Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тексты народных преданий

  Все выпуски  

Незадолго до своей смерти Владимир Святой разделил Русскую землю между сыновьями; ростовским князем стал Борис, а муромским - Глеб. Старший сын Владимира (от другой жены) Святополк, ставший великим князем киевским после смерти отца, решил истребить братьев, чтобы править единовластно.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Добрый день!


Вы получили это письмо, так как подписались на рассылку "Тексты народных преданий"


Выпуск 11

Борис и Глеб

Источник: Калики перехожие: Сборник стихов и исследование П. Бессонова. М., 1861. Вып.3, стр. 632.

Небольшой комментарий

С.Н. Азбелев:

Незадолго до своей смерти Владимир Святой разделил Русскую землю между сыновьями; ростовским князем стал Борис, а муромским - Глеб. Старший сын Владимира (от другой жены) Святополк, ставший великим князем киевским после смерти отца, решил истребить братьев, чтобы править единовластно. Возвращавшийся из похода на печенегов Борис был заколот посланными Святополка на реке Альте 24 июля 1015 года. Затем Святополк послал гонца в Ростов к Глебу, призывая его поспешить в Киев, дабы проститься с будто бы живым еще отцом. Другой брат, новогородский князь Ярослав, узнавший об убийстве Бориса, послал предостеречь Глеба. Гонец Ярослава застал Глеба на реке Смядыне около Смоленска. Сюда же вскоре подоспели убийцы, посланные навстречу Глебу Святополком. По данным некоторых летописей, Глеб стал умолять их пощадить его жизнь и отвезти к Святополку, если он в чем-либо виноват. Но Глеба зарезали тут же 5 сентября 1015 г. Борис был похоронен в церкви Вышгорода, а Глеб - на месте его убиения. Вскоре Святополк (получивший затем прозвание Окаянный) был побежден в войне с Ярославом и умер во время бегства после битвы на реке Альте. Завладев Киевом, Ярослав в 1019 г. приказал перенести тело Глеба в церковь Вышгорода и положить рядом с Борисом.

Рассказывали, что от их гробниц совершались исцеления и другие чудеса. В 1072 г. тела Бориса и Глеба перенесли в специально построенный новый храм Вышгорода. Русская церковь признала их святыми. Культ Бориса и Глеба стал очень популярен в Древней Руси, церковное житие их, написанное уже в 80-х годах XI в., читалось во время церковных служб. Народная баллада о Борисе и Глебе особенностями своего содержания обязана воздействию жития.


Со восточного держания,

Во славесном Киеве-граде,

А жил себе Володимир-князь.

Имел себе да трех сынов,

А трех сынов возлюбленныих:

Старейший брат, а больший князь,

А меньшие Борис и Глеб.

Живши-бывши Володимир-князь,

Стал своих чадов бласловляти,

Удельными градами наделяти.

Доставался Чернигов-град

Старейшему брату Святополкию,

А двум братам Борису и Глебу

Славесный Киев-град.

Живши-бывши Владимир-князь

Во доме своем переставился.

Чада его возлюбленны

Со славой его, света, погребали,

Погребали, похороняли.

Разъезжалися в разныя страны:

Старейший брат в Чернигов-град,

А меньшие браты, два брата Борис и Глеб,

Во славесный Киев-град.

Живши-бывши старейший брат,

Живши-бывши а больший князь,

В уме своем разуме смешался.

Он пишет, князь, злописание

Двум братам Борису и Глебу:

"А меньшие вы мои братие,

Святые князья вы благоверные,

Два брата Борисе и Глебе!

Прошу я вас на пир к себе,

Почестный вам пир пировати,

Отца в моем доме поминати".

Послы его прихождали,

Посыльный лист приношали

Двум братам Борису и Глебу.

Два брата Бориса и Глеба

Посыльный лист принимали,

Перед матушкой прочитали;

Начали плакати-рыдати,

А жалобным гласом причитати.

Им матушка говорила:

"Чада мои возлюбленны,

Святые князья благоверные,

Два брата Борисе и Глебе!

Не ездите к большому брату в гости,

К старейшему брату Святополкию:

А больший князь ненавистный-злой,

Не на пир он вас зовет пировати,

Не отца в своем доме поминати,

Он хочет, злой, затребити,

Всею Росеей завладати,

Со всеми со удельными городами,

Со всеми со верными со слугами".

Они матушки не слушались,

Садились на добрых конев,

Поехали к большому брату в гости.

А больший князь, ненавистный-злой,

Не в доме он братиев встречает,

Встречает далече во чистом поле,

Свирепо на братьев взирает,

Он зрит на них, яко разбойник.

Два брата Борисе и Глебе

Видют они напасть свою,

Слезали со добрых конев,

Упали большому брату в ноги,

Старейшему брату Святополку,

Борис упал в правую ногу,

А Глеб упал во левую;

Начали плакати-рыдати,

А жалобным гласом причитати:

"Любимый наш старейший брат,

Старейший брат, а больший князь!

Не срежь наши главы незрелыя,

Не пролей ты крови християнской понапрасно,

Возьми ты нас к себе в рабы,

Работай ты нами, как рабами!"

А больший князь, ненавистный-злой,

Ни на что, злодей, он не взирает,

Ни на плаканье, ни на рыданье,

Ни на жалобное причитанье:

Борису взял - копье вружил.

А Глеба взял - ножем зарезал;

А те тела, Борисово,

Борисово и Глебово,

Повелел в темны леса затащати,

На разны колоды разложити.

Садился, злой, на добрый конь.

Он ездит, сам похвалялся:

"Теперича вся наша Росея,

Со всеми со удельными городами,

Со всеми со верными со слугами!"

Господь хвалы не слушает:

Сослал Господь да двух ангелов,

Со копием со питритом;

Повелел Господь землю подрезати,

Подрезати и потрясати;

Земля с кровию смешалася,

Как в синем море волны.

А те мощи, Борисовы,

Борисовы и Глебовы,

Лежали они ровно тридцать лет:

Ни зверь их, ни птица не тронула,

Ни солночное восхождение,

Ни мрачное попечение.

Явилося явление

От земли есть и до неба,

Явился столб белый каменный;

К тому столбу белу каменну

Сходилися-съезжалися

Цари и славны патриархи,

И все православные християне:

Служили молебны почестны

Тем телам, Борису и Глебу.

Поем славу Борисову,

Борисову и Глебову,

Вовек их слава не минуется.

И вовеки, аминь.


Литература "в тему":
Савелий Сендерович Георгий Победоносец в русской культуре. Страницы истории
В истории России, пожалуй, нет образа, игравшего и до сего дня играющего более интенсивную и многообразную символическую роль, чем образ Георгия Победоносца, копьем пронзающего змея. Это один из самых продуктивных лейтмотивов как русской, так и европейской культуры. Книга С.Я. Сендеровича, профессора русской литературы и средневековых исследований Корнельского университета в США, представляет собой монографию по феноменологии культуры. Мотив Георгия Победоносца рассматривается как культурный комплекс, имеющий следующие измерения: иконографию (иконы, фрески, скульптуры, монеты, печати и т.д.), житийные и литургические церковные тексты, официальный церковно-государственный культ, народно-фольклорный культ (ритуалы и поверья), внецерковную поэзию и сказочно-мифологические антецеденты. Книга дает наиболее обширный в мировой литературе критический обзор исследований по теме. Сообщается история культа от возникновения и до нового времени на Западе и на Руси. Ряд глав посвящен монографическим исследованиям значимости мотива Георгия Победоносца в конкретных произведениях русского фольклора, литературы и изобразительного искусства от Слова о полку Игореве до живописи Василия Кандинского и прозы Бориса Пастернака. Книга снабжена 57 иллюстрациями. Цена - 142 руб.
Святая Русь. Большая энциклопедия русского народа. Русское государство
Свод энциклопедических сведений о русском государственном порядке, православной монархии, самодержавном Российском царстве. История, идеология и практика державного строительства. Вселенский характер русской государственности. Избранничество в борьбе с мировым злом. Верноподданничество и гражданственность. Священные основы власти великих князей и царей. Жизнь и деятельность царствующих особ и государственных деятелей. Устройство государственного аппарата, его отдельных ветвей и учреждений. Законодательство и суд. Органы самоуправления. Сословия и государственные территории Великой России. Цена - 980 руб.
Восточные славяне. Антропология и этническая история
Коллективная монография суммирует итоги более чем столетнего периода изучения восточных славян. В ней освещаются проблемы этнической истории восточных славян, их взаимоотношения с балто- и финноязычными и другими соседящими народами, проблемы ранней и поздней колонизации восточноевропейских земель, генетических истоков восточных славян и славянской прародины. Анализируются различные системы антропологических признаков, позволяющих использовать антропологический материал в качестве исторического источника. Это диагностика физического типа древнего и современного населения, дерматоглифика, одонтология, генетические маркеры, палеодемография, ономастика, фотопортрет. Работа коллектива авторов не просто подводит итоги сделанного за столь продолжительный период изучения восточнославянской антропологии, но, с учетом новых направлений исследований в мировой антропологической науке, с применением методов многомерной статистики и использованием новейших антропологических методик, продолжает разработку как полученных ранее, так и собранных вновь антропологических материалов. Монография предназначена для широкого круга научной общественности и всех, кто интересуется вопросами древней и современной истории России.Цена - 430 руб.

До встречи!

Александр Якутский



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное