Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Наши мудрые дети Любовь к природе


Охрана окружающей среды

 

Любовь к природе

 

 

 

Природоведение и экология

С первого класса дети изучают природоведение, а потом естествознание в средней и старшей школе. Как же так получается, что в итоге нам приходится учить детей защищать окружающую среду и вводить дополнительные курсы и предметы? Почему сами курсы Природоведения и Естествознания не прививают детям таких понятий, как беречь и охранять природу.

Наверное потому, что эти курсы дают детям голую сухую информацию об окружающем мире и законах его развития. Беречь можно только то что любишь. Разве можно любить информацию.
Надо учить детей смотреть на природу глазами души. Это первое необходимое условие для воспитание в подрастающем поколении чувства ответственности за окружающий мир. Тем более, что наша замечательная русская литература может помочь в этом. Сколько у нас чудесных писателей, которые прививали детям любовь к родной природе.


Вдумайтесь в слова Михаила Пришвина «Внутренняя жизнь природы — это я, или душа человека, и если надо что-нибудь в природе понять, то надо просто углубиться в себя, не выпуская из вида внешнего облика того, что захотелось в природе понять».
П
осмотрите, как трепетно любил природу Николай Сладков, написавший огромное количество книг о природе для детей: «Мир природы таинственен и прекрасен. Радость неведомого захлестывает тебя. Положи руку на пульс лесных дебрей, вслушайся в их тихий, затаенный стук. Не спеши обрывать крылья у бабочки: береги свое удивление!»
Как и всякое другое чувство, чувство природы должно быть развиваемо в детях с самого раннего возраста; чем позже, тем это делается труднее. В школе этому делу, естественно, должен служить предмет природоведения, начинающийся с первого года школьного обучения.  Воспитание чувства природы — источника любви и тяготения к при­роде — должно составлять первую и главную задачу Экологии. Вот что об этом написал еще в прошлом веке знаменитый русский ученый профессор Дмитрий Кайгородов:
Естественный и единственный верный путь для успешного куль­тивирования чувства природы, это — возможно частое общение с природой и возможно большее ознакомление с предметами и явлениями окружающей природы. Отсюда — необходимость  частых экскурсий на природу и очевидная необходимость  построения предмета природоведения на местной природе.
Соответственно своей цели, такие хрестоматии отнюдь не должны отдавать сухостью учебников. Имея целью содействовать воспитанию чувства природы, они сами должны быть согреты этим чувством (любовь вызывает лю­бовь!). Хорошую помощь в этом отношении оказывают со­ответственно выбранные стихотворения и отрывки художествен­ной прозы.
Пора, пора об этом подумать... Мы оторвались от природы, перестали ее чувствовать и перестаем ее любить. Оторвавшись от природы, мы потеряли здоровье — физическое и духовное. Нужно приблизить нарастающие поколения к природе, культивируя в них любовь к ней. Нужно культивировать в школе не МЕРТВУЮ НАУКУ о природе, а ЖИВУЮ ЛЮБОВЬ к природе  и Божьим творениям, ее составляющим.
Он написал об этом в своей книге «Природа в будущей школе» более 100 лет назад. Но эти слова актуальны и сейчас. Пока мы не научим детей любить окружающую их природу, никакой предмет, посвященный Экологии или Охране окружающей среды не заставит людей беречь природу.
А любовь начинается со сказки, стихотворения, с чувства близости к природе.



Из письма педагога:
В нашем ВУЗе в прошлом году открыли новую специальность: «Защита окружающей среды» Меня назначили заведовать выпускающей кафедрой. Я по собственной инициативе решила во время приемных экзаменов провести собеседование с абитуриентами. Интересно же, с кем придется дело иметь.

Выслушала я ответы будущих экологов и ужаснулась: ничего нового, кроме написанного мною в рекламном проспекте, я не услышала! Даже интереса к выбранной профессии не почувствовала. Причина такого отношения понятна: мальчики пришли от армии «откосить»; на законном основании, девочки – наверное, замуж выйти, женихов-то полный институт. Но кто же будет охранять окружающую природу!?

На ближайшем заседании преподнесла сей грустный факт своим коллегам. Посоветовались и решили сами готовить себе абитуриентов. Разобрали адреса подшефных школ и провели встречи с учителями старших классов. Пришли к общему мнению: дети собираются быть экономистами, юристами и управленцами. И я поняла, что готовить специалистов нашего профиля нужно буквально с детского сада. Правда, таких мелких подшефных у нас нет, пришлось с учителями младших классов побеседовать.

Скажу откровенно: не у всех мои заботы нашли понимание. Но в любом деле можно найти энтузиастов. Как бы дети не увлекались компьютером, а сказки все равно любят слушать. Решили на уроках природоведения не сухие данные из учебника использовать, а читать сказки о природе. Пришлось покопаться в интернете, пока нашла то, что хотела: книгу «Сказки о цветах и деревьях»; А. Лопатиной и М. Скребцовой. Если бы я уже не любила свою специальность эколога, то после прочтения этой умной, тонкой и доброй книги, обязательно бы решила стать защитником природы. И дети с удовольствием слушали истории о цветах и деревьях, зверях и птицах, горах и морях, дожде и молнии.

А в конце учебного года школа организовала экскурсию на озеро, возле которого местный химкомбинат расположен. Равнодушных осталось мало при виде мертвой воды желто-зеленого цвета и красно-серого облака над дымящими трубами. Я не думаю, что конкурс на специальность «Защита окружающей среды» взлетит в следующем году, но начинать с чего-нибудь надо! А то вымрем, как мамонты…

 


Волшебный мир сказки

 

Сказка из книги «Сказки о цветах и деревьях»
Лесной гастроном

 

Однажды в городскую школу пришел учиться новый мальчик. Он был сыном лесничего и приехал издалека. Новый мальчик очень понравился ребятам. Он умел погоду предсказывать, знал интересные истории о жизни разных зверей и птиц. Но, когда  все пошли на уборку листвы в городском парке, новый мальчик  отказался работать вместе со всеми. Он сказал учителю:
  Не буду я  листья опавшие и траву прошлогоднюю жечь, я деревьям не враг...
  Не говори глупостей, — строго прервал его учитель.
Мальчик махнул рукой и ушел из парка.
Ребята весело провели день, прыгая в кучах разноцветных листьев. Потом кучи листьев, опавших сучьев и сухой травы зажгли, и все ели бутерброды и пели песни.
Когда на следующий день ребята рассказали, как весело они провели время, мальчик снова насупился:
  Вы сами бутерброды ели, а у деревьев и цветов еду отобрали. Попробовали бы вы так в нашем лесу сделать, мой папа вас бы сразу из леса погнал. 
  Какую еду? — удивились ребята. — Деревья из почвы и воздуха питаются, нам учитель рассказывал.
  Да, а откуда в почве питательные вещества берутся? — спросил ребят мальчик.
  В нее люди удобрения добавляют, — объяснили ребята.
  Где же вы видели, чтобы лес удобряли? — снова спросил мальчик.
  А лес и не надо удобрять, там сама по себе почва питательная. Сам в лесу жил и не знаешь, — удивилась одна девочка. — Когда мы с мамой в лес ходили, мама  там питательной земли набрала для наших цветов.
  Я-то знаю, что само по себе ничего не бывает.  Вы продукты в гастрономе покупаете, а лес сам свой гастроном пополняет. Листья и ветки сухие, трава старая — лучшая еда для почвы. Почвенные жители — черви, грибы и бактерии — все это едят и в питание для растений превращают. Так они каждый год друг о друге заботятся. А вы, когда парк чистили, почву без витаминов оставили. Теперь ей  нечем травы, кустарники и деревья подкармливать. Деревья и травы старались, себе запасы готовили, а вы сожгли все.
  Ну,
ты даешь, — удивленно сказали ребята. — Парк не лес все-таки. Да и деревья до сих пор живы, хотя листья в нашем парке каждый год сжигают.
  Конечно, все равно в почве питание остается, — согласился мальчик. — Только мало его. Вот и не растут в парке такие травы, цветы да ягоды, как в лесу.
Задумались ребята, не знают, что ответить.

 

Вопросы и задания к прочитанному о природе:


- Как вы сами считаете, нужно ли сжигать осенью опавшие листья?
-
Нарисуйте почву и ее обитателей.
-
Напишите сказку о содружестве обитателей почвы и растений.
-
Рассмотрите под микроскопом образцы почвы из леса и из города.
-
Сравните их и запишите свои наблюдения.


 

Ознакомиться с книгами, скачать, прослушать и заказать 
вы можете на сайте Добрые Сказки - => Книги для детей, родителей и педагогов
Методика "Добрые Сказки" широко используется родителями и учителями в России, Украине и на Западе.
Книги по методике Добрые Сказки на английском языке вы можете прочесть
на англ. версии сайта =>Добрая Книга - Kind Book




Как познакомить ребенка
с творчеством русских художников:

Былины и сказания по мотивам картин
художника В.М.Васнецова

С уважением,
Ведущая рассылки,
Сайт по Нравственно-Творческому воспитанию по методике Добрые Сказки


В избранное