Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Легендарные и исторические лики Азии


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выпуск №2

Ширак

 

Если бы идеи патентовались в древности как сейчас, то Ширак имел бы полное право подать в суд на Сусанина за плагиат.

После гибели Кира, Ахеменидский престол достался Камбизу – сыну Кира, отличавшемуся особо буйным характером, граничившим с безумием. Камбиз успешно воюет и усмиряет мидян, поднявших восстание. Причем подавляет их сопротивление с жестокостью редкой даже в те времена, когда люди вообще не отличались особой щепетильностью.

Как ни странно безумие Камбиза в чем-то сослужило ему хорошую службу – несомненно, он был личность харизматичной, мог наводить страх на многие, очень многие расстояния. Слухи о жестокой расправе так пугали народы, покоренные персами, что Камбизу более не приходилось прилагать усилия для каких либо крупных военных действий. Камбиз ударом ноги убивает свою любимую жену, однако и самому ему осталось жить недолго. Кровавый пот Камбиза, внушавший ужас всем кто удостоился счастья лицезреть солнцеподобного избранника Ахурамазды, был следствием серьезной болезни вскоре унесшей его в могилу.

После смерти Камбиза, не оставившего после себя наследника, началась смута. Трон на какое-то время занял некий Гаумата, мидянин по происхождению, один из приближенных Камбиза. Но правил он недолго, в большую игру включается род Гистаспа с сыном его Дариавушем.

Насколько ужасен, мрачен и злобен был Камбиз, настолько Дариавуш привлекал сердца благородных мужей страны Ариан Ваэджи своими положительными качествами. Ликом прекрасен, осанкой благороден, поступью величав, помыслами чист, стремлениями велик, речами любезен. Дарий сын Гистаспа уже отличился в нескольких сражениях и был популярен среди армии. Спокойная храбрость, дипломатичность, рассудительность Дариавуша отвечала всем требованиям обожествленной династии Ахеменидов и народ Персии без труда поверил в нового избранника Ахурамазды. Дарий не разочаровал свой народ.

‘и сын Гистаспа Дарий

крепко наносил врагам удары’

Под внешней миролюбивостью Дария скрывался опытный и дальновидный политик. Кир строил свою политику по линии «Помощь бедствующим народам, страдающим от тирании своих правителей», то есть персы не завоевывали, они приходили на помощь. Дарий несколько изменил этот постулат, и отныне если персы воевали то исключительно «ради целостности территориального пространства Персии и укрепления внешних границ». Забавно, что прошло почти три тысячелетия с тех пор, но данные формулировки использовались неоднократно на протяжении веков, да и сейчас используются повсеместно.

Территориально пространство понятие растяжимое, вот и растягивалась великая Ахеменидская держава во всех направлениях. Однако Дарий не забывал и об укреплении завоеванных территорий, о чем, кстати, довольно часто забывал Кир, и уж совсем не помнил Камбиз, в результате чего, этим двоим довольно часто приходилось повторно завоевывать одни и те же участки земель. Дарий хороший хозяйственник и экономист, он не разбрасывается ресурсами, будь то хоть люди, хоть золото, хоть время.

Дариавуш не забыл о саках. Скифские племена постоянно чувствуют на себе внимание властелина семи созвездий.  Дариавуш не торопится, он забирает земли понемногу, укрепляя их крепостями и гарнизонами. Он заводит дипломатические связи с правителями скифов, его хитроумные ходы фактически сделали вассалами трех наиболее могущественных царей массагетов -  правителя хорезмийцев Шах Сафара, царя Омарга, и даже царицу Томирис.

Последствия войны с Киром были более болезненны для победителей скифов, чем для персов. Фактически для огромной империи персов это был один неудачный рейд, сакские племена же переживали гибель сородичей острее.

Саки убедились на личном примере, что не такие уж и трусы эти персы. И, несмотря на изнеженность, в бою сражаются храбро и жестоко. Пусть они не так метки, как скифы, не так сильны, и не так быстры, но стрел у них явно больше, вооружены лучше.

Когда Дариавуш объявил поход против саков, подозреваю что саки очень и очень глубоко вздохнули. На большом сборе массагетов более не слышны веселые выкрики «ура! война». Даже молодые удальцы, рвавшиеся к битвам понимали нависшую опасность. На совете племен поступают осторожные советы избежать битвы, уйти в тихие земли, ведь скифы кочевники! Однако уже не все. Заречные саки живут в городищах и стали почти полностью оседлым народом. Да и прочие жители оазисов не желают оставлять родные места. Призывы подкупленных Дарием старейшин подчиниться персам, отвергнуты, слишком сильны и былые обиды, да и гордость скифов. Решение войны с персами принимается, хоть и не так единодушно как в случае с первым нашествием персов.

Дарий в отличие от Кира не стал сначала объявлять войну, а затем снаряжать армию. Дарий объявил войну фактически своим наступлением. Первым крупным объектом на пути Дария становится городище апасаков. Кунхаз – вождь апасаков закрывает ворота. Крепость простояла на удивление долго. Персы не смогли сломить сопротивление ни осадными орудиями, ни прочими методами, хотя опыта осаждения городов у персов хоть отбавляй, а городище Кунхаза, далеко не каменное.

Персы проникают в город хитростью. Апасаки разослали весть всем сакским племенам и ожидали подмоги. Особо надеялись они на яксартов – наиболее воинственный и лихой из всех племен. И вот однжды яксарты пришли. Апасаки с радостью и надеждой открывают ворота храбрым наездникам в островерхих колпаках. И в город врываются персы, переодетые яксартами

На скале высеченной еще по приказу Кира изображены были покоренные цари, соединенные между собой цепями на шее. После похода Дария, появляется 7-е последнее изображение в этом ряду – облик скифского царя в островерхой шапке, склонивший некогда гордую голову, в кандалах и цепью на шее. Скунха – так произносили персы имя Кунхаза.

Масагеты не успевали собраться, так неожиданно и быстро было нападение. После побоища устроенного в городище Кунхаз, назад пути нет. Спасает саков на этот раз не отвага и умение армии, не отработанная тактика, спасает в первую очередь человеческий подвиг. Вернее нечеловеческий подвиг совершенный человеком.

Об облике Ширака сохранились противоречивые сведения. В одних источниках это старик, в других он молод. В первом случае он сам придумывает и осуществляет свой план, во втором угрюмый пастух вызывается добровольцем для выполнения задания. Ширак обезображивает себе лицо многими порезами и направляется в лагерь персов.

Дарий в данный момент нуждался в проводнике. После взятия городища Кунхаза, Дарий столкнулся с той же проблемой, что и Кир – потерял противника. Других крупных городов у скифов не было, а где их основные силы Дарий не знал. Найти среди пленных проводников не удавалось, а те кто польстившись на посулы персов соглашались им помочь загадочным образом исчезали или умирали. Ширак прихдит к персам как затаивший обиду на соплеменников и жаждущий мести за обиду. Персы верят ему, и Ширак становится проводником.

Ширак утверждает, что лагерь саков всего В трех переходах пути. Дарий помня, что пустыня это пустыня, берет припасов в три раза больше, однако он не учел что один переход Ширака равнялся девяти.

Экскурсия по Каракумам одна из самых увлекательнейших в мире, однако персы не смогли по достоинству оценить круиз. Они обвиняют Ширака, на что он упрекает их в медлительности. Обессиленное войско идет за ним. Ночами саки дают Шираку сигналы указывая ему направление. Ширак ведет персов в самое сердце пустыни.

И наконец персы оказываются посреди бесконечного моря песка, застилающего горизонт. Раскаленное солнце отражается в каждой песчинке, смертельный желтый горизонт сливается с небом и убивает саму надежду. Персы догадались о ловушке слишком поздно, они там «где зверь пробежит, ноги обожжет, птица пролетит крылья сожжет».

Разъяренные персы разрубают Ширака. Могила его не сохранилась, однако подвиг и имя осталось жить в веках.

А через пару дней, ночью персы вновь услышат тот самый бой барабанов и звон бубнов, который оказался последним для Кира. Окруженные со всех сторон скифами, голодные, больные, обессиленные персы с ужасом внимали им, для многих эти звуки стали предсмертными.

Дарий оказался более удачлив, чем Кир, ему удалось избежать гибели, и вернутся в Персию. Однако никогда более Царь царей не пытался усмирить народы ‘по ту сторону реки’. Многие столетия, для прочих царей, потрясателей вселенной, великих полководцев земли эти оставались запретными. Там жили странные народы…которые лучше не трогать…

 

 

Летописец рекомендует : Явдат Ильясов ‘Тропа гнева’

 

Напишите летописцу об интересующих Вас вопросах.

В следующем выпуске – Спитамен.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.faseuzb
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное