Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культуры Deja vu


Информационный Канал Subscribe.Ru


Изображение(Ислам)  Пластическое искусство средневекового арабо-мусульманского общества по своей природе - искусство неизобразительное, если понимать изобразительность как инструмент передачи информации через сюжетно оправданные изображения, инспирированные конкретным миром природы или миром людей. Идея неизобразительности Бога, унаследованная арабами-мусульманами от автохтонных аравийских культов, в то же время была инспирирована активным противопоставлением монотеизма идолопоклонству, язычеству. Невозможность изображения Бога не исключила из арабо-мусульманской культуры возможности интерпретации идеи Бога в терминах изобразительного искусства, понимаемого мусульманином как искусство воображения, т.е. искусство создания образов в форме визуальной метафоры (но не символа!)

                                                 Т. Х. Стародуб    10 стр.   25 илл.

     

Строительная жертва   У западноевропейских народов очень широко распространены предания и саги о людях, которые были заживо замурованы в фундаментах или стенах разных построек, особенно же средневековых замков и городских крепостей. Эти легендарные сказания вполне реалистичны, т. е. это не простой вымысел поэтической фантазии; саги эти некогда соответствовали исторической действительности. О реалистичности их свидетельствуют археологические раскопки на месте разрушенных сооружений. Строительная жертва — это обычай, распространенный по всей земле и у народов всех культурных ступеней. Мы находим его в Китае, Японии, Индии, Сиаме, на о. Борнео, в Африке, у семитов, в Новой Зеландии, на о. Таити, на Гавайских и Фиджийских островах и у чибчей Южной Америки. У всех европейских народов он был распространен в средние века.

                                                     Д. К. Зеленин    31 стр.

 

Вещь (Япония)   Для японцев слово «вещь», хоть и лежит в другой плоскости, но почти столь же всеобъемлюще, как слово «Бог» для христианского мира. Ибо любая рукотворная и нерукотворная «вещь» в составе традиционной японской культуры — это чувственное, материальное или духовное воплощение абсолюта Дао, как наименовали его еще древние китайцы. Как раз именно древние китайцы (с VI—V вв. до н.э.) в лице Конфуция, Лао-цзы и их многочисленных последователей и комментаторов широко внедрили в свой понятийный аппарат слово «вещь» (моно), дав ему философское звучание. Даже само великое слово Дао названо у Лао-цзы «вещью». В «Дао дэ цзин» читаем: «Вот вещь, в хаосе возникающая, прежде неба и земли родившаяся!- Ее можно считать матерью Поднебесной. Я не знаю ее имени. Обозначая иероглифом, назову ее дао...»

                                                Н. Г. Анарина    17 стр.   15 илл.

 


                                                                              Дополнения

 

К статье Вещь:      Топоров В.Н.  Вещь в антропоцентрической перспективе

К статье Истина:   Васильева Т.В. Великая правда Протагора

 

     

 

                                                            Ролан Барт. Удовольствие от текста

     Один из возможных способов оценки современных произведений: их ценность, очевидно, проистекает из их двойственности. Это значит, что у них всегда есть два края. Может показаться, что взрывоопасный край, будучи средоточием насильственного начала, находится в привилегированном положении; между тем, на самом деле насилие отнюдь не является источником удовольствия; удовольствие равнодушно к разрушению; оно ищет того места, где наступает беспамятство, где происходит сдвиг, разрыв, дефляция, fading, охватывающий субъекта в самый разгар наслаждения. Поэтому таким краем пространства удовольствия оказывается именно культура, в любой ее форме.                    


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.dejavu
Отписаться

В избранное