Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Темные Века Средневековья

  Все выпуски  

Темные Века Средневековья


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Темные Века Средневековья -  DMA land

Ведьмы
Знак ведьмы и орудия колджовства
Часть II
 
      ЗНАК ВЕДЬМЫ

       Во время суда за колдовство и черную магию необходимо было доказать наличие двух вещей — любимца и «знака ведьмы». И то, и другое несложно было отыскать. «Любимцем» могло быть любое домашнее животное, даже таракан, ползущий по полу жилища. За «знак ведьмы» также принималось что угодно — от большого размера соска, что само по себе считалось неопровержимым доказательством, до любой физической аномалии, вроде бородавки или родинки. Только абсолютно совершенное тело могло выдержать столь тщательную проверку. Впрочем, в этом случае в вину могло быть поставлено физическое совершенство.

      Проверка была доскональной, и в этом нет никаких сомнений. Подозреваемую женщину раздевали догола, затем сбривали с головы и тела все волосы и тщательно ее осматривали. Нередко проверка проводилась публично, в присутствии неограниченного количества исследователей ведьм. Иногда женщину привязывали к стулу, так как считали, что отметина хорошо замаскирована и скрывается в интимных местах. «Обыск», как правило, был весьма подробный. И хотя суды над ведьмами проходили под эгидой защиты морали, они разжигали садистские наклонности у палачей и толпы. 

КОЛДОВСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ

      Колдовство было своего рода ремеслом. У ведьм, как и у любого ремесленника, существовал набор инструментов, которые они использовали при заклинаниях или приготовлении настоек, словом, при колдовстве. Несмотря на то, что методы и орудия порой различались, некоторые вещи оставались неизменными. Любая ведьма, забежав без предупреждения к своей подружке, всегда могла их найти. К таким вещам, несомненно, относилась метла, на которой совершались ночные полеты. В более ранних преданиях о ведьмах это были вилы или просто деревянная палка. Растения с длинным стеблем, такие как бобы или горох, тоже подходили для этого действия, хотя общепризнанным средством передвижения стала все-таки метла. В книге Реджинальда Скотта «Открытие колдовства» («Discovery of witchcraft»), вышедшей в 1584 г., сообщалось, что «на всех своих колдовских сборищах ведьмы ни разу не преминули потанцевать... а во время пения и плясок одна из них обязательно держала в руках метлу, поднятую над головой». 

      Было важно, из чего сделана -метла: в Уорчестершире, в районе Кривого леса, для метлы использовали дубовые ветки, а для палки — орешник. Березой перевязывали прутья метлы. Все три дерева, считалось, были наделены чудодейственной магической силой. Дуб был лесным королем, орех — символом мудрости, а береза — очищения. Возможно, вторым по значимости инструментом ведьм был котел. Еще в Древней Греции ведьмы использовали его для своих деяний. Когда Медея, колдунья из Колхиды, и Жрица Геката готовили убийство царя Пелия. то им был необходим котел. Когда Макбет встретил в темной пещере трех зловещих сестер, то те сидели вокруг кипящего котла И приговаривали: «Пусть работа станет еще тяжелей, пусть огонь горит, а котел кипит». Так напевая в унисон, сестры бросали в котел глаз тритона, собачий язык, лапу ящерицы и волчий зуб. Затем они поведали Макбету о том, что ждет его впереди. У друидов богиня луны Церридвен варила в котле вдохновений магические травы. Ее «рагу» должно было готовиться год и один день, а по окончании этого срока получались три капли Мудрости (или божественного вдохновения)— таинственный Авен. В дальнейшем котел стал неофициальным символом ведьм. Благодаря способности преобразовывать свое содержимое, т. е. превращать разнородные элементы в пищу или в снадобье, котел стал неотъемлемой частью кухонной утвари, а треножник, на котором он крепился, олицетворением тройственной натуры богини Луны. 


      Четыре основных элемента — вода, огонь, земля и воздух — имели отношение к котлу. Водой его заполняли, огонь заставлял воду кипеть, земные травы варились внутри него, а пар от булькающего варева поднимался вверх. Третьим необходимым инструментом в арсенале ведьм было магическое зеркало, которое могло иметь форму шара или быть плоским. Если у ведьмы отсутствовал этот предмет, то его заменяла заполненная водой черная чаша. Впрочем, из чего бы ни был сделан магический кристалл, именно с его помощью ведьма гадала и предсказывала будущее. Всматриваясь в зеркальные глубины, она видела, что происходит в любом месте и в любое время, узнавала, что делается за многие мили от нее и находила ответ на мучивший ее вопрос: «Зеркальце, зеркальце, что на стене, кто всех красивей в нашей стране?» Известно, что в приморских городах ведьмы использовали вместо зеркала стеклянные поплавки от рыбацких сетей. Они, как правило, изготовлялись из темно-зеленого или синего стекла и выглядели вполне безобидно. У знаменитой ирландской ведьмы Бидди Эрли был любимый пузырь синего цвета. 

       Но чем бы ни был волшебный шар, сначала его надо было «освятить». Для этого его держали под светом полной луны. Когда ведьма не пользовалась шаром, то хранила его в плотно закрытой коробке или заворачивала в черный бархат. Ни в коем случае зеркальный шар нельзя было оставлять на солнце. Шар красиво переливался при мерцающем свете свечи. Иногда его так оставляли для улучшения магических свойств. Некоторым колдуньям нравилось, как тоненький Огонек свечи отражается в шаре, хотя другие предпочитали тусклый рассеянный свет в комнате. Рядом курился фимиам. Если все шло, как и следовало, магический шар поначалу становился мутным, а затем гадалка начинала различать в нем образы. Присмотревшись, она отчетливо различала предметы, шар давал ей возможность увидеть то, что она хотела. Послание могло быть явным — лицо самого известного в данной местности человека. Иногда появлялся какой-нибудь символ, который следовало истолковать. Но для большинства ведьм это не составляло большого труда.

      Ворожеи были сильны в разгадывании подобных головоломок. Арсенал ведьм был не полон, если в нем не находилось специального ножа, который предназначался вовсе не для срезания корешков. Этот кинжал, на черной рукоятке и лезвии которого были выгравированы магические символы, назывался «Атам». Он обычно вручался новоиспеченной ведьме в ночь посвящения и использовался ею для начертания магического круга, смешивания священной соли с водой во время Эсбата (ежемесячной встречи ведьм) и для того, чтобы держать в повиновении вызванных на землю духов. Гравюра 1555 г. «История северных -народов» изображает ведьму, которая в одной руке сжимает пучок волшебных трав, а в другой сверкающий «Атам» управляется с ордой демонов, как заправский боец. 

ВЛАСТЕЛИНЫ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

      Как только ведьмы собирались вместе, верховная жрица простирала руки по очереди во все стороны света. Вынув из ножен «Атам», она взывала к «сильным мира сего», или основным стихиям, о помощи — к каждой в соответствующем направлении: к земле — на север, к воздуху — на восток, к огню — на юг, к воде — на запад. В древности считалось, что мир состоит из четырех основных стихий. Ведьмы верили, что если они овладеют силой земли, воздуха, огня и воды, то станут еще могущественнее. Сами «властелины» представляли нечто среднее между людьми и призраками. И число их было огромно. Как и духов, их можно было вызвать. 

      Перемещались они с невероятной скоростью, хотя и состояли, как люди, из плоти и крови. «Властелины» были смертны, т. е. могли заболеть и умереть. Однако поймать их было невозможно. В определенном смысле они и вели себя как люди — ходили, спали, разговаривали, но могли жить лишь в своей стихии. Согласно алхимику Парацельсу, который систематизировал сведения о них, те, кто жил в земле, имели карликовый рост. Эти существа скрывались в недрах земли и стерегли ее сокровища. За малый рост их называли гномами, но в гневе они могли становиться гигантами. Эти подземные жители постоянно питали неприязнь к людям. Но человек, нуждающийся в услугах гномов, мог укротить их словами: «Если вы сослужите мне службу, то я тоже послужу вам», — так утверждал Парацельс. 

       «Властелины» воздуха, казалось, более дружески настроены к людям, и их было легче приручить. Эти духи воздуха больше всех походили на людей. Они известны как «сильфы» и «сильвестры». В воде господствовали «ундины». Считалось, что они, в отличие от остальной нечисти, могли выходить замуж за смертных. Однако Парацельс предостерегал: если человека угораздит жениться на ундине, то он не должен сердить ее, проходя мимо водоема, иначе жена может спрыгнуть в воду и больше не вернуться. «Властелинами» огня были саламандры — мифические животные, похожие на ящериц. Они могли жить и дышать в пламени. Ни один человек не имел возможности подойти к ним, как, впрочем, и они не приближались к людям Бенвенуто Челлини в своих мемуарах писал о том, что видел саламандру, которая «развлекалась, сидя на раскаленных углях» в камине его дома. Парацельс считал, что «властелины» стихий испытывали отвращение к пьяницам и глупцам с высоким самомнением. Зато к простым и искренним людям они относились с симпатией. Чем меньше тщеславия и лицемерия было в человеке, тем проще для него было найти доступ к «властелинам». 

МАГИЧЕСКИЕ КНИГИ


       Каждая ведьма, умевшая писать, вела небольшую книжку, куда записывала рецепты приготовления снадобий, заклинания и результаты своей работы. Для ведьм эта книга, получившая название «Книга Теней», была чем-то Вроде лага на корабле и лабораторного журнала исследователя. 

      В те времена, когда за колдовство преследовали, хранить такие книги было небезопасно, поэтому их тщательно прятали. После смерти ведьмы ее подругам по шабашу рекомендовалось выбрать из нее все необходимое, а оригинал сжечь (что, возможно, уже произошло с ее составительницей).

      По дошедшим до наших дней сведениям можно судить о тех проверенных способах, которые позволяли ведьмам увеличить могущество.


      Один из наиболее популярных видов колдовства назывался «рука славы».

      Рецепт был прост. У повешенного отрубали руку, Обматывали тряпкой , а затем пытались выдавить из нее Остатки крови. После этого руку клали в глиняный горшок и мариновали вместе с солью, перцем и селитрой. Две недели спустя содержимое доставали и сушили на Солнце или, если было топливо, в печи, добавляя папоротник и вербену.

      Для чего же нужна такая «рука славы»? Это был универсальный метод колдовства. Следовало поджечь пальцы, и пока они горят, загадывать самые гнусные желания. Мартин Дель Рио, демонолог, живший в XVI в., поведал, что как-то раз один вор зажег «руку славы» и пожелал, чтобы хозяева дома заснули, а он тем временем смог бы обшарить все ящики. К несчастью для него, девушка-служанка заметила, как вор поджигал руку. После неудачных попыток залить огонь водой, и даже пивом, ей все-таки удалось потушить тлеющие пальцы, выплеснув на них кувшин молока. Почему это ей удалось, до сих пор остается загадкой. Хозяева тотчас же проснулись, вор был схвачен, а девушка щедро награждена. 

      Хозяева дома могли защитить себя от злых чар, используя специальную мазь. Книга «Чудесные секреты природной и каббалистической магии маленького Альберта» (1772г.) учит, что мазь надо готовить тогда, когда на небе видны созвездия Псов, и использовать три составные части: желчь черного кота, кровь ушастой совы и жир белой курицы. Смазав приготовленным снадобьем порог и другие места, через которые можно проникнуть в дом, хозяева защищали себя от чар сушеной руки. 


      «Ведьмина петля» — еще одно доморощенное средство колдовства. Ее -изготовление не составляло большого труда. Для этого необходима длинная веревка или нить и пригоршня белых гусиных перьев. (Иногда использовали черные перья ворон и грачей.)

       Сплетая нити в канат, ведьма произносила заклинания в адрес того человека, кому хотела нанести вред. Каждый раз, делая узел, она слала ему проклятия и при этом втыкала в узел перо. Завершив работу, она прятала свое творение в постели несчастной жертвы. Однако известно, что к канату можно было привязать камень и бросить его в пруд. Считалось, что вместе с поднимавшимися на поверхность пузырями выходили злые чары. Следовало лишь помнить, что канат состоял из трех нитей, означающих магическое число, а перья должны были принадлежать самцу. Благодаря им ведьма могла быть уверена в том, что ее проклятья настигнут жертву. В Италии такое колдовство называли «ла гирланда делле стреге», или «ведьмин венок», «ведьмина гирлянда».


      «Кувшин Беллармине» назван по имени кардинала Беллармине, хмурый бородатый профиль которого частенько изображали на сосуде. Производили эти кувшины в Рейнской области в XVI в. Торговцы завезли их в Англию, где они и получили широкое распространение. Однако использовали их не всегда с благими намерениями. 

        Кувшин Беллармине — крепкий глиняный сосуд, пузатый, с узким горлом, которое было несложно заткнуть Простой пробкой. Хранилось в нем все: от вина до меда. Кроме того, кувшин можно было приспособить под колдовское зелье для наложения и снятия проклятий, поэтому у него появилось и другое название — «ведьмина бутыль».

      Ведьмы, желающие наслать на кого-нибудь порчу, наполняли кувшин обрезками ногтей, волос и мочой выбранной жертвы. (В те дни, когда повсеместно использовались ночные горшки, достать эти компоненты было несложно.) Иногда из красной материи вырезали сердечко, прокалывали его булавками и помещали в кувшин. Плотно заткнутый сосуд закапывали в укромном месте или бросали в реку. Теперь оставалось только ждать, когда жертва почувствует себя плохо и умрет.

      Кувшин Беллармине использовался также и для защиты от чар. Если кто-то считал, что его околдовали, то сам мог собрать ногти, волосы и мочу предполагаемой ведьмы и положить их в собственную «волшебную» бутыль. В полночь, с молитвой к Господину, бутыль надо было поставить на огонь и довести содержимое до кипения. Считалось, что как только приблизится точка кипения, кровь в венах ведьмы тоже закипит. В этом случае колдунья вынуждена была быстро снять свое заклятье. Когда кувшин взрывался (малоприятная вещь, особенно если помнить, что в нем находилось), то предполагалось, что ведьма погибала.
 
      Обычай использовать ведьмину бутыль был распространен долгие годы. В 1850-е годы знаменитый английский астролог и собиратель трав Джеймс Маррел Хитрый пользовался им во время врачевания. Знахарь жил в маленьком дощатом домике напротив Хадлейской церкви. Однажды он заметил девушку, которая находилась в припадке истерии: лаяла по-собачьи и ползала на четвереньках. Ее семья подозревала, что это были происки цыганки, которую девушка утром того же дня обнаружила в сарайке и выставила на улицу. Та убралась, но проворчала под нос: «Ты еще об этом пожалеешь, моя милая». После этого и начались припадки. 
Маррел согласился с версией родственников. Он тотчас же приготовил ведьмину бутыль, заполнил ее травами, булавками и небольшим количеством крови и мочи девушки. (Использование собственного «материала» хотя и считалось необычным, но иногда практиковалось.) Затем он поставил бутыль на огонь. Комната была затемнена, двери заперты. Присутствующих попросили соблюдать тишину, иначе снять чары не удастся.

       Прошло совсем немного времени, и все сидящие вокруг огня услышали, как к двери приблизились чьи-то шаги, и раздался настойчивый стук. Старушечий голос умолял: «Ради Бога, прекратите! Вы меня убиваете!» Секунду спустя бутыль лопнула и все стихло. Приступы у девушки прекратились. 

      На следующий день проезжавший мимо путешественник обнаружил в трех милях от городка на обочине дороги полуобгорелый труп цыганки. 



  www.werd.h1.ru

Валерия Уэрд (Valerya Werd)



 
Рассылка 'Темные Века Средневековья' DMA - Стратегическая online игра Записки Ветерана

List Banner 
                                                          Exchange lite

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное