные, и уникальные старинные шпалеры на этой выставке можно было купить. Но сделать этого нашим коллекционерам не удалось: собрание полотен признали контрабандой, а против представителей галереи Боккара в Москве возбудили уголовное дело. Что, безусловно, только подстегнуло интерес ценителей.

Затем, в 2006 году в России прошло целых две выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина – «Западноевропейские шпалеры XVI–XX веков» и «Автор-ская шпалера Гриши Брускина». Разумеется, событие с приглашен-ными журналистами обратило внимание публики как на полотна известных мастеров, так и на представителя советского авангарда Григория Давидовича Брускина, работающего по классической шпалерной технике. О шпалерах начали говорить всерьез не только как об исторической ценности, но и как об элементе современного дизайна помещений.

Интерес к старинному ткачеству во всем мире повысился еще и благодаря прошедшей в 2002 году в Нью-Йорке выставке «Гобелены эпохи Возрождения: искусство и великолепие». «Шквал звонков после выставки от людей, интересующихся самым дорогим видом искусства того времени», – говорит Симона Блоу. Ее отец Войтек Блоу был известным продавцом и коллекционером гобеленов. Благодаря ему старинные подлинники есть в частных коллекциях Дастина Хоффмана, Стивена Спилберга, в Белом доме. На аукционе Sotheby's его собрание работ почти сразу после выставки в Нью-Йорке ушло за $4,8 млн долларов.

Бешеный спрос на гобелены среди современников вызван еще и, как ни странно, модой на большие дома в США. Огромные пространства довольно трудно декорировать в минималистичной манере, а свежие идеи и нестандартные решения необходимы как воздух. Американские арт-дилеры говорят, что им случается продать по пять гобеленов за один раз, и это нонсенс в области продаж такого специфического свойства.

Миллиардеры из Microsoft, издатели, продюсеры и манекенщицы с мировым именем, оказывается, живо интересуются изображениями рыцарских поединков, единорогов и прекрасных дам, вытканных вручную серебряными и золотыми нитями.

Поразительно, что недавно в Белоруссии (!) открылся «Первый Гобелен Клуб», создатели которого убеждены, что «паркер, роллс-ройс и гобелен – вещи одного порядка». Клуб собирает художников, выставляет их работы, приглашает людей, которых интересует само понятие «гобелен». Директор по маркетингу и рекламе этого проекта искренне болеет за возрождение традиций этого вида искусства и продвижение имен современных мастеров.

Очевидно, что мода на шпалеры возвращается. Дизайн современного интерьера становится более «мягким», «теплым». Авангард, обнаженные стены, техногенные стилизации в обустройстве жилища стали уже практически массовым скучным продуктом, а суровые, минималистичные решения в архитектуре провоцируют на классические ходы в оформлении внутреннего убранства дома. Возникает естественная потребность в уюте, в произведениях кропотливой ручной работы. Эксперты аукционов и арт-дилеры утверждают, что даже во вкусах покупателей произошла перемена: если раньше пользовались спросом шпалеры с изображением природы, пейзажей и цветов, то сейчас в ходу полотна с библейским и историческим сюжетом. Современные художники больше не стремятся создать нейтральные картины с ярким геометрическим рисунком, который бы органично смотрелся в hi-tech-обстановке. Кстати, подобные шпалеры были в одно время в моде, но, поскольку они бесконечно тиражировались машинным способом, то особенной культурной ценности не несли и были чем-то вроде фактурного постера на стену. Многие дизайнеры уже не отвергают возможности декорирования офисных помещений шпалерными полотнами. «Например, гобелен по картине Малевича «Черный квадрат» найдет свое место даже в самом строгом офисе», – уверен владелец петербургского интерьерного салона, пожелавший остаться неизвестным.

Мария КРУГОВАЯ

Фото www.tapisserie-aubusson.com

подробнее >>




Оставить отзыв




ведущий рассылки Виктор Римчук

Архив Рассылки | Описание Рассылки | Статистика Рассылки

Рекомендуем подписаться:

Рассылки Subscribe.Ru
Вира.Ежедневные новости строительства. Москва, Россия, мир.
Vira.ru. Новые статьи о дизайне интерьера и ремонте.
Новые интерьеры. Галерея выполненных компанией "Вира" работ.
Рассылка 'Секреты ремонта и дизайна интерьера'

В избранное